Главная | Форум | Партнеры

Культура Портал - Все проходит, культура остается!
АнтиКвар

КиноКартина

ГазетаКультура

МелоМания

МирВеры

МизанСцена

СуперОбложка

Акции

АртеФакт

Газета "Культура"

№ 32 (7542) 17 - 23 августа 2006г.

Рубрики раздела

Архив

2011 год
№1 №2 №3
№4 №5 №6
№7 №8 №9
№10 №11 №12
№13 №14 №15
№16 №17 №18
№19 №20 №21
№22 №23 №24
№25    
2010 год
2009 год
2008 год
2007 год
2006 год
2005 год
2004 год
2003 год
2002 год
2001 год
2000 год
1999 год
1998 год
1997 год

Счётчики

TopList
Rambler's Top100

Музыка

ЛАРИСА КОСТЮК: "Бертман приучил меня думать, искать и пробовать"

Беседу вела Ольга РОМАНЦОВА
Фото Ирины КАЛЕДИНОЙ


Л.Костюк - Кармен в спектакле "Геликон-оперы"

Меццо-сопрано Лариса КОСТЮК - звезда театра "Геликон -опера". В ее репертуаре - Кармен, Азучена ("Трубадур"), Розина ("Севильский цирюльник"), Никлаус ("Сказки Гофмана") и Секст ("Милосердие Тита"), Настоятельница монастыря ("Диалоги кармелиток"), Любаша ("Царская невеста"), Кащеевна ("Кащей Бессмертный"), Графиня ("Пиковая дама") и многие другие партии. Сильный, красивый голос и эффектная внешность помогли певице завоевать слушателей лучших театров мира, где она побывала вместе с "Геликоном". Приглашают Костюк и в постановки западных театров и фестивалей. Недавно, например, она блестяще исполнила Кармен в Торонто, а весной выступала в Опера Бастий.

    

- Лариса, какую партию вы пели в Опера Бастий?

- Соню в "Войне и мире" Прокофьева. Это было возобновление оперы, которую Франческа Замбелло ставила там пять лет назад. Теперь она решила внести в постановку как можно больше новых идей. Франческа немного волновалась, когда узнала, что я буду петь Соню: эта партия не очень подходит для моего характера. Но все прошло нормально. Франческа внесла изменения в этот образ, и наша Соня из слабого, бесхребетного существа превратилась в девушку с характером. Было интересно работать с другими исполнителями, познакомиться с дирижером Владимиром Юровским, о котором я до этого много слышала, репетировать в огромном театре, напоминающем заводской комплекс. В свободное время я гуляла по Парижу: была весна, а этот город прекраснее всего именно весной.

    

- На Западе требования к певцам выше, чем в России?

- Требования выше, особенно по отношению к русским исполнителям. Сейчас на Западе работают очень много молодых русских певцов, одаренных вокально и владеющих иностранными языками. Помню, как нелегко мне пришлось, когда я репетировала Кармен в Опере Торонто. Каждый день были дневная и вечерняя репетиции, а в промежутке я занималась французским языком. Приходя домой, валилась с ног от усталости и думала, что просто не выдержу. Но постепенно втянулась в этот график и даже стала находить время для отдыха.

    

- Трудно ли русской певице сделать на Западе карьеру?

- Многое зависит и от агентства, и от возможностей голоса. Я думаю, что, если русская певица подходит для роли Кармен, ее пригласят. Просто требования очень высоки.

    

- У вас есть агент?

- Даже два: один в Англии и один в России - Александр Гусев, который давно работает с "Геликоном". Агенты знают мои возможности и постановочные планы разных оперных театров. К сожалению, певец не может сам выбирать роли. Его приглашают на Запад спеть какую-то партию, и он должен либо согласиться, либо отказаться. Бывает, что предлагают партии, к которым ты не готов, и нужно решить: отказаться - и вообще никуда не попасть или согласиться и несколько месяцев ни о чем не думать, кроме работы, испытывая предельное напряжение. Многое зависит от того, как складывается судьба.

    

- Когда вы пришли в "Геликон-оперу", критики ругали этот театр. Они писали, что Бертман выпускает авангардные постановки и выворачивает наизнанку классически оперы. Вас это не пугало?

- Нет, меня это нисколько не пугало. Я была молода и никогда не работала в традиционном оперном театре. Так сложилось, что "Геликон" стал первым театром, куда я пошла работать. Я посмотрела оперу "Кащей Бессмертный", где пел мой муж. Мне очень понравился этот спектакль, он был необычно поставлен, певцы играли как настоящие актеры. И я попросила мужа помочь мне показаться в "Геликоне". В нашем театре доброжелательная, творческая атмосфера, я почувствовала себя здесь как дома. Кроме того, в "Геликоне" очень много классических оперных постановок. Когда возникает новый, современный оперный театр, всем критикам хочется "как следует поучить" молодого режиссера и певцов.

    

- Правда ли, что вы поначалу пели в "Геликоне" сопрановые партии?

- Это действительно так, но это не было связано с авангардной режиссерской концепцией. Просто я до этого ни разу не пела в профессиональных оперных спектаклях, и мне хотелось как можно скорее выйти на сцену. Роль Жрицы в опере "Аида" написана для сопрано, а у меня меццо-сопрано, но я решила попробовать. Дальше наступило затишье: мне казалось, что я уже готова для участия в спектаклях, а Дмитрию Бертману хотелось, чтобы я еще немного "подросла". Потом я спела Ольгу в "Евгении Онегине", Любашу в "Царской невесте" и вот уже десять лет работаю в театре.

    

- Но иногда сотрудничаете и с другими московскими театрами. Например, года два назад спели двух Настоятельниц монастыря. Одну в "Огненном ангеле" Прокофьева в Большом театре, другую - в "Диалогах кармелиток" Пуленка у себя в "Геликоне".

- Гораздо интереснее была работа в "Диалогах кармелиток", у меня получилась настоящая романтическая роль. Играть в "Огненном ангеле" было несложно, но роль меня не заинтересовала. Франческа Замбелло больше думала не об отдельных исполнителях, а о композиции спектакля в целом.

    

- Вам никогда не хотелось уйти из "Геликона" в другой театр?

- Честно говоря, нет. С удовольствием пою в постановках других театров. Но "Геликон" для меня как дом, где меня любят и ждут. Домой так приятно возвращаться!

    

- Вы поработали с Бертманом много лет, привыкли к его режиссерской манере. Сложно ли после этого репетировать с другими режиссерами?

- Дмитрий заставил меня поверить в себя, встреча с ним сыграла огромную роль в моей жизни. Никто, кроме него, не относится к певцам так внимательно. Дмитрий может подсказать неожиданную краску, позволяющую увидеть в образе иные черты. Он знает мои возможности, и порой ему достаточно сказать мне два-три слова, а иногда мы вообще обходимся без слов. Другие режиссеры не вникают во внутренний творческий процесс, им важно грамотно расставить певцов, продумать, кто и откуда выходит, сделать эффектную внешнюю картинку. А Дмитрий приучил меня думать на репетициях, искать и пробовать что-то новое. Иногда, репетируя с другими режиссерами, я думаю: "А что бы сделал тут Дима?" И начинаю что-то самостоятельно сочинять. Интересно после Кармен, которую я исполняю в "Геликоне", спеть эту же партию в традиционной оперной постановке. Ведь что бы ни придумал режиссер, музыка не меняется. А участие в постановках разного стиля придает моему образу новые краски и грани.

    

- Вы часто исполняете произведения современных композиторов. Правда ли, что их музыка вредна для голоса?

- Композиторы сочиняют разные произведения. Некоторые из них действительно очень трудно исполнять. Но мне пока везет: я никогда не сталкивалась с ними. Я пела Еву в опере Иосифа Барданашвили. Он написал эту партию, не зная моих возможностей, но мне было очень удобно петь. Я исполняла цикл романсов Александра Чайковского (в нем сложная музыка и интересное драматическое развитие сюжета), но петь тоже было удобно.

    

- "Геликон" переезжает в бывшее здание Театра "Et Сetera". Как вам работается на новом месте?

- Наш театр шестнадцать лет проработал в Доме медика, который стал нашим домом. Акустику зала иногда ругали, но мы знали все ее плюсы и минусы и могли их использовать. Новый дом еще не обжит нами. Трудно поверить, что он будет таким же уютным, как "Геликон". Но я знаю, что со временем все будет хорошо. Главное, чтобы в театре играли спектакли и чтобы на них приходили зрители. К тому же на старом месте скоро начнется грандиозная стройка. Будем с нетерпением ждать, пока она завершится. Главное, не уйти на пенсию к тому времени, когда в новом здании на Большой Никитской начнут показывать спектакли.

    

- Накануне спектакля певец должен соблюдать строгий режим, или можно немного расслабиться?

- Чем больше работаешь, тем яснее понимаешь, что режим просто необходим. Конечно, кто-то может пить, курить, гулять всю ночь перед спектаклем и думать, что все нормально. Но я не отношусь к их числу. Если роль большая, серьезная, а ты всю ночь прогуляешь, то просто не успеешь собраться, подготовиться. Для меня это признак неуважения к себе и к профессии. Перед началом спектакля мне важно побыть одной, подумать о своей роли. Конечно, это не значит, что я закрываюсь в темной комнате со звуконепроницаемыми стенами. Мне нужно, чтобы вокруг были люди и чтобы где-нибудь поблизости был мой сын.

Также в рубрике:

МУЗЫКА

ПЕРВОЕ ВПЕЧАТЛЕНИЕ

КНИГИ

Главная АнтиКвар КиноКартина ГазетаКультура МелоМания МирВеры МизанСцена СуперОбложка Акции АртеФакт
© 2001-2010. Газета "Культура" - все права защищены.
Любое использование материалов возможно только с письменного согласия редактора портала.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Министерства Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций Эл № 77-4387 от 22.02.2001

Сайт Юлии Лавряшиной;