Главная | Форум | Партнеры![]() ![]() |
|
АнтиКвар![]() |
КиноКартина![]() |
ГазетаКультура![]() |
МелоМания![]() |
МирВеры![]() |
МизанСцена![]() |
СуперОбложка![]() |
Акции![]() |
АртеФакт![]() |
Газета "Культура" |
|
№ 32 (7542) 17 - 23 августа 2006г. |
Рубрики разделаАрхивСчётчики |
![]() |
ТеатрПьесы не только про деньгиНовая драма в прошедшем сезоне Алиса НИКОЛЬСКАЯ
Сегодня уже никто не говорит, что "новая драма" должна доказывать свое право на существование. И одноименный фестиваль проводится, и идут круглый год мероприятия по продвижению современной драматургии. Новые пьесы нередко качественны, написаны хорошим живым языком и сценичны. Печальный вариант "пьесы для чтения" постепенно изживает себя, и современная драматургия неплохо вписывается в сценический формат. При этом изрядное количество столичных театров по-прежнему относятся к "новой драме" настороженно, видимо, по-прежнему полагая, что современная пьеса - это обязательно чернуха из жизни маргиналов, где каждое второе слово нецензурное. Между тем новая драматургия расширяется и тематически, и стилистически, всегда можно выбрать то, что нужно конкретному коллективу. Тем более что новые авторы с удовольствием заботятся об актерах, выписывая отличные роли. Страх и трепетНо факт остается фактом: новая драматургия по большей части остается уделом небольших экспериментальных театров. В крупных же коллективах появление спектаклей по современной пьесе носит случайный характер. Даже бесстрашный Московский Художественный театр, в афише которого есть и "Терроризм" братьев Пресняковых, и "Последний день лета" ("Культурный слой") братьев Дурненковых, в прошедшем сезоне не обновил эту линию своего репертуара. Известно, что во многих европейских театрах существует негласное правило: в сезон выпускать хотя бы одну премьеру по новой драматургии. Когда у нас будет так же, пока неизвестно. Хотя наступающий сезон, возможно, повернет ситуацию в лучшую сторону. Во всяком случае, относительно западной "новой драмы". Уже сейчас можно сказать, что "драматургом сезона" станет ирландец Мартин МакДонах: его ставят все - от Михаила Бычкова и Кирилла Серебренникова до Ирины Керученко и Владимира Скворцова. Примеры спектаклей по современной пьесе в больших репертуарных театрах не слишком радуют. Мало выбрать хорошую драматургию - надо еще найти подходящий инструментарий для работы над ней. Только так можно объяснить неудачу Нины Чусовой в Современнике ("Америка. Часть вторая..." Биляны Срблянович) и Александра Огарева в Российском Молодежном театре ("Зима" Евгения Гришковца). Куда симпатичнее выглядит в том же РАМТе работа Александра Назарова и Екатерины Нарши, сочинивших осовремененную версию сказки Оскара Уайльда о Кентервильском привидении. Небезынтересно выглядит и работа Романа Козака "Марьино поле, или Девичий источник" в Театре Пушкина. Пьеса Олега Богаева - смелая фантазия на военно-любовную тему. Героини "Поля" - три столетние бабушки, вопреки всем законам природы продолжающие бойкое существование в забытой Богом и людьми деревушке. Богаев лихо играет жанрами, бросаясь из бытовой комедии в фарс, а в финале неожиданно выходит на трагедию, пытаясь осмыслить суть жизни человеческой. Режиссер же, чутко вслушиваясь в автора, грамотно выстраивает действие. В Театре "Школа современной пьесы" самостоятельно занимаются поиском новых авторов: для этого придуман конкурс "Действующие лица", ежегодно отслеживающий и награждающий новые сочинения. Пьеса "Бабий дом" в свое время стала лауреатом первого конкурса. Ее автор Александр Демахин, студент Литинститута, в этом году удостоен премии "Триумф" в молодежной категории. А в минувшем сезоне пьеса увидела свет рампы в той же "ШСП" (постановщики спектакля Валерий Караваев и Филипп Лось). Душераздирающую историю о семействе, состоящем исключительно из женщин с неудавшимися судьбами, молодой драматург явно сочинял с расчетом на серьезную интерпретацию. Однако режиссеры аккуратно выворачивают сюжет наизнанку, делая из него легкий и страшный фарс. Большое количество несообразностей текста компенсируется режиссерскими придумками. Одним из самых удачных примеров по части "новой драмы" стал авторский спектакль Михаила Угарова "Газета "Русский инвалидъ" за 18 июля" в Театре "Et Сetera" - новелла о кризисе среднего возраста. Худрук "Et Сetera" Александр Калягин явно не собирается на этом останавливаться: в новом сезоне важной премьерой должна стать пьеса Максима Курочкина "Подавлять и возбуждать", написанная специально для этого театра. Первобытная жестокостьНаиболее важные работы сезона на ниве "новой драмы" вновь приходятся на коллективы, специализирующиеся именно на таком материале и ориентированные на представление новых текстов: Центр драматургии и режиссуры Казанцева - Рощина и примкнувший к ним на этом полигоне Театр "Практика" под руководством Эдуарда Боякова. В минувшем сезоне эти два театра не сговариваясь взялись осваивать драматургию одного из самых значимых нынче авторов Юрия Клавдиева. Почти одновременно появились на свет спектакли "Собиратель пуль" ("Практика", режиссер Руслан Маликов) и "Пойдем, нас ждет машина..." (ЦДР, режиссер Владимир Агеев). Время меняется с катастрофической скоростью. Внешние изменения накрепко связаны с изменениями в сознании. Про героя 90-х можно было сказать, что его, как чеховского Иванова, "среда заела", и он выбирал смерть как единственный уход от трагических обстоятельств. Сегодня его постепенно вытесняет с авторских страниц и с подмостков герой иного толка. Его тоже не устраивает окружающий мир - он слишком пошл и скучен для него. Однако сдаваться герой не собирается, ибо ему известно, что мир можно изменить. Юрий Клавдиев говорит о мире и о людях жестко и бескомпромиссно; однако за первобытной злостью можно легко разглядеть тысячелетнюю мудрость и понимание мироустройства как такового. Тонко сочетая в своем языке речь уличных завсегдатаев и изысканность фантастических миров, Клавдиев смотрит, словно сквозь нас, зная не только следствие, но и причину всех странностей и жестокостей, составляющих течение жизни. "Собирателя пуль" в Театре "Практика" уже успели назвать новым "Пластилином". Сравнение это неизбежно, ибо для сегодняшнего дня "Собиратель" уже стал столь же знаковым, сколь было сочинение Василия Сигарева во второй половине 90-х. Однако идеологическое сходство в данном случае отменяет сходство стилистическое: "Пластилин" при всей своей жесткости был пронзителен и сентиментален. "Собиратель" же спокоен и лишен рефлексии. Здесь появляется на свет тот самый герой, которому "больше всего на свете нравится думать", которого можно уничтожить физически, но никогда не сломать морально. И поднятый нож становится ритуальным оружием против серости и пошлости. Режиссер Руслан Маликов словно проникает в самую суть выстроенного автором мира, создавая цельную, внятную атмосферу и жестко очерчивая образы. Его "Собиратель" больше похож на фильм, нежели на спектакль: несколько миров, реальных и созданных воображением персонажей, аккуратно наслаиваются друг на друга. Маликов вывел на сцену целую компанию актеров-дебютантов, и у многих из них есть шанс прославиться после работы в "Собирателе". Соотношение мудрости и мистицизма в сочинениях Клавдиева привлекло внимание и режиссера Владимира Агеева, выбравшего для себя пьесу "Пойдем, нас ждет машина...". Героини "Машины" - две юные барышни, чья жизнь протекает между работой, домом и разговорами о японском арт-хаусе, на самом деле таковым не являющемся. Их беда в том, что они это понимают. Равно как понимают и то, что подобное существование невыносимо. Цена познания велика - ради него придется пройти все круги ада, почувствовать ту грань, что отделяет жизнь от небытия. Из воздуха материализуются существа, похожие на местных хулиганов, - эдакий триумвират, трехголовый шварцевский дракон, которого придется убить, чтобы он не убил тебя. И хрупкие девичьи руки удержат-таки воображаемый пистолет. Запомнились и спектакли "Практики" "Три действия по четырем картинам" (пьеса Вячеслава Дурненкова, постановка Михаила Угарова) - удивительно тонкие игры с временем и сознанием, и "Пьеса про деньги" (текст Виктории Никифоровой, постановка Эдуарда Боякова) - смешная и грустная история из жизни представителей столичного "миддл-класса", находящихся в плену "презренного металла". Мощно заявил о себе как режиссер актер и композитор Владимир Панков: две его работы, "Док.Тор" по пьесе Елены Исаевой (Театр.doc) и "Переход" (ЦДР), где соединены тексты десяти авторов, можно назвать рождением на российских подмостках уникального жанра "саунДрамы". Здесь первичен звук, а на него нанизывается текст, движение и актерская игра - это ноу-хау Панкова, и есть смысл предполагать, что с этим жанром будет связано еще много интересного. Новым драматургам удалось преодолеть опасность ухода "внутрь себя". Даже самые лучшие авторы понимают важность совершенствования своей работы и довольно успешно экспериментируют с жанрами и стилями. Неизменным остается одно: "новая драма" пытается честно говорить о сегодняшнем дне, осмыслить вчерашний и прогнозировать завтрашний. Также в рубрике:
|