Главная | Форум | Партнеры

Культура Портал - Все проходит, культура остается!
АнтиКвар

КиноКартина

ГазетаКультура

МелоМания

МирВеры

МизанСцена

СуперОбложка

Акции

АртеФакт

Газета "Культура"

№ 32 (7542) 17 - 23 августа 2006г.

Рубрики раздела

Архив

2011 год
№1 №2 №3
№4 №5 №6
№7 №8 №9
№10 №11 №12
№13 №14 №15
№16 №17 №18
№19 №20 №21
№22 №23 №24
№25    
2010 год
2009 год
2008 год
2007 год
2006 год
2005 год
2004 год
2003 год
2002 год
2001 год
2000 год
1999 год
1998 год
1997 год

Счётчики

TopList
Rambler's Top100

Телевизионный смотритель

На рейде с ловцами душ

"Пираты ХХ века. Еременко - Нигматулин" на "России"

РАССЛЕДОВАНИЕ

Анастасия МАШКОВА
Фото Ирины КАЛЕДИНОЙ


На вечере памяти Н.Еременко

Появление этого документального проекта, его замысел и воплощение на идейном, можно даже сказать, генетическом уровне связаны с историей Киностудии имени Горького. Ключ к замыслу - давний фильм Бориса Дурова "Пираты ХХ века" (1979). В историю отечественного кино эта лента вошла особой строкой: абсолютный лидер проката, собравший в первый год выхода на экраны максимальное число зрителей. Если быть дотошными: зрительских посещений. Мальчишки и девчонки всего Советского Союза, что называется, "фанатели", пересматривая любимую ленту по нескольку десятков, а то и сотен раз... Этот феномен схож с успехом "Титаника", с этим грандиозным заочным общемировым соревнованием, когда зрители отчитывались в Интернете: "Я видел это ...раз!" Иные пересматривают "это" и по сей день.

Успех "Пиратов XX века" вряд ли будет превзойден (сейчас на территории бывшего Союза совсем другие прокатные мощности). Невероятно странным выглядит и соседство именно дуровского боевика рядом с "оскароносным" фильмом В.Черных и В. Меньшова "Москва слезам не верит", с еще одним классическим фильмом эпохи - "Экипажем" В.Дунского, Ю.Фрида и А. Митты, а они, соответственно, занимают вторую и третью позиции в списке лидеров проката.

И все-таки - "Пираты...". Наивысший успех в истории индустрии родился в стенах кинофабрики с ее весьма проблематичным "детским" статусом и извечным положением аутсайдера среди наших советских студий-мейджеров. Или, говоря советским языком, флагманов индустрии. Тут есть о чем призадуматься и, не сопоставляя этот фильм с другими, исследовать все компоненты зрительского успеха "Пиратов XX века". "Наш Голливуд" - это, конечно же, "Мосфильм". Интеллигенция превыше всего ставила ленфильмовские фильмы, равно как и критика до сих пор только "Ленфильму" ставит в заслугу обретение собственной, ленфильмовской школы. А в откровенно жанровом кино всех тогда запросто обходила как бы провинциальная Одесская киностудия во главе с Говорухиным (между прочим, он и написал с Б.Дуровым сценарий "Пиратов...") и Юнгвальд-Хилькевичем: не штучным товаром, но единым потоком зрительских картин и опять-таки стилем...

Продюсер документальных "Пиратов..." Сергей Ховенко ныне весьма успешно осуществляет свои независимые проекты на базе обновленной студии, где некогда работал его отец, редкий профессионал именно детского кино, режиссер и сценарист Валентин Ховенко (он считается также и одним из лучших постановщиков сюжетов "Ералаша"). Режиссер Сергей Русаков - один из немногих наших кинематографистов, что связал свою судьбу с детским кино в проблематичные 90-е. Они сняли фильм не об актерах, заявленных в названии, вернее, не только об актерах. Но о странном синхронизме в судьбе главного положительного героя культовой ленты и его главного оппонента на экране. О секрете столь успешного экранного "спарринга". Ведь в жизни Еременко и Нигматулина связывала дружба.

Фильм этот в каком-то смысле реабилитировал в высшей степени неоднозначный биографический игровой проект - ленту Н.Глинского "К Вам пришел Ангел...", чья телевизионная премьера состоялась на "России" через день после документального фильма Русакова. О "К Вам пришел Ангел..." писали достаточно много, а наша газета, вероятно, подробнее всех. Режиссер решил, что о далеко не безразличном ему Талгате не следует делать классический байопик, а посему превратил повествование в интеллектуальный и лирический ребус. В жизни у Нигматулина не случилось увиденной нами встречи с девушкой, свидетельницей его последних мытарств. Это... некий собирательный образ поклонника актера. Действие потеряло всякое правдоподобие, хотя в сценарий, как выяснилось, учитывал фактически все кульминационные моменты "падения звезды": да, есть все, но ничего не собрано, не обобщено, все в эдакую раздробь...

Получив необходимые им фрагменты из чужого кинотекста (и стилизовав их под "свемовское" грубоватое изображение ранне-перестроечных документальных лент), авторы фильма о Еременко и Нигматулине добились впечатляющего эффекта присутствия. История взаимоотношений Нигматулина с лидерами тоталитарной секты будто проиграна перед нашими глазами.

И договорено главное, ибо приобщенность к личному сюжету не всегда означает понимание его сути. Нигматулин, мальчик из детского дома, совершив впечатляющий рывок в элиту советского кинематографа, в душе остался неприкаянным сиротой, реагирующим на зов "отцовской фигуры" (кто бы ее ни олицетворял в действительности, хоть и психопатические асоциалы) буквально на уровне подкорки. Из-за этого он, собственно, и погиб. Код "мужское достоинство" вообще многое объясняет в жизни Еременко и Нигматулина. Киножурналисты уже сталкивались с этой загадкой популярнейшего артиста, с тем, что у многими любимого, даже обожаемого Еременко не оказалось того самого человека, что мог бы рассказать о нем "изнутри". Многие его наблюдали, но ни с кем он не был откровенен. Только с отцом. Хотя и про дружбу с давно ушедшим Талгатом Нигматулиным нередко вспоминают... Не было у мачо и "пиратов" той заветной девушки-ангела, как тут ни крути...

И сейчас остается только удивляться, как в зашоренном, не всегда умелом и, называя вещи своими именами, ханжеском советском кино вдруг случались подобные прорывы. Актеры, вынужденные в буквальном смысле всем своим существом (уникальными умениями, риском на грани психической выносливости, всей своей "подсознанкой") заполнять пробелы жанрового канона, выходили победителями. Становились легендой. Но что случится потом - кто ж этим интересовался?

Киносказки о пиратах ХХI века уже не нуждаются в подобных сверхусилиях, не нуждаются в подлинных трюках - теперь все чудесное можно "нарисовать" с помощью компьютера. Можно также с горечью заметить, что иные опыты по вхождению в экстремальные состояния (упомянутые в фильме в связи с духовными исканиями казахского артиста) сейчас можно найти в прейскурантах полулегальных фирм "добрых услуг". Эти фирмы и их услуги весьма популярны среди новых яппи, ищущих отдохновения от капиталистических трудовых будней. Неужели до нынешних дней, когда подобные "эксперименты" стали достоянием "продвинутых пользователей", никто просто не решался во всех подробностях рассказать о том, к чему схожие опыты привели кинозвезду Талгата Нигматулина?

Также в рубрике:

РАССЛЕДОВАНИЕ

ПРЕМЬЕРА

ТВ-НЕДЕЛЯ

КИНО НА ТВ

Главная АнтиКвар КиноКартина ГазетаКультура МелоМания МирВеры МизанСцена СуперОбложка Акции АртеФакт
© 2001-2010. Газета "Культура" - все права защищены.
Любое использование материалов возможно только с письменного согласия редактора портала.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Министерства Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций Эл № 77-4387 от 22.02.2001

Сайт Юлии Лавряшиной;