Главная | Форум | Партнеры![]() ![]() |
|
АнтиКвар![]() |
КиноКартина![]() |
ГазетаКультура![]() |
МелоМания![]() |
МирВеры![]() |
МизанСцена![]() |
СуперОбложка![]() |
Акции![]() |
АртеФакт![]() |
Газета "Культура" |
|
№ 12 (7522) 30 марта - 5 апреля 2006г. |
Рубрики разделаАрхивСчётчики |
![]() |
ПалитраРеквием по мастеруРисунки Александра Древина в галерее "ГОСТ" Евграф КОНЧИН
"Для меня решающим в искусстве является не просто видение, а эмоциональная зарядка от увиденного" - так сформулировал свое творческое кредо Александр Древин. И при всех подчас больших различиях своего графического и живописного языка, которым он мог бы свободно, иногда неожиданно выражать свое отношение к Природе, Бытию и Человеку, "эмоциональная зарядка" оставалась неизменной. Эти его слова можно поставить эпиграфом выставки, которая открылась в галерее "ГОСТ". Имя Александра Древина привлекает внимание, поскольку оно после нескольких десятилетий строжайшего запрета на какие-либо его упоминания три года назад на персональной выставке в Третьяковской галерее было с триумфом возвращено отечественному искусству. Это было открытием огромного, удивительного стилистического, пластического и образного художественного мира. Поэтому нынешняя экспозиция, на которой представлены лишь рисунки художника, стала как бы продолжением того открытия, произошедшего в Лаврушинском переулке. Тем она необычна и знаменательна и для творчества художника, и для всей его трагической жизни. Александр (Рудольф-Александр) Давидович Древин (Древиньш) родился в 1889 году в небольшом латвийском городе Венден Лифляндской губернии в семье мастера слесарного дела. Учился в Рижской художественной школе под руководством выдающегося пейзажиста, академика Петербургской академии художеств Вильгельма Пурвита. Первые его работы написаны под явным влиянием французских импрессионистов. Увлечение Сезанном продолжалось и в Москве, куда Древин переезжает в 1916 году. Вскоре он знакомится с Кандинским, Малевичем, Татлиным, увлекается идеями русского авангарда. Но и это проходит. Художник твердо становится на путь натурного видения мира, на путь реалистического осознания действительности. Достигает здесь больших высот. Древин становится профессором Вхутемаса, участвует в создании Музея живописной культуры, входит в ряд ведущих художественных обществ и организаций. Художник много ездит - Урал, Алтай, Кавказ. Неоднократно посещает Армению, которая произвела на него огромное впечатление. Большой цикл армянских работ можно увидеть в нынешней экспозиции. Он с восторгом принимает все ростки нового социалистического строительства, охотно посещает стройки, пишет и рисует рабочих, колхозников. Говорит: "Новая жизнь гармонирует с силами природы. Это не фраза для меня, а сама реальность". Тем не менее в середине 1930-х годов в творчестве Александра Древина появляются трагические нотки, многое, происходящее в стране, его разочаровывает и угнетает. Отзвуки этого мрачного настроения можно найти в представленных на выставке рисунках. В ночь на 17 января 1938 года Александр Древин был арестован, его обвинили в контрреволюционной деятельности. Конечно, в культурно-просветительском латышском обществе в Москве "Прометей", членом которого он являлся, никакой крамолой не занимались. Однако Александра Древина приговорили к высшей мере наказания - расстрелу, 26 февраля 1938 года приговор был приведен в исполнение. Часть его работ была уничтожена, его имя было запрещено упоминать. Лишь спустя двадцать лет, в 1957 году, Александра Древина посмертно реабилитируют. Поэтому нынешняя выставка - своеобразный реквием по замечательному художнику. Представлены не только карандашные рисунки, есть и живопись, и акварель. Тематика достаточно обширная. Жанровые сцены, пейзажи, портреты, серия ню. Рисунки сделаны мастерски, свободно, непринужденно, подчас блистательно, артистически. Это листы - не просто острые и выразительные натурные картинки действительности. Художник ставил перед собой более сложные задачи. Он писал: "Я не считаю свои произведения созерцательными картинами, мое намерение дать почувствовать, как растут деревья, как в беспокойстве молчат небеса. В природе много героического..." Я добавил бы - и трагического. Все это художник чувствовал, действительно, в каждом ростке дерева, в мятущемся небе, даже в одинокой фигурке рыбака... Рисунки Александра Древина при кажущейся простоте и понятности настолько многозначны и внутренне усложнены, что так и хочется заглянуть "за занавес", познать, почувствовать другой, более глубокий смысл. Но можно ли полностью, до конца осознать истинное художественное произведение? Даже если оно - рисунок грозовых облаков... Также в рубрике:
|