Главная | Форум | Партнеры![]() ![]() |
|
КиноКартина![]() |
ГазетаКультура![]() |
МелоМания![]() |
МизанСцена![]() |
СуперОбложка![]() |
Акции![]() |
АртеФакт![]() |
Газета "Культура" |
|
№ 13 (7523) 6 - 12 апреля 2006г. |
Рубрики разделаАрхивСчётчики |
![]() |
ТеатрСЕРГЕЙ ФРОЛОВ: "Хочется быть хорошим и счастливым"Беседу вела Светлана ПОЛЯКОВА
Сергей ФРОЛОВ проснулся знаменитым на следующий день после премьеры спектакля Ленкома "Шут Балакирев", где сыграл заглавную роль. Ученик Марка Захарова, Фролов органично влился в ленкомовскую труппу. В новой премьере "Затмение" К.Кизи он играет Билли, роль стала одной из самых сильных в спектакле, и за нее он только что получил премию Фонда Олега Табакова.
- Ваш последний актерский триумф на сцене - Билли в спектакле "Полеты над кукушкиным гнездом" ("Затмение"). Играть умалишенного - едва ли не самая сложная актерская работа. - Это в четыре раза сложнее, чем любая другая роль. Я боюсь вопросов по поводу моего Билли. Я его считаю своим сыном. Насколько сложно было репетировать, настолько теперь легко играть. Я купил себе учебник по психиатрии, почитал и могу вам сказать, что мы там все есть. Сумасшедшие - самые счастливые люди! Но я бы мечтал, чтобы никто из них спектакля не посмотрел.
- Почему? - Не надо им этого видеть. Я уже играл в "Укрощении укротителей" убогого. Отыграв полспектакля, во время эпизода на авансцене я увидел в первом ряду того персонажа, которого играл - один в один, с такими же ужимками. И сразу понял, что я не имею права напоминать ему, пришедшему отдохнуть, о его убожестве.
- Я слышала, что вы долгое время были воцерковленным человеком. - В 91-м году пошел на Рождество в... храм. Ночь отстоял, купил за 20 рублей книжку, в которой было написано, что надо верить в Бога и ходить в церковь каждое воскресенье. Две недели думал, потом стал ходить. Два года ходил. Как-то взял лопату и стал убирать снег на церковном дворе. Однажды за этим занятием меня увидел мой будущий духовник, через какое-то время я ему примелькался, мы стали здороваться, я приходил к нему на исповедь, просил благословение на все подряд. Вдруг он спросил меня: "Ты музыкант, что ли?" - и с тех пор я стал петь на службе. Мне мой духовник во время службы давал читать "Апостол", на обложке которого были только крест и название. Мне захотелось, чтобы это была золотая парча и чтобы это было по-настоящему красиво. Я обшил его парчой и бисером. По-моему, я сделал это хорошо. До сих пор, наверное, кто-нибудь пользуется этим "Апостолом". Меня потом как-то на "Мосфильме" спросили: "Вы петь умеете?" Я ответил: "Как-никак девять лет на клиросе!" Меня, кстати, на клиросе называли "затычкой", поскольку как профессиональный музыкант мог петь любые ноты, которых не хватало для аккорда.
- Вы, кажется, провели несколько месяцев и в монастыре? - Для меня это было как служба в армии. Свято-Екатерининская пустынь в деревне Суханово около города Видное. Там в 30-х годах была страшная тюрьма - Сухановка. Недавно по телевизору показывали репортаж о Бутовских яблочных садах, так вот из этих яблок, по сути, получается кровавый сок - там двести восемьдесят тысяч расстрелянных похоронено. В центре моей кельи остались обрезки труб, служившие опорами для нар и для стола, которые во времена тюрьмы занимали все пространство так, что в келье невозможно было ходить. Я читал в мемуарах, что заключенные договаривались между собой и по очереди ходили через стол. В погребе, где монахи картофель хранили, был устроен холодный карцер величиной с игральный автомат, в котором можно было только стоять.
- При этом вы продолжали учиться в консерватории по классу гобоя и английского рожка. - Папа работал в Большом театре, и профессия перешла ко мне по наследству. Но в какой-то момент мой организм понял, что я никогда не буду солистом. Сейчас я осознаю, что это произошло от избытка чувств: мне надо выплескивать энергию, надо что-то делать (до сих пор мне коллеги в театре говорят: что ты прыгаешь после спектакля, чего орешь?). Откуда столько энергии? А я вроде как и не напрягаюсь в театре, во мне всегда масса энергии. Мне тогда надо было найти в жизни то, что меня бы успокоило, и я выбрал театр. Он меня очень успокаивает, поскольку на сцене я могу все, и мне за это ничего не будет. Между мной и зрителем - четвертая стена, вы приходите, чтобы я вас обманывал, и я за ваши же деньги вас обманываю. А сидеть в оркестре за пультом и перелистывать ноты было скучно. Я все время веселил оркестрантов, рассказывал анекдоты. Два педагога - по математике и по гобою - сказали мне практически одну и ту же фразу: "Шел бы ты в клоуны!"
- В какой момент вы покинули консерваторию и поступили в ГИТИС? - В консерваторском буфете услышал от кого-то, что Марк Захаров набирает курс; выяснилось, что надо прочитать уйму книг, уметь петь и двигаться, а также выучить басни, стихи и прозу. Выучил только басню, с которой и дошел до третьего тура. К тому моменту выучил "Стакан" Зощенко, на экзамен пришел Захаров, спросил: "Что будете читать, Сергей Александрович?" Я говорю: "Вы знаете, мне вот до третьего тура никак не удавалось прочесть прозу..." И Захаров произнес фразу, которая не прибавила мне куражу: "Ну, читайте. Может, сейчас удастся..." Поступил с первого раза, у нас на курсе вообще не было ни одного блатного. Я считаю, что те, кто набирает по блату в театральный, - убийцы. Принятые по блату в конце института умеют две вещи - копать и не копать.
- Когда вы учились, вам не казалось, что хватило бы и таланта, а обучение в театральном вузе - это лишнее? - Я не знаю, дан ли мне талант! Мне всегда было дано желание играть, даже когда я сидел в оркестре и кривлялся под "Чардаш" Монти. Солистка играла, а весь оркестр смотрел на меня, потому что я кривлянием все пассажи и рулады выводил, а музыканты жутко хохотали. Мне нравилось всех веселить, мне нравилось, прогуливая уроки, рассказывать в школе анекдоты. Сейчас Марк Анатольевич преподает мне искусство, а в ГИТИСе он давал мне ремесло. Актер должен знать определенные правила: когда надо молчать, когда надо двигаться, когда надо попадать в свет, когда надо говорить чуть выше, потому что на балконе сидят зрители, которые тоже купили билеты и хотят знать, чем дело закончится. Говорить надо громко, отчетливо, иногда смотреть в зал, глазами нужно уметь сказать все. Я научился быть артистом только на третьем курсе. На первом даже был готов к тому, что меня отчислят. Потому что сорвал голос, и были разговоры о том, чтобы попросить меня не занимать лишнее место. Потом я вылечился, но до сих пор на меня иногда неожиданно нападает бронхит, голос становится сиплым, и вот тогда я нахожусь в жутком зажиме! Не могу играть спектакль, потому что знаю, что какой-то мой инструмент работает не полностью, и я не могу сделать все, что я хочу.
- Как вы оцениваете степень своей популярности? - Первая стадия популярности - когда тебя одновременно показывают по двум каналам (одного артиста нашего театра я одновременно видел на четырех каналах, я его очень люблю, это Олег Янковский). А есть еще вторая стадия - когда тебя начинают печатать в кроссвордах. Я уже на двух каналах побывал, теперь ушел с обоих. В кроссворды я никогда не попадал, видимо степень моей популярности недооценена. Вот на улице я хожу в зимней шапке, но всегда ношу с собой кепку с огромным козырьком, которая вместе с газетой "Культура" помогает мне перемещаться в метро. Когда узнают, конечно, очень приятно, но когда начинают показывать пальцем, неудобно, приходится что-то наигрывать, вести себя не как обычный человек, а как "большой артист".
- Как скоро вы перестали бояться звездных партнеров, придя в Ленком после института? - На третьей репетиции. Сначала я смущался, видя, как изучающе и скептически смотрят на меня "народные". А потом я понял, что они, наверное, специально это делают. Если их бояться, как же с ними на сцене существовать? Ты ведь должен порой обращаться с ними по роли совсем панибратски, обратиться на "ты" к любому мастодонту. Збруев, Караченцов, Янковский, Броневой - да я счастлив, что работаю с ними, это такая школа! С кем-то я на вы, с кем-то на ты. А есть очень странный случай - с Витей Раковым я на "ты" и называю его дядя Витя, ему, на самом деле, это нравится.
- Какие мысли приходят в голову по поводу нашей суровой действительности? - Чем дольше живешь, тем больше у тебя мыслей. Чем больше у тебя мыслей, тем больше проблем. Вот у буддистов отсутствие мыслей означает начало нирваны. Надо ни о чем не думать - и окажешься в раю. А я смотрю на этот мир... Знаете, однажды, когда по телевизору показывали очередной криминал, я отрезал ножницами телевизионную антенну. С тех пор я не смотрю телевизор и, мне кажется, я стал поспокойнее. Потому что не вижу этот цирк Нерона. Что мы пытаемся друг другу доказать? Что Бог - один? Никогда мы этого друг другу не докажем, если так будем себя вести.
- Насколько состояние души влияет на ваше существование на сцене? - Я очень завишу от внутренних ощущений, от переживаний, но обычно, когда выхожу на сцену, забываю обо всем. Всегда стараюсь играть честно. Однако я только недавно понял, что, оказывается, к спектаклям надо готовиться. Просто сидеть и ни о чем не думать. Уединиться. Мне трудно объяснить словами, что это значит - "я готовлюсь к спектаклю". Лена Яковлева из Современника как-то очень хорошо сказала: "Есть такие спектакли, к которым надо готовиться часа за полтора. А есть такие, на которые надо приезжать без пяти".
- То есть все происходит стихийно. - Да, знаете, пойдет - не пойдет. В своем театре я знаю, как настроить себя. Но я очень боюсь выступать за пределами театра. Там меня могут не понять, и у меня не пойдет. Когда меня понимают - меня "несет"! Так, например, пригласили участвовать в передаче "Хорошие шутки". А потом в "Семи днях" было интервью Лазаревой и Шаца - они так трогательно меня вспоминали! На вопрос: "Можете ли вы вспомнить какого-то героя, который вас удивил?" - они хором сказали: "Этого человека зовут Сергей Фролов!" И дальше Таня Лазарева заметила: "Это как раз тот редкий случай, когда ничто не предвещало беды"... Меня тогда откровенно понесло. Без всяких допингов, без настроев - что я там вытворял! Когда в зале кто-то закричал: "Фролов!", я попросил оркестр сыграть музыку из передачи "Жди меня", побежал в зал брататься, плакал...
- На кого из своих коллег ходите в театр? - Есть несколько артистов, на которых я боюсь ходить в театр, потому что они мне очень нравятся, - Максим Суханов, Евгений Гришковец, Костя Хабенский. Боюсь, что после этого уже не захочется работать. А еще есть четыре любимых фильма: "Добро пожаловать, или Посторонним вход воспрещен", "Мой друг Иван Лапшин", "Город Зеро" и "Механическая сюита".
- А что у вас было в кино? - Практически ничего. Из "мегаработ" - восемь серий по повести Кунина "Иванов и Рабинович", или "Ай гоу ту Хайфа". Фильм два раза показали нашим в Америке, показали по кабельному русскому телевидению в Германии. Там и в США он есть в кинопрокатах. Сериал простенький, но группа была чудесная, я часто вспоминаю период съемок.
- Храня верность Ленкому, не хотели бы сыграть что-то на стороне? - Я у Фоменко сыграл бы, у Додина, в МХТ. Меня приглашали в МХТ на роль Дамиса в "Тартюфе". Там, может быть, до сих пор думают, что я сбежал, а я не сбежал. Просто получился какой-то испорченный телефон - один раз мне не дозвонились, другой раз я не дозвонился, видимо из-за этих нестыковок сложилось впечатление, что я взбрыкнул и не хочу репетировать.
- Каковы ваши виды на дальнейшую счастливую жизнь? - Я сейчас переживаю некий "пограничный" этап. Первой границей была консерватория, второй - ГИТИС, третьей - театр, а вот сейчас я не знаю, что будет дальше, но мне очень хочется всем верить и быть счастливым, хорошим человеком. И, между прочим, счастье в твоих руках! Как-то мы сидели с моим однокурсником, экуменистом-космополитом (человеком, источающим радость), рассуждали на тему: в чем смысл жизни? И додумались до двух определений. Я произнес одно, а он - другое, мы это объединили, и ответ на вопрос, по-моему, зазвучал красиво: я сказал: "ждать", а он добавил деепричастие: "созидая". Это и является для меня сейчас смыслом жизни. Также в рубрике:
|