Главная | Форум | Партнеры

Культура Портал - Все проходит, культура остается!
АнтиКвар

КиноКартина

ГазетаКультура

МелоМания

МирВеры

МизанСцена

СуперОбложка

Акции

АртеФакт

Газета "Культура"

№ 5 (7515) 2 - 8 февраля 2006г.

Рубрики раздела

Архив

2011 год
№1 №2 №3
№4 №5 №6
№7 №8 №9
№10 №11 №12
2010 год
2009 год
2008 год
2007 год
2006 год
2005 год
2004 год
2003 год
2002 год
2001 год
2000 год
1999 год
1998 год
1997 год

Счётчики

TopList
Rambler's Top100

Первая полоса

АЛЕКСЕЙ РЫБНИКОВ: "Наш мюзикл в пути"

АКТУАЛЬНОЕ ИНТЕРВЬЮ

Беседу вела Наталия КАМИНСКАЯ
Фото Ирины КАЛЕДИНОЙ


А.Рыбников

Со 2 по 16 февраля в Театре эстрады и на других московских площадках будет проходить I Национальный фестиваль мюзиклов под названием "Музыкальное сердце театра". В афишу вошли спектакли как драматических театров, так и детских, а также антрепризные проекты; представлены работы Москвы, Санкт-Петербурга и российских регионов. Показ начинается 2 февраля, а 9-го в ГЦКЗ "Россия" состоится открытие фестиваля с участием российских актеров, прославившихся на ниве современного отечественного мюзикла. В один из дней смотра пройдет презентация премии "Музыкальное сердце Театра" по 17 номинациям. Фестиваль, который планируется в дальнейшем как ежегодный, учрежден по инициативе российских деятелей искусства, поддержан Комитетом по культуре Правительства Москвы. Президентом его стал композитор Алексей РЫБНИКОВ.

    

- Алексей Львович, что побудило вас затеять такой фестиваль?

- О том, что сейчас происходит в нашей стране с мюзиклом, бурно спорят, высказывают самые разные мнения. Одни считают, что все попытки последних лет были неудачны. Причем в первую очередь с экономической стороны - не дали ожидаемых заработков. В особенности разочарованы те, кто вложил в это деньги. Другие же, напротив, полагают, что дело надо продолжать. Между тем зрители довольны, суммарное число тех, кто побывал на спектаклях, огромно. Так или иначе, жанр мюзикла в России должен развиваться. Я сам много лет жизни посвятил ему, и опыт оказался успешным, и ощущения остались хорошие. Другое дело, что в нашей нынешней экономической действительности мюзиклу трудно существовать. Необходимо искать ему место, обеспечение, перспективу развития. Проблем очень много: нет помещений, жесточайшие финансовые условия выживания. А жанр-то дорогой: большие составы исполнителей, оркестр, спецэффекты, сложные декорации. При этом система окупаемости пока не сложилась. Вот мы и решили собрать профессионалов, людей, болеющих этим видом театра (а без энтузиазма и даже фанатизма мюзиклы не делаются). Пока что все друг с другом конкурируют, пикируются, антрепризные команды заявляют, что только у них получается по-настоящему, а репертуарные театры считают, что у них лучше. Но настало время не спорить, а объединять усилия.

    

- Будет презентация премии. Значит, и жюри, и конкурс?

- Нет. В 2006 году никакого конкурса не будет. Пока важно собрать все, что есть, и оценить общую картину. Создать сам прецедент. А вот дальше понадобятся и экспертный отбор, и работа жюри.

    

- В программе фестиваля львиную долю занимает продукция драматических репертуарных театров...

- И все оттого, что мюзикл не имеет собственных площадок. Музыкальный спектакль приходится ставить либо в Театре оперетты, либо на сценах драматических театров.

    

- Раз уж вы упомянули о наличии в спектакле живого оркестра, то не могу не заметить: в большинстве драмтеатров мюзиклы идут под минусовую фонограмму. Оркестры если и были раньше, то их почти все разогнали.

- Я даже не знаю, хорошо это или плохо. Конечно, фонограммы часто мертвят музыку. В то же время высокий профессиональный уровень "живых" оркестров, то, как исполнители ощущают себя в жанре мюзикла, - это очень важные факторы. Однако можно привлекать не только большой оркестр, но и ансамбль, не только академических музыкантов, но и современных. Например, в Ленкоме вместо оркестра задействован ансамбль, так было и в "Звезде и смерти Хоакина Мурьеты", и в "Юноне" и "Авось".

    

- Мне кажется, ваш опыт в чем-то уникален. В основу ваших мюзиклов легли оригинальные, специально написанные истории. Но в большинстве случаев у нас берутся классические произведения, происходит неизбежная их адаптация к жанру, вследствие чего возникают и потери, и даже курьезы...

- Убежден: нужно брать актуальную тему, интересных персонажей, например исторические личности. Мне интересен мюзикл про реально существовавших людей, на основе злободневных историй. В лучших американских образцах так и было. Но надо учитывать и свой, специфически российский путь.

    

- А в чем он?

- Да хотя бы в условиях. На Западе практически нет ни репертуарного театра, ни собственных стационарных трупп и зданий. У нас же традиционно важен не фасад, а творческая личность: театр Любимова, театр Захарова... И это прекрасно. Но и у такой "творческой личности", как мюзикл, тоже должна быть своя крыша над головой.

    

- Помните, в 70 - 80-е годы у нас было огромное количество музыкальных фильмов и музыкальных спектаклей в драмтеатрах? Все это ушло, но, может быть, тогда и был намечен путь?

- Конечно! Я всегда говорил, что в эти годы страна создала свой тип мюзикла, построенный на собственной мелодике, именно на актерском пении. Тогда очень много сделали Геннадий Гладков, Александр Журбин, Максим Дунаевский. Кому-то казалось, что мы подражаем Западу. Но это не так. Мы создавали полноценные музыкальные спектакли, оперы для драматического театра.

    

- Вот интересный факт: мюзикл сочиняется в контексте той музыки, что звучит вокруг. В том числе и так называемой "легкой". И то, что создавалось в 70 - 80-е годы, в какой-то степени перекликалось с песнями тех лет, с тем, что люди пели. А сейчас каков фон? И поется ли народом вообще что-нибудь из сегодняшней попсы? И достойно ли это того, чтобы питать собой современный мюзикл?

- Правильный вопрос. Ведь музыкальные спектакли существовали и в XVIII, и в XIX веках. И они сочинялись на том музыкальном языке, который в то время бытовал. Например, возник джаз, а Гершвин уже сочинял в его параметрах. Была венская легкая музыка, и рождались оперетты. Появился рок и как следствие - рок-оперы. В ХХ веке каждое десятилетие рождало какие-то новые языковые возможности: "Beatles", электронная музыка... А затем что-то застопорилось. Музыкальные языки смешались, начались повторы, эксплуатация старого.

    

- А кто-нибудь из молодых композиторов сейчас пишет мюзиклы?

- Сложно сказать. Пока что не созданы условия. Возможно, наступил кризис. Да и жанр трудный: нужны не столько электроника, сколько актерский нерв, психологизм... Но ничего. Кризисы проходят. По крайней мере, надо что-то делать. На нынешнем фестивале мы смотрим то, что имеем на сегодняшний день. Это - позиция и моя, и арт-директора Натальи Громушкиной. Мы хотим соединить усилия всех тех, кто болеет душой за российский мюзикл.

Также в рубрике:

ПЕРВАЯ ПОЛОСА

ПРЕМИЯ

АКТУАЛЬНОЕ ИНТЕРВЬЮ

АНОНС

Главная АнтиКвар КиноКартина ГазетаКультура МелоМания МирВеры МизанСцена СуперОбложка Акции АртеФакт
© 2001-2010. Газета "Культура" - все права защищены.
Любое использование материалов возможно только с письменного согласия редактора портала.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Министерства Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций Эл № 77-4387 от 22.02.2001

Сайт Юлии Лавряшиной;