Главная | Форум | Партнеры![]() ![]() |
|
АнтиКвар![]() |
КиноКартина![]() |
ГазетаКультура![]() |
МелоМания![]() |
МирВеры![]() |
МизанСцена![]() |
СуперОбложка![]() |
Акции![]() |
АртеФакт![]() |
Газета "Культура" |
|
№ 12 (7522) 30 марта - 5 апреля 2006г. |
Рубрики разделаАрхивСчётчики |
![]() |
МузыкаГрузинская КлеопатраПремьера балета "Тамар" в Государственном Кремлевском дворце Ирина УДЯНСКАЯ
В 1912 году Михаил Фокин поставил балет "Тамара" на музыку Милия Балакирева для дягилевских "Русских сезонов". Главные партии в нем исполнили Тамара Карсавина и Адольф Больм, но и это не спасло спектакль от провала. Фокин, к тому времени уже впавший в немилость Дягилева и принявший решение уйти из труппы, вынужден был работать в довольно нервной обстановке, что, возможно, и помешало ему сочинить шедевр на уровне "Петрушки" или "Жар-птицы". История не имевшей успеха у публики оригинальной постановки не смутила участников Благотворительного фонда имени Мариса Лиепы и режиссера нынешнего спектакля Андриса Лиепу: спектакль осовременили, оснастив лазерной установкой, в качестве хореографа пригласили Юриюса Сморгинаса, короткую партитуру Балакирева дополнили музыкальными фрагментами из других произведений композитора. В общем, постановщики подошли к вопросу творчески: в результате получился совершенно новый продукт со старым названием-брендом: "Тамар", Ballets Russes. Начинается спектакль необычно: под пронзительно-тоскливую музыку пролога в лазерные воды ярко-зеленого Терека входит печальная царица Тамар (балерина Мариинского театра Ирма Ниорадзе), вычерчивая над головой замысловатые, кружевные узоры пластичными "восточными" руками. И это, пожалуй, самый колоритный и красивый фрагмент балета. В основу либретто фокинской "Тамары" легло одноименное стихотворение Лермонтова о своевольной царице, живущей в мрачной башне "в глубокой теснине Дарьяла": она завлекает в свои покои неосторожных путников, проводит с ними страстную ночь, а потом безжалостно убивает. В версии Сморгинаса этот сюжет, гремучая смесь "Клеопатры" и "Основного инстинкта", выглядит не слишком эротично и довольно расплывчато. Тамар оказывается пленницей не столько собственных неуемных желаний, сколько влюбленного в нее Визиря (Игорь Пиворович): именно он убивает избранников своей начальницы, устраивая за ней тотальную слежку (любовные дуэты то и дело переходят в трио), и держит в страхе многочисленную и пеструю челядь. Хореографический рисунок роли Визиря, равно как и некоторые массовые сцены, местами напоминает "Легенду о любви" Григоровича. Присутствие любовного треугольника "размывает" изначальный конфликт балета: "Тамар" из трагической истории взаимоотношений роковой женщины и ее несчастной жертвы превращается в обычную балетную мелодраму с двумя положительными героями, влюбленными друг в друга, и мешающим им злодеем. Положительные герои танцуют лирично-акробатичные дуэты, в которых Юноша (Илья Кузнецов) изображает внезапно вспыхнувшую страсть, а Тамар в ярко-лиловом трико с кофейными пятнами пытается не столько его соблазнить, сколько "рассказать" подобно Одетте, о том, как ей в замке невесело и одиноко живется. Коварный Визирь исполняет нечто гротескно-характерное, отдаленно напоминающее лезгинку, заставляя женский кордебалет взволнованно кружиться, а мужской - отжиматься от пола. В финале балета Юношу зверски убивают и, завернув в ковер, сбрасывают в Терек слуги Визиря; а царица, безропотно воспринявшая его исчезновение, задумчиво бродит в полотняных волнах, давая себя обнимать залезшим под колышущуюся ткань бесформенным мужским фигурам. Танцуют артисты хорошо (вряд ли кто-нибудь исполнил бы роль грузинки Тамар лучше, чем "орнаментальная" и технически безупречная Ниорадзе), но сама постановка, несмотря на световые спецэффекты, красочные костюмы и отличные декорации (художник - Лев Бакст, восстановление костюмов и декораций - Анна Нежная), получилась малоинтересной, не слишком связанной с пряной атмосферой фокинских балетов и дягилевских сезонов и в целом вызывающей недоумение, - и по прошествии почти сотни лет у этого балета вряд ли есть шанс стать репертуарным. Также в рубрике:
|