Главная | Форум | Партнеры![]() ![]() |
|
АнтиКвар![]() |
КиноКартина![]() |
ГазетаКультура![]() |
МелоМания![]() |
МирВеры![]() |
МизанСцена![]() |
СуперОбложка![]() |
Акции![]() |
АртеФакт![]() |
Газета "Культура" |
|
№ 28 (7538) 20 - 26 июля 2006г. |
Рубрики разделаАрхивСчётчики |
![]() |
ПровинцияПраздник без помпыВ Нижнем Новгороде завершился IX Сахаровский фестиваль АКЦИЯМария ФЕДОТОВА
Два дня Сахаровского фестиваля прошли под знаком культуры Нидерландов. В первый вечер за дирижерским пультом стоял Отто Тауск. Начавший музыкальную карьеру в качестве скрипача (и отмеченный множеством премий), он параллельно обучался дирижированию и сегодня сотрудничает со всеми ведущими оркестрами Нидерландов. Публика и критики его любят: "Сенсация фестиваля Гергиева 2003 года" (один из множества восторженных отзывов о его успешном дебюте). Программа открылась вагнеровской увертюрой к "Летучему голландцу": в исполнении расширенного состава оркестра она прозвучала мощно и неистово. Затем последовал еще один хит - Скрипичный концерт Мендельсона с солисткой Надей Вейзенбейк. Во втором отделении слушателей познакомили с сочинениями, причем исключительно крупной формы, современных голландских композиторов. Премьерный в Нижнем Новгороде "Сон Замара" (автор - П.Я.Вагемаанс) длился долго, развивался постепенно. Судя по звучанию, сон был страшный и оборвался неожиданно - громким стуком (наверное, по сюжету кто-то внезапно разбудил сновидца). Его сменила российская премьера радикально-авангардного Концерта для квартета саксофонов с оркестром Т.Кериса, а завершением знакомства с образцами нидерландской музыки стало также весьма пространное оркестровое полотно - концертная увертюра "Сирано де Бержерак" Й.Вагенаара. Единственный дневной концерт фестиваля дал "Амстель Саксофон Квартет" в Малом зале филармонии. К большому облегчению слушателей, выяснилось, что четверка молодых саксофонистов исполняет не только авангард, но и академическую классику, а также не чурается экспериментов с откровенно массовыми жанрами. В их исполнении прозвучали два саксофоновых квартета - редкой красоты квартет Александра Глазунова и уже знакомого нижегородцам современного голландского композитора Т.Кериса. Молодые исполнители также представили романтическую "Надежду" М.Симонса (созданную специально для них в прошлом году) и отдали дань самому известному мастеру нидерландского Возрождения Яну Свелинку, блестяще сыграв известную "Хроматическую фантазию" (в переложении, естественно). В перерыве между концертами второго фестивального дня в Арсенале состоялось открытие выставки Анки ван Донген - очень известной нидерландской художницы. Точнее, хотя Анки ван Донген и родилась в Нидерландах, она, будучи своего рода артистическим кочевником, объехала весь мир и жила во многих странах с самой разной культурой. Последние три года Анки живет и работает в Москве (и даже поучаствовала в "Арт-Клязьме"), так что источником ее вдохновения стала Россия; и на свет появилась "шахматная серия"... Название выставки, "Игры и конструкции", достаточно точно отражает суть экспозиции. Жизнь, о которой честно и эмоционально рассказывает Анке, может быть выражена либо в конструктивной форме, либо в игровом сценарии, и одно подчиняет себе другое. Искусство Анки ван Донген никого не оставило равнодушным. Посетители наперебой задавали художнице вопросы, а один из высокопоставленных иностранных гостей, проходя мимо "Spaghetti boy" (мальчика, сидящего за столиком над тарелочкой сдобренной кетчупом пасты), дополнил инсталляцию, незаметно подставив к спагетти стаканчик вина... "Джезуальдо консорт Амстердам" (художественный руководитель Харри ван дер Камп) завершал Дни Нидерландов. Этот известный ансамбль исполняет вокальную музыку эпохи Возрождения, преимущественно мадригалы и мотеты, мессы и кантаты, хотя, говорят, также обладает и немалым репертуаром современной музыки. Программа вечера называлась интригующе: "Музыкальное путешествие по семи городам Нидерландов 1620 года", и далее в программке-"путеводителе" указывались города Антверпен, Делфт, Лейден, Харлем, Утрехт, Амерсфорт и Амстердам. Каждому из них соответствовали одна-две пьесы разных композиторов (за исключением Амстердама, которому было отведено все второе отделение с произведениями Яна Свелинка). Наверное, потому, что Голландия - страна небольшая, особенной разницы между городами не ощущалось.... Но это и не так важно. Главное, что в целом музыкальная Голландия оказалась полна невероятного очарования, а "гиды" пронесли публику по узким улочкам старинной полифонии на крыльях гармоничнейшего звучания. Венгерский "Аккорд" на четыре голосаСахаровский фестиваль - проект масштабный, и в числе прочих его целей значится открытие новых звезд. На каждый фестиваль обязательно приглашаются исполнители, еще ни разу в нашем городе не бывавшие, и, как правило, они не обманывают ожиданий. Участники квартета "Аккорд" - выпускники Будапештской академии музыки. Старшему из них лишь 23 года, но все они показали себя яркими, состоявшимися музыкантами. Это Петер Мезе (скрипка), Чонгор Вер (скрипка), Петер Кондор (альт) и Матьяш Эльвети (виолончель). Камерный состав ансамбля соответствовал уютной, почти домашней обстановке Белого зала Ленинской библиотеки. "Венгерская" составляющая была подкреплена выставкой графики Мартона Такача на стенах зала и коллекцией книг о Венгрии из фондов библиотеки. В программе вечера значились два квартета Бартока и один - Бетховена. Неудивительно, что такое музыкальное меню привлекло в зал истинных гурманов. Сыгранные в первом отделении Второй и Третий квартеты Белы Бартока, знаменитого венгерского композитора, свидетельствовали: этот композитор - один из любимейших "Аккордом". Исполнение Бетховена было не столь убедительным. Но музыкантам удалось главное - увлечь слушателей в мир музыки. И благодарная публика не поскупилась на аплодисменты. Мосты эпохОдин из концертов Сахаровского фестиваля посвятили Моцарту и Шостаковичу. В первом отделении звучала классика, во втором - долгожданная премьера, посвященная Шостаковичу, "Мосты" Хорхе Боссо для инструментального ансамбля и женского хора. Божественная Дора Шварцберг играла, как обычно, упоительно: ее скрипка звучит естественно и легко, как дыхание, выразительно и ясно, как речь. Альтистка Нора Шварцберг и пианист Евгений Брахман представили альтовую сонату Глинки. "Наш" Женя Брахман по праву может составить славу любому фестивалю. Свою репутацию "музыканта, который всегда в форме" он подтвердил исполнением мессиановских "Колоколов", предложив включить их в программу за несколько часов до концерта. Прекрасно прозвучал Концерт Эрнеста Шоссона для скрипки и фортепиано с оркестром ("очень трудная песня", по характеристике Евгения Брахмана). Это исполнение стало явной удачей и солистов, и оркестра, которым дирижировал Александр Скульский. Концептуальное название "Мостов" соответствует многим вещам сразу: соединению слова и музыки, искусства мирового и русского (конгениально идее Сахаровского фестиваля искусств), перебрасыванию "мостика" между эпохами (культура царской России, советского самодержавия и современности), стилистическому диалогу (строго стильная полифония, новый полифонизм Шостаковича, новое камерное письмо Боссо). Пролог, эпилог, интермеццо и два хорала написаны самим Боссо. Четыре эпизода, прослаивающие их, - прелюдии Шостаковича (из фортепианного цикла "24 прелюдии и фуги"), в которых не изменена ни одна нота и к которым подобраны стихи преимущественно русских поэтов - Пушкина, Ломоносова, Державина, Ахматовой, Блока, Хлебникова, Крылова... Кстати, тональности этих прелюдий складываются в монограмму DSCH, которую Дмитрий Дмитриевич порой вплетал в собственные музыкальные тексты в качестве своеобразной "подписи". "На первый взгляд выбор текстов может показаться парадоксальным, но эти тексты идеально ложатся на музыку", - говорили Шварцберг и Боссо на пресс-конференции перед концертом. Увы, далеко не всегда можно было разобрать слова, и слушателям, вовремя не позаботившимся о приобретении программок, пришлось непросто. Да и вообще всем пришлось непросто: столь масштабное, сложное сочинение требовало особого внимания и свежести восприятия. Но в любом случае удалось оценить мастерство Боссо-композитора (также в составе ансамбля присутствовавшего на сцене и игравшего на виолончели). Виртуозное ансамблевое письмо и остроумные тембровые решения создавали прозрачную, словно вибрирующую музыкальную ткань, контрастирующую с плотными, резкими "высказываниями" женского хора. "А вы знаете, что Ростроповича не будет?"Таким вопросом встречали слушателей филармонические билетерши в день открытия второй части Сахаровского фестиваля, посвященной творчеству Дмитрия Шостаковича. О том, что Мстислав Ростропович не сможет приехать на фестиваль, организаторам стало известно 1 июля - и печальная новость была объявлена перед началом одного из фестивальных вечеров. Если предположить, что подавляющее большинство зрителей пришли на концерт, зная, что не услышат Ростроповича, то приятно сознавать, как много людей искренне любят симфонии Шостаковича - независимо от того, кто стоит за дирижерским пультом! Зал был заполнен почти до отказа. Имя дирижера слушатели узнали уже после выхода оркестра на сцену - Фуат Мансуров. Главный дирижер симфонического оркестра Татарстана, дирижер Большого театра. И маэстро сделал почти невозможное: к началу второго отделения число публики практически не изменилось. Слушать сложнейшую Пятую симфонию остались даже те, кто пришел лишь за тем, чтобы потом упомянуть в разговоре - "мы были на Ростроповиче". Трудно сейчас гадать, как бы исполнил прозвучавшие в первом отделении Праздничную увертюру и Девятую симфонию "сам Ростропович", но впечатление от интерпретации Фуата Мансурова можно выразить кратко: праздник без помпы. До чего же свежо прозвучала Праздничная увертюра! Маэстро, сколь это было возможно, подчеркивал эпизоды piano, поэтому заключительная кульминация, для усиления которой была специально приглашена медная группа оркестра штаба Приволжского округа внутренних войск МВД, прозвучала совершенно ошеломляюще. Девятая симфония Шостаковича писалась весной 1945 года. Понятно, что в это время ждали симфонию Победы, симфонию-апофеоз. Первоначально произведение в этом направлении и сочинялось, но композитор остановил работу. Начав симфонию заново, он взглянул на ситуацию с совершенно неожиданной стороны. Ведь Победа - это не только трибуны, салюты и парады, но и чувство огромного облегчения: войны больше нет! Вот этим ощущением свободы, ощущением прыжка в невозможное Фуат Мансуров заразил и оркестр, и зал. Пятая симфония - поворотный пункт в судьбе Шостаковича, которого незадолго до ее создания объявили "формалистом", фактически - "музыкальным врагом народа". После триумфальной премьеры симфонии в 1937 году было официально признано, что "Шостакович прозрел", а на произведение прочно наклеен ярлык "ответ советского художника на справедливую критику". Что интересно, никому не пришло в голову: а какого рода, собственно, ответ? Настолько был силен гипноз громкого, мажорного завершения сочинения. Сам композитор определял основную тему симфонии как "переживания человека и всеутверждающийся оптимизм". Страшная вещь, если задуматься. Переживай - не переживай, а оптимизм идет и "всеутверждается". В таком контексте заключительный мажор начинает слушаться совсем иначе. Тот, кто слышал Фуата Мансурова, думаю, согласится - это был воплощенный ужас в мажоре. Клятва квартетаКакой-то злой рок довлеет над Девятым Сахаровским фестивалем - замены следуют одна за другой: не смогли приехать Мстислав Ростропович и Марта Аргерих, в заключительном концерте вместо Владимира Третьякова будет солировать Дмитрий Коган. И выступление Квартета имени Бородина прошло в измененном составе (вместо серьезно заболевшего Валентина Берлинского партию виолончели играл Александр Рудин). "Фирменный знак" бородинцев - их неповторимая атмосфера взаимопонимания. Как она создается и сохраняется десятилетиями - тайна Валентина Берлинского. Атмосфера! Самая хрупкая и скоропортящаяся вещь на свете. Ее даже описать очень трудно. Задача Александра Рудина была куда сложнее: как войти в эту атмосферу? А войдя в нее, не разрушить, но попытаться обогатить, да еще и в неправдоподобно короткий срок (что такое две недели по сравнению с возрастом коллектива?), и он великолепно с ней справился. Это тем более неожиданно, что мы знаем Александра Рудина как яркого солиста и дирижера, то есть артиста, привыкшего быть на первых ролях. Возможно, одна из причин его успеха в ансамбле и заключается в том, что он сумел сознательно "не быть" ни солистом, ни руководителем, ни "главой", какой бы из квартетов Шостаковича не игрался - монументальный Второй, лиричный Четвертый, трагический Восьмой... Ну а еще одна, разумеется, скрыта в постоянном настрое Рубена Агороняна, Андрея Абраменкова и Игоря Найдина сохранить ауру уникального ансамбля. "Я всегда помню студенческую клятву, - говорит второй скрипач Андрей Абраменков, - которую дали участники первого состава ансамбля: "Квартет имени Бородина должен существовать вечно". На первый взгляд клятва может показаться по-студенчески наивной, будучи произнесена на 60-летнем юбилее ансамбля, - остроумной, а после описанного концерта вызывает почти мистическое чувство - а ведь работает! Также в рубрике:
|