Главная | Форум | Партнеры

Культура Портал - Все проходит, культура остается!
АнтиКвар

КиноКартина

ГазетаКультура

МелоМания

МирВеры

МизанСцена

СуперОбложка

Акции

АртеФакт

Газета "Культура"

№ 25 (7535) 29 июня - 5 июля 2006г.

Рубрики раздела

Архив

2011 год
№1 №2 №3
№4 №5 №6
№7 №8 №9
№10 №11 №12
№13 №14 №15
№16 №17 №18
№19 №20 №21
№22 №23 №24
№25    
2010 год
2009 год
2008 год
2007 год
2006 год
2005 год
2004 год
2003 год
2002 год
2001 год
2000 год
1999 год
1998 год
1997 год

Счётчики

TopList
Rambler's Top100

История в портретах

Соль житейского анекдота

"Сватовство майора" Павла Федотова

ЧЕМ МЫ ГОРДИМСЯ


Кажется, Павла Федотова мы прекрасно знаем еще со школьных лет. Однако все ли всмотрелись в детали его картин, все ли прочли скрытое в них послание? В эфире радиостанции "Эхо Москвы" о картине "Сватовство майора" кисти Федотова и о подробностях его судьбы размышляла старший научный сотрудник Третьяковской галереи Светлана СТЕПАНОВА.

"Сватовство майора" - третья по счету картина Федотова. Первые две были малофигурные: "Утро чиновника, получившего первый крестик" и "Разборчивая невеста". Между тем художник мечтал о многофигурной жанровой композиции, такой, где кипели бы житейские страсти, где можно показать разнообразие характеров, костюмов, обстановки. Тема сватовства и мезальянса (брака, неравного не по возрасту, а по социальному положению жениха и невесты) в то время была очень распространена. Федотов сам знал случаи, когда военные, не имевшие видов на доходную штатскую должность, искали простого и удобного выхода - жениться на богатой купеческой дочке. Но расхожий житейский эпизод здесь превращается в факт глубокого художественного осмысления реальности. Действие разворачивается стремительно - это особенность всех работ художника. Распахнуты двери, на пороге застыл майор. Его любезно приглашает разодетая в пух и прах сваха, а в комнате, где, конечно, готовились к приему столь важного гостя, все в переполохе. Словно птица, метнулась в сторону невеста в белом кисейном платье. Ее за подол удерживает матушка - типичная ухватистая купчиха, в руках которой многочисленное семейство.

П.Федотов. "Сватовство майора". 1848 г.

Сразу возникает вопрос: "А почему такой переполох?" Во-первых, чисто композиционная задача - передать живое движение, чтобы зрителю было интересно картину рассматривать, читать ее, как занимательный бытовой очерк. К примеру, невеста - в бальном платье с декольте: открытые плечи предполагали, что нательный крестик уже не наденешь, - для девушки, воспитанной в строгих правилах купеческого быта, верх неприличия.

Отец семейства - бородач купец - отодвинут художником в тень. Главные персонажи - две женщины, мать и дочь, на втором плане - прислуга, кухарка, сиделец. А на переднем плане кошка "замывает гостя" - важный смысловой элемент. Главный герой картины - майор - еще достаточно молод, покручивает ус. Художник в стихотворной рацее пишет о том, что майор уже в предвкушении будущего: мол, до денежек доберусь.

Судьба Павла Андреевича Федотова (1815 - 1852) необычна.

Кадровый военный, окончивший в Москве Кадетский корпус, он долго вынашивал мечту стать художником. К воинской службе он относился с большим уважением: это был выбор отца - старого вояки екатерининских времен, после отставки служившего в Московской управе благочиния. Отец мало рассказывал о военном прошлом, но был человеком исключительной честности, порядочности. Еще в годы службы в Финляндском полку, квартировавшем в Петербурге, Федотов рисовал шаржи на товарищей, порой ядовитые и острые. Впрочем, никто не обижался - современники отмечают единственный случай обиды на эти шаржи, позже вошедшие в собрания Русского музея и Третьяковки. Вообще же армия давала богатую пищу Федотову-бытописателю: он зарисовывал сцены из полковой жизни, делал карандашные портреты однополчан. Подобно Александру Иванову, судьба Федотова - пример творчества как поступка. Он очень рано, совсем молодым и против воли старика отца, вышел в отставку, хотя семья нуждалась. Это требовало решимости - оставить службу, приносившую постоянный доход и статус, тем более в Петербурге, где 10 процентов населения составляли военные. С 1834 года Федотов с перерывами посещал Академию художеств как вольнослушатель, начав с класса батальной живописи, а с 1844 года целиком посвятил себя искусству. Высочайше позволив оставить ради него службу, Николай I рассчитывал на Федотова как на баталиста. Но военно-художественной карьере тот предпочел старую страсть к нравственно-критической живописи, ведь у Федотова с детства воспитался дар наблюдения, дар погружения в повседневную реальность. Среди любимых его мастеров были голландцы, он мечтал превзойти Хогарта, его называли русским Говарни (французский автор шаржированных бытовых зарисовок был популярен в 1830 - 1840-е годы). В 1849 году в Академии художеств он показал три картины: "Свежий кавалер" (1846), "Разборчивая невеста" (1847), и "Сватовство..." (1848) (все ныне в ГТГ). Выставка, как и в 1851 году, принесла их автору шумный успех у публики и прессы, а равно звание академика "по живописи домашних сцен".

Русской живописи Федотов дал жанр с фабулой, конфликтом, драматургически развитым действием. В его живописи видна связь с театром, искусством мизансцены, пантомимой. Но в поздних работах действие свертывается, содержание уходит в подтекст. Резок водораздел между ранним, светлым творчеством Федотова и поздними картинами "Игроки", "Анкор, еще анкор!", "Вдовушка" - грустной лирической элегией. Живопись его обретает психологизм, становится выражением тревоги, душевного смятения. Картина жизни будто рассыпалась на фрагменты, которые вырывают из тьмы вспышки гаснущей свечи. Люди - марионетки, игрушки и жертвы "пустого времени"; это особенно явно в холстах "Игроки" и "Анкор, еще анкор!", в 1851 году сильно удивившей друзей автора. А в дружеский круг Федотова входили знаменитости - Погодин, Шевырев, поэтесса Евдокия Ростопчина; когда в связи с семейными делами он приезжал в Москву в 1850-м, привозя с собой картины, он устраивал мини-выставки в московских домах, где в те же дни читали "Банкрот" и другие пьесы Островского. Отметим литературный дар Федотова - он писал стихи, романсы, даже поэмы. Правда, близкий друг Александр Дружинин, автор трогательных воспоминаний о художнике, не одобрял его увлечения стихосложением, считая, что это отвлекает его от главного. Да и в целом он был личностью разносторонней: прекрасно пел - знакомые отмечали дивный баритон, играл на гитаре и флейте - эти инструменты сопровождали всю его казарменную жизнь. Человек он был обаятельный и незлобивый - никто не мог сказать о нем дурного слова, его ирония была задиристой, но никогда не уничижительной. Обладая удивительным чувством ответственности, чувством долга, он говорил: "Меня не хватит на две жизни, на две задачи, на две любви - к женщине и к искусству. Нет, чтобы идти прямо, я должен оставаться одиноким зевакой до конца дней моих". Печальна история отношений Федотова с Юлией Тарновской, племянницей знаменитого миллионера, увлекшейся художником. Женское общество Петербурга им очень заинтересовалось после головокружительного успеха выставки 1849 года, в том числе Юленька - прогрессивная, смелая, решительная. Она едва ли не сама призналась ему в своих чувствах и даже готова была ждать, когда он поднимется на следующую ступень признания, чтобы выйти за него замуж. Он колебался, и в конце концов возник обоюдный уход от того, чтобы связать себя узами брака. Федотов понимал, что женитьба на девушке светской вынудит его оставить привычку бродить ранним утром по Большому проспекту и наблюдать за извозчиками, купцами и прочими. Он должен будет на ее жертву ответить собственной... Несмотря на безмерный талант, Федотов не получил мирового признания. В России о нем часто говорили как о предтече передвижников, хотя связывать его с критическим реализмом нужно с осторожностью. Он и вправду "вспахал поле русской действительности" в 1840-е годы, подобно авторам натуральной школы в литературе. Ныне Федотова модно причислять к русскому бидермайеру, но этому стилю чужды глубина и трагизм, метафоричность, присущая всем работам мастера. Говорить о нем приходится в сослагательном наклонении: он быстро сошел со сцены, создав немного. Продлись его жизнь еще на 10, 20 лет, неизвестно, каких бы он достиг вершин. Тем не менее по творческому воздействию он сравним с Александром Ивановым. "Прививка Федотова" не позволила русской живописи впасть в академический натурализм, салонный бытовизм, зарождавшийся в то время. Всего несколькими живописными работами Федотов как бы встал плотиной на пути этого процесса, и без него, наверное, не было бы ни Пукирева, ни Перова. Трагична ранняя смерть Федотова в 36 лет в сумасшедшем доме. Биографы отмечали, что он смолоду страдал бессонницей, от малейшего шума мог проснуться. А потом, когда он увлекся искусством, этот шум и многолюдье замеченных житейских эпизодов его просто переполняли. Однако творческие замыслы Федотова не находили выхода. Он хотел утвердить себя как художника в жанре станковой живописной картины, а обстоятельства жизни препятствовали. Правда, он не тяготился нуждой. Смешно было бы сочувствовать Федотову в его бедственном положении, как сочувствовать мореплавателю, который лишен комфорта, говорил тот же Дружинин. Понятие комфорта для Федотова просто не существовало - важно было искусство. Но этот человек имел обостренное чувство времени - и в бытовом контексте, и в сакральном. Наполняя картины движением или читая рацеи перед "Сватовством майора", он всегда словно хочет раздвинуть пределы восприятия.

Федотову приписывают фразу: "Говорят, что я убил время. Господа, это время способно убить". И знаменитые неоконченные "Игроки" - удивительный силы выражение этой убийственности времени. Время, убитое за картами, превратило людей в мистические фигуры, тени. Тени живые, а люди мертвы - они превращаются просто в силуэты.

Конец Федотова, спровоцированный простудой, был скоротечным. Болел он очень тяжело и очнулся лишь за несколько дней до кончины.

Федотов поднял бытовой жанр до высот подлинного искусства, эстетической художественности. Образ безвременья и романтического гротеска в его картинах заставляет вспомнить одновременно Гофмана и Достоевского.

Федотов первым в России придумал рацеи - стихотворный текст, "аккомпанирующий" картине. Текст присутствовал в журнальной графике - позже и Федотов создал серию бытовых жанровых рисунков, сопровождая их диалогами как бы из в реальной жизни. Но в случае "Сватовства" это превращено в развернутую поэму. Видимо, еще до написания картины Федотов сочинил поэму о майоре, человеке печальной судьбы, чья жизнь зависит от произвола начальника и который вынужден женитьбой поправить свои дела. Поэма так и называлась: "Поправка обстоятельств, или Женитьба майора". Опубликовать ее цензура не позволила: поэму напечатали в 1857 году в Лейпциге, но в России распространяли в списках. Сам же Федотов читал ее при домашних показах картины, превращая их в маленький спектакль - сегодня мы бы сказали "перформанс". Художник апеллирует к русской традиции балаганов, где раешники зазывали публику и показывали в райках - специально сооруженных коробках - занимательные картинки. Чтобы привлечь зрителей, нужно было громко выкрикивать приглашение. В духе такого райка, балаганной насмешки Федотов и озвучил свою картину. Текст довольно длинный, вот фрагмент: "Честные господа, пожалуйте сюда. / Милости просим. Денег не спросим. / Даром смотри. Только хорошенько очки протри. / Начинается, починается о том, как люди на свете живут, / Как иные за чужой счет жуют. / Сами работать ленятся, / Так на богатых женятся"... И так далее, вплоть до полного описания всех персонажей. Еще один пассаж: "Вот извольте-ка посмотреть - / Вот купецкий дом, / Всего вдоволь в нем. / Только толку нет ни в чем. / Одно пахнет деревней, / А другое - харчевней. / Тут зато один толк, / Что все взято не в долг, / Как у вас иногда, / Честные господа". Итак, насмешливые реплики бросались и зрителю.

Федотову присуща поразительная наблюдательность. Страсть к изучению жизни не оставляла его ни на минуту: с утра он выходил на Большой проспект, погружался в толпу людскую и "распахивал глаза". Мог пойти за некоей компанией в трактир и там продолжать смотреть на жизнь, текущую рядом. Поэтому каждый предмет у него конкретен: все наполнение своих полотен он искал в реальной жизни. Это было в природе натуры Федотова, его творческого метода. Он долго искал, например, интерьер, в котором происходит сватовство майора, заходя под разными предлогами в купеческие дома. Но нашел нужный образ в трактире недалеко от Невского проспекта: шел мимо и вдруг увидел за окнами люстру с закопченными стеклышками, которая его поразила, красно-коричневые обои, круглую печь.

Из картины в картину Федотова путешествуют одни и те же предметы. Многие, служившие ему натурой, художник хранил у себя дома. Однажды к Федотову зашел приятель и видит, что художник, который жил очень скромно, даже бедно, пьет шампанское, а рядом лежат скелетики двух селедок. На вопрос: "Что ты делаешь?" - художник ответил: "Уничтожаю натурщиков". Точно так же в реальной жизни он искал свои типажи, а типаж был нужен московский - живя в Петербурге, Федотов в уме всегда держал Москву, где прошло его детство. Найти образ купца в Петербурге было непросто, и все же отыскался солидный торговец возле Апраксина рынка. Купец долго не мог понять, что от него нужно, и всячески сопротивлялся желанию художника изобразить его с натуры.

В холстах Федотова нет ничего случайного. Поэтому мы сегодня порой утрачиваем соль рассказанного им житейского анекдота. К примеру, мать семейства - в роскошном шелковом платье с переливчатой фактурой, такое же, от француженки, платье и у девушки-невесты. Но на голове у матушки по-деревенски повязан сизый платочек, а глава семьи лихорадочно пытается застегнуть непривычный для него сюртук на басурманскую, как говорили тогда, сторону. Да и само действие происходит в комнате непонятного назначения: то ли гостиной, то ли столовой. Картины на стенах тоже характеризуют этих людей: конечно, тут портреты митрополита и самого хозяина. Иконы и огромная просфора, на столике Библия или Псалтырь. Вид Угрешской пустыни - знак приверженности традиционным устоям. Никаких картинок из модных журналов тут просто не могло появиться, хотя дамы разодеты по последней моде: сигнал, что достойны иного круга и социального статуса, на который претендуют благодаря браку с представителем дворянства.

Картина Федотова "Сватовство майора" первоначально хранилась в Прянишниковской галерее. Федор Иванович Прянишников был очень известной фигурой в русской жизни XIX века: государственный сановник и общественный деятель, библиофил, меценат. Одним из первых в Петербурге он стал собирать произведения русской школы. В его коллекции живописи были произведения Лосенко, Федора Алексеева, Боровиковского, Тропинина и Павла Федотова, в том числе "Вдовушка", "Свежий кавалер" и "Сватовство майора". Галерея Прянишникова просуществовала до его смерти в 1867 году, затем была расформирована, а экспонаты распределены между московскими музеями. Большая их часть, включая "Сватовство майора", поступила в Румянцевский музей, а в 1925 году из него, тоже закрытого, картину передали в Третьяковку. Интересно, что висит она в том же зале ГТГ, где и портрет самого Ф.И.Прянишникова.

Федотов выработал собственную технику письма - и современники, и позднейшие исследователи называли ее уникальной, утверждая, что таких вершин в русской живописи ранее никто не достигал, да и позже не всякому удавалось. Действительно, живописная техника Федотова почти ювелирна, настолько тщательно и тонко он отделывал всю ткань холста. Каждый предмет выписан филигранно, причем это не бескрылый натурализм, а удивительная художественная гармония. А удивительные приемы композиции превращали федотовские бытовые сцены не в фотографические кадры, а в некое действо, протяженное во времени и пространстве, почти кинематографическое.

Картина "Сватовство майора" позволяет коснуться особой темы - Федотов и женщины. По сути, он открыл тему женской судьбы для русского искусства. С интересом и сочувствием пишет он и "Вдовушку", и петербургские женские типажи. Знаменит портрет Наденьки Жданович за фортепиано - так увидеть лиризм, душевную тонкость женской натуры вряд ли удавалось кому-то прежде.

    

("Эхо Москвы", 91, 2 FM, по воскресеньям с 14.00. Передачу "Собрание Третьяковки" ведут Ксения Ларина и Ксения Басилашвили)

Также в рубрике:

Главная АнтиКвар КиноКартина ГазетаКультура МелоМания МирВеры МизанСцена СуперОбложка Акции АртеФакт
© 2001-2010. Газета "Культура" - все права защищены.
Любое использование материалов возможно только с письменного согласия редактора портала.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Министерства Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций Эл № 77-4387 от 22.02.2001

Сайт Юлии Лавряшиной;