Главная | Форум | Партнеры![]() ![]() |
|
КиноКартина![]() |
ГазетаКультура![]() |
МелоМания![]() |
МизанСцена![]() |
СуперОбложка![]() |
Акции![]() |
АртеФакт![]() |
Газета "Культура" |
|
№ 13 (7523) 6 - 12 апреля 2006г. |
Рубрики разделаАрхивСчётчики |
![]() |
ПровинцияОт праздника к брендуNOTA BENEЕкатерина КЛЮЧНИКОВА В современной культурной жизни никого не удивляет появление очередного фестиваля в той или иной сфере искусства. Фестивальная круговерть - это особый феномен культуры, который во многом уже формирует ее "лицо". Наверное, было бы банально размышлять о том, что же такое фестиваль сегодня и что его ждет завтра, придерживаясь лишь одной точки зрения. Логика этого феномена требует постмодернистской "игры" с ним. "Онтологической" сущностью фестиваля являются два его качества - это праздничность и коллективность. Действительно, на фестивале царит особый тонус высказываний и впечатлений - чего стоят традиционные вступительные речи на открытии и слова надежды на будущее продолжение фестиваля в конце. Публика, да и сами выступающие участвуют в происходящем с определенной психологической установкой на повышенную значимость событий. Если вспомнить русскую традицию, то коллективное радостное мироощущение было связано прежде всего с православными праздниками, которым придавалась высшая ценность. Вот и сегодняшние организаторы часто именно в этом видят цель фестиваля - вырваться из монотонности обыденной жизни, удивить окружающих, продемонстрировать самое ценное и лучшее. За этим стоит древняя и мощная традиция. По мнению М.Бахтина, праздничное состояние является первичной формой человеческой культуры. Эта карнавальная культура существовала на границах жизни и искусства и позволяла "снимать" стрессы повседневной жизни. А что есть сегодняшний фестиваль, как не модифицированный "карнавал" в XXI веке? Да и проведение настоящих карнавалов сегодня создает достаточно высокий спрос на карнавальный туризм, например, в Венецию и Рио-де-Жанейро. Утопическое царство праздника создает ощущение всеобщности, свободы и изобилия. Форма фестиваля, в своей основе несущая праздничное мироощущение, обладает шансом для постоянного воспроизводства. Любой фестиваль, обладающий особой темой, то есть своей концепцией, уже претендует на создание уникальной и своеобразной общности. Выбранная тематика формирует особое культурное пространство, в котором находятся все участники, объединенные отличительными признаками. Это объединенное пространство может быть реальным, как, например, в фестивале "Театральное Оренбуржье", посвященном значительным датам Оренбургской области, или виртуальным и духовным, как в переезжающем из региона в регион фестивале "Всероссийская хоровая ассамблея", посвященном 90-летию со дня рождения Г.Свиридова. Здесь-то и кроется отличие фестиваля от праздника или отдельного культурного события. Фестиваль должен обладать многоступенчатой структурой "живого" организма с его началом и логическим концом, а значит, сложной организацией по подготовке и проведению. Обязательными являются такие компоненты, как начальная идея, бюджет, организация работы жюри, заполнение временного пространства событиями, управленческая организация и координация участников. Но не все региональные фестивали демонстрируют индивидуальную концепцию, а часто переходят в разряд "встреч для души". Триумфальное шествие фестивалей связано с еще одним, уже чисто социальным явлением - имиджевой акцией. Форма фестиваля превращает набор последовательных событий в яркое событие культурной жизни. Разворачиваясь в публичном пространстве, его значимость и степень популярности возрастают. Этой возможностью фестиваля воспользовалась, например, администрация Туапсинского района, отмечая свое 85-летие проведением Международного джазового фестиваля "Акваджаз - 2005". Как показывает мировая практика, фестиваль - это яркий бренд для города и возможность привлечения культурного туризма. Все это позволило, например, провинциальному Зальцбургу достичь уровня знаменитого культурного центра с развитой инфраструктурой. А началось его возрождение во многом благодаря культурному проекту знаменитого режиссера Макса Рейнхардта и композитора Рихарда Штрауса, которые в память о том, что здесь родился Моцарт, основали в 1920 году музыкально-театральный фестиваль. Благодаря фестивалю Зальцбург стал одним из самых популярных туристических центров Европы. Едут сюда, прежде всего, чтобы посмотреть спектакли, но не только моцартовские оперы. У нас этот значительный потенциал фестивалей пока практически не учитывается. В современном управлении выражение "Культура - ресурс развития территории" из модного тезиса, зафиксированного в документах, в большинстве случаев не переходит в практическую плоскость. Современные культурные менеджеры в первую очередь решают проблему, как реализовать сам проект, а культурный туризм учитывается, но относится на далекую перспективу. В условиях сокращения бюджетного финансирования и рыночной экономики организаторы региональных фестивалей используют лишь один из возможных коммерческих ходов для окупаемости мероприятий. Это приглашение раскрученных звезд для "украшения" программы фестиваля, а значит, дополнительного привлечения публики. Об этом явлении коммерциализации фестивальной культуры, то есть обслуживании приезжих звезд, емко высказался режиссер и продюсер Юрген Флимм, который возглавит Зальцбургский фестиваль в 2007 году: "Мы должны быть поварами, а не официантами". В этом рецепт успеха фестивальных начинаний знаменитого организатора. Многие зарубежные фестивали, достигшие мировой известности, находятся в постоянном движении. Их общий бренд и концепция постоянно корректируются и изменяются от фестиваля к фестивалю, как меняется и окружающая жизнь. Наши отечественные фестивали с этой точки зрения - пока явления "застывшие". Возможно, одна из причин "однообразия многообразия" фестивального движения кроется в отсутствии современных управленческих навыков и креативного подхода к его организации. Для успешного проведения фестиваля необходимо заменить традиционное администрирование на проектный подход, предполагающий набор управленческих инструментов согласно конкретному культурному "материалу" и типу региональной ситуации. Но даже если эта конкретная ситуация учитывается (например, в историческом центре Вологды проводится театральный фестиваль "Голоса истории", а в Старой Руссе - фестиваль, посвященный Достоевскому), как правило, реализуется лишь духовный потенциал прошлого, не раскрывая возможности социального развития в настоящем. Так что же будет дальше с фестивальным движением? Похоже, что сами его участники пока над этим не задумываются. Может, фестивальная кутерьма должна выйти из импровизационного состояния и организаторы нового или уже традиционного проекта должны задаться вполне конкретными вопросами: для чего и кому он нужен? Какие сугубо практические результаты он принесет? Рыночные реалии заставляют деятелей культуры вступать в коммерческий диалог со своим "потребителем" ради собственного выживания. Вероятно, одна из потенциальных возможностей дальнейшего фестивального движения - появление сетевых проектов, активизирующих развитие культурного туризма, а значит, инфраструктур городов. Ключевым условием в этом случае может оказаться не только наличие исторического памятника или традиции, а владение современными технологиями управления. Возможное развитие этой перспективы - мультикультурные фестивали, которые начинают появляться уже сейчас. Объединение с помощью одной идеи нескольких видов искусств может способствовать разрушению замкнутости профессиональных сообществ, а также привлечению большего числа посетителей. Под общим брендом фестиваля окажется реальным "раскрутка" новых явлений культуры и сохранение ценностей прошлого. Также в рубрике:
|