Главная | Форум | Партнеры![]() ![]() |
|
АнтиКвар![]() |
КиноКартина![]() |
ГазетаКультура![]() |
МелоМания![]() |
МирВеры![]() |
МизанСцена![]() |
СуперОбложка![]() |
Акции![]() |
АртеФакт![]() |
Газета "Культура" |
|
№ 12 (7522) 30 марта - 5 апреля 2006г. |
Рубрики разделаАрхивСчётчики |
![]() |
КиноЧто такое "выход"?Профессия - художник кино Ольга КЛЕЙМЕНОВА
В 2006 году исполняется 100 лет со дня рождения С.А.Герасимова - крупнейшего советского кинорежиссера, чье имя носит ВГИК - Всероссийский государственный институт кинематографии. Прекрасные режиссеры, операторы, актеры здесь получили образование. Многие из них известны не только в нашей стране, но и по всему миру. Однако в данной статье речь пойдет не о них, а о профессии, несправедливо обойденной вниманием критиков, как киноведов, так и искусствоведов - профессии художника кино, а также о выставке студенческих работ, развернутой на художественном факультете ВГИКа в ознаменование юбилейной даты. Кино - искусство коллективное. Безусловно, интересные сценарии, блестящая режиссура, великолепная игра актеров и работа операторов, музыка, еще много незаметного, но необходимого. Но ведь кадр - картинка, хоть и движущаяся. И если проанализировать лучшие отечественные фильмы с позиций изобразительного искусства, вывод очевиден. Каждый кадр - продуманная станковая картина или станковая черно-белая графика со всеми присущими ей композиционными, тональными, цветовыми закономерностями, что и создает тот захватывающий, насыщенный, образный мир, отличающий лучшие советские фильмы. И далеко не последняя роль в создании "движущихся" картинок принадлежит художникам. А готовить профессиональных художников для кинематографа в нашей стране начали с 1938 года, когда по инициативе С.Эйзенштейна и Л.Кулешова был создан художественный факультет в Институте кинематографии. Именно они поняли острую необходимость совместного воспитания художников с другими кинематографическими профессиями. Организационные заботы были поручены замечательному художнику Ф.Богородскому.
Мало кто из специалистов помнит, и уж совсем об этом не знает широкий зритель, что первыми художниками-постановщиками, получившими премию Американской киноакадемии ("Оскар"), были выпускники ВГИКа первого набора М.Богданов и Г.Мясников - за "Войну и мир" в постановке Сергея Бондарчука. Впоследствии Богданов много лет руководил кафедрой мастерства художника фильма. Нелишне напомнить читателю имена выдающихся художников кино, стоявших у истоков создания профессии: И.Шпинель, Б.Дубровский-Эшке, И.Иванов-Вано, Г.Мясников, А.Дихтяр, А.Сазонов, П.Пашкевич. И сейчас кафедра мастерства достойно представлена виднейшими отечественными кинохудожниками. Среди выпускников мастерской - всемирно известный театральный художник В.Левенталь, художник театра и кино М.Курилко. Первым руководителем мастерской мультипликации был классик российской и мировой анимации профессор И.П.Иванов-Вано. С ним работали известные мастера мультипликации А.Сазонов, Л.Мильчин, В.Курчевский, и ныне занятия проводятся под руководством опытных мастеров. Среди выпускников мастерской - такие известные мультипликаторы, как А.Спешнева - "Не в шляпе счастье", "Клубок"; Ф.Ярбусова - художник-постановщик "Сказки сказок", "Ежик в тумане"; А.Петров - лауреат Государственной премии 1990-го, 1995-го, лауреат премии "Оскар" за 2000 год, член Американской киноакадемии, автор мультипликационных фильмов "Корова", "Русалка", "Старик и море". Новые технологические возможности значительно изменили ситуацию в мультипликационном мире. Возникла большая потребность в художниках, обладающих знаниями всех основных компьютерных программ для анимации. В связи с этим в 1995 году во ВГИКе состоялся первый набор на кафедру анимации и компьютерной графики. Возглавил кафедру С.Соколов - ученик И.П.Иванова-Вано, режиссер таких анимационных фильмов, как "Буря", "Чудотворец", "Зимняя сказка", получившая приз "Эмми" Американской академии телевизионных искусств. В 1977 году на факультете была сформирована мастерская художников по костюму. Ко всему, что мы видим на экране, имеет отношение художник. Именно художник выстраивает среду, в которой разворачивается действие фильма, будь то пейзаж, выбираемый для натурных съемок, или небольшой натюрморт в камерном интерьере, дворцовый зал или скромная комната - все строится по эскизам художника. Мало кто представляет, что хороший фильм, как правило, сначала рисуется на бумаге карандашом, от кадра к кадру, потом на основе собранного материала делаются эскизы декораций и костюмы. Когда все сшито и построено, выставлен свет, то есть создана образная атмосфера, приступает к работе оператор. Не будь этой гигантской подготовительной работы, связанной, как правило, с созданием материальной среды будущего фильма, снимать будет нечего. Наверное, невозможно измерить точный процент участия художника в успехе фильма, но ясно, что без талантливого профессионала удачи не было бы. И неважно - исторический это фильм или современный. Если задача серьезная, то и подготовка художника к решению этой задачи должна быть не менее серьезна. Это и есть суть деятельности художественного факультета ВГИКа. Художник в кино обязательно должен быть образованным человеком. И неважно - будет это художник-постановщик или художник-мультипликатор, художник по костюмам или специалист по компьютерной графике и анимации - все они должны свободно ориентироваться в исторических эпохах и художественных стилях, знать историю искусства, литературы, музыки и главное - быть высокопрофессиональными Художниками, то есть свободно владеть композицией, пластикой формы, цветом. Владение академической живописью и рисунком дает свободу в решении практически любых художественно-образных задач. И сегодня слова Ф.Богородского "Если художник хочет быть творческой личностью, а не ремесленником-"исполнителем", он должен всю жизнь изучать натуру, действительность с карандашом в руках" не потеряли своей актуальности. Знание натуры - единственный способ избежать фальши. Сегодняшние студенты изучают натуру на протяжении всего времени обучения в институте. Это и выездные летние практики в старинные русские города, и постоянная работа с обнаженной натурой, и создание натюрмортов и портретов. Подтверждает это выставка работ студентов художественного факультета. Она не носит отчетного характера. Скорее это выставка методическая, так как именно методика раскрывает творческую составляющую учебного процесса. Пейзажи, натюрморты и портреты первого курса показывают, как серьезное внимание к интерпретации натуры расширяет композиционные возможности в решении тематических задач. Очень интересны работы с обнаженной натурой студентов третьего курса, выход студентов четвертого курса, композиция пятикурсников - выставка большая, всего не перечислишь. К примеру, что такое "выход"? Это работа студентов 1-го и 4-го курсов вне стен института в течение первого и второго полугодий. Не от хорошей жизни. Просто места нет: на все пять курсов площадей не хватает. Наши предшественники были людьми талантливыми и придумали "выход" из этого положения. Художники должны уметь рисовать интерьеры различных архитектурных стилей? Должны. Вот и отправили студентов первого курса по историческим памятникам и музеям на полгода. И помещение экономится, и знания приобретаются, и культурный уровень растет. На четвертом курсе уже серьезней. Надо идти в жизнь. В этом году, к примеру, очень удачной оказалась серия "Зоопарк", автор - А.Галанцева: трогательные кенгуру, заснеженные верблюды, урбанистические медведи. Студент четвертого курса - человек взрослый, пора и с производством знакомиться: очень выразительна серия "Пивзавод" К.Колосова, хорош "Цирк" Т.Шагиахмедова, выразителен "Аэропорт" У.Полянской - интересных работ много. В результате студенты и жизнь узнают, и учебную площадь экономят. И если бы только это. Сколько пришлось пережить институту за последние 15 лет - и не описать. Каково видеть будущих художников, заклеивающих старый, записанный холст газетой и пишущих по этим газетам кистями практически без ворса, то есть черенками. А зачастую и просто пальцами. Краски, сделанные из подручного материала, белила - мел и масло, ультрамарин - индийская синька для белья - художник кино должен быть изобретателен. К счастью, эти времена уходят. Налаживается снабжение художественными материалами. Восстановлены полноценные летние выездные практики. Стараниями ректората приведены в порядок аудитории. Например, полностью заменены окна - теперь и обнаженная натура не мерзнет, и студенты не проводят недели дома с ОРЗ. Есть сложности, с которыми не может справиться руководство ВГИКа. Стипендия - 500 рублей, зарплата профессора - 5000 рублей. В былые времена зарплата министра СССР, по опубликованным данным, была 700 рублей, зарплата профессора - 500. И в этом был определенный смысл. Интересно узнать, сколько теперь получает министр РФ? И что сейчас думают профессора, не говоря о доцентах и старших преподавателях, о своей зарплате? Конечно, мы очень рады за медсестер и участковых врачей. Правильно! Давно пора! Но очень хочется порадоваться и за высшую школу. Некоторым замечательным учреждениям культуры присвоен статус "Уникальный объект культуры". А первая в мире и до сих пор единственная Киношкола, объединяющая все киноспециальности, оказывающая колоссальное воздействие на отечественную культуру и общество в целом, - не уникальна? Итак, работают прекрасные художники, создаются общественно значимые произведения, а это никому вроде и не интересно. Киноведов не интересует живопись, искусствоведов - кино, а кинохудожники остались где-то посередине. И вроде как без них и нельзя, а вроде никому и не надо. Как и прежде, нет ни только монографий, посвященных их творчеству, но и серьезных, масштабных статей, редко когда их работа упоминается и в рецензиях на фильмы. Более того, фамилия художника из титров стала исчезать. Раньше - в обязательном порядке: сценарист, режиссер, оператор, художник. А теперь? Не всегда, но часто: сценарист, режиссер, оператор, композитор, водитель... И все-таки художник таких фильмов, как "Свои", "9 рота" - Г.Пушкин, "На углу у Патриарших" - художник В.Трапезников, "Антикиллер" - Ф.Савельев, "Француз" - С.Тырин, "Охотники за иконами", "Чайка" - В.Архипов, "Бумер-1" - У.Рябова, "Радости и печали маленького Лорда" - Е.Качанов. Замечательные художники по костюму: А.Бартули - "Возвращение", Н.Дзюбенко - "Анна Каренина", "Слепой", И.Зазуля - "Ехали два шофера", "Старухи" и многие, многие другие. Как и прежде, подавляющее большинство фильмов на всех работающих киностудиях бывшего СССР создают выпускники ВГИКа. Сегодня нет распределения. Конкуренция. Выиграть в ней и внести свой творческий вклад может только профессионально подготовленный художник. Со временем в борьбе за высокое качество как продюсеры, так и режиссеры предпочтут профессионала дилетанту и самоучке. Также в рубрике:
|