Главная | Форум | Партнеры

Культура Портал - Все проходит, культура остается!
АнтиКвар

КиноКартина

ГазетаКультура

МелоМания

МирВеры

МизанСцена

СуперОбложка

Акции

АртеФакт

Газета "Культура"

№ 32 (7542) 17 - 23 августа 2006г.

Рубрики раздела

Архив

2011 год
№1 №2 №3
№4 №5 №6
№7 №8 №9
№10 №11 №12
№13 №14 №15
№16 №17 №18
№19 №20 №21
№22 №23 №24
№25    
2010 год
2009 год
2008 год
2007 год
2006 год
2005 год
2004 год
2003 год
2002 год
2001 год
2000 год
1999 год
1998 год
1997 год

Счётчики

TopList
Rambler's Top100

Театр

Пьесы не только про деньги

Новая драма в прошедшем сезоне

Алиса НИКОЛЬСКАЯ
Фото Ирины КАЛЕДИНОЙ


Сцена из спектакля "Газета "Русский инвалидъ" за 18 июля". Театр "Et Сetera"

Сегодня уже никто не говорит, что "новая драма" должна доказывать свое право на существование. И одноименный фестиваль проводится, и идут круглый год мероприятия по продвижению современной драматургии. Новые пьесы нередко качественны, написаны хорошим живым языком и сценичны. Печальный вариант "пьесы для чтения" постепенно изживает себя, и современная драматургия неплохо вписывается в сценический формат.

При этом изрядное количество столичных театров по-прежнему относятся к "новой драме" настороженно, видимо, по-прежнему полагая, что современная пьеса - это обязательно чернуха из жизни маргиналов, где каждое второе слово нецензурное. Между тем новая драматургия расширяется и тематически, и стилистически, всегда можно выбрать то, что нужно конкретному коллективу. Тем более что новые авторы с удовольствием заботятся об актерах, выписывая отличные роли.

Страх и трепет

Но факт остается фактом: новая драматургия по большей части остается уделом небольших экспериментальных театров. В крупных же коллективах появление спектаклей по современной пьесе носит случайный характер. Даже бесстрашный Московский Художественный театр, в афише которого есть и "Терроризм" братьев Пресняковых, и "Последний день лета" ("Культурный слой") братьев Дурненковых, в прошедшем сезоне не обновил эту линию своего репертуара. Известно, что во многих европейских театрах существует негласное правило: в сезон выпускать хотя бы одну премьеру по новой драматургии. Когда у нас будет так же, пока неизвестно. Хотя наступающий сезон, возможно, повернет ситуацию в лучшую сторону. Во всяком случае, относительно западной "новой драмы". Уже сейчас можно сказать, что "драматургом сезона" станет ирландец Мартин МакДонах: его ставят все - от Михаила Бычкова и Кирилла Серебренникова до Ирины Керученко и Владимира Скворцова.

Примеры спектаклей по современной пьесе в больших репертуарных театрах не слишком радуют. Мало выбрать хорошую драматургию - надо еще найти подходящий инструментарий для работы над ней. Только так можно объяснить неудачу Нины Чусовой в Современнике ("Америка. Часть вторая..." Биляны Срблянович) и Александра Огарева в Российском Молодежном театре ("Зима" Евгения Гришковца). Куда симпатичнее выглядит в том же РАМТе работа Александра Назарова и Екатерины Нарши, сочинивших осовремененную версию сказки Оскара Уайльда о Кентервильском привидении. Небезынтересно выглядит и работа Романа Козака "Марьино поле, или Девичий источник" в Театре Пушкина. Пьеса Олега Богаева - смелая фантазия на военно-любовную тему. Героини "Поля" - три столетние бабушки, вопреки всем законам природы продолжающие бойкое существование в забытой Богом и людьми деревушке. Богаев лихо играет жанрами, бросаясь из бытовой комедии в фарс, а в финале неожиданно выходит на трагедию, пытаясь осмыслить суть жизни человеческой. Режиссер же, чутко вслушиваясь в автора, грамотно выстраивает действие.

В Театре "Школа современной пьесы" самостоятельно занимаются поиском новых авторов: для этого придуман конкурс "Действующие лица", ежегодно отслеживающий и награждающий новые сочинения. Пьеса "Бабий дом" в свое время стала лауреатом первого конкурса. Ее автор Александр Демахин, студент Литинститута, в этом году удостоен премии "Триумф" в молодежной категории. А в минувшем сезоне пьеса увидела свет рампы в той же "ШСП" (постановщики спектакля Валерий Караваев и Филипп Лось). Душераздирающую историю о семействе, состоящем исключительно из женщин с неудавшимися судьбами, молодой драматург явно сочинял с расчетом на серьезную интерпретацию. Однако режиссеры аккуратно выворачивают сюжет наизнанку, делая из него легкий и страшный фарс. Большое количество несообразностей текста компенсируется режиссерскими придумками.

Одним из самых удачных примеров по части "новой драмы" стал авторский спектакль Михаила Угарова "Газета "Русский инвалидъ" за 18 июля" в Театре "Et Сetera" - новелла о кризисе среднего возраста. Худрук "Et Сetera" Александр Калягин явно не собирается на этом останавливаться: в новом сезоне важной премьерой должна стать пьеса Максима Курочкина "Подавлять и возбуждать", написанная специально для этого театра.

Первобытная жестокость

Наиболее важные работы сезона на ниве "новой драмы" вновь приходятся на коллективы, специализирующиеся именно на таком материале и ориентированные на представление новых текстов: Центр драматургии и режиссуры Казанцева - Рощина и примкнувший к ним на этом полигоне Театр "Практика" под руководством Эдуарда Боякова. В минувшем сезоне эти два театра не сговариваясь взялись осваивать драматургию одного из самых значимых нынче авторов Юрия Клавдиева. Почти одновременно появились на свет спектакли "Собиратель пуль" ("Практика", режиссер Руслан Маликов) и "Пойдем, нас ждет машина..." (ЦДР, режиссер Владимир Агеев).

Время меняется с катастрофической скоростью. Внешние изменения накрепко связаны с изменениями в сознании. Про героя 90-х можно было сказать, что его, как чеховского Иванова, "среда заела", и он выбирал смерть как единственный уход от трагических обстоятельств. Сегодня его постепенно вытесняет с авторских страниц и с подмостков герой иного толка. Его тоже не устраивает окружающий мир - он слишком пошл и скучен для него. Однако сдаваться герой не собирается, ибо ему известно, что мир можно изменить.

Юрий Клавдиев говорит о мире и о людях жестко и бескомпромиссно; однако за первобытной злостью можно легко разглядеть тысячелетнюю мудрость и понимание мироустройства как такового. Тонко сочетая в своем языке речь уличных завсегдатаев и изысканность фантастических миров, Клавдиев смотрит, словно сквозь нас, зная не только следствие, но и причину всех странностей и жестокостей, составляющих течение жизни.

"Собирателя пуль" в Театре "Практика" уже успели назвать новым "Пластилином". Сравнение это неизбежно, ибо для сегодняшнего дня "Собиратель" уже стал столь же знаковым, сколь было сочинение Василия Сигарева во второй половине 90-х. Однако идеологическое сходство в данном случае отменяет сходство стилистическое: "Пластилин" при всей своей жесткости был пронзителен и сентиментален. "Собиратель" же спокоен и лишен рефлексии. Здесь появляется на свет тот самый герой, которому "больше всего на свете нравится думать", которого можно уничтожить физически, но никогда не сломать морально. И поднятый нож становится ритуальным оружием против серости и пошлости. Режиссер Руслан Маликов словно проникает в самую суть выстроенного автором мира, создавая цельную, внятную атмосферу и жестко очерчивая образы. Его "Собиратель" больше похож на фильм, нежели на спектакль: несколько миров, реальных и созданных воображением персонажей, аккуратно наслаиваются друг на друга. Маликов вывел на сцену целую компанию актеров-дебютантов, и у многих из них есть шанс прославиться после работы в "Собирателе".

Соотношение мудрости и мистицизма в сочинениях Клавдиева привлекло внимание и режиссера Владимира Агеева, выбравшего для себя пьесу "Пойдем, нас ждет машина...". Героини "Машины" - две юные барышни, чья жизнь протекает между работой, домом и разговорами о японском арт-хаусе, на самом деле таковым не являющемся. Их беда в том, что они это понимают. Равно как понимают и то, что подобное существование невыносимо. Цена познания велика - ради него придется пройти все круги ада, почувствовать ту грань, что отделяет жизнь от небытия. Из воздуха материализуются существа, похожие на местных хулиганов, - эдакий триумвират, трехголовый шварцевский дракон, которого придется убить, чтобы он не убил тебя. И хрупкие девичьи руки удержат-таки воображаемый пистолет.

Запомнились и спектакли "Практики" "Три действия по четырем картинам" (пьеса Вячеслава Дурненкова, постановка Михаила Угарова) - удивительно тонкие игры с временем и сознанием, и "Пьеса про деньги" (текст Виктории Никифоровой, постановка Эдуарда Боякова) - смешная и грустная история из жизни представителей столичного "миддл-класса", находящихся в плену "презренного металла".

Мощно заявил о себе как режиссер актер и композитор Владимир Панков: две его работы, "Док.Тор" по пьесе Елены Исаевой (Театр.doc) и "Переход" (ЦДР), где соединены тексты десяти авторов, можно назвать рождением на российских подмостках уникального жанра "саунДрамы". Здесь первичен звук, а на него нанизывается текст, движение и актерская игра - это ноу-хау Панкова, и есть смысл предполагать, что с этим жанром будет связано еще много интересного.

Новым драматургам удалось преодолеть опасность ухода "внутрь себя". Даже самые лучшие авторы понимают важность совершенствования своей работы и довольно успешно экспериментируют с жанрами и стилями. Неизменным остается одно: "новая драма" пытается честно говорить о сегодняшнем дне, осмыслить вчерашний и прогнозировать завтрашний.

Также в рубрике:

ТЕАТР

ЗАНАВЕС

Главная АнтиКвар КиноКартина ГазетаКультура МелоМания МирВеры МизанСцена СуперОбложка Акции АртеФакт
© 2001-2010. Газета "Культура" - все права защищены.
Любое использование материалов возможно только с письменного согласия редактора портала.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Министерства Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций Эл № 77-4387 от 22.02.2001

Сайт Юлии Лавряшиной;