Главная | Форум | Партнеры![]() ![]() |
|
АнтиКвар![]() |
КиноКартина![]() |
ГазетаКультура![]() |
МелоМания![]() |
МирВеры![]() |
МизанСцена![]() |
СуперОбложка![]() |
Акции![]() |
АртеФакт![]() |
Газета "Культура" |
|
№ 14 (7174) 15 - 21 апреля 1999г. |
Рубрики разделаАрхивСчётчики |
![]() |
Краски мираМечты об ИндииЗаметки о ХХХ Международном кинофестивале в Хайдарабаде Юрий КОРЧАГОВ "Взгляд на Индию" - так называлась панорама фильмов, показанных в Хайдарабаде на ХХХ Международном кинофестивале. Программа состояла из двух частей: "Как другие видят нас" и "Как мы сами видим себя". В первой части демонстрировались в основном фильмы, созданные мэтрами западного кинематографа. Экзотическая "Индийская гробница" Джо Мая (1921) соседствовала с импрессионистской "Рекой" (1950) Жана Ренуара, благословившего индийского режиссера Сатьяджита Рея на создание бессмертной "Песни дороги". Фильм Рея "Чарулота" (1964) по повести Рабиндраната Тагора "Разоренное гнездо" был показан во второй части панорамы. Участники и гости фестиваля могли также увидеть шестичасовой документальный фильм "Призрачная Индия" Луи Маля (1970), двухчасовую киноверсию десятичасового театрального спектакля "Махабхарата" (1989) Питера Брука и фильм Р.Аттенборо "Ганди" (1982), удостоенный нескольких "Оскаров". Своеобразной сенсацией фестиваля стала опоздавшая на 40 лет премьера документальной киноленты "Мать Индия" (1958) Роберто Росселлини. В свое время итальянский режиссер увел жену у индийского кинематографиста и был за это сурово наказан пуритански настроенными властями Индии. Его фильм, который он сделал вместе со своей индийской женой, никогда раньше не демонстрировался в Индии. С каждым годом все больше и больше зарубежных деятелей кино снимают свои фильмы в Индии или приглашают индийских актеров на главные и второстепенные роли. Наиболее часто в фильмах западных режиссеров можно встретить Насируддина Шаха, Ома Пури, Шабану Азми, Мохана Агаше, Амриша Пури и Саида Джаффри. Жаль, что президент Федерации киноклубов Индии, организатор панорамы Виджайя Муле забыла о советских режиссерах, снимавших фильмы в Индии и об Индии. Так, в фестивальную программу могли бы быть включены совместный советско- индийский фильм "Хождение за три моря" Василия Пронина и Х.А.Аббаса о путешествии в Индию в XV веке тверского купца Афанасия Никитина, два фильма Александра Згуриди "Черная гора" и "Рики-Тикки-Тави", не говоря уже о трехчасовой художественно-документальной эпопее "Неру" (Юрий Альдохин и Шьям Бенегал). Если раньше иностранные деятели кино вольно или невольно прославляли "цивилизаторскую" миссию сахибов среди дикарей- туземцев, показывали в основном индийскую экзотику: факиров, йогов, заклинателей змей, погонщиков слонов, обезьян, тигров, роскошные дворцы и т.д., - то теперь многие западные кинематографисты, снимающие фильмы на индийскую тематику, стремятся понять Индию изнутри, создают более достоверный образ страны, чем это делают, например, режиссеры-индийцы, постоянно живущие на Западе, которые видят Индию такой, какой ее хотели бы видеть иностранцы. Фильм "Джайя Ганга" - режиссерский дебют получившего французское гражданство писателя Виджайя Сингха, снятый по мотивам его одноименного романа. На главные роли режиссер пригласил Асила Раиса, театрального актера из Парижа, Смрити Мишру, 23-летнюю танцовщицу в стиле катхак, и Паулу Клейн, актрису театра пантомимы. Асил играет Нишанта, индийского писателя, живущего в Париже. Его мучает ностальгия. Он мечется по жизни как неприкаянный, витает в облаках, стремится к чему- то возвышенному, духовному. Однажды ночью на кладбище Нишант встречает экстравагантную незнакомку (Паула Клейн), которая убеждает его, что в прошлой жизни, ее звали Надия. Впоследствии благодаря волшебному кольцу, полученному от индуса в Бенаресе, она родилась заново в облике индианки по имени Джайя. Незнакомка таинственно исчезает, и Нишант отправляется на ее поиски в Индию. На берегу Ганга он встречает танцовщицу-куртизанку Зехру (Смрити Мишра), которая ему чем-то напоминает Джайю. Он помогает Зехре бежать из публичного дома, приглашает в Париж. По дороге в Бенарес Нишант осознает, что Джайя - лишь плод его воображения, иллюзия. Только Зехра может вернуть его к реальной жизни. Все чаще и чаще персонажами картин молодых индийских режиссеров становятся индийцы, родившиеся на Западе или горящие желанием туда переселиться. Режиссер-дебютант Кайзад Густад в черной комедии "Бомбейские парни" показывает троих индийцев, которые приезжают на свою историческую родину из Нью-Йорка, Лондона и Сиднея. У них нет в Бомбее ни родственников, ни знакомых. Они случайно встречаются в аэропорту и решают держаться вместе. Снимают убогую комнату в перенаселенном городе, мечтают покорить Бомбей, организовав рок-группу под претенциозным названием "Бомбейские парни". Однако все их попытки самоутвердиться в жизни заканчиваются провалом. Индия так и не стала для них родным домом. В "Хайдарабад-блюз" (режиссер и исполнитель главной роли Нагеш Кукунор) молодой индиец, переехавший на постоянное жительство в Америку, приезжает в Хайдарабад в гости к родителям, знакомится с девушкой, предлагает ей руку и сердце. Девушка вроде бы согласна, но не хочет ехать вместе с ним на чужбину. Режиссер оставляет финал фильма открытым. "Поехали в Америку" (режиссер Пьюш Джха) - своего рода "Бомбейские парни" наоборот. Трое студентов колледжа спят и видят себя в раю, на земле обетованной - в Америке. Ради этого наивные юнцы штурмуют американское консульство в надежде получить визу, готовы даже зайцем прокатиться на океанском лайнере. Все напрасно. Одному из них наконец посчастливилось уехать в Америку, но, испив до дна чашу лишений, он через некоторое время возвращается домой. Оказывается, в Америке надо трудиться до седьмого пота, чтобы более или менее сносно жить. В гостях хорошо, а дома лучше. Фильмы для второй части панорамы "Как мы сами видим себя" отбирал киновед Сатиш Бахадур, долгое время преподававший в Пуне в Институте кино и телевидения Индии. По его мнению, эскапистские киноленты с кинозвездами, песенно- танцевальными номерами, мелодраматическим сюжетом, драками, погонями и благополучным финалом хотя и являются частью массовой культуры, но ничего общего не имеют с киноискусством, отображающим социальные проблемы. С.Бахадур предложил для панорамы ряд фильмов ведущих режиссеров Индии, которые затрагивают такие актуальные проблемы, как взаимоотношения между индусами и мусульманами, положение женщин в обществе, миграция крестьян в город и нравственное самосовершенствование личности. Раздел страны - незаживающая рана в душах миллионов людей. К этой теме часто обращался Ритвик Гхатак. В Хайдарабаде был показан его черно-белый фильм "Субарнарекха", история двух беженцев из Восточного Пакистана (теперь Бангладеш), осевших в Калькутте. К сожалению, творчество этого режиссера, признанного наряду с Сатьяджитом Реем и Мриналом Сеном классиком индийского кино, совершенно неизвестно в нашей стране. В СССР в прокате был только один его короткометражный фильм - "Мой Ленин", снятый к столетию вождя. В настоящее время государственные политики Индии много говорят о единстве нации, но до тех пор, пока Индия и Пакистан не наладят между собой нормальные добрососедские отношения, пока не будет решена проблема Кашмира, индусы и мусульмане не смогут жить в мире и дружбе. В 1992 году фанаты-индусы разрушили в Айодхье мечеть Бабри. За этим последовала серия взрывов в Бомбее, где погибло около 300 человек. Эти события легли в основу фильма "Насим" (режиссер Саид Ахтар Мирза). Режиссер никого не обвиняет и не оправдывает. Он просто констатирует факты, наблюдая за жизнью рядовой мусульманской семьи в Бомбее. Главная героиня фильма школьница Насим еще только открывает для себя мир. В городе - напряженная обстановка. Многие лавки закрыты. Занятия в школе отменены. Взрослые сидят дома, а Насим вместе с подружками, закутавшись в паранджу, идет в кино посмотреть фильм с участием Шахрукх Кхана. В атмосфере картины есть что-то тягостное, гнетущее. Ближе к финалу фильма напряженность достигает своего апогея. По телевизору передают документальные кадры из Айодхьи. Отец героини горит желанием отомстить индусам: "Почему ты не уехал в Пакистан во время раздела?". Старик улыбается: "Ты помнишь дерево возле нашего дома в Агре? Твоя мама любила это дерево. Разве я мог его бросить? Нам некуда ехать. Индия - наша родина. Родину и мать не выбирают". Режиссер верит в благоразумие мусульман и индусов. Индия продолжает оставаться крестьянской страной. Однако практически все кинотеатры работают в городах. Основной контингент сегодняшних зрителей в стране - представители среднего класса, городская молодежь, которых мало интересует жизнь в деревне. Из трех фильмов на крестьянскую тему, показанных в Хайдарабаде, два - "Вода, вода..." тамильского режиссера К.Балачандера и "Под покровом ночи" с Раджем Капуром в главной роли - были у нас в прокате. "Жестокость" (режиссер Гириш Касаравалли) - рассказ о судьбе 70-летней крестьянки Рангаджи. После смерти мужа она находит приют в соседнем доме. Сосед выделил ей мрачную комнату, где она занимается разведением шелковичных червей. Какое-то время спустя о матери вспомнил сын, живущий в большом городе. Он предлагает ей переехать к нему и вложить накопленные деньги в его бизнес. Старуха после недолгих колебаний соглашается и почти сразу понимает, что сыну нужны были только ее сбережения... Рамки данной статьи не позволяют мне остановиться на фильмах, затрагивавших тему положения женщин в обществе и нравственного самосовершенствования личности. Хайдарабадская программа "Взгляд на Индию" меня натолкнула на мысль: а почему бы нам в Москве во время очередного Международного кинофестиваля не организовать аналогичную программу "Взгляд на Россию"? Наверное, это было бы поучительно, интересно и для самих себя, и для других. Также в рубрике:
|