Главная | Форум | Партнеры![]() ![]() |
|
АнтиКвар![]() |
КиноКартина![]() |
ГазетаКультура![]() |
МелоМания![]() |
МирВеры![]() |
МизанСцена![]() |
СуперОбложка![]() |
Акции![]() |
АртеФакт![]() |
Газета "Культура" |
|
№ 14 (7174) 15 - 21 апреля 1999г. |
Рубрики разделаАрхивСчётчики |
![]() |
АкцияНа сцене Большого театра 26 апреля состоится международная культурная акция - благотворительный концерт "Святыни России"Наталья ШАДРИНА Георгий АГЕЕВ, артистический директор международной культурной акции - благотворительного концерта "Святыни России": - Мы, организаторы акции, толкуем понятие "Святыни России" достаточно широко, то есть подразумеваем под ним не только памятники, не только исторические здания - церквей, например, - нуждающиеся в восстановлении, а значит, вложении средств, но и те творческие коллективы, тех исполнителей, которые будут заняты в концерте. Поэтому не предполагали, что их участие непременно должно быть на благотворительной основе. Нам как раз хочется по возможности оказать хоть какую-то финансовую поддержку и самим этим коллективам, тем более что, повторяю, мы выбирали такие, которые, действительно будучи святынями России, безусловно, этого заслуживают. Программа, естественно, предусматривала жанровые и стилистические ограничения, обусловленные концепцией концерта. Так, мы не могли позволить себе включить в нее танцевальные номера или "светские" арии с фиоритурами и прочими украшениями. Исключалось и все, связанное со сказкой, с язычеством, - совершенно очевидно, что эти вещи сюда не вписываются. Таким образом, оставался достаточно небольшой круг сочинений, из которых можно было выбирать. Это, конечно, прежде всего духовная музыка, написанная для хоров, солистов или голосовых ансамблей в сопровождении хора. Этот пласт достался на долю нашего консультанта - регента хора Свято- Данилова монастыря Георгия Сафонова. И он подал множество замечательных идей. Казалось бы, сделать эту часть программы особого труда не составляло. На деле же не все так просто: в России, даже в Москве - такое количество хоров, что выбрать из них чрезвычайно сложно. Надо было решить, каким составом петь: мужским, смешанным, с детьми, без детей, что отдать какому коллективу, что у кого лучше получится... Короче, было над чем подумать. С солистами была другая проблема - их занятость. Многие из тех певцов, которых мы хотели бы слышать в этом концерте, участвовать не смогли, поскольку плотно заняты на Западе. Надеюсь, что в следующий раз мы восполним досадные пробелы. В подобных концертах, безусловно, должны выступать - и непременно будут - Евгений Светланов, Мстислав Ростропович, Валерий Гергиев, Владимир Спиваков, Дмитрий Хворостовский, Ольга Бородина... Из артистов Мариинского театра в этом году мы располагаем Ольгой Трифоновой - лирико-колоратурным сопрано, басом Владимиром Ванеевым, исполнителем ведущих басовых партий в спектаклях Гергиева. Ванеев с Хоровой академией Виктора Попова исполнит "Блажен муж" Чеснокова и сольный номер - романс "Благословляю вас, леса" Чайковского. Вообще в силу их, как правило, отчетливо выраженного "светского" характера от романсов было решено отказаться. Но для двух, как раз совершенно иных, мы сделали исключение, причем это пожелание исходило от самой Патриархии. Второй романс - рахманиновские "Весенние воды" - исполнит Ольга Трифонова. Большой театр на сей раз будет представлен исключительно мужскими голосами - это баритон Андрей Григорьев, басы Владимир Маторин и Александр Киселев. Впрочем, в концерте участвует Ирина Константиновна Архипова, имя которой самым тесным образом связано с этим театром. Была идея пригласить Николая Гедду - великолепного исполнителя русской духовной музыки, но, к сожалению, мы не смогли с ним связаться. А тенор для такой программы тоже нужен особенный - она и здесь диктует свои условия: чистое бельканто в данном случае нам не пригодится. Мне кажется, мы сделали удачный выбор, пригласив Сергея Ларина. Этот прекрасный певец, сделавший международную карьеру, безусловно, украсит программу. Мне нравится, как он работает над словом. На Западе он записал несколько компакт-дисков русской музыки, в частности, романсы. Работал очень тщательно над ними, не считая чем-то для себя проходным. У Ларина, кстати, оказалась и весьма интересная идея насчет репертуара. Мы хотели занять его в одном очень красивом церковном трио, написанном для сопрано, тенора, баса (у нас будет баритон) и хора. Но уж коль скоро артисты специально приезжают из-за границы, надо дать им и какие-то сольные номера. И то, что предложил Сергей, показалось нам очень любопытным. Оказывается, у Рахманинова есть два фрагмента так в итоге и не написанной им оперы "Борис Годунов" - он начинал ее сочинять в 17 лет. Фрагменты эти написаны под сильным влиянием Чайковского и представляют собой монолог Пимена, который нас и интересует в данном случае, и монолог Бориса. В России эта музыка практически неизвестна. Ларин в свое время записывал монолог Пимена с лондонским оркестром "Филармония" под управлением Геннадия Рождественского на одной из западных фирм. Он дал мне прослушать эту запись. Думаю, не стоит зацикливаться на том, что это сочинение юного автора неконкурентоспособно Мусоргскому, и всяких прочих подобных вещах. Мне кажется, неизвестный Рахманинов, пусть юный, - это всегда интересно, это заслуживает внимания. Мы приложили немало усилий для того, чтобы найти ноты. В России их нет нигде - в конце концов Ларин получил их на той самой звукозаписывающей фирме. Он тоже очень занят, однако в нашем концерте выступить согласился охотно. Вообще многих артистов привлекает православная идея, лежащая в основе этой акции. Владимир Иванович Федосеев, например, сказал, что не только с удовольствием прилетит в Москву, с тем чтобы участвовать в концерте, но и выступит бесплатно. Вот мы и подошли ко второй "составляющей" программы - инструментальной музыке. Давать одни только хоры, на мой взгляд, было бы нецелесообразно: концерт вышел бы монотонным. А все-таки хотелось добиться его зрелищности. В конце концов, нам элементарно нужна "телевизионная картинка" - ведь предполагается, что "Святыни России" будет снимать ВГТРК. Эта акция носит пропагандистский характер, но, чтобы была достигнута ее цель, она должна привлекать внимание не только своей общественно-политической значимостью, но и художественной ценностью. Я не представлял себе этот концерт без выступления какого-либо крупного нашего оркестра. Мы остановились на Большом симфоническом - во-первых, это всегда гарантия качества, во-вторых, Владимир Иванович Федосеев сразу же сказал, что сумеет "вписать" это выступление в свой график. Конечно, он хотел исполнять произведения крупных форм. К сожалению, это невозможно - концерт все-таки должен укладываться в разумные временные рамки. Мы предложили ему исполнить две-три небольшие пьесы. Действо будет в значительной степени театрализованным, что, в конце концов, продиктовано и местом его проведения, - благодаря номерам, поставленным режиссером-постановщиком концерта Георгием Павловичем Ансимовым, что, несомненно, тоже добавит ему зрелищности. Кстати, сценографическое оформление специально изготавливается мастерскими Большого театра по эскизам художника-постановщика концерта Виктора Адольфовича Вольского. Театральное начало заявит о себе сразу же, с первого номера программы - во время исполнения "Рассвета над Москвой-рекой" из "Хованщины" (исполняет оркестр Большого театра под управлением Марка Эрмлера) на большой экран будут проецироваться слайды с изображением церковных святынь России. Очень интересный номер "Послание патриарха Гермогена тушинским изменникам". Смутное время, дьяк, которого посылает патриарх Гермоген, клеймит Лжедмитрия и иже с ним - совершенно потрясающий, актуально звучащий текст. Солировать будет Владимир Маторин. В исполнении ансамбля солистов оркестра "Виртуозы Москвы" прозвучит "Вокализ" Рахманинова - в оркестровке Мильмана, поскольку это сочинение написано для голоса, а здесь будет солировать гобой. Солист - замечательный виртуоз Алексей Уткин. Вообще, как выяснилось, инструментальной музыки, подходящей для идеи этого концерта, не так уж много. Во всяком случае приемлемой для нас продолжительности звучания. Поэтому пришлось отказаться от намерения пригласить те или иные именитые наши камерные ансамбли. И когда, имея в виду БСО, мы рассматривали возможность исполнения какой-либо части из той или иной симфонии Чайковского или Рахманинова, выяснилось, что хронометраж опять-таки не позволяет - любая часть звучит не менее 12 минут. Третий жанр, представленный в нашем концерте, - опера. Сцены, которые мы включили, естественно, опять-таки не носят "светского" характера. Если эта акция пройдет успешно, мы будем проводить такие концерты и в дальнейшем. Также в рубрике: |