Главная | Форум | Партнеры

Культура Портал - Все проходит, культура остается!
АнтиКвар

КиноКартина

ГазетаКультура

МелоМания

МирВеры

МизанСцена

СуперОбложка

Акции

АртеФакт

Газета "Культура"

№ 25 (7535) 29 июня - 5 июля 2006г.

Рубрики раздела

Архив

2011 год
№1 №2 №3
№4 №5 №6
№7 №8 №9
№10 №11 №12
№13 №14 №15
№16 №17 №18
№19 №20 №21
№22 №23 №24
№25    
2010 год
2009 год
2008 год
2007 год
2006 год
2005 год
2004 год
2003 год
2002 год
2001 год
2000 год
1999 год
1998 год
1997 год

Счётчики

TopList
Rambler's Top100

Кино

АЛЕКСАНДР РОДНЯНСКИЙ: "Мы можем воевать на поле жанрового кино"

Беседу вела Екатерина КИРИЛЛОВА
Фото Ирины КАЛЕДИНОЙ


А.Роднянский

Александр РОДНЯНСКИЙ - президент холдинга "СТС Медиа", председатель попечительского совета фестиваля "Кинотавр", который он вместе с Игорем Толстуновым принял из рук Марка Рудинштейна чуть более года назад. Мы беседуем о том, в каком направлении фестиваль будет развиваться, и о проблемах российского кино в целом. Все, посетившие его в этом году, отметили, что он стал более деловым.

    

- На "Кинотавр" стали приезжать отборщики с европейских кинофестивалей и продюсеры главным образом из Европы. Не является ли такое "общение" Европы с Россией сближением ментальностей, ведь российское кино и европейское с точки зрения мирового проката - "бедные родственники", вытесняемые богатой американской киноиндустрией?

- Совершенно очевидно - нас сближает совместный опыт. Я думаю, что российская кинематография находится в положении более предпочтительном, чем многие европейские страны, даже очень развитые. Португальские, бельгийские или, скажем, голландские кинематографии по факту несопоставимо меньшего числа зрителей уступают российской кинематографии даже в период ее становления. Вот и сегодня российская киноиндустрия претендует на пятое, шестое место в Европе.

У крупнейших европейских киноиндустрий - французской, прежде всего, и немецкой - существуют свои, не похожие друг на друга модели отвоевания национального рынка для собственных фильмов или собственными фильмами, сделанными для собственного зрителя. Во Франции в значительной степени включены регулятивные механизмы, то есть там существует государство, которое ограничивает, квотирует, включает в кинопроцесс телевизионные каналы. Там очень сложная система квотирования - тоже рыночная. От 22 до 35 процентов рынка и во Франции, и в Германии приходится на собственные фильмы. Уже ясно, что и французское кино (а это огромная кинематография - 200 фильмов в год, из них 50 - дебюты), и немецкий кинематограф (где-то около 100 картин) сегодня достаточно амбициозно ведут себя на международных рынках. Понятно, что соревноваться с Голливудом невозможно хотя бы с точки зрения его технологического совершенства.

    

- А может, и не надо...

- А может, и не надо. Я как раз об этом и хотел сказать. Совершенно очевидно, что кинематограф разнообразен, фильмы создаются разные, ориентированы и адресованы они разным зрителям. Сила американского рынка была в том, что американская аудитория не смотрела никакого другого кино, кроме американского. Удивительные процессы происходят на американском рынке. Успех китайского фильма "Герой", идущего на китайском языке с субтитрами, дает шанс всем остальным. И в этом смысле сегодняшний кинематографический ландшафт меняется, он находится на огромном, на мой взгляд, тектоническом сломе, потому что голливудский кинематограф уже не так подавляюще доминирует, как это было в Европе несколько лет назад, американский рынок оказался подвержен разнообразным влияниям и тенденциям, не мог не отреагировать на возникший интерес к антиглобалистскому кино. Для нас очень важно разговаривать со всеми, кто, как и мы, озабочен тем, чтобы собрать все ресурсы вместе и делать собственное кино, прежде всего для собственного зрителя. Это главное и для тех, кто может оказаться потенциально заинтересованным зрителем за пределами России. А таких немало.

    

- Что вы вкладываете в понятие "национальный кинематограф" в такой многонациональной стране, как Россия?

- Должна быть специфика в русском кино, и я сторонник, чтобы она была. Но я считаю, что российская кинематография может ставить перед собой более амбициозные задачи просто-напросто фактом своей мощи: огромные традиции, сотни талантливых режиссеров, сотни талантливых авторов, экономические ресурсы. Сегодня уже есть деньги на фильмы, надо только научиться их делать ярко и амбициозно, в том числе и для международной аудитории. И в этом смысле "национальные хиты", этнические фильмы с очень сильным элементом традиционной русской культуры (условно говоря - со звуками балалайки) имеют абсолютное право на существование. Они хороши не для мирового проката, а для отдельных фестивалей, определенной аудитории авторского кинематографа, для аудитории, нацеленной на антиглобалистские фильмы, протестующие против универсализации культурного кода, культурного языка.

Россия - огромнейшая страна с европейским кинематографом, который долгое время на разных этапах в ХХ веке диктовал моду! Например, 20-е годы прошли под явным доминированием советского кино. И конечно, российское кино в состоянии конкурировать с кинематографом европейским или американским на главных направлениях, в частности на направлении зрительского кино. Мы способны создавать "универсальное" зрелище. Раз в России делаются фильмы, которые выходят на первые места в списке самых популярных. Раз появляются картины, набирающие совершенно невероятные цифры посещаемости - десятки миллионов людей. Раз эти фильмы покупают большие международные, даже голливудские компании для проката, то неужели мы всерьез должны загонять каждый раз себя в некие "национальные" сегменты, а не наоборот - расширять свои возможности.

Конечно, русская ментальность для меня лично прежде всего связана с великой русской литературой (это Толстой, Достоевский), с определенным характером понимания мира, ответственности перед ним. Поэтому если появятся фильмы, которые будут связаны с классическими российскими произведениями (я не имею в виду экранизации), сделанные в традициях высокой российской литературы, как это было, наше кино, безусловно, прорвется.

Мы можем воевать на поле, на котором традиционно выигрывали американцы, - на поле жанрового кино. Это могут быть триллеры, детективы, экшн, комедии или фэнтези. Конечно, здесь огромное преимущество у высокотехнологичного голливудского кинематографа. Но это не означает, что мы сдались! Российские блокбастеры в плане качества сделаны очень убедительно. Но от России, я полагаю, ждут и могут дождаться кинематографа, который соединит технологизм и универсальность с русской традицией.

    

- Это было бы идеально...

- Так для этого и делается кинофестиваль - как площадка, на которой можно поспорить, до какой степени тот или иной фильм удачен, до какой степени востребован собственной аудиторией и почему он, скажем, успешен за границей. Мы привыкли к артовому, авторскому кино, к так называемому "кино не для всех", которое в том числе и в силу нехватки средств, делали в России. Нам трудно перейти границу "узкой аудитории". А нам нужно завоевать совершенно другую - широкую зрительскую аудиторию.

Самое главное - быть самостоятельными на собственном рынке и выигрывать на нем, завоевывать его. Призывы тут не спасут. Взять зрителя можно лишь качеством. Вот, например, такой жанр, как наша драма, построенная на абсолютно внятных и понимаемых нашим зрителем культурных и бытовых даже контекстах, имеет шанс в прокате только у нас! Вот это и надо отвоевать! И как только российская кинематография станет более сильной, уверяю вас, она сразу будет более масштабно представлена на международных рынках.

    

- Какой стратегический план вынашивает лично Александр Роднянский как учредитель "Кинотавра" и какую роль на фестивале отводит государству?

- Это, конечно же, частный кинофестиваль. Он финансируется частными деньгами, спонсорами, есть помощь государства, за что мы очень признательны, но в целом это частная инициатива еще с тех пор, когда Марк Рудинштейн основал "Кинотавр". Дело в том, что наши частные интересы (и это не лукавство!) никоим образом не отличаются от интересов российской кинематографической индустрии в целом, то есть государственных интересов. Мы хотим сильного российского кинематографа, хотим, чтобы "Кинотавр" стал главным российским кинофестивалем, - это вопрос статуса. Мы хотим, чтобы он стал перекрестком совершенно пока параллельно существующих частей кинематографического процесса. Например, те продюсеры, которые сегодня реально делают фильмы, не общаются или очень редко общаются с критиками, а если общаются, то это происходит, я бы сказал, в боевом режиме. И те и другие пересекаются с прокатчиками. А именно от прокатчиков сегодня зависит судьба российского кино, и прокатчики в не меньшей степени, чем продюсеры, режиссеры и актеры, заинтересованы в успехе российского кино в кинотеатрах. Существует довольно много разрозненных частей индустрии, которые должны встречаться именно на "Кинотавре". Это может происходить в форме представления новых проектов, в том числе молодых кинематографистов, которым трудно о себе заявить в одиночку. А на фестивале есть возможность встретиться с крупными продюсерами, знаменитыми артистами, договориться о будущих проектах. Вот это самое главное, что может сделать "Кинотавр" успешным. Именно в этом случае он будет преуспевающим. Если "Кинотавр" станет местом встреч, где продюсеры смогут презентовать свой новый проект и будут ждать именно "Кинотавра", чтобы привлечь внимание прессы и прокатчиков. Если окажется, что для молодых - это возможность продемонстрировать себя и получить шанс. Если окажется, что это место, где прокатчики, дистрибьюторы, отборщики фестивалей смогут всерьез познакомиться со всем разнообразием кинопроцесса в России - вот для нас это было бы самым большим успехом. Почему? Потому что мы делаем фильмы сами, мы - продюсеры и на каком-то этапе поняли, что во многом зависим от правил игры. Не столько от успеха того или иного фильма. В позапрошлом году наш с Игорем Толстуновым фильм "Водитель для Веры" победил на "Кинотавре". Он мог бы иметь большие шансы в прокате (хотя неплохо прошел), но мог бы и должен был бы пройти значительно лучше.

Поэтому нам очень важно, чтобы "Кинотавр" был полезен российской киноиндустрии. Здесь нет никаких личных интересов. Мы делаем много фильмов, участвуем и побеждаем на других фестивалях, и это точно, как вы понимаете, не тот бизнес - не нефть, не телекоммуникации, тут нет никаких меркантильных соображений.

Также в рубрике:

КИНО

НА СЪЕМОЧНОЙ ПЛОЩАДКЕ

Главная АнтиКвар КиноКартина ГазетаКультура МелоМания МирВеры МизанСцена СуперОбложка Акции АртеФакт
© 2001-2010. Газета "Культура" - все права защищены.
Любое использование материалов возможно только с письменного согласия редактора портала.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Министерства Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций Эл № 77-4387 от 22.02.2001

Сайт Юлии Лавряшиной;