Главная | Форум | Партнеры

Культура Портал - Все проходит, культура остается!
АнтиКвар

КиноКартина

ГазетаКультура

МелоМания

МирВеры

МизанСцена

СуперОбложка

Акции

АртеФакт

Газета "Культура"

№ 12 (7522) 30 марта - 5 апреля 2006г.

Рубрики раздела

Архив

2011 год
№1 №2 №3
№4 №5 №6
№7 №8 №9
№10 №11 №12
2010 год
2009 год
2008 год
2007 год
2006 год
2005 год
2004 год
2003 год
2002 год
2001 год
2000 год
1999 год
1998 год
1997 год

Счётчики

TopList
Rambler's Top100

Музыка

Грузинская Клеопатра

Премьера балета "Тамар" в Государственном Кремлевском дворце

Ирина УДЯНСКАЯ
Фото ИТАР-ТАСС


Сцена из спектакля

В 1912 году Михаил Фокин поставил балет "Тамара" на музыку Милия Балакирева для дягилевских "Русских сезонов". Главные партии в нем исполнили Тамара Карсавина и Адольф Больм, но и это не спасло спектакль от провала. Фокин, к тому времени уже впавший в немилость Дягилева и принявший решение уйти из труппы, вынужден был работать в довольно нервной обстановке, что, возможно, и помешало ему сочинить шедевр на уровне "Петрушки" или "Жар-птицы".

История не имевшей успеха у публики оригинальной постановки не смутила участников Благотворительного фонда имени Мариса Лиепы и режиссера нынешнего спектакля Андриса Лиепу: спектакль осовременили, оснастив лазерной установкой, в качестве хореографа пригласили Юриюса Сморгинаса, короткую партитуру Балакирева дополнили музыкальными фрагментами из других произведений композитора. В общем, постановщики подошли к вопросу творчески: в результате получился совершенно новый продукт со старым названием-брендом: "Тамар", Ballets Russes.

Начинается спектакль необычно: под пронзительно-тоскливую музыку пролога в лазерные воды ярко-зеленого Терека входит печальная царица Тамар (балерина Мариинского театра Ирма Ниорадзе), вычерчивая над головой замысловатые, кружевные узоры пластичными "восточными" руками. И это, пожалуй, самый колоритный и красивый фрагмент балета.

В основу либретто фокинской "Тамары" легло одноименное стихотворение Лермонтова о своевольной царице, живущей в мрачной башне "в глубокой теснине Дарьяла": она завлекает в свои покои неосторожных путников, проводит с ними страстную ночь, а потом безжалостно убивает. В версии Сморгинаса этот сюжет, гремучая смесь "Клеопатры" и "Основного инстинкта", выглядит не слишком эротично и довольно расплывчато. Тамар оказывается пленницей не столько собственных неуемных желаний, сколько влюбленного в нее Визиря (Игорь Пиворович): именно он убивает избранников своей начальницы, устраивая за ней тотальную слежку (любовные дуэты то и дело переходят в трио), и держит в страхе многочисленную и пеструю челядь. Хореографический рисунок роли Визиря, равно как и некоторые массовые сцены, местами напоминает "Легенду о любви" Григоровича.

Присутствие любовного треугольника "размывает" изначальный конфликт балета: "Тамар" из трагической истории взаимоотношений роковой женщины и ее несчастной жертвы превращается в обычную балетную мелодраму с двумя положительными героями, влюбленными друг в друга, и мешающим им злодеем. Положительные герои танцуют лирично-акробатичные дуэты, в которых Юноша (Илья Кузнецов) изображает внезапно вспыхнувшую страсть, а Тамар в ярко-лиловом трико с кофейными пятнами пытается не столько его соблазнить, сколько "рассказать" подобно Одетте, о том, как ей в замке невесело и одиноко живется. Коварный Визирь исполняет нечто гротескно-характерное, отдаленно напоминающее лезгинку, заставляя женский кордебалет взволнованно кружиться, а мужской - отжиматься от пола. В финале балета Юношу зверски убивают и, завернув в ковер, сбрасывают в Терек слуги Визиря; а царица, безропотно воспринявшая его исчезновение, задумчиво бродит в полотняных волнах, давая себя обнимать залезшим под колышущуюся ткань бесформенным мужским фигурам.

Танцуют артисты хорошо (вряд ли кто-нибудь исполнил бы роль грузинки Тамар лучше, чем "орнаментальная" и технически безупречная Ниорадзе), но сама постановка, несмотря на световые спецэффекты, красочные костюмы и отличные декорации (художник - Лев Бакст, восстановление костюмов и декораций - Анна Нежная), получилась малоинтересной, не слишком связанной с пряной атмосферой фокинских балетов и дягилевских сезонов и в целом вызывающей недоумение, - и по прошествии почти сотни лет у этого балета вряд ли есть шанс стать репертуарным.

Также в рубрике:

МУЗЫКА

ПЕРВОЕ ВПЕЧАТЛЕНИЕ

Главная АнтиКвар КиноКартина ГазетаКультура МелоМания МирВеры МизанСцена СуперОбложка Акции АртеФакт
© 2001-2010. Газета "Культура" - все права защищены.
Любое использование материалов возможно только с письменного согласия редактора портала.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Министерства Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций Эл № 77-4387 от 22.02.2001

Сайт Юлии Лавряшиной;