Главная | Форум | Партнеры

Культура Портал - Все проходит, культура остается!
АнтиКвар

КиноКартина

ГазетаКультура

МелоМания

МирВеры

МизанСцена

СуперОбложка

Акции

АртеФакт

Газета "Культура"

№ 25 (7535) 29 июня - 5 июля 2006г.

Рубрики раздела

Архив

2011 год
№1 №2 №3
№4 №5 №6
№7 №8 №9
№10 №11 №12
№13 №14 №15
№16 №17 №18
№19 №20 №21
№22 №23 №24
№25    
2010 год
2009 год
2008 год
2007 год
2006 год
2005 год
2004 год
2003 год
2002 год
2001 год
2000 год
1999 год
1998 год
1997 год

Счётчики

TopList
Rambler's Top100

Телевизионный смотритель

Попытка полета

"Ночь коротка" на "Культуре"

MEMORY

Егор ОДИНЦОВ


Москва. Волхонка. 22 июня 1941 г.

Так получилось, что о дне окончания той великой войны, Дне Победы, мы, кажется, знаем все. Мы празднуем этот день, искренне считая его, пожалуй, единственным гражданским праздником, перешедшим в ХХI век из прежнего советского столетия, за который не стыдно и которым можно и нужно гордиться.

Меж тем совсем иной удел у другого дня, связанного с Великой Отечественной войной, с 22 июня - днем начала одного из самых чудовищных убийств ХХ века. Теперь мы его называем Днем памяти и скорби. Понятно, что сам его смысл не дает поводов к собственно празднованию. Это, скорее, сугубо личная для каждого гражданина бывшего СССР календарная дата, когда массовые мероприятия будут в высшей степени неуместны, когда каждый сам для себя должен ответить на многие наши "вечные" вопросы, в том числе связанные и с той войной. Особенно с ее трагическим началом...

Но то ли потому, что все-таки мы более склонны к общинному осмыслению фактов нашей биографии, то ли потому, что июнь - время отпусков и одуряющей жары, полностью расплавляющей мозги, на День памяти и скорби, кстати сказать, отметивший в этом году свой 65-летний юбилей, внимание как-то и не обратили.

В том числе и на телевидении.

Разве что телеканал "Культура" откликнулся на 22 июня документальным фильмом шестилетней давности "Ночь коротка" (реж. Т.Скабард). Но и на этом спасибо...

Чем больше лет проходит с тех июньских дней 1941 года, тем более и более тема начала войны обретает какие-то мистические, иррациональные очертания. Ведь все в тогдашем СССР ждали войны, готовились к ней. Вспомним переполненные аэроклубы и стрелковые тиры, повсеместные парашютные кружки и общества содействия армии и флоту. Вспомним, что едва вставшая на ноги после долгих лет разрухи советская промышленность была полностью ориентирована на военный заказ, что более уважаемого человека в стране "освобожденного труда", чем красноармеец, было трудно сыскать.

Тогда почему же такое оцепенение, такой столбняк и паралич в первые месяцы войны перед лицом врага, о котором давно знали, что он враг и что он "с мечом к нам придет"?

Вопрос, над которым бьется уже не одно поколение историков.

Вопрос, ответ на который не найден до сих пор.

Пытаться в очередной раз разбираться в этом, как думается, уже не подвластном разрешению хитросплетении в фильме "Ночь коротка" не стали. Историю тут решили построить на воспоминаниях, эмоциях, личных ощущениях и переживаниях людей, для которых 22 июня 1941 года - это не просто факт истории или очередная дата из архива, это часть их жизни, это то, что было вчера, а не 65 лет назад.

Данный подход к теме (особенно к такой) оказался, думается, единственно правильным. Длинные крупные планы пожилых людей, их молчание, их неспешные разговоры, их песни. Но, видимо, таков печальный удел всех документалистов, работающих для ТВ, - обилие хорошо известной, сто раз виденной кинохроники, смонтированной нон-стопом и потому полностью "убивающей" живое дыхание фильма. В конце концов зрелище превращается в "дотягивание" хронометража до 39, 44 или 52 минут, хотя 26 минут было бы вполне достаточно. По крайней мере, для того, чтобы заставить зрителя после выключения телевизора просто помолчать или внутренне задать себе вопрос: "А как бы повел себя я 22 июня 1941 года?"

В результате фильм "Ночь коротка" явился типичным аудиовизуальным продуктом, сделанным по заказу телеканала "Культура" и вышедшим в эфир именно на "пятой кнопке". Режиссерской души "прекрасные порывы" обернулись достаточно рутинной, увы, ничем не отличающейся от себе подобных мемориальной картиной.

Впрочем, уже сама попытка подхода к такой теме, своего рода попытка полета, заслуживает уважения. Что же касается неудач и ошибок, то их не допускает лишь тот, кто ничего не делает.

Также в рубрике:

Главная АнтиКвар КиноКартина ГазетаКультура МелоМания МирВеры МизанСцена СуперОбложка Акции АртеФакт
© 2001-2010. Газета "Культура" - все права защищены.
Любое использование материалов возможно только с письменного согласия редактора портала.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Министерства Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций Эл № 77-4387 от 22.02.2001

Сайт Юлии Лавряшиной;