Главная | Форум | Партнеры![]() ![]() |
|
АнтиКвар![]() |
КиноКартина![]() |
ГазетаКультура![]() |
МелоМания![]() |
МирВеры![]() |
МизанСцена![]() |
СуперОбложка![]() |
Акции![]() |
АртеФакт![]() |
Газета "Культура" |
|
№ 12 (7522) 30 марта - 5 апреля 2006г. |
Рубрики разделаАрхивСчётчики |
![]() |
СобытиеИмена, бенефисы, парадыФестиваль "Мариинский-2006" МУЗЫКАВиолетта МАЙНИЕЦЕ
С вечера "Новые имена" началась вторая половина фестиваля. Имен было три, и все далеко не новые: москвич Никита Дмитриевский, петербуржец Алексей Мирошниченко и американец Ноа Д. Гелберт - танцовщик из бывшей труппы Уильяма Форсайта и репетитор его балетов. Новыми были постановки, специально созданные для артистов Мариинки, все - на литературные темы. Русские постановщики обратились к зарубежным произведениям: Дмитриевский - к комедии Мольера "Мещанин во дворянстве", Мирошниченко - к первой части романа Пруста "В поисках утраченного времени", который называется "В сторону Свана", а Гелберт - к повести Гоголя "Шинель". Дмитриевский, прошедший искушения классикой и модерном в России и за рубежом, постарался при помощи современного танцевального "микста", основная составляющая которого - классика, передать в хореографии изысканные стилизации Р.Штрауса. Получился симпатичный балетик, в котором много давно знакомых сценических приемов и лексических оборотов. На сцене 4 учителя, 4 танцовщицы (так называются персонажи) и все остальные мольеровские герои, в балете мало чем отличающиеся друг от друга. Профессионалы весь антракт весело гадали - кто Журден, кто - его жена или дочь. Мнения разошлись. Сомнений не вызвала лишь служанка Николь в пудреном паричке а la XVIII век (прелестная Е.Образцова). Не обремененные другими сценическими задачами, виртуозно танцевали все артисты Мариинки, среди которых выделяются Е.Кондаурова и И.Баймурадов.
Миниатюра Мирошниченко на музыку Л.Десятникова "Du Сote de Сhez Swan" для двух фортепиано, давшая название самому номеру "В сторону "Лебедя", содержит разные смысловые уровни, вызывает ассоциации, радует виртуозной работой с цитатами из "Лебединого озера", "Умирающего лебедя", категориями времени и потоком сознания очень балетного прустовского мира. Опираясь на красивую динамичную музыку, Мирошниченко подобно многим хореографам ХХ века по-своему разрабатывает мифологему Лебедя. Кто-то находит в этом дуэте лишь эпатаж и подражание птичьим повадкам или персонажам из классических шедевров вперемежку с лексикой форсайтовских опусов. Другие - занимательную работу над распадом и конструкцией музыкально-хореографической формы. Третьим любопытно разгадать структурные и семантические головоломки закодированного простым товарным штрихкодом черно-белого мира, в котором кроваво-красные губы балерины не только единственное цветовое пятно (дизайнер Ф.Донцов), но и определенный знак (крови, эроса и т.д.). С пониманием танцуют миниатюру О.Новикова и А.Сергеев. Есть пожелание к авторам - не убивайте жирным штрихкодом, изображенным на заднике, хореографию, которая просто теряется на его фоне. Намного традиционнее "Шинель" на музыку Д.Шостаковича. Крошечные намеки на форсайтовское прошлое Ноя Д.Гелберта потонули в потоке абсолютно русско-советской сюжетной хореографии. Все узнаваемо и просто. Милый, закомплексованный Акакий Акакиевич (его убедительно исполняет А.Иванов) в департаменте, где Военный (Г.Попов) и Светский (А.Пимонов) просят переписать письма (отлично сочиненные и станцованные вариации); Акакий Акакиевич у сидящего на столе фантасмагоричного портного Петровича (браво И.Баймурадову!); бал по поводу появления новой шинели, где лишним человеком оказывается наш неловкий герой; силуэты двух грабителей в цилиндрах, уносящих шинель и растворяющихся в кромешной тьме; смерть (исчезновение героя в драпировках висящей над сценой гигантской шинели) и загробное существование Акакия Акакиевича (крадет, как положено, у обидчиков пальто и шинели). Все эти эпизоды танцевально чисто преподносят танцовщики Мариинки. И музыка Шостаковича из кинофильмов "Одна" и "Условно убитый" соответствует гоголевской чернухе и жути. Тем не менее новый балет кажется чрезмерно затянутым. За "Новыми именами" последовали бенефисы премьеров. Примечательно, что в отличие от прошлогодних (балеринских) бенефисов, никто из них не танцевал классический репертуар. Только хореографию ХХ века или номера, созданные для бенефициантов. Но в этой череде чествований была заложена бомба, взорвавшая вековые мариинские традиции - один из трех бенефисов был отдан гостю из Большого Николаю Цискаридзе. Спасибо руководству за первый в жизни артиста бенефис, чего он не был удостоен в родных стенах Большого. Цискаридзе ответил благодарностью, с огромным уважением исполняя репертуар Мариинского театра. Только первоклассная элитная хореография - Баланчин ("Рубины"), Голейзовский ("Нарцисс"), Пети ("Кармен" для одного солиста), Форсайт ("In the Middle"). Цискаридзе танцевал эти балеты музыкально, сдержанно и достойно благодаря поддержке и репетиторской работе Ю.Фатеева и А.Мирошниченко, замечательным партнершам О.Новиковой, Е.Кондауровой, Е.Петиной. Главным событием вечера стала "Кармен", которую Цискаридзе в России исполнил впервые. Труднейший монобалет Пети сочинил для звезды Парижской Оперы М.Легри и впоследствии специально переделал для Цискаридзе. Он подтвердил свой широчайший исполнительский диапазон: строгость мужского испанского танца, женскую технику вращений и мелких па, комедийный дар. Более традиционным был бенефис Игоря Зеленского. Он исполнил два одноактных балета Баланчина, которые давно в его репертуаре, - "Аполлон" и "Бриллианты" из "Драгоценностей". В них много дуэтов, ансамблей и ограниченное количество мужских сольных танцев. Именно дуэты ярче всего прозвучали в этот вечер - с Терпсихорой (В.Терешкина) в первом из балетов, с Д.Павленко - во втором. Более блеклыми показались в его исполнении сольные фрагменты, украшенные фирменным знаком Зеленского - высокими прыжками. Танцовщик подготовил и сюрприз - монолог на музыку "Concerto grosso" Генделя, сочиненный хореографом А.Сигаловой. Бессюжетный, следующий музыкальной драматургии, обильно насыщенный вращениями, экспрессивными минималистскими жестами. На сцене - тусклый свет, царит атмосфера заброшенности, а в конце номера спускающиеся с колосников мосты со световой аппаратурой словно обрывают карьеру или жизнь героя. Сейчас барокко увлекаются многие постановщики (Килиан в том числе), находя тонкие связи и точные параллели с современностью. В новой постановке пока не очень прочитываются взаимосвязи между божественной музыкой, "барочным миропорядком" и сценическим бытием героя. Эту часть фестиваля венчал бенефис Фаруха Рузиматова - премьера, которого петербуржцы обожают и в классике, и в экзотическом ориентализме, и в характерном репертуаре. На этот раз Рузиматов отдал предпочтение экзотике и народным танцам. Легкий и гибкий Золотой раб в "Шехеразаде" М.Фокина, он хорошо смотрелся в дуэтах с уверенной примой (теперь - Большого) С.Захаровой. Рузиматов сохранил свое прежнее мастерство, заметно выросла профессионально его знаменитая партнерша. Жертва страсти и ревности в первом балете, во втором - в "Паване мавра" на музыку Пёрселла в постановке Х.Лимона - Рузиматов сыграл страстного ревнивца. Именно сыграл, так как в этом камерном квартете (он выступал с артистами из Балета Бордо во главе с любимым нуреевским премьером Ш.Жюдом) игра впечатляла сильнее, чем танец, построенный на стилизованных па паваны и движениях модерна. Вечер завершал испанский балет "Suspero de Espana" в стиле фламенко. Начинался он с соло танцовщицы Р.К.Ромеро, за которой следовало виртуозное соло Р.Ромеро - симфонию с четкой драматургией напоминала его чечетка на столе, исполненная под бурные аплодисменты зала. На испанском фоне заметно проигрывал сам бенефициант, чья пластика оставалась по-балетному красивой, с привычной фиксацией поз. С "Лебединого озера" при участии Ульяны Лопаткиной и звезды Парижской Оперы Ж.Мартинеза началась парадная часть фестиваля. Выступление Лопаткиной - балерины самодостаточной и умной - всегда праздник. Мартинез - самый благородный парижский премьер, выучил непривычную редакцию балета, прекрасно смотрелся и хорошо танцевал. Сорванные пируэты в дуэтах на его совести - у нас иная техника партерного вращения. Равноправный с солистами герой этого балета - мариинский кордебалет - сейчас, без сомнения, лучший в мире. Самой интересной частью гала-концерта стали выступления наших и приглашенных звезд. Тонко, музыкально и продуманно "Три гноссиенны" Э.Сати в постановке Х. ван Манена впервые исполнили У.Лопаткина и И.Кузнецов. Мастерски дуэт из "Золушки" А.Ратманского станцевали Д.Вишнёва и А.Меркурьев. Огромным успехом пользовался и второй дуэт из "Манон", в котором выступили ведущие солисты из Ковент Гардена А.Кожокару и Й.Кобборг. А трио из "Лебединого озера" (редакция Р.Нуреева), в котором танцевали солисты Парижской Оперы А.Летестю, Ж.Мартинез и С.Фаворен, прошло куда менее удачно: много технических срывов и неоправданных исполнительских акцентов. Неизменное гран па из "Дон Кихота" в исполнении О.Новиковой и Л.Сарафанова венчало выступление звезд. Огрехи в их дуэте искупались чистописанием в вариациях и кодах. Фестиваль показал, что сегодня артисты балета Мариинского театра танцуют с равным успехом Петипа, Иванова, Баланчина, Лакотта, Форсайта, что труппа в прекрасной профессиональной форме, умеет и хочет работать. Также в рубрике:
|