Главная | Форум | Партнеры![]() ![]() |
|
АнтиКвар![]() |
КиноКартина![]() |
ГазетаКультура![]() |
МелоМания![]() |
МирВеры![]() |
МизанСцена![]() |
СуперОбложка![]() |
Акции![]() |
АртеФакт![]() |
Газета "Культура" |
|
№ 28 (7538) 20 - 26 июля 2006г. |
Рубрики разделаАрхивСчётчики |
![]() |
КиноПобедили дочки-материЗавершился Карловарский фестиваль Елена ПЛАХОВА
"Жизнь начинается только после сорока" - так звучал слоган предыдущего 40-го Карловарского кинофестиваля. Нынешний, 41-й, однако, не слишком заметно отличался от прежних ни концепцией, ни структурой программ, ни атмосферой. Курортный город, как всегда, подвергся нашествию киноманской молодежи, которая немного снизила уровень санитарии этого признанного "центра здоровья", зато до отказа заполнила кинозалы и влила в жилы фестиваля свежую кровь. Гламурные вечеринки в отеле "Pupp" проходили каждый вечер, а звездное party в главной Колоннаде завершилось мини-пожаром, после чего Колоннаду закрыли до конца фестиваля. Все, как водится, ругали отель-монстр "Thermal", между тем охотно пользуясь его гостеприимством и предоставляемыми им уникальными удобствами. На закрытии, как всегда, аплодировали верному другу фестиваля Вацлаву Гавелу. На открытии свой новый фильм "Время" представил корейский режиссер Ким Ки-дук, который неоднократно участвовал в карловарском конкурсе и считает, что здесь самая искренняя и чистая киноманская атмосфера. Новая картина культового корейца, как обычно, не обходится без экстрима: это история молодой пары, которая подвергает свою любовь жестоким и экстравагантным испытаниям, в частности, меняя свою внешность. Любопытно, что эта идея пришла Ким Ки-дуку в голову за время его турне по европейским фестивалям. По словам режиссера, так же как европейцы не всегда различают двух рядом стоящих азиатов, точно так же бывает наоборот. Именно это повлекло за собой размышления о роли внешности и ее особенностей в межчеловеческих отношениях. Жюри конкурса возглавил режиссер из бывшей Югославии Горан Паскалевич, и ему явно было нелегко выбрать лучший фильм из ровного, но не блиставшего откровениями конкурса. Понять, чем, например, американская "Малышка Шерри" Лори Кольер лучше французского "Чужого ребенка" (в английском варианте - "Эта девочка моя") Вирджини Вагон, довольно трудно. И там, и здесь главную тему можно обозначить как дочки-матери. Только в первом случае во всем виновата сама мама-наркоманка, угодившая в тюрьму, во втором девочку выкрали, и она, наоборот, попала к проблемной женщине, которую считает своей матерью. Даже встретив дочку через много лет, героиня материнским инстинктом чует, что девочка та самая, а ее проблемная мать ненастоящая и просто пудрит всем мозги. В обоих фильмах, поставленных женщинами-режиссерами, отличные роли матерей, которых играют соответственно Мэгги Джилленхол и Катрин Жакоб. Однако французскую картину жюри проигнорировало, американской же дало два самых престижных приза - главный "Хрустальный глобус" и награду за лучшую женскую роль. Некоторые сочли это реверансом в сторону американского независимого кино и Санденс-института, в мастерской которого родился сценарий "Малышки". Карловарский фестиваль давно флиртует с американцами, проводя ежегодно Форум независимых, а в этом году организовав две дополнительные программы - "Санденс в Карловых Варах" и "Документальный фонд Санденса". Если не все, то многое это объясняет. Спецприз жюри разделило между чешской "Красоткой в беде" Яна Гржебейка и болгарской "Елкой вверх тормашками" Ивана Черкелова и Василя Живкова. В Восточной Европе остался и приз за лучшую мужскую роль: его обладателем стал Анджей Худзяк, сыгравший поэта Мирона Бялошевского в фильме Анджея Баранского "Несколько человек, маленькое время". Чешское кино отличается завидной стабильностью и приличным среднеевропейским уровнем, хотя пик его великой "новой волны" остался в далекой истории. То же самое можно сказать о поляках, хотя там стабильности меньше, зато больше пассионарности. В фильме Баранского воспроизведена атмосфера кухонного диссидентства, что выглядит симпатично, но слишком специфично для тех, кто смотрит (а точнее, слушает) в переводе фильм, перенасыщенный спорами польского интеллектуального подполья 70-х годов. Болгары не имели таких сильных кинематографических традиций, но сегодня вместе с румынами тоже штурмуют фестивальные высоты. Наверняка в программе "К Востоку от Запада" победил бы румынский фильм "К Востоку от Бухареста", если бы дебютант Корнелиу Порумбойю уже не получил за него "Золотую камеру" в Канне. По этой же причине выбыл из борьбы наш "Гарпастум" Алексея Германа-младшего, успевший совершить фестивальный круг почета. И победа досталась болгарской картине "Обезьяны зимой" Милены Андоновой - еще нигде не засвеченной дебютной работе. Еще одно открытие фестиваля - норвежская "Реприза" Иоахима Триера (не имеющего отношения к Ларсу), в которой чувствуется голос молодого поколения, отмеченная призом за лучшую режиссерскую работу. Но самый радикальный фильм конкурса пришел из Ирана. Он называется "Прощай, жизнь", и сняла его Шаб Бехейр Фармандех - пятидесятилетняя женщина, которая в молодости прошла путь фронтового репортера на ирано-иракской войне. Сама исходная ситуация экстраординарна: молодая женщина, поняв, что неудачно вышла замуж, решает покончить с собой, но чтобы не слишком грешить, а заодно принести пользу, идет фоторепортером на фронт, закрываясь от пуль чадрой, словно шлемом. Мощно показаны ужасы войны, но не менее впечатляет быт людей, живущих на фронтовой полосе, которая переходит из рук в руки. Здесь теряют и находят детей, празднуют свадьбы с красочными ритуалами, которые переходят в похороны. Здесь молодая жена старика признается, что предпочитает мужчину в возрасте, "потому что, когда начнет бить, силенок не хватит". В общем, все как у людей и на войне как на войне. Этот фильм не получил наград - как и "Перегон" Александра Рогожкина, хотя, право же, он ничуть не хуже всех призовых картин. Но, может, и не на порядок лучше, когда было бы впору возмутиться и поспорить. Другое дело, что русское кино, представленное в трех карловарских конкурсах шестью фильмами (это также "Точка" Юрия Мороза, "Полумгла" Артема Антонова, "Сундук предков" Нурбека Эгена и документальная "Блокада" Сергея Лозницы), осталось вообще без призов - что явно несправедливо. Однако и обижаться глупо, ибо за этим нет никакой политики или демонстративной позиции: просто карта не легла. Фестиваль в Карловых Варах поддерживал наше кино и в те трудные годы, когда его почти не было, и каждый год находил картину хотя бы для главного конкурса. Сегодня предложений стало намного больше, и это главное. А призы рано или поздно придут. Также в рубрике:
|