Главная | Форум | Партнеры![]() ![]() |
|
АнтиКвар![]() |
КиноКартина![]() |
ГазетаКультура![]() |
МелоМания![]() |
МирВеры![]() |
МизанСцена![]() |
СуперОбложка![]() |
Акции![]() |
АртеФакт![]() |
Газета "Культура" |
|
№ 5 (7515) 2 - 8 февраля 2006г. |
Рубрики разделаАрхивСчётчики |
![]() |
КиноЛЕОНИД МОЗГОВОЙ: "Я играл не Горбачева, а трагедию человека, чьи благородные намерения не осуществились"Беседу вела Светлана МАЗУРОВА
В конце февраля в Гатчине откроется XII фестиваль "Литература и кино", одним из соучредителей которого бессменно является газета "Культура". В его программе - новый фильм И.Масленникова "Русские деньги" по пьесе Островского "Волки и овцы" и презентация близкого к завершению проекта "Гадкие лебеди" по одноименной книге братьев Стругацких в постановке К.Лопушанского. Актер Леонид МОЗГОВОЙ снялся в ушедшем году и в "Русских деньгах", и в "Гадких лебедях", сыграл также Крота в "Дюймовочке". "Такой вот сказочный, звериный год выдался у меня", - шутит Мозговой. Все помнят его серьезные работы в картинах Александра Сокурова "Камень" (Чехов), "Телец" (Ленин), "Молох" (Гитлер), "Русский ковчег".
- Леонид Павлович, вас называют любимым актером Сокурова. Но неужели другие режиссеры "не видят" вас, не зовут сниматься? - Почему же? Ушедший год подарил мне встречу с тремя замечательными режиссерами. Они разные, но все очень интеллигентные. Не подавляют актера, дают ему свободу, точно знают, чего хотят, обстановка на площадке спокойная, без криков. Я бы не мог работать с кричащими режиссерами, которые не любят артистов и очень любят себя. Мне как-то везет на режиссеров. Один из них - Константин Сергеевич Лопушанский - в свое время был помощником Тарковского на "Сталкере". "Гадкие лебеди" (по роману современных классиков-фантастов братьев Стругацких) он задумал снять давно, да все денег не было (обычная история!). И вот наконец это случилось. В один из первых съемочных дней к нам приезжал Горбачев. Его фонд поддерживает наш проект. Когда-то Михаил Сергеевич помог Лопушанскому выпустить блистательный фильм "Письма мертвого человека". Мой герой Големба, один из членов комиссии по спасению тонущего города Ташлинска, становится на защиту мокрецов, таинственных существ, и проигрывает. Когда у нас побывал Горбачев, я вдруг понял, что мне надо играть его, но не впрямую, а показать трагедию человека, чьи благородные намерения не осуществились. Вспомнил, как дрожали его руки, когда он произносил свою последнюю речь на телевидении. Он хотел стране добра. Но не получилось... И свои же предали. Конечно, его имя войдет в историю. Недаром во всем мире этого человека уважают. Кроме своей страны... Мне за эту роль не стыдно. Картину снимали в Петербурге, на развалинах старинного завода, и в Кронштадте, на берегу залива. Было интересно, но, правда, тяжело. Работали по ночам. Нас все время поливали из специальных установок. Говорят, за два с половиной месяца съемок пролили 120 тонн воды. А Игорь Масленников, режиссер "Приключений Шерлока Холмса и доктора Ватсона", "Зимней вишни", пригласил меня в фильм "Русские деньги" по пьесе Островского. Там очень хороший состав: Алла Демидова, Оскар Кучера, Алексей Гуськов, Лидия Вележева, Зоя Буряк. Необычная драматическая роль у Юрия Гальцева, он хорошо, тонко работает. Я играю Чугунова, бывшего стряпчего, управляющего имением богатой вдовы, он пытается обмануть свою хозяйку, но терпит при этом фиаско. Находятся более ловкие мошенники, которые оставляют его с носом. Режиссер бережно отнесся к тексту. Классика, она всегда современна. Меняются костюмы, прически, а суть все та же. Бизнесмены, политики - все хороши, друг друга стоят. Съемки проходили в Петербургском доме ветеранов сцены и в Костромской области - в имении Александра Николаевича Островского Щелыково. Было очень интересно. Я даже запечатлел некоторые рабочие моменты на свою камеру. Из Щелыкова я ездил на съемки в Москву, где снималась "Дюймовочка". У фильма длинная история, как всегда, не было денег... Предложение сыграть Крота поступило мне давно, года три прошло, а сценарий был готов еще раньше - 18 лет назад. Снимал картину замечательный режиссер Леонид Нечаев, поставивший "Приключения Буратино", "Про Красную Шапочку", "Питера Пэна". Лия Ахеджакова сыграла Мышку, Светлана Крючкова - Жабу. В остальных ролях заняты дети. Дюймовочка - дочка Ольги Кабо, а сама Оля, кстати, играет Волшебницу. Мой 10-летний внук Андрюша получил роль Кротика. Это как будто я (мой герой) в детстве, такой оживший портрет. Наш Крот не совсем такой, как у Андерсена. Он богатый, респектабельный и добрый.
- Где еще сегодня можно вас увидеть? - В концертных залах Петербурга. Читаю стихи Пушкина, Симонова, Самойлова, Пастернака, Галича... Играю литературный спектакль "Монолог об Окуджаве". Я за искусство, которое доходит до сердца. Еще есть спектакль Классического театра "Смешной" по рассказу Достоевского "Сон смешного человека", он идет в исторических интерьерах - реальной квартире на Петроградской стороне.
- Леонид Павлович, недавно вы оставили пост художественного руководителя "Петербург-концерта". Можно узнать, почему? Наверное, из-за своей занятости? - Нет, не из-за занятости. Работы действительно много: спектакли, кино, концертные программы, студенты... Но это нормально. А кресло худрука меня абсолютно не грело, я не чувствовал себя "руководящей и направляющей силой". Тридцать лет я работаю в "Петербург-концерте", знаю все его достоинства и недостатки. Во-первых, я не могу увольнять своих коллег, а это, в конце концов, руководству делать придется. Во-вторых, все начинания, которые я пытался претворить, наталкивались на отказ, на то, что средств на них у Комитета по культуре нет. Филармоническая работа не может осуществляться без дотации - это не шоу-бизнес. На мой взгляд, культурные центры надо организовывать не в дискотеках, а в библиотеках и туда выделять средства, если мы не хотим отлучить молодых от подлинной культуры. Вкус воспитывается с детства... И главное, за этот год я понял, что не мое дело руководить, не лежит у меня к этому душа. Я - артист и еще надеюсь воплотить свои творческие возможности в искусстве. Также в рубрике:
|