Главная | Форум | Партнеры

Культура Портал - Все проходит, культура остается!
АнтиКвар

КиноКартина

ГазетаКультура

МелоМания

МирВеры

МизанСцена

СуперОбложка

Акции

АртеФакт

Газета "Культура"

№ 5 (7515) 2 - 8 февраля 2006г.

Рубрики раздела

Архив

2011 год
№1 №2 №3
№4 №5 №6
№7 №8 №9
№10 №11 №12
№13 №14 №15
№16 №17 №18
№19 №20 №21
№22 №23 №24
№25    
2010 год
2009 год
2008 год
2007 год
2006 год
2005 год
2004 год
2003 год
2002 год
2001 год
2000 год
1999 год
1998 год
1997 год

Счётчики

TopList
Rambler's Top100

Кино

ЛЕОНИД МОЗГОВОЙ: "Я играл не Горбачева, а трагедию человека, чьи благородные намерения не осуществились"

Беседу вела Светлана МАЗУРОВА
Фото Ирины КАЛЕДИНОЙ


Л.Мозговой

В конце февраля в Гатчине откроется XII фестиваль "Литература и кино", одним из соучредителей которого бессменно является газета "Культура". В его программе - новый фильм И.Масленникова "Русские деньги" по пьесе Островского "Волки и овцы" и презентация близкого к завершению проекта "Гадкие лебеди" по одноименной книге братьев Стругацких в постановке К.Лопушанского. Актер Леонид МОЗГОВОЙ снялся в ушедшем году и в "Русских деньгах", и в "Гадких лебедях", сыграл также Крота в "Дюймовочке". "Такой вот сказочный, звериный год выдался у меня", - шутит Мозговой. Все помнят его серьезные работы в картинах Александра Сокурова "Камень" (Чехов), "Телец" (Ленин), "Молох" (Гитлер), "Русский ковчег".

    

- Леонид Павлович, вас называют любимым актером Сокурова. Но неужели другие режиссеры "не видят" вас, не зовут сниматься?

- Почему же? Ушедший год подарил мне встречу с тремя замечательными режиссерами. Они разные, но все очень интеллигентные. Не подавляют актера, дают ему свободу, точно знают, чего хотят, обстановка на площадке спокойная, без криков. Я бы не мог работать с кричащими режиссерами, которые не любят артистов и очень любят себя. Мне как-то везет на режиссеров. Один из них - Константин Сергеевич Лопушанский - в свое время был помощником Тарковского на "Сталкере". "Гадкие лебеди" (по роману современных классиков-фантастов братьев Стругацких) он задумал снять давно, да все денег не было (обычная история!). И вот наконец это случилось. В один из первых съемочных дней к нам приезжал Горбачев. Его фонд поддерживает наш проект. Когда-то Михаил Сергеевич помог Лопушанскому выпустить блистательный фильм "Письма мертвого человека".

Мой герой Големба, один из членов комиссии по спасению тонущего города Ташлинска, становится на защиту мокрецов, таинственных существ, и проигрывает. Когда у нас побывал Горбачев, я вдруг понял, что мне надо играть его, но не впрямую, а показать трагедию человека, чьи благородные намерения не осуществились. Вспомнил, как дрожали его руки, когда он произносил свою последнюю речь на телевидении. Он хотел стране добра. Но не получилось... И свои же предали. Конечно, его имя войдет в историю. Недаром во всем мире этого человека уважают. Кроме своей страны... Мне за эту роль не стыдно.

Картину снимали в Петербурге, на развалинах старинного завода, и в Кронштадте, на берегу залива. Было интересно, но, правда, тяжело. Работали по ночам. Нас все время поливали из специальных установок. Говорят, за два с половиной месяца съемок пролили 120 тонн воды.

А Игорь Масленников, режиссер "Приключений Шерлока Холмса и доктора Ватсона", "Зимней вишни", пригласил меня в фильм "Русские деньги" по пьесе Островского. Там очень хороший состав: Алла Демидова, Оскар Кучера, Алексей Гуськов, Лидия Вележева, Зоя Буряк. Необычная драматическая роль у Юрия Гальцева, он хорошо, тонко работает. Я играю Чугунова, бывшего стряпчего, управляющего имением богатой вдовы, он пытается обмануть свою хозяйку, но терпит при этом фиаско. Находятся более ловкие мошенники, которые оставляют его с носом. Режиссер бережно отнесся к тексту. Классика, она всегда современна. Меняются костюмы, прически, а суть все та же. Бизнесмены, политики - все хороши, друг друга стоят. Съемки проходили в Петербургском доме ветеранов сцены и в Костромской области - в имении Александра Николаевича Островского Щелыково. Было очень интересно. Я даже запечатлел некоторые рабочие моменты на свою камеру.

Из Щелыкова я ездил на съемки в Москву, где снималась "Дюймовочка". У фильма длинная история, как всегда, не было денег... Предложение сыграть Крота поступило мне давно, года три прошло, а сценарий был готов еще раньше - 18 лет назад. Снимал картину замечательный режиссер Леонид Нечаев, поставивший "Приключения Буратино", "Про Красную Шапочку", "Питера Пэна". Лия Ахеджакова сыграла Мышку, Светлана Крючкова - Жабу. В остальных ролях заняты дети. Дюймовочка - дочка Ольги Кабо, а сама Оля, кстати, играет Волшебницу. Мой 10-летний внук Андрюша получил роль Кротика. Это как будто я (мой герой) в детстве, такой оживший портрет. Наш Крот не совсем такой, как у Андерсена. Он богатый, респектабельный и добрый.

    

- Где еще сегодня можно вас увидеть?

- В концертных залах Петербурга. Читаю стихи Пушкина, Симонова, Самойлова, Пастернака, Галича... Играю литературный спектакль "Монолог об Окуджаве". Я за искусство, которое доходит до сердца. Еще есть спектакль Классического театра "Смешной" по рассказу Достоевского "Сон смешного человека", он идет в исторических интерьерах - реальной квартире на Петроградской стороне.

    

- Леонид Павлович, недавно вы оставили пост художественного руководителя "Петербург-концерта". Можно узнать, почему? Наверное, из-за своей занятости?

- Нет, не из-за занятости. Работы действительно много: спектакли, кино, концертные программы, студенты... Но это нормально. А кресло худрука меня абсолютно не грело, я не чувствовал себя "руководящей и направляющей силой". Тридцать лет я работаю в "Петербург-концерте", знаю все его достоинства и недостатки. Во-первых, я не могу увольнять своих коллег, а это, в конце концов, руководству делать придется. Во-вторых, все начинания, которые я пытался претворить, наталкивались на отказ, на то, что средств на них у Комитета по культуре нет. Филармоническая работа не может осуществляться без дотации - это не шоу-бизнес. На мой взгляд, культурные центры надо организовывать не в дискотеках, а в библиотеках и туда выделять средства, если мы не хотим отлучить молодых от подлинной культуры. Вкус воспитывается с детства... И главное, за этот год я понял, что не мое дело руководить, не лежит у меня к этому душа. Я - артист и еще надеюсь воплотить свои творческие возможности в искусстве.

Также в рубрике:

Главная АнтиКвар КиноКартина ГазетаКультура МелоМания МирВеры МизанСцена СуперОбложка Акции АртеФакт
© 2001-2010. Газета "Культура" - все права защищены.
Любое использование материалов возможно только с письменного согласия редактора портала.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Министерства Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций Эл № 77-4387 от 22.02.2001

Сайт Юлии Лавряшиной;