Главная | Форум | Партнеры![]() ![]() |
|
АнтиКвар![]() |
КиноКартина![]() |
ГазетаКультура![]() |
МелоМания![]() |
МирВеры![]() |
МизанСцена![]() |
СуперОбложка![]() |
Акции![]() |
АртеФакт![]() |
Газета "Культура" |
|
№ 25 (7535) 29 июня - 5 июля 2006г. |
Рубрики разделаАрхивСчётчики |
![]() |
МузыкаТрадиция в стильной упаковкеПремьера "Риголетто" на юбилейном фестивале в Ростове Дмитрий МОРОЗОВ
Подходят к концу "Театральные встречи в Ростовском музыкальном" - более чем трехмесячный фестивальный марафон, посвященный 75-летию театра. Напомним, что сия почтенная круглая дата относится, собственно, к Ростовской оперетте, на базе которой и возник семь лет назад нынешний театр. Сохраняя преемственность, Ростовский музыкальный и сегодня продолжает обращаться к этому жанру, открыв, в частности, юбилейный фестиваль премьерой "Принцессы цирка" (о ней "Культура" уже писала). А незадолго до окончания фестиваля состоялась и оперная премьера - вердиевский "Риголетто", пополнивший и без того не маленький итальянский репертуар театра. Впрочем, несмотря на название "Театральные встречи", в рамках фестиваля немало было и сугубо концертных мероприятий. Вот лишь наиболее громкие: приезд оркестра Мариинского театра с Валерием Гергиевым, сольная программа Дениса Мацуева, выступление Национального филармонического оркестра России во главе с Владимиром Спиваковым. В спектаклях и концертах принимали участие дирижеры из США и Италии, сотрудничавшие с театром в предшествовавшие годы. Появлялся за пультом и первый главный дирижер Ростовского музыкального Андрей Галанов: расставание отнюдь не обязательно должно означать разрыв отношений. Но вернемся к "Риголетто" - одной из самых популярных вердиевских опер, являющейся вместе с тем и одной из наименее режиссерских. Успех здесь зависит прежде всего и главным образом от певцов. Едва ли не единственный пример, когда определяющей стала именно режиссерская трактовка - знаменитый спектакль Джонатана Миллера в ENO почти тридцатилетней давности, где действие происходило в современном баре, что на тот момент казалось чуть ли не революцией. Сегодня же режиссеру, чтобы перетянуть одеяло на себя, остается разве только перенести действие в какие-нибудь иные миры (как, например, в недавней мюнхенской постановке, сделанной в стилистике "Планеты обезьян") или вообще перевернуть все с ног на голову. В ростовском спектакле ничего подобного, к счастью, не наблюдается, и если тем не менее некоторый ажиотаж вокруг него был связан с именем режиссера, то по причине иного рода. Ставить "Риголетто" в Ростов пригласили Юрия Лаптева, занимающего в последние годы пост советника по культуре Президента РФ. Но если кто-то решит на этом основании, что речь идет о дилетантской эскападе высокопоставленного чиновника, то сильно ошибется. Лаптев в режиссерской профессии не новичок, в Мариинском театре не раз принимал участие в возобновлениях старых спектаклей, а в Санкт-Петербургской консерватории уже много лет преподает актерское мастерство вокалистам и еще в 90-е ставил в ее оперной студии "Евгения Онегина" (кстати сказать, с успехом показанного на знаменитом Савонлиннском фестивале в Финляндии). В Ростове у Лаптева был полный карт-бланш, и он мог делать все, что хотел. Но хотел он совсем не того, чего хочет большинство нынешних режиссеров, отнюдь не стремясь поражать воображение крутизной концепции, актуализировать, переносить действие и героев в иные времена и предлагаемые обстоятельства. С присущим ему здоровым консерватизмом Лаптев поставил "Риголетто" в полном соответствии с вердиевской партитурой, можно даже сказать, традиционно. И это очень точно срифмовалось с новой тенденцией, формирующейся буквально у нас на глазах в качестве некой реакции на режиссерские излишества последнего времени. А участие в работе первоклассного художника музыкального театра Вячеслава Окунева немало способствовало тому, что традиционность предстала в стильной и эстетически привлекательной упаковке и вовсе не казалась архаичной. Роль дирижера в "Риголетто", конечно же, гораздо скромнее, чем, к примеру, в "Травиате", не говоря о вердиевских операх более позднего периода, вплоть до "Отелло" и "Фальстафа". Здесь развернуться особо негде. Тем не менее, когда за пультом - настоящий, большой дирижер, это ощущается всеми и сказывается во всем. Так было и теперь: Александр Анисимов даже на таком сравнительно простом материале сумел явить многие из своих лучших качеств, участием в премьере заметно повысив общую планку и добившись впечатляющих результатов в работе с оркестром и с солистами. А одной из главных удач премьеры стала, несомненно, Ирина Крикунова в партии Джильды. Вряд ли найдется еще одна певица, способная петь одновременно Катерину Измайлову и Джильду. Крикуновой это по силам. Конечно, она слегка упростила рулады и не брала иные вставные ноты, зато ее лирический и в целом достаточно подвижный голос с сильной драматической составляющей давал талантливой певице и актрисе прекрасную возможность рисовать свою героиню не одной только, как раньше говорили, "голубой" краской, в определенной мере ориентируясь на трактовку великой Каллас, при этом отнюдь ей не подражая. Большим достижением стала заглавная партия для ведущего баритона театра Петра Макарова. В его голосе, как оказалось, есть достаточно драматизма и даже кантилена. Как в плане собственно вокала, так и в смысле драматической выразительности певец прогрессировал от картины к картине, заставляя предположить, что в тот вечер он еще отнюдь не достиг предела своих возможностей. Вокальные данные Александра Лейченкова, конечно, скромнее, чем предполагает партия Герцога, но, несмотря на это, певец с ней в целом неплохо справился, особенно в последней картине. Стоит также отметить Анну Маркарову (Маддалена) и Александра Мусиенко (Спарафучиле). В общем, "Риголетто", безусловно, украсит репертуар Ростовского музыкального. Однако с премьеры "Леди Макбет Мценского уезда", продемонстрировавшей, какой неимоверной сложности задачи способен решать театр, прошло уже два года. Не довольно ли сидеть на богемно-риголетной диете? Пора бы уже сделать следующий рывок, ставя новые амбициозные задачи, осваивая произведения, требующие мобилизации всех сил, тем самым способствуя дальнейшему творческому росту. Также в рубрике:
|