Главная | Форум | Партнеры

Культура Портал - Все проходит, культура остается!
АнтиКвар

КиноКартина

ГазетаКультура

МелоМания

МирВеры

МизанСцена

СуперОбложка

Акции

АртеФакт

Газета "Культура"

№ 12 (7522) 30 марта - 5 апреля 2006г.

Рубрики раздела

Архив

2011 год
№1 №2 №3
№4 №5 №6
№7 №8 №9
№10 №11 №12
2010 год
2009 год
2008 год
2007 год
2006 год
2005 год
2004 год
2003 год
2002 год
2001 год
2000 год
1999 год
1998 год
1997 год

Счётчики

TopList
Rambler's Top100

Кино

Что такое "выход"?

Профессия - художник кино

Ольга КЛЕЙМЕНОВА
Сергей ТОКАРЕВ
Фото Ирины КАЛЕДИНОЙ


Выставка во ВГИКе

В 2006 году исполняется 100 лет со дня рождения С.А.Герасимова - крупнейшего советского кинорежиссера, чье имя носит ВГИК - Всероссийский государственный институт кинематографии. Прекрасные режиссеры, операторы, актеры здесь получили образование. Многие из них известны не только в нашей стране, но и по всему миру. Однако в данной статье речь пойдет не о них, а о профессии, несправедливо обойденной вниманием критиков, как киноведов, так и искусствоведов - профессии художника кино, а также о выставке студенческих работ, развернутой на художественном факультете ВГИКа в ознаменование юбилейной даты.

Кино - искусство коллективное. Безусловно, интересные сценарии, блестящая режиссура, великолепная игра актеров и работа операторов, музыка, еще много незаметного, но необходимого. Но ведь кадр - картинка, хоть и движущаяся. И если проанализировать лучшие отечественные фильмы с позиций изобразительного искусства, вывод очевиден. Каждый кадр - продуманная станковая картина или станковая черно-белая графика со всеми присущими ей композиционными, тональными, цветовыми закономерностями, что и создает тот захватывающий, насыщенный, образный мир, отличающий лучшие советские фильмы. И далеко не последняя роль в создании "движущихся" картинок принадлежит художникам. А готовить профессиональных художников для кинематографа в нашей стране начали с 1938 года, когда по инициативе С.Эйзенштейна и Л.Кулешова был создан художественный факультет в Институте кинематографии. Именно они поняли острую необходимость совместного воспитания художников с другими кинематографическими профессиями. Организационные заботы были поручены замечательному художнику Ф.Богородскому.

Работа студентки 5-го курса Е.Гавриловой

Мало кто из специалистов помнит, и уж совсем об этом не знает широкий зритель, что первыми художниками-постановщиками, получившими премию Американской киноакадемии ("Оскар"), были выпускники ВГИКа первого набора М.Богданов и Г.Мясников - за "Войну и мир" в постановке Сергея Бондарчука. Впоследствии Богданов много лет руководил кафедрой мастерства художника фильма.

Нелишне напомнить читателю имена выдающихся художников кино, стоявших у истоков создания профессии: И.Шпинель, Б.Дубровский-Эшке, И.Иванов-Вано, Г.Мясников, А.Дихтяр, А.Сазонов, П.Пашкевич. И сейчас кафедра мастерства достойно представлена виднейшими отечественными кинохудожниками.

Среди выпускников мастерской - всемирно известный театральный художник В.Левенталь, художник театра и кино М.Курилко.

Первым руководителем мастерской мультипликации был классик российской и мировой анимации профессор И.П.Иванов-Вано. С ним работали известные мастера мультипликации А.Сазонов, Л.Мильчин, В.Курчевский, и ныне занятия проводятся под руководством опытных мастеров.

Среди выпускников мастерской - такие известные мультипликаторы, как А.Спешнева - "Не в шляпе счастье", "Клубок"; Ф.Ярбусова - художник-постановщик "Сказки сказок", "Ежик в тумане"; А.Петров - лауреат Государственной премии 1990-го, 1995-го, лауреат премии "Оскар" за 2000 год, член Американской киноакадемии, автор мультипликационных фильмов "Корова", "Русалка", "Старик и море".

Новые технологические возможности значительно изменили ситуацию в мультипликационном мире. Возникла большая потребность в художниках, обладающих знаниями всех основных компьютерных программ для анимации. В связи с этим в 1995 году во ВГИКе состоялся первый набор на кафедру анимации и компьютерной графики. Возглавил кафедру С.Соколов - ученик И.П.Иванова-Вано, режиссер таких анимационных фильмов, как "Буря", "Чудотворец", "Зимняя сказка", получившая приз "Эмми" Американской академии телевизионных искусств.

В 1977 году на факультете была сформирована мастерская художников по костюму.

Ко всему, что мы видим на экране, имеет отношение художник. Именно художник выстраивает среду, в которой разворачивается действие фильма, будь то пейзаж, выбираемый для натурных съемок, или небольшой натюрморт в камерном интерьере, дворцовый зал или скромная комната - все строится по эскизам художника. Мало кто представляет, что хороший фильм, как правило, сначала рисуется на бумаге карандашом, от кадра к кадру, потом на основе собранного материала делаются эскизы декораций и костюмы. Когда все сшито и построено, выставлен свет, то есть создана образная атмосфера, приступает к работе оператор. Не будь этой гигантской подготовительной работы, связанной, как правило, с созданием материальной среды будущего фильма, снимать будет нечего.

Наверное, невозможно измерить точный процент участия художника в успехе фильма, но ясно, что без талантливого профессионала удачи не было бы. И неважно - исторический это фильм или современный. Если задача серьезная, то и подготовка художника к решению этой задачи должна быть не менее серьезна. Это и есть суть деятельности художественного факультета ВГИКа. Художник в кино обязательно должен быть образованным человеком. И неважно - будет это художник-постановщик или художник-мультипликатор, художник по костюмам или специалист по компьютерной графике и анимации - все они должны свободно ориентироваться в исторических эпохах и художественных стилях, знать историю искусства, литературы, музыки и главное - быть высокопрофессиональными Художниками, то есть свободно владеть композицией, пластикой формы, цветом.

Владение академической живописью и рисунком дает свободу в решении практически любых художественно-образных задач. И сегодня слова Ф.Богородского "Если художник хочет быть творческой личностью, а не ремесленником-"исполнителем", он должен всю жизнь изучать натуру, действительность с карандашом в руках" не потеряли своей актуальности. Знание натуры - единственный способ избежать фальши. Сегодняшние студенты изучают натуру на протяжении всего времени обучения в институте. Это и выездные летние практики в старинные русские города, и постоянная работа с обнаженной натурой, и создание натюрмортов и портретов. Подтверждает это выставка работ студентов художественного факультета. Она не носит отчетного характера. Скорее это выставка методическая, так как именно методика раскрывает творческую составляющую учебного процесса. Пейзажи, натюрморты и портреты первого курса показывают, как серьезное внимание к интерпретации натуры расширяет композиционные возможности в решении тематических задач. Очень интересны работы с обнаженной натурой студентов третьего курса, выход студентов четвертого курса, композиция пятикурсников - выставка большая, всего не перечислишь.

К примеру, что такое "выход"? Это работа студентов 1-го и 4-го курсов вне стен института в течение первого и второго полугодий. Не от хорошей жизни. Просто места нет: на все пять курсов площадей не хватает. Наши предшественники были людьми талантливыми и придумали "выход" из этого положения. Художники должны уметь рисовать интерьеры различных архитектурных стилей? Должны. Вот и отправили студентов первого курса по историческим памятникам и музеям на полгода. И помещение экономится, и знания приобретаются, и культурный уровень растет.

На четвертом курсе уже серьезней. Надо идти в жизнь. В этом году, к примеру, очень удачной оказалась серия "Зоопарк", автор - А.Галанцева: трогательные кенгуру, заснеженные верблюды, урбанистические медведи. Студент четвертого курса - человек взрослый, пора и с производством знакомиться: очень выразительна серия "Пивзавод" К.Колосова, хорош "Цирк" Т.Шагиахмедова, выразителен "Аэропорт" У.Полянской - интересных работ много. В результате студенты и жизнь узнают, и учебную площадь экономят.

И если бы только это. Сколько пришлось пережить институту за последние 15 лет - и не описать. Каково видеть будущих художников, заклеивающих старый, записанный холст газетой и пишущих по этим газетам кистями практически без ворса, то есть черенками. А зачастую и просто пальцами. Краски, сделанные из подручного материала, белила - мел и масло, ультрамарин - индийская синька для белья - художник кино должен быть изобретателен. К счастью, эти времена уходят. Налаживается снабжение художественными материалами. Восстановлены полноценные летние выездные практики. Стараниями ректората приведены в порядок аудитории. Например, полностью заменены окна - теперь и обнаженная натура не мерзнет, и студенты не проводят недели дома с ОРЗ.

Есть сложности, с которыми не может справиться руководство ВГИКа. Стипендия - 500 рублей, зарплата профессора - 5000 рублей. В былые времена зарплата министра СССР, по опубликованным данным, была 700 рублей, зарплата профессора - 500. И в этом был определенный смысл. Интересно узнать, сколько теперь получает министр РФ? И что сейчас думают профессора, не говоря о доцентах и старших преподавателях, о своей зарплате? Конечно, мы очень рады за медсестер и участковых врачей. Правильно! Давно пора! Но очень хочется порадоваться и за высшую школу. Некоторым замечательным учреждениям культуры присвоен статус "Уникальный объект культуры". А первая в мире и до сих пор единственная Киношкола, объединяющая все киноспециальности, оказывающая колоссальное воздействие на отечественную культуру и общество в целом, - не уникальна?

Итак, работают прекрасные художники, создаются общественно значимые произведения, а это никому вроде и не интересно. Киноведов не интересует живопись, искусствоведов - кино, а кинохудожники остались где-то посередине. И вроде как без них и нельзя, а вроде никому и не надо. Как и прежде, нет ни только монографий, посвященных их творчеству, но и серьезных, масштабных статей, редко когда их работа упоминается и в рецензиях на фильмы. Более того, фамилия художника из титров стала исчезать. Раньше - в обязательном порядке: сценарист, режиссер, оператор, художник. А теперь? Не всегда, но часто: сценарист, режиссер, оператор, композитор, водитель...

И все-таки художник таких фильмов, как "Свои", "9 рота" - Г.Пушкин, "На углу у Патриарших" - художник В.Трапезников, "Антикиллер" - Ф.Савельев, "Француз" - С.Тырин, "Охотники за иконами", "Чайка" - В.Архипов, "Бумер-1" - У.Рябова, "Радости и печали маленького Лорда" - Е.Качанов. Замечательные художники по костюму: А.Бартули - "Возвращение", Н.Дзюбенко - "Анна Каренина", "Слепой", И.Зазуля - "Ехали два шофера", "Старухи" и многие, многие другие. Как и прежде, подавляющее большинство фильмов на всех работающих киностудиях бывшего СССР создают выпускники ВГИКа.

Сегодня нет распределения. Конкуренция. Выиграть в ней и внести свой творческий вклад может только профессионально подготовленный художник. Со временем в борьбе за высокое качество как продюсеры, так и режиссеры предпочтут профессионала дилетанту и самоучке.

Также в рубрике:

КИНО

НА СЪЕМОЧНОЙ ПЛОЩАДКЕ

Главная АнтиКвар КиноКартина ГазетаКультура МелоМания МирВеры МизанСцена СуперОбложка Акции АртеФакт
© 2001-2010. Газета "Культура" - все права защищены.
Любое использование материалов возможно только с письменного согласия редактора портала.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Министерства Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций Эл № 77-4387 от 22.02.2001

Сайт Юлии Лавряшиной;