Главная | Форум | Партнеры

Культура Портал - Все проходит, культура остается!
КиноКартина

ГазетаКультура

МелоМания

МизанСцена

СуперОбложка

Акции

АртеФакт

Газета "Культура"

№ 13 (7523) 6 - 12 апреля 2006г.

Рубрики раздела

Архив

2011 год
№1 №2 №3
№4 №5 №6
№7 №8 №9
№10 №11 №12
№13 №14 №15
№16 №17 №18
№19 №20 №21
№22 №23 №24
№25 №26 №27-28
№29-30 №31 №32
№33 №34 №35
№36 №37 №38
№39    
2010 год
2009 год
2008 год
2007 год
2006 год
2005 год
2004 год
2003 год
2002 год
2001 год
2000 год
1999 год
1998 год
1997 год

Счётчики

TopList
Rambler's Top100

Провинция

От праздника к бренду

NOTA BENE

Екатерина КЛЮЧНИКОВА


В современной культурной жизни никого не удивляет появление очередного фестиваля в той или иной сфере искусства. Фестивальная круговерть - это особый феномен культуры, который во многом уже формирует ее "лицо".

Наверное, было бы банально размышлять о том, что же такое фестиваль сегодня и что его ждет завтра, придерживаясь лишь одной точки зрения. Логика этого феномена требует постмодернистской "игры" с ним.

"Онтологической" сущностью фестиваля являются два его качества - это праздничность и коллективность. Действительно, на фестивале царит особый тонус высказываний и впечатлений - чего стоят традиционные вступительные речи на открытии и слова надежды на будущее продолжение фестиваля в конце. Публика, да и сами выступающие участвуют в происходящем с определенной психологической установкой на повышенную значимость событий. Если вспомнить русскую традицию, то коллективное радостное мироощущение было связано прежде всего с православными праздниками, которым придавалась высшая ценность. Вот и сегодняшние организаторы часто именно в этом видят цель фестиваля - вырваться из монотонности обыденной жизни, удивить окружающих, продемонстрировать самое ценное и лучшее. За этим стоит древняя и мощная традиция. По мнению М.Бахтина, праздничное состояние является первичной формой человеческой культуры. Эта карнавальная культура существовала на границах жизни и искусства и позволяла "снимать" стрессы повседневной жизни. А что есть сегодняшний фестиваль, как не модифицированный "карнавал" в XXI веке? Да и проведение настоящих карнавалов сегодня создает достаточно высокий спрос на карнавальный туризм, например, в Венецию и Рио-де-Жанейро. Утопическое царство праздника создает ощущение всеобщности, свободы и изобилия. Форма фестиваля, в своей основе несущая праздничное мироощущение, обладает шансом для постоянного воспроизводства. Любой фестиваль, обладающий особой темой, то есть своей концепцией, уже претендует на создание уникальной и своеобразной общности. Выбранная тематика формирует особое культурное пространство, в котором находятся все участники, объединенные отличительными признаками. Это объединенное пространство может быть реальным, как, например, в фестивале "Театральное Оренбуржье", посвященном значительным датам Оренбургской области, или виртуальным и духовным, как в переезжающем из региона в регион фестивале "Всероссийская хоровая ассамблея", посвященном 90-летию со дня рождения Г.Свиридова.

Здесь-то и кроется отличие фестиваля от праздника или отдельного культурного события. Фестиваль должен обладать многоступенчатой структурой "живого" организма с его началом и логическим концом, а значит, сложной организацией по подготовке и проведению. Обязательными являются такие компоненты, как начальная идея, бюджет, организация работы жюри, заполнение временного пространства событиями, управленческая организация и координация участников. Но не все региональные фестивали демонстрируют индивидуальную концепцию, а часто переходят в разряд "встреч для души".

Триумфальное шествие фестивалей связано с еще одним, уже чисто социальным явлением - имиджевой акцией. Форма фестиваля превращает набор последовательных событий в яркое событие культурной жизни. Разворачиваясь в публичном пространстве, его значимость и степень популярности возрастают. Этой возможностью фестиваля воспользовалась, например, администрация Туапсинского района, отмечая свое 85-летие проведением Международного джазового фестиваля "Акваджаз - 2005".

Как показывает мировая практика, фестиваль - это яркий бренд для города и возможность привлечения культурного туризма. Все это позволило, например, провинциальному Зальцбургу достичь уровня знаменитого культурного центра с развитой инфраструктурой. А началось его возрождение во многом благодаря культурному проекту знаменитого режиссера Макса Рейнхардта и композитора Рихарда Штрауса, которые в память о том, что здесь родился Моцарт, основали в 1920 году музыкально-театральный фестиваль. Благодаря фестивалю Зальцбург стал одним из самых популярных туристических центров Европы. Едут сюда, прежде всего, чтобы посмотреть спектакли, но не только моцартовские оперы.

У нас этот значительный потенциал фестивалей пока практически не учитывается. В современном управлении выражение "Культура - ресурс развития территории" из модного тезиса, зафиксированного в документах, в большинстве случаев не переходит в практическую плоскость. Современные культурные менеджеры в первую очередь решают проблему, как реализовать сам проект, а культурный туризм учитывается, но относится на далекую перспективу.

В условиях сокращения бюджетного финансирования и рыночной экономики организаторы региональных фестивалей используют лишь один из возможных коммерческих ходов для окупаемости мероприятий. Это приглашение раскрученных звезд для "украшения" программы фестиваля, а значит, дополнительного привлечения публики. Об этом явлении коммерциализации фестивальной культуры, то есть обслуживании приезжих звезд, емко высказался режиссер и продюсер Юрген Флимм, который возглавит Зальцбургский фестиваль в 2007 году: "Мы должны быть поварами, а не официантами". В этом рецепт успеха фестивальных начинаний знаменитого организатора.

Многие зарубежные фестивали, достигшие мировой известности, находятся в постоянном движении. Их общий бренд и концепция постоянно корректируются и изменяются от фестиваля к фестивалю, как меняется и окружающая жизнь. Наши отечественные фестивали с этой точки зрения - пока явления "застывшие".

Возможно, одна из причин "однообразия многообразия" фестивального движения кроется в отсутствии современных управленческих навыков и креативного подхода к его организации. Для успешного проведения фестиваля необходимо заменить традиционное администрирование на проектный подход, предполагающий набор управленческих инструментов согласно конкретному культурному "материалу" и типу региональной ситуации. Но даже если эта конкретная ситуация учитывается (например, в историческом центре Вологды проводится театральный фестиваль "Голоса истории", а в Старой Руссе - фестиваль, посвященный Достоевскому), как правило, реализуется лишь духовный потенциал прошлого, не раскрывая возможности социального развития в настоящем.

Так что же будет дальше с фестивальным движением? Похоже, что сами его участники пока над этим не задумываются. Может, фестивальная кутерьма должна выйти из импровизационного состояния и организаторы нового или уже традиционного проекта должны задаться вполне конкретными вопросами: для чего и кому он нужен? Какие сугубо практические результаты он принесет?

Рыночные реалии заставляют деятелей культуры вступать в коммерческий диалог со своим "потребителем" ради собственного выживания. Вероятно, одна из потенциальных возможностей дальнейшего фестивального движения - появление сетевых проектов, активизирующих развитие культурного туризма, а значит, инфраструктур городов. Ключевым условием в этом случае может оказаться не только наличие исторического памятника или традиции, а владение современными технологиями управления.

Возможное развитие этой перспективы - мультикультурные фестивали, которые начинают появляться уже сейчас. Объединение с помощью одной идеи нескольких видов искусств может способствовать разрушению замкнутости профессиональных сообществ, а также привлечению большего числа посетителей. Под общим брендом фестиваля окажется реальным "раскрутка" новых явлений культуры и сохранение ценностей прошлого.

Также в рубрике:

NOTA BENE

ЯКУТСК

НОВЫЙ УРЕНГОЙ

САРАНСК

ХРОНИКА

Главная АнтиКвар КиноКартина ГазетаКультура МелоМания МирВеры МизанСцена СуперОбложка Акции АртеФакт
© 2001-2010. Газета "Культура" - все права защищены.
Любое использование материалов возможно только с письменного согласия редактора портала.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Министерства Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций Эл № 77-4387 от 22.02.2001

Сайт Юлии Лавряшиной;