Главная | Форум | Партнеры

Культура Портал - Все проходит, культура остается!
АнтиКвар

КиноКартина

ГазетаКультура

МелоМания

МирВеры

МизанСцена

СуперОбложка

Акции

АртеФакт

Газета "Культура"

№ 25 (7535) 29 июня - 5 июля 2006г.

Рубрики раздела

Архив

2011 год
№1 №2 №3
№4 №5 №6
№7 №8 №9
№10 №11 №12
№13 №14 №15
№16 №17 №18
№19 №20 №21
№22 №23 №24
№25 №26 №27-28
№29-30 №31 №32
2010 год
2009 год
2008 год
2007 год
2006 год
2005 год
2004 год
2003 год
2002 год
2001 год
2000 год
1999 год
1998 год
1997 год

Счётчики

TopList
Rambler's Top100

Первая полоса

Сколько мы стоим?

Хроники XXVIII ММКФ

Светлана ХОХРЯКОВА
Фото Ирины КАЛЕДИНОЙ


Президент ММКФ Н.Михалков, член жюри А.Учитель и председатель жюри А.Жулавский

В воскресенье, 2 июля, уже завершит работу XXVIII Московский Международный кинофестиваль, а в тот момент, когда пишутся эти строки, он достиг своей середины, так что общая картина вырисовывается. Странное ощущение вызвал на этот раз ММКФ. Переместился он в мультиплекс "Октябрь" (а это уже почти фестивальный центр, некое его подобие, о котором все так мечтают). Отдельные показы проходят в кинотеатрах "Ролан", "Иллюзион", Доме кино. Работает Медиа Форум в клубе на Брестской, где демонстрируют британский и российский видеоарт, мультимедийные проекты, программу арт-хауса в коротком метре. Но основная жизнь все же сосредоточена в едином центре, что, безусловно, очень удобно. Не надо никуда мчаться по жаркой, забитой машинами Москве. Переходишь из зала в зал, тут же проходят пресс-конференции. Силы, безусловно, экономятся. Но странное дело - абсолютно отсутствуют фестивальная атмосфера и настроение, соответственно. Ощущение такое, что ты пришел в кинотеатр на обычный сеанс, туда, куда ходят представители мидлкласса, клерки, работники офисов и банков, в благоустроенное, кондиционированное пространство, где можно согласно статусу неплохо провести время после трудового дня. Посмотрел фильм и ушел. Происходит это оттого, что не организовано единое фестивальное пространство, в том числе и чисто декоративно. "Октябрь" живет своей привычной жизнью. У входа вас встречают секьюрити, которые обращаются так, словно бы только-только в стране появилась такого рода услуга. Когда несколько лет назад эта служба народилась на свет повсеместно, случалась масса недоразумений, но постепенно культура взаимоотношений установилась. В "Октябре" перед твоим носом могут хлопнуть дверью, сказать что-то в приказном порядке, ни спасибо тебе, ни пожалуйста. Входит посетитель в кассовый зал, он должен пройти рамку-металлоискатель. Над ней объявление: "Металлические предметы на стол". Это как "руки вверх". Словно времена всеобщего дефицита (в том числе и культурного) вернулись на ММКФ. Каталог, который уважающие себя и своих гостей фестивали выдают или продают в первый же день, а то и накануне открытия, лично мне удалось буквально выцарапать на четвертый день. И это еще повезло. Не у всех все так удачно сложилось. Даже ленточек для аккредитационного бейджа не было, просили зайти за ними отдельно, хорошо хоть кинокомпания "Люксор" обеспечила нас всех такими подвесками. За подобные вещи - право использовать свой бренд в любом виде, скажем, на фестивале в Канне - серьезные компании сражаются, расплачиваются за это определенным образом, внося посильный материальный вклад. Потому что это престижно. Честно говоря, надоедает обо всем этом всякий раз говорить, но год от года мало что сдвигается с мертвой точки. Пресс-центр так мал, что нет пресс-боксов, их заменяют несколько металлических стоек с листками информации о происходящем. Традиционная фестивальная газета не выходит, слава богу, ее миссию взял на себя журнал "Action!". Информации вообще мало. Прессе всегда очень важен график приезда и отъезда гостей. На крупных фестивалях он заблаговременно обнародуется, и мы всегда знаем, когда прибывает, скажем, в Венецию Сергей Бодров или Николь Кидман, другие актеры и продюсеры. У нас только прилет в Шереметьево Жаклин Биссет известен заранее.

Мимо широкой спины охранника так просто не пройдешь, даже если ты Павел Лунгин

Целый день находишься в "Октябре", в котором вроде бы много кафе, но цены кусаются. На крупных фестивалях класса "А", будь то Канн, Берлин, Венеция или Сан-Себастьян, оборудуют специальные залы и кафе для журналистов, где можно выпить бесплатно или за умеренную плату кофе, воду. Это очень существенно для человека, весь день проводящего на фестивале, с 10 утра и порой до часу ночи. В "Октябре", для примера, слоеный пирожок стоит 80 рублей. Кофе - 75. Прейскурант кафе кинотеатра поражает воображение цифрами: бутылка мартини стоит 2 600 рублей, коньяк - 8 820 и 9 800. Пожалуйста, почему бы и нет, если люди готовы платить, они и приходят сюда эпизодически, но должен быть гибкий курс в фестивальные дни. Вот основная масса людей и выбегает на улицу в палатку "Крошка-картошка", которая перевыполнит в эти дни свой месячный план. Все это мелочи, но они свидетельствуют (или не свидетельствуют) о классе фестиваля.

Места для фестивального общения практически нет. Продюсерам не хватает бизнес-площадки, а многие из них хотели бы завести новые контакты с зарубежными коллегами, да и друг с другом пообщаться. Хотя генеральный директор компании "Каро-Премьер" ("Октябрь" - его территория) считает, что в отсутствии бизнес-площадки - изюминка ММКФ. Но это, скорее, в порядке утешения можно воспринимать. Денег на многое не хватает, понятно, что бюджет Канна раз в семь превышает московский, но там и амбиции иные, и размах.

Екатерина Гусева

В явном дефиците и хорошее кино. Только мы порадовались за последние два года, что ММКФ наконец-то набирает обороты, собирает пусть не выдающуюся, но вполне приличную программу, отвечающую своему классу. Год назад в конкурсе было пять-шесть просто очень хороших картин. А теперь, когда фестиваль достиг своего апогея, практически нечего вспомнить, кроме неудобств каждодневного его существования.

Звезд на фестивале нет. Сколько бы ни говорил Никита Михалков о том, что ММКФ не гоняется за ними, но это непременная и очень привлекательная вещь для любого фестиваля. Скажем, приехал на фестиваль Бертран Блие, чья картина "Сколько ты стоишь?" открывала конкурсный показ, но не было Моники Беллуччи, исполнившей главную роль, и Жерара Депардье, сыгравшего пусть небольшую, но довольно смешную роль. Появится он только к финалу фестиваля, чтобы получить приз за верность идеям Станиславского. Почему так происходит, сказать сложно. Актеры ведь подписывают контракты с производителями фильмов об участии в промомероприятих по раскрутке картин, а, скажем, для ленты Блие участие в ММКФ - наверняка самое престижное мероприятие. Но никого нет. Приехал, правда, Рауль Бова - актер не очень известный в России (разве что по сериалу "Спрут"), но в Италии он настоящая звезда, секс-символ, красавец, исполнивший роль малопривлекательного аутиста в картине Умберто Марино "Лед и пламень".

Кроткий Чен Кайге

Не зря же Канн и Венеция ставят в свои программы даже средние голливудские фильмы с участием мегазвезд. Такой показ обеспечивает фестивальный праздник с участием Николь Кидман, Пенелопы Крус и так далее. А у нас по звездной дорожке (не хочется никого обижать, но...) идут в основном не самые первые актрисы, скорее, светские персонажи, во всяком случае, не они определяют кинематографическое лицо страны. А где настоящие, которых немало, совершенно непонятно. Голливудские мегапроекты подтягивают и финансовые силы, возбуждая интерес серьезных компаний к фестивалю. ММКФ на этот раз открылся фильмом "Клятва" Чена Кайге. Приехал сам режиссер, автор таких фильмов, как "Прощай, моя наложница", "Император и убийца", что, конечно, украсило фестиваль. Знаменитому китайцу вручили приз за вклад в киноискусство. Но "Клятва" - не премьера. Таковая состоялась еще в феврале на Берлинале.

Россию в основном конкурсе представляет "Червь" Алексея Мурадова. ММКФ имел виды на картину Александра Велединского "Живой", но продюсер Сергей Члиянц предпочел ММКФ "Кинотавр", где работает кинорынок, значит, можно картину продать. В Москве кинорынка нет. Накануне открытия фестиваля Никита Михалков был в прямом эфире "Ночного полета" А.Максимова. Ведущий спросил, кто такой Алексей Мурадов, почему его нет в Интернете (искали, наверное, Муратова), и президент ММКФ неожиданно ответил, что и сам его (Мурадова) не видел, и, скорее всего, мало чего знал о нем. А у Мурадова, между прочим, члена Европейской киноакадемии, был дебютный "Змей", "Правда о щелпах". И вообще выбор единственной картины в основной конкурс - концептуальное дело, для главы фестиваля в том числе.

В "Перспективах", втором по значимости конкурсе, где представлены первые и вторые работы режиссеров, от России - "Маяк" Марии Саакян (картина уже попала в поле зрения Роттердамского и Каннского кинофестивалей в 2005 году) и "Franz + Polina" Михаила Сегала по сценарию Алеся Адамовича, написанному несколько лет назад. Картины, возможно, спорные, но любопытные. Да и в целом "Перспективы" на сегодняшний момент даже привлекательнее основного конкурса, в котором представлено какое-то необязательное кино. Оно вроде бы качественно сделано, прекрасно снято, с неплохим саундтреком и звуком, но без серьезных актерских работ за некоторым исключением. В них нет того, что трудно определить, но непременно чувствуешь - нет искры божьей. Как сказал саркастичный Бертран Блие, идея кино как великого искусства изживает себя, очень много фильмов снимается сегодня, но так мало настоящего кино. Истинный художник, по его словам, не должен быть корректным, это качество можно приберечь для жизни, а не тогда, когда снимаешь фильм, пишешь картины и книги. Наверняка он прав. Нынешнее кино редко шокирует, оно в лучшем случае фиксирует поток жизни, не видя за обыденным ничего, кроме обыденного. Таких пинков, как "Вальсирующие" того же Блие, уже не дождешься. Вот и ответ на вопрос, совпадающий с названием фильма Блие "Сколько ты стоишь?".

Жюри большого конкурса довольно малочисленное. Всего пять человек во главе с польским режиссером Анджеем Жулавским, возглавившим его после скоропостижного отказа Михаэля Ханеке. Для сравнения: в Берлине в жюри входило 8 человек, в Канне - 9, в Венеции - 7. На ММКФ год назад - 6. Но, очевидно, международным правилам цифра "5" тоже отвечает, вряд ли бы фестиваль стал рисковать своей репутацией класса "А".

Кстати, любопытная картина выстраивается из фильмов, произведенных нашими бывшими соотечественниками, работающими ныне в США, Израиле, Франции, странах СНГ. Во всяком случае, черно-белый фильм Гелы Баблуани "13" (Франция - Грузия), тоже участник Каннского кинофестиваля прошлого года, украсил и нынешний ММКФ (программа "Вокруг света"). А об украинской "Штольне" можно много говорить, иронизировать, но уже по факту создания триллера для бедных можно делать некоторые небезынтересные выводы.

Публика вяло посещала показы в выходные дни, что объяснялось, конечно, и жарой, навалившейся на Москву. В будни народу было больше, толпы людей приходили на сеансы после 20 часов или просто шли в "Октябрь" за другими развлечениями, благо здесь выступали в клубе ансамбль Алексея Айги, группа "Tокiо", работали развлекательные заведения. Вообще, что-то со всеми нами происходит, какое-то всеобщее угасание интереса ко многим вещам. В прежние годы российская часть программы, проходившая в Доме кино, собирала переполненные залы, дело доходило до давки и скандалов, даже до драк. Кинозал в день показа некоторых фильмов брали штурмом. А сейчас все тихо и мирно, никаких страстей. И в фойе Белого зала Дома кино, где фестивальный народ буквально гудел, бесконечно что-то обсуждал и спорил в сигаретном дыму, тишь да гладь. Ретроспективу "Возвращение фильма" (где собраны картины 70 - 90-х) приходилось даже отменять по причине отсутствия зрителей.

Иногда складывается ощущение, что очень многим людям, занимающимся ММКФ, безразлична его судьба. Нет у людей творческих амбиций, куража, и фестиваль рассматривается ими только как бизнес (хотя это бизнес в том числе). Так и относятся ко всему: провел мероприятие, и ладно.

Также в рубрике:

ПЕРВАЯ ПОЛОСА

АКТУАЛЬНОЕ ИНТЕРВЬЮ

КОНТРАФАКТ

АНОНС

Главная АнтиКвар КиноКартина ГазетаКультура МелоМания МирВеры МизанСцена СуперОбложка Акции АртеФакт
© 2001-2010. Газета "Культура" - все права защищены.
Любое использование материалов возможно только с письменного согласия редактора портала.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Министерства Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций Эл № 77-4387 от 22.02.2001

Сайт Юлии Лавряшиной;