Главная | Форум | Партнеры

Культура Портал - Все проходит, культура остается!
АнтиКвар

КиноКартина

ГазетаКультура

МелоМания

МирВеры

МизанСцена

СуперОбложка

Акции

АртеФакт

Газета "Культура"

№ 5 (7515) 2 - 8 февраля 2006г.

Рубрики раздела

Архив

2011 год
№1 №2 №3
№4 №5 №6
№7 №8 №9
№10 №11 №12
№13 №14 №15
№16 №17 №18
№19 №20 №21
№22 №23 №24
№25    
2010 год
2009 год
2008 год
2007 год
2006 год
2005 год
2004 год
2003 год
2002 год
2001 год
2000 год
1999 год
1998 год
1997 год

Счётчики

TopList
Rambler's Top100

Событие

Луч солнца в царстве Спящей красавицы

Московская филармония отметила день рождения Моцарта

МУЗЫКА

Евгения КРИВИЦКАЯ
Фото Эдуарда ЛЕВИНА


Д.Лилл и М.Турновский

В качестве главного героя этого особого дня в череде концертов моцартовского фестиваля был предложен британский пианист Джон Лилл - музыкант, прекрасно оснащенный технически, но несколько суховатый и флегматичный в эмоциональном плане. Эти особенности его артистической натуры, впрочем, были подмечены еще 36 лет назад, когда Лилл разделил первую премию с Владимиром Крайневым на IV Конкурсе имени Чайковского. Поэтому никаких сюрпризов выступление артиста, сыгравшего в Большом зале консерватории Концерты № 24 Моцарта и № 5 Бетховена, не принесло. В подходе к творениям венских классиков Лилл обнаружил некоторое единообразие: преобладали лирические трактовки, образные и динамические контрасты были сглажены.

Пятый концерт Бетховена, открывший вечер, Лилл исполняет вот уже более 40 лет. Груз многолетнего общения с этой великой музыкой очень ощущался в интерпретации пианиста. Не хватало "полета", масштабности фразы, моментов ораторского пафоса. Было много затянутых эпизодов, особенно в финале, где совсем смазанной оказалась кода. Пожалуй, наиболее удачно вышло "Адажио", где солист продемонстрировал красивую кантилену, благородство фразы, хотя и здесь бывали минуты откровенно статичного движения.

В схожих "пастельных" тонах был выдержан до-минорный концерт Моцарта. В этом сезоне он явно лидирует в столичной афише - в декабре его играл Я.Кацнельсон в рамках моцартовского фестиваля Московской консерватории. Вспомним и о совсем недавней интерпретации этого концерта Элисо Вирсаладзе и Юрия Темирканова, о котором уже приходилось писать в прошлых номерах газеты. Все это позволяет отчетливее осознать, чего все-таки не хватает внешне правильному исполнению Лилла. Главный недостаток, думается, в том, что пианисту не удается энергетически увлечь слушателей, держать эмоциональное напряжение зала от начала и до конца произведения. Поэтому совсем не было драматизма в первой части, а изумительная музыка "Ларгетто" в своей застылой красоте напоминала картину зачарованного царства Спящей красавицы. Несколько оживленнее вышел финал, но и здесь вместо сурового характера темы - меланхолическая печаль, нивелирующая трагические нотки этой части.

Тем не менее нельзя категорически утверждать, что концерты не удались. Недостаток темперамента солиста во многом удалось скрасить и завуалировать его партнерам - Большому симфоническому оркестру имени Чайковского и приглашенному австрийскому дирижеру Мартину Турновскому, который, кажется, впервые выступает в России и нуждается в особых представлениях. Маэстро родился в Праге, работал с симфоническими коллективами в Брно, Пльзене, с Чешским филармоническим оркестром. Потом, в конце 1960-х, эмигрировав в Австрию, стал востребован как оперный дирижер, сотрудничая с Саксонской "Semperoper", Норвежской и Боннской Операми. Интерес к Турновскому проявили и в США, где он ставил "Енуфу" Яначека в Цинциннати и "Русалку" Дворжака - в Сиэтле. Турновский выступал и со многими известными симфоническими оркестрами, перечисление которых займет слишком много места.

Очевидно, что маэстро прекрасно чувствует музыку венских классиков, умеет добиться ясного и стильного звучания оркестра. В партитурах обоих Концертов дирижер тщательно проработал интонационный рельеф, добиваясь детализации во фразировке, интересных штрихов и разнообразия динамики. Именно оркестровые тутти напомнили о горделивой героике бетховенского концерта и драматизме моцартовского опуса, восполнив недоданные солистом эмоции. Приятно, что фестиваль открыл в лице М.Турновского значительную музыкантскую личность, с которой будет интересно встретиться еще в каком-нибудь масштабном симфоническом полотне.

В качестве третьего отделения (возможно, излишнего в такой насыщенной программе) прозвучала симфония № 29 Моцарта. Ее интерпретация отличалась той же основательностью и качеством преподнесения авторского текста, что, впрочем, ничуть не помешало М.Турновскому и БСО передать солнечное настроение и непринужденную танцевальность этого юношеского сочинения композитора.

Также в рубрике:

МУЗЫКА

КИНО

ТЕАТР

  • Призрачно все
    Эдуардо Де Филиппо в Театре комедии имени Н.П.Акимова

ВЫСТАВКА

ЮБИЛЕЙ

Главная АнтиКвар КиноКартина ГазетаКультура МелоМания МирВеры МизанСцена СуперОбложка Акции АртеФакт
© 2001-2010. Газета "Культура" - все права защищены.
Любое использование материалов возможно только с письменного согласия редактора портала.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Министерства Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций Эл № 77-4387 от 22.02.2001

Сайт Юлии Лавряшиной;