Главная | Форум | Партнеры![]() ![]() |
|
АнтиКвар![]() |
КиноКартина![]() |
ГазетаКультура![]() |
МелоМания![]() |
МирВеры![]() |
МизанСцена![]() |
СуперОбложка![]() |
Акции![]() |
АртеФакт![]() |
Газета "Культура" |
|
№ 5 (7515) 2 - 8 февраля 2006г. |
Рубрики разделаАрхивСчётчики |
![]() |
Телевизионный смотрительРазум играет...КИНО НА ТВГеннадий БЕЛОСТОЦКИЙ Событие недели - "Игры разума" ("Первый канал", 11 февраля, 0.00. США, 2001. Режиссер Рон Хауард. В ролях: Рассел Кроу, Дженнифер Конелли, Эд Харрис), отмеченные четырьмя "Оскарами", в том числе за лучший фильм года. Рассел Кроу просто потрясающе играет реальную личность - гениального математика, нобелевского лауреата Джона Нэша, и приходится только удивляться, почему американские киноакадемики прокатили его с "Оскаром". Собственно, на его актерской работе и держится картина. Совершив несколько открытий в конце 40-х и получив всемирное признание, Нэш оказался в психушке со страшным диагнозом: шизофрения. Но он сумел найти в себе силы побороть болезнь и вернуться к нормальной жизни. Такова реальная история. Авторов фильма интересуют сложные взаимоотношения Джона Нэша с Пентагоном, которые показаны через призму раздвоения личности, и уже не понять, где действительность, а где "игры разума". Это, впрочем, не мешает воспринимать картину как удивительно светлую и добрую. А вот не менее талантливо сделанная "Береговая охрана" (ТВЦ, 10 февраля, 0.40. Южная Корея, 2002. Режиссер и автор сценария Ким Ки-дук) производит совершенно иное впечатление - тяжелое, гнетущее. Пожалуй, со времен "Острова" Ким Ки-дук не прибегал к столь шокирующим деталям. Взять хотя бы сцену, когда солдаты делают в казарме аборт девушке, которая переспала со всем взводом. Все это понадобилось режиссеру, чтобы зритель каждой своей клеточкой почувствовал, как калечит человека - в нравственном плане - военная машина. Война, милитаризм, по Ким Ки-дуку, - тотальное умопомешательство. Это фильм-гротеск, фильм-протест, фильм-разоблачение. Действие происходит в демилитаризованной зоне между двумя Кореями, на берегу моря, где замуштрованные южнокорейские пограничники охраняют свою территорию от проникновения вражеских шпионов. А тех все нет и нет... Самурайский боевик "Затойчи" (REN TV, 12 февраля, 0.10. Япония, 2003) - одиннадцатый по счету и первый по-настоящему коммерческий фильм прославленного японского режиссера Такеши Китано ("Брат якудзы", "Кикуджиро", "Куклы", "Фейерверк") - был удостоен тем не менее "Серебряного Льва" на "авторском" МКФ в Венеции, пяти премий Японской киноакадемии и ряда других наград. Сам Китано (он же автор сценария) играет массажиста-костоправа, странствующего по Японии в XIX веке. Он немолод и слеп, но это отнюдь не мешает ему искусно владеть мечом, обладать молниеносной реакцией и наносить удары с потрясающей точностью. Картина несколько напоминает "Слепую ярость" Филиппа Нойса (там слепой герой Рутгера Хауэра также творит чудеса с мечом) и легендарные "Семь самураев" Куросавы (по стилистике и сюжетной интриге), но это совершенно другое кино, это, как точно подметил в "The Times" Стивен Далтон, "жестокий балет, поразительный прорыв в приключенческом жанре". "Работа над этим фильмом, - говорил Китано, - принесла мне самое большое удовлетворение в художественном и творческом плане за всю мою карьеру". В субботу смотрите "Стрелочник" ("Культура", 11 февраля, 22.20. Нидерланды, 1986. В ролях: Джим Ван Дер Вуд, Сефани Эскофир, Джон Крайкамп) - один из лучших фильмов культовой фигуры в киноманской среде Йоса Стеллинга. Режиссер-самоучка, зарабатывавший на хлеб тем, что содержал кинотеатр и бар, поставил свой первый фильм "Марикен Ван Неймеген" в 1974 году и сразу же вошел в мировую элиту - так, как он, не снимал и, пожалуй, не снимает никто. Его работы исключительно живописны. Им не нужны ни слова, ни комментарии - все становится понятным на уровне жестов, мимики и эмоций. "Фильм - это речь души, - подчеркивал Стеллинг. - Я не умею делать поэтичные диалоги, меня никогда не интересовали характеры персонажей. Мне интересно то, что происходит между ними. Люди существуют сами по себе, и понимание одного другим создает пространство между ними. Диалоги это пространство уничтожают. Я все выражаю с помощью камеры, а не диалогов - тогда-то и получается интонационный язык". Вот и в этой картине вы не услышите человеческую речь. Сюжет, как всегда у этого режиссера, условен - его практически нет. Пересказать содержание - невозможно, потому что каждый зритель по-своему интерпретирует увиденное на экране, но при этом каждый не остается равнодушным. Действие происходит на маленькой железнодорожной станции, где живет и работает Стрелочник. Однажды ночью из поезда на этой станции вышла красивая, элегантно одетая Женщина. Она - француженка и объясняться со Стрелочником и теми, кто изредка бывает у него - Почтальоном и Машинистом, - может только с помощью жестов. Но все же главное препятствие иное: Стрелочник и Женщина - из параллельных миров, и каждый не может найти путь к сердцу другого. Из развлекательных фильмов прежде всего выделяется "Гладиатор" ("Россия", 11 февраля, 22.50. США, 2000. Режиссер Ридли Скотт. В ролях: Расселл Кроу, Конни Нилсен, Ричард Харрис, Джимон Хоунсоу, Ралф Мюллер, Дэвид Шофилд, Хоакин Феникс, Дэвид Хеммингс, Спенсер Трит Кларк). Голливуд словно бы решил тряхнуть стариной: со времен легендарных "Бен-Гура" и "Клеопатры" не было столь дорогого (бюджет 103 миллиона долларов), столь громкого (пять "Оскаров", в том числе за лучший фильм, два "Золотых глобуса", в том числе за лучший фильм) и столь коммерчески успешного (473,2 миллиона долларов кассовых сборов) исторического блокбастера. Ридли Скотт ("Бегущий по лезвию бритвы", "Чужой") снял, пожалуй, лучший свой фильм. В нем есть увлекательная, динамично развертывающаяся сюжетная интрига: прославленный римский полководец Максим (Рассел Кроу) оказался бессилен против вероломных придворных интриг и, чудом избежав гибели и став гладиатором, в конце концов дождался своего шанса отомстить за смерть любимой жены и сына. В нем есть яркие актерские работы, и прежде всего самого Рассела Кроу, который абсолютно заслуженно стал обладателем "Оскара". Это очень зрелищный фильм ("Оскары" за костюмы, визуальные эффекты и звук), львиная доля его бюджета ушла на воссоздание обстановки и атмосферы Древнего Рима. Пришлось, в частности, строить "Колизей". В начальной батальной сцене лучниками было выпущено 16 000 горящих стрел. Несколько меньше - 355 миллионов долларов - собрал космический триллер "Аполло-13" (REN TV, 10 февраля, 20.00. США, 1995. Режиссер Рон Хауард). В 90-е годы это был один из самых громких проектов - картина получила восемь номинаций на "Оскара", в том числе за фильм, адаптированный сценарий, мужскую (Эд Хэррис) и женскую (Кэтлин Куинлэн) роли второго плана, правда, победила лишь в двух: "Лучший звук" и "Лучший монтаж". Сама по себе история (в основу сюжета легла книга Джима Ловелла и Джеффри Клюгера "Утерянная Луна") ничем особенным не примечательна. Командир экипажа космического корабля Джим Ловел (Том Хэнкс), пилот Джек Свигерт (Кевин Бэйкон) и штурман Фрэд Хейз (Билл Пакстон) совершают пятый по счету полет на Луну. Все идет гладко до того трагического момента, когда взрывается резервуар с кислородом. Теперь под угрозой энергетическое и кислородное обеспечение корабля и экипажа. И пока астронавты отчаянно борются за выживание, в Хьюстоне не менее героические усилия предпринимает группа наземного обеспечения полета во главе с Джином Кранцом (Эд Хэррис)... Подобные сюжеты множество раз эксплуатировались и до и после "Аполло-13", но что же обеспечило успех фильму Рона Хауарда? В первую очередь уникальное сочетание зрелищности (индустрия спецэффектов была задействована по полной программе) и психологизма, причем постоянно нарастающее внутреннее напряжение достигалось как чисто режиссерскими приемами, так и замечательной актерской игрой. Немало значило и то, что создателям картины удалось обеспечить достоверность происходящего на экране. На высоком профессиональном уровне сделан и боевик "Идентификация Борна" (REN TV, 11 февраля, 20.15. США - Германия - Чехия, 2002. Режиссер Даг Лайман. В ролях: Мэтт Дэймон, Франка Потенте, Крис Купер, Клайв Оуэн, Брайан Кокс), где речь идет о том, как итальянские рыбаки спасли в море молодого мужчину (Мэтт Дэймон) с двумя огнестрельными ранениями и полной потерей памяти. Он чудом выжил и вскоре обнаружил, что зовут его Джейсон Борн, что он обладает качествами и навыками суперагента и что за ним в самых разных странах охотится целая свора наемных убийц. У него совсем мало времени, чтобы узнать, кто он, и понять, кому и почему он так опасен... Очередная экранизация одноименного шпионского бестселлера Роберта Ладлэма (он же соавтор сценария) оказалась наиболее интересной. Действие развивается стремительно и нигде не пробуксовывает, интрига сохраняется до последнего кадра, все персонажи обрисованы вполне убедительно и совершают вполне адекватные поступки, что совсем не характерно для современного коммерческого кино. Спецэффектов, трюков и постановочных сцен много, и они достаточно качественны. Одна из главных удач фильма - работа Мэтта Дэймона, который, кажется, впервые выступил в подобной роли. Обречена на высокий рейтинг и "Любовь зла" ("Первый канал", 10 февраля, 23.20. США, 2001). Братья Бобби и Питер Фаррелли ("Все без ума от Мэри", "Тупой и еще тупее") замечательно раскрутили сказочную ситуацию. Однажды самый обыкновенный (не очень умный и отнюдь не симпатичный) страховой агент Хэл Ларсен (Джэк Блэк), мысли которого заняты одним - поскорее повстречать и закадрить какую-нибудь красотку, - столкнулся в застрявшем лифте с Тони Роббинсом (реальная, между прочим, личность - американский аналог Кашпировского), и тот загипнотизировал нашего бедного героя. Под воздействием чар Хэл по уши влюбился в 130-килограммовую толстуху Розмари, которая кажется ему очаровательной красавицей (две ипостаси Гвинет Пэлтроу) и сражает его своей добротой, умом и юмором. Но через некоторое время чары развеиваются, и перед ним предстает девушка "немного" не той комплекции, в которую он был влюблен... Как и в предыдущих комедиях братьев Фаррелли, здесь много эксцентрики, немалое место занимают хохмы на тему габаритов Розмари (в самый неподходящий момент она ломает своим неуклюжим телом мебель в общественных местах, плюхается в бассейн и вместе с водой из него выплескивает ребенка, что дало повод обвинить режиссеров в антиполиткорректности). И вместе с тем в этой ленте братья сильно сбавили обороты "хулиганистости", перенесли акцент на романтическую составляющую сюжетной интриги. Так что с некоторыми натяжками фильм можно назвать притчей о любви, и эта притча весьма пришлась по вкусу зрителям (кассовые сборы составили 120 миллионов долларов). Также в рубрике:
|