Главная | Форум | Партнеры

Культура Портал - Все проходит, культура остается!
АнтиКвар

КиноКартина

ГазетаКультура

МелоМания

МирВеры

МизанСцена

СуперОбложка

Акции

АртеФакт

Газета "Культура"

№ 12 (7522) 30 марта - 5 апреля 2006г.

Рубрики раздела

Архив

2011 год
№1 №2 №3
№4 №5 №6
№7 №8 №9
№10 №11 №12
2010 год
2009 год
2008 год
2007 год
2006 год
2005 год
2004 год
2003 год
2002 год
2001 год
2000 год
1999 год
1998 год
1997 год

Счётчики

TopList
Rambler's Top100

Телевизионный смотритель

Милиция и воры

ТВ-НЕДЕЛЯ

Анастасия МАШКОВА


Сейчас уже можно с большой степенью уверенности прогнозировать, как в кинематографе будущего будет отражено наше настоящее: стабильной приметой жизни в ревущие 90-е или анемичные "нулевые" будет просмотр героями телевизионного сериала криминальной тематики. "Кино про кино" будущего будет посвящено уходу элитарной режиссуры конца 80-х - начала 90-х в сериальное производство, есть уже прецедент, причем вполне удавшийся, - телефильм годичной давности "Своя чужая жизнь" А.Рогожкина. Баснословные деньги будут предлагаться четверке неутомимых "ментов" из "Улиц разбитых фонарей" за крошечные знаковые роли, так называемые "камео" (фактически - за роли самих себя либо собственных героев) в элитарных кинопроектах грядущего...

А на телевизионных экранах, вполне возможно, будут идти "Опера. Хроники убойного отдела" с двухзначным номером. В грядущем мы увидим "тот самый", самый знаменитый убойный отдел Питера под руководством не Юрия Кузнецова, но, скорее всего, Оскара Кучеры. Ряд статусных госучреждений, включая законодательную власть и прочее "начальство", вполне возможно, будет к тому моменту расположен в нашей Северной столице. Какой же тогда будет простор для сценарной фантазии авторов "Бандитского Петербурга" номер... эдак 15! Об уровне заданий заглавного героя сериала "Агент национальной безопасности"-20 можно только догадываться...

... Возвращаясь к настоящему, можно констатировать, что наше телевидение (вернее - телевизионное кинопроизводство) еще не настолько созрело, чтобы предать забвению наиболее успешные сериалы-бренды конца 90-х: тех же "Ментов" и "Бандитский Петербург". Эти бренды будто бы приедаются, даже обесцениваются: налицо досадные самоповторы, даже у самых замечательных артистов, "выморачивание" криминальной тематики (детективная интрига зачастую "по зубам" едва ли не детсадовцам), нивелировка режиссерского почерка и так далее. Но нет худа без добра.

Эти сериалы, созданные в годы, кризисные для всего отечественного кино, рожденные в атмосфере не столько "штурма и натиска", но банальной производственной штурмовщины и компанейщины, отнюдь не претендовавшие, во всяком случае буквально, на поиск новых форм, казалось бы, снимались не для вечности. Но, будучи "преданы эфиру" множество раз, может быть и незаслуженно, по причине отсутствия конкурентов, именно они открыли публике особое обаяние "простых", низовых жанров культуры. Обращенных к массовому зрителю, но подкупающих элитарную публику особой иронией визуального комикса. Или, если хотите, экранного лубка. Героям этого "криминального чтива" совершенно не обязательно быть "образами нашего современника", подобному телекино - "фильмами правовой и военно-патриотической тематики". Довольно странно, но в куда менее вегетарианские 90-е редакторы одних телевизионных объединений были озабочены тем, может ли сотрудник МВД плясать рок-н-ролл со шваброй в руках (в служебное время), а, с другой стороны, их коллеги пропускали неоднократное появление одних и тех же артистов в разных сериях одного проекта. В последнем прегрешении против здравого смысла особенно часто были замечены создатели телеэпопеи "Марш Турецкого". Зато теперь самые фанатичные поклонники с огромным удовольствием вычисляют подобные "проговорки" и обмениваются мнениями на форуме именного сайта А.Домогарова, главной звезды сериала: каким же образом один актер смог воплотить образ "оборотня в погонах", а в другом оказался главой ОПГ, как одна и та же актриса сначала сыграла возлюбленную сообщницу криминального авторитета, а потом - подругу следователя, профессионального юриста.

Люди в мире, как известно, все время почему-то делятся на две категории. Одни, например, сидят на трубах, а другим нужны деньги - как говорил герой В.Цоя в "Игле". Или, как утверждали создатели "Берегись автомобиля", одни - убегают, другие - догоняют. Им не жить друг без друга. Турецкий немыслим без подобного неоднозначного окружения. Хотя сам он вполне однозначен и даже одномерен, как и положено герою комикса.

В новом телевизионном ретродетективе "Призвание" эта идея находит куда более концептуальное обоснование и куда более утонченное воплощение. Сериал, вернее несколько фильмов, объединенных наличием двух главных героев, построен как своеобразные экранизации реальных уголовных дел минувшего десятилетия. Куда бы ни завела судьба и успешная милицейская карьера постового Олега Крайнова в исполнении Андрея Мерзликина (прославился ролью бандита Ошпаренного в "Бумере"), везде он увидит рискового Нумизмата в исполнении Алексея Панина ("положительный" бандит в ряде комедий и лауреат Госпремии за роль в военной драме "Звезда), действующего на грани закона и строящего свои бизнес-схемы по принципу "из тени в свет перелетая". Им не жить друг без друга.

При этом герои полностью укладываются в типажи "простых парней 90-х", демонстрируя два, если так можно выразиться, асимметричных призвания: вдохновенного "охранителя устоев", вынужденного колебаться вслед за меняющимся УПК экономики переходного периода, и еще более вдохновенного авантюриста. Особой симпатии друг к другу они, впрочем, не испытывают. Только азарт от новых встреч. Согласитесь, так интересно будет узнать в финале: за кем последнее слово?

Режиссер "Призвания" Виктор Сергеев прославился в позднюю перестройку авантюрным фильмом "Гений" с Александром Абдуловым в главной роли. После столь же успешных "Плача", "Греха..." и "Шизофрении" Сергеев известен и как один из "новых" киноруководителей: в 90-е стал директором "Ленфильма", где в ту пору счастливо уцелел и эталонный российский арт-хаус (в лице Сокурова и Германа) и родился новый мейнстрим - между прочим, в лице тех же "Ментов". Не говоря уж о "Брате". Кстати, Сергей Сельянов по дружбе сыграл в "Призвании" уморительную роль московского таксиста, пародирующего незабвенных ловкачей частного извоза из "братской" дилогии: "Мы, москвичи, все на одно лицо!"

Но не подобные "камео" (хотя профессионалы оценят, какое это щегольство), не допотопные сиреневые "Победы" на полном ходу и тонкое понимание механики исчезнувших преступных технологий, не отлично воссозданные московские окраины и достопримечательности центра (в исполнении питерского режиссера), не игра актерских имиджей... в общем не милые частности делают "Призвание" отличным образчиком сериального haute couture.

Вор должен сидеть в тюрьме не только потому, что законодательство точно оговаривает предел допустимого в его, данного преступника, "жанре". А потому, что есть - вот не исчезает, и все - и тот, кто должен разобраться в механике его деятельности.

Также в рубрике:

ТВ-НЕДЕЛЯ

КИНО НА ТВ

Главная АнтиКвар КиноКартина ГазетаКультура МелоМания МирВеры МизанСцена СуперОбложка Акции АртеФакт
© 2001-2010. Газета "Культура" - все права защищены.
Любое использование материалов возможно только с письменного согласия редактора портала.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Министерства Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций Эл № 77-4387 от 22.02.2001

Сайт Юлии Лавряшиной;