Главная | Форум | Партнеры![]() ![]() |
|
АнтиКвар![]() |
КиноКартина![]() |
ГазетаКультура![]() |
МелоМания![]() |
МирВеры![]() |
МизанСцена![]() |
СуперОбложка![]() |
Акции![]() |
АртеФакт![]() |
Газета "Культура" |
|
№ 5 (7515) 2 - 8 февраля 2006г. |
Рубрики разделаАрхивСчётчики |
![]() |
СобытиеЛуч солнца в царстве Спящей красавицыМосковская филармония отметила день рождения Моцарта МУЗЫКАЕвгения КРИВИЦКАЯ
В качестве главного героя этого особого дня в череде концертов моцартовского фестиваля был предложен британский пианист Джон Лилл - музыкант, прекрасно оснащенный технически, но несколько суховатый и флегматичный в эмоциональном плане. Эти особенности его артистической натуры, впрочем, были подмечены еще 36 лет назад, когда Лилл разделил первую премию с Владимиром Крайневым на IV Конкурсе имени Чайковского. Поэтому никаких сюрпризов выступление артиста, сыгравшего в Большом зале консерватории Концерты № 24 Моцарта и № 5 Бетховена, не принесло. В подходе к творениям венских классиков Лилл обнаружил некоторое единообразие: преобладали лирические трактовки, образные и динамические контрасты были сглажены. Пятый концерт Бетховена, открывший вечер, Лилл исполняет вот уже более 40 лет. Груз многолетнего общения с этой великой музыкой очень ощущался в интерпретации пианиста. Не хватало "полета", масштабности фразы, моментов ораторского пафоса. Было много затянутых эпизодов, особенно в финале, где совсем смазанной оказалась кода. Пожалуй, наиболее удачно вышло "Адажио", где солист продемонстрировал красивую кантилену, благородство фразы, хотя и здесь бывали минуты откровенно статичного движения. В схожих "пастельных" тонах был выдержан до-минорный концерт Моцарта. В этом сезоне он явно лидирует в столичной афише - в декабре его играл Я.Кацнельсон в рамках моцартовского фестиваля Московской консерватории. Вспомним и о совсем недавней интерпретации этого концерта Элисо Вирсаладзе и Юрия Темирканова, о котором уже приходилось писать в прошлых номерах газеты. Все это позволяет отчетливее осознать, чего все-таки не хватает внешне правильному исполнению Лилла. Главный недостаток, думается, в том, что пианисту не удается энергетически увлечь слушателей, держать эмоциональное напряжение зала от начала и до конца произведения. Поэтому совсем не было драматизма в первой части, а изумительная музыка "Ларгетто" в своей застылой красоте напоминала картину зачарованного царства Спящей красавицы. Несколько оживленнее вышел финал, но и здесь вместо сурового характера темы - меланхолическая печаль, нивелирующая трагические нотки этой части. Тем не менее нельзя категорически утверждать, что концерты не удались. Недостаток темперамента солиста во многом удалось скрасить и завуалировать его партнерам - Большому симфоническому оркестру имени Чайковского и приглашенному австрийскому дирижеру Мартину Турновскому, который, кажется, впервые выступает в России и нуждается в особых представлениях. Маэстро родился в Праге, работал с симфоническими коллективами в Брно, Пльзене, с Чешским филармоническим оркестром. Потом, в конце 1960-х, эмигрировав в Австрию, стал востребован как оперный дирижер, сотрудничая с Саксонской "Semperoper", Норвежской и Боннской Операми. Интерес к Турновскому проявили и в США, где он ставил "Енуфу" Яначека в Цинциннати и "Русалку" Дворжака - в Сиэтле. Турновский выступал и со многими известными симфоническими оркестрами, перечисление которых займет слишком много места. Очевидно, что маэстро прекрасно чувствует музыку венских классиков, умеет добиться ясного и стильного звучания оркестра. В партитурах обоих Концертов дирижер тщательно проработал интонационный рельеф, добиваясь детализации во фразировке, интересных штрихов и разнообразия динамики. Именно оркестровые тутти напомнили о горделивой героике бетховенского концерта и драматизме моцартовского опуса, восполнив недоданные солистом эмоции. Приятно, что фестиваль открыл в лице М.Турновского значительную музыкантскую личность, с которой будет интересно встретиться еще в каком-нибудь масштабном симфоническом полотне. В качестве третьего отделения (возможно, излишнего в такой насыщенной программе) прозвучала симфония № 29 Моцарта. Ее интерпретация отличалась той же основательностью и качеством преподнесения авторского текста, что, впрочем, ничуть не помешало М.Турновскому и БСО передать солнечное настроение и непринужденную танцевальность этого юношеского сочинения композитора. Также в рубрике:
|