Главная | Форум | Партнеры

Культура Портал - Все проходит, культура остается!
АнтиКвар

КиноКартина

ГазетаКультура

МелоМания

МирВеры

МизанСцена

СуперОбложка

Акции

АртеФакт

Газета "Культура"

№ 51 (7510) 29 декабря - 11 января 2005г.

Рубрики раздела

Архив

2011 год
№1 №2 №3
№4 №5 №6
№7 №8 №9
№10 №11 №12
№13 №14 №15
№16 №17 №18
№19 №20 №21
№22 №23 №24
№25 №26 №27-28
№29-30 №31 №33
№32    
2010 год
2009 год
2008 год
2007 год
2006 год
2005 год
2004 год
2003 год
2002 год
2001 год
2000 год
1999 год
1998 год
1997 год

Счётчики

TopList
Rambler's Top100

Музыка

Вокруг рояля

"Декабрьские вечера" продолжаются

Татьяна ДАВЫДОВА
Фото Эдуарда ЛЕВИНА


Д.Стерн, И.Фауст и А.Мельников

В центре двух камерных вечеров фестиваля, о которых пойдет речь, оказались пианисты Александр Мельников и Валерий Афанасьев. Мельников посвятил вечер памяти Рихтера и инициировал исполнение произведений ХХ века, которые Святослав Теофилович некогда открыл для себя и для публики. В большей мере это касается Камерного концерта Берга (для фортепиано, скрипки и 13 духовых), впервые исполненного Рихтером в апреле 1972 года в Москве. Для музыканта это был грандиозный, как бы сказали теперь, проект со студенческим оркестром под управлением Юрия Николаевского и скрипачом Олегом Каганом. "Почти год я потратил на разучивание Камерного концерта, - писал Рихтер. - Потребовалось не меньше сотни репетиций, чтобы преодолеть невообразимые трудности этого стоящего особняком произведения, исполнить которое иначе было бы невозможно..." Затем в Париже была сделана запись, и с нею Рихтер старался познакомить как можно больше друзей. Он ревниво сравнивал свою версию с другими, хотел убедиться и убедить всех, что это большая творческая удача, что эта музыка вовсе не слабая у Берга и стоит затраченных усилий, что "пять звездочек" в Италии и Франции записи присвоили заслуженно.

В.Афанасьев

Над сочинением Берга с Мельниковым, его постоянной партнершей по сцене, немецкой скрипачкой Изабель Фауст, и российскими музыкантами начал работать Теодор Курентзис. Но его внезапно отозвали в Новосибирск готовить подопечный ему театр к визиту Российского Президента. Принял дело и довел его до конца, в целом довольно успешного, американец Дэвид Стерн, сын великого скрипача - в настоящее время главный приглашенный дирижер Оперы Руана, основатель и дирижер ансамбля старинной музыки "Opera Fuoco", ведущий активную концертную деятельность в Европе и США. Сегодня трудно представить, чтобы кто-то потратил на произведение сотню репетиций. Но выступлению Мельникова, Фауст и сборной духовиков (представителей преимущественно БСО и РНО) под управлением Стерна, очевидно, предшествовала усердная, кропотливая работа. Мельников еще и написал аннотацию к концерту (между прочим, фестивальному буклету очень не хватает аннотационной части; одна заинтригованная слушательница уподобила услышанное детективу, где "все время что-то происходит и ничего не понятно"). Ясно, что даже с комментарием произведение Берга - в крайней степени сложное, прежде всего конструктивно, - не может быть быстро понято. Им можно увлечь, заинтересовать, всколыхнуть фантазию, и музыканты постарались это сделать, преподнеся эту музыку с уверенностью и "знанием темы" (ну а до полной свободы нужно, наверное, еще с десяток репетиций).

Видимо, концерт Берга стал причиной того, что в гораздо более "сыром" виде предстала в первом отделении фантазия "Aubade" ("Утренняя серенада") Пуленка для фортепиано и 18 инструментов. Некогда Рихтер удивлялся, как она может иметь у французов "в пять раз больший успех, чем гениальный квинтет Шостаковича". Успех между тем вполне объяснимый: музыка-то красивая. Жаль, у нас редко исполняется, и жаль, что Владимир Васильев в свое время отказался от ее постановки на сцене, а чем мы хуже парижан?.. В центре же программы ярко и убедительно прозвучал Концерт для двух фортепиано Стравинского, который Рихтер играл с Василием Лобановым, а Мельников исполнил с бельгийским пианистом Александром Маджаром. Последний - музыкант более зрелый, уравновешенный и опытный и оттого, возможно, более ровный в своей партии (это немаловажно для интерпретации композитора "строжайшей чистоты", как говорил Рихтер). Однако он менее щедр на энергетический посыл, и тут ему с Мельниковым не сравниться.

* * *

Валерий Афанасьев вечер никому не посвящал и даже не метил в официальные лидеры (в четырех из пяти произведений он должен был быть лишь равноправным ансамблистом). Зато он отлично вписался в ряд имен, упоминающихся в связи с подзаголовком нынешнего фестиваля - "Скрипка Энгра", - имен тех, кто нашел свое "второе призвание" в других видах искусства. В случае Афанасьева - в литературе. Он горд собственной "неограниченностью" и даже находит ее особенной, как сказал в одном интервью: "Вот написали о Рихтере: "Не только пианист". Это несправедливо, потому что Рихтер был только пианист. Он, правда, рисовал пейзажи, но человек, который занимается 8 - 10 часов в день на рояле, не может всерьез отдаться живописи, читать по 6 - 8 часов в день. Рихтер был великий пианист, а я не велик ни в одной области. Но обо мне можно сказать, что я не только пианист, потому что я написал девять романов, множество стихов и эссе, две пьесы, которые играют на четырех языках. Есть люди, которые живут такой жизнью, как я, но гораздо больше скрипачей и пианистов, которые занимаются по 8 - 10 часов в день".

Очевидно, что Афанасьев, как и прежде, живя в Версале, занимается по 8 - 10 часов в день вовсе не роялем. Единственное сольное произведение за вечер - 32-я соната Бетховена - явило публике кого угодно, только не привычного ей пианиста и уж тем более не виртуоза. Хотя и музыка располагала вовсе не к демонстрации виртуозности. Артист возвышался над клавиатурой, как архитектор над величественным проектом, цель которого - отнюдь не целесообразность внутренней структуры здания, не удобство пользования им, а мистическая загадочность интерьера и акустическая разность помещений (тишина гудящая или звенящая, отзвуки и реверберация и т.д.). Подобно гипнотизеру, он словно усаживает Бетховена в позу роденовского мыслителя, искореняет из его речи романтические "телячьи нежности", наделяет его могучей силой, зычным голосом и властью вершить судьбы - затевать войны и творить мир. Однако на все эти грандиозные деяния можно взирать лишь с вольтеровским выражением лица...

В остальной программе Афанасьев сотрудничал с гобоистом Алексеем Огринчуком и фаготистом Густаво Нуньесом, которых объединяет служба в амстердамском оркестре "Concertgebouw". Звучали опусы Бетховена ("Гассенхауэр"-трио в переложении), Сен-Санса (соната для фагота), Пуленка (трио) и чешского композитора, погибшего в Освенциме, Павла Хааса (сюита для гобоя). Несмотря на то что все трое музыкантов обладают множеством достоинств, не сложился толком ни один ансамбль - сошлись слишком разные индивидуальности. Кроме того, пианист тяжелой дланью "прижал" обоих духовиков, в чем ему отчасти помогла открытая крышка рояля. Но если Огринчук способен извлекать из своего гобоя звуки самые различные, и в том числе очень мощные, то элегантному фаготу с его мягким тембром вообще ничего не оставалось, как мириться с положением вещей. Единства в воззрениях на исполняемую музыку у артистов не обнаружилось, а спасительная способность адаптироваться, как правило, с резкой индивидуальностью не уживается.

Также в рубрике:

МУЗЫКА

ПЕРВОЕ ВПЕЧАТЛЕНИЕ

Главная АнтиКвар КиноКартина ГазетаКультура МелоМания МирВеры МизанСцена СуперОбложка Акции АртеФакт
© 2001-2010. Газета "Культура" - все права защищены.
Любое использование материалов возможно только с письменного согласия редактора портала.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Министерства Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций Эл № 77-4387 от 22.02.2001

Сайт Юлии Лавряшиной;