Главная | Форум | Партнеры

Культура Портал - Все проходит, культура остается!
АнтиКвар

КиноКартина

ГазетаКультура

МелоМания

МирВеры

МизанСцена

СуперОбложка

Акции

АртеФакт

Газета "Культура"

№ 32 (7542) 17 - 23 августа 2006г.

Рубрики раздела

Архив

2011 год
№1 №2 №3
№4 №5 №6
№7 №8 №9
№10 №11 №12
№13 №14 №15
№16 №17 №18
№19 №20 №21
№22 №23 №24
№25 №26 №27-28
№29-30 №31  
2010 год
2009 год
2008 год
2007 год
2006 год
2005 год
2004 год
2003 год
2002 год
2001 год
2000 год
1999 год
1998 год
1997 год

Счётчики

TopList
Rambler's Top100

Краски мира

Долгие проводы

Мюнхен расстался с Питером Джонасом

Михаил МУГИНШТЕЙН


Зал Баварской Оперы

Завершился Мюнхенский оперный фестиваль, старейший в Европе (с 1875-го) и один из лучших. Вместе с ним закончилась и целая эпоха оперной истории. С 1993-го Баварскую Оперу - редкий творческий организм, способный превратить домашние радости в мировое событие, - возглавлял сэр Питер Джонас. Сейчас выдающийся интендант уходит вместе с музыкальным руководителем, маэстро Зубином Метой (с 1998-го). В беседе с автором этих строк Джонас, обаятельный человек мира, размышлял о времени, создав образ уходящей натуры, окрашенный ностальгией и трезвой самооценкой. Шестидесятник (по собственным словам), увлеченный в молодости социалистическими идеями, прошел классический путь европейского интеллигента от антибуржуазного протеста и нонконформизма до глубокого понимания смены вех: "Этот мир ушел от нас, и я должен уйти". 13 лет правления - огромный по западным меркам срок. Вбирая рубеж веков, он становится эксклюзивным. Джонас сумел не просто сохранить баснословное наследие Баварской Оперы. Он превратил его в бурно развивающийся современный капитал. Виртуозно лавируя между Сциллой менеджмента и Харибдой творчества, генератор идей вывел корабль из ХХ века в нынешний новым, мощным лайнером. Ему выпали сложнейшая эпоха (смены вех всегда таковы) и миссия: сэр Питер с честью справился с ней. Определяя современные тенденции (об одной из них, воплощенной "Моисеем и Ароном" Шёнберга, "Культура" писала), он не порывал с традицией и сделал Баварскую Оперу, может быть, самым универсальным в мире "Домом 400 лет оперы". Перед расставанием интендант (ему всего 60 лет) с особой активностью реализовал оставшуюся "пару идей", выжимая из предприятия максимум. Беспрецедентное меню фестиваля включало 29 оперных названий: знаковые спектакли эры Джонаса шли без потери качества (вряд ли другой театр сможет побить этот рекорд, достойный Книги Гиннесса). Визитка Джонаса - блистательная барочная серия (начало - сенсационный "Юлий Цезарь", 1994), создавшая новый имидж театра. На фестивале ее представляли 10 спектаклей: две оперы Монтеверди, одна - Кавалли и семь - Генделя, в том числе недавняя премьера "Орландо" (1733). Разыгранная в привычной - до абсурда - иронии режиссером Дэвидом Олденом, плеймейкером известной мюнхенской команды (дирижер - Айвор Болтон, сцена - Пол Стейнберг, костюмы - Буки Шифф; Орландо - знаменитый контратенор Дэвид Дэниэлс), она не стала украшением программы, но еще раз подтвердила ноу-хау барочного проекта. Еще один хит фестиваля - его народный проект "Опера для всех". Развевающиеся штандарты Мюнхенского фестиваля, как и вся его продукция, атакуют кричащей эмблематикой: алое сердце, белый крест (он же плюс), желтая корона и сиреневые губы. Рыцарская ритуальность вместе с иронией китча на каждом углу раскрашивают культурный образ: "Oper fuer alle" (футболку с этой надписью можно купить прямо в театре). В символике выделяется крест-плюс. Это магнит-притяжение разных форм современного сознания, вплоть до масскультовских, к элитарности оперы. Диалог людей о людях, как считает Джонас, должен происходить на форуме музыкального театра. Поэтому на Макс-Йозеф-плац перед Национальным театром в день представления "Тристана и Изольды" был установлен огромный экран, и тысячная толпа бесплатно поглощала трансляцию вагнеровского мифа до ночи. Это символично совпало с решающей игрой футбольной сборной Германии за 3-е место на чемпионате мира. Выйдя на ступеньки лестницы, выходящей на площадь, Джонас в театральной футболке остроумно подчеркнул, что футбольное событие лишь дублирует оперное. Футбол в Германии - религия и взрыв патриотизма, поэтому все присутствующие (на площади и в зале, куда транслировались события снаружи) реагировали добрым смехом. Приподнятая атмосфера была и на спектакле. Концепция "Тристана" Петера Конвичного туго натянута между бездонностью великого мифа и вариантом его современного прочтения (за пультом мощный Мета, как и на премьере-1998). Вечный поиск и, скорей, радостная, совсем не "ночная" утопия о силе любви и ее невозможности в так называемом реальном мире - театре человеческой жизни. Поэтому на Большой сцене Баварской Оперы возник еще один театр с остроумной имитацией ее занавеса (сцена и костюмы Йоханнес Лайакер). Отыгрывающий мотивы Рауля Дюфи и Хуана Миро "театр в театре" остранял известные ходы "Тристана", преобразуя его скрытые смыслы. Судно Тристана в первом действии - словно нарисованный ребенком кораблик с шезлонгами на палубе для Изольды и Брангены. Напиток - коктейль в прозаичных стаканах, поданный дамам матросом-официантом. Сам же Тристан (Джон Треливен) - брутальный моряк, помешанный на процедуре бритья. С полотенцем и пеной на щеках он и является для решающего объяснения к Изольде (Вальтрауд Майер, как всегда, прекрасна), предлагая ей вместо меча опасную бритву, орудие мести. Их сцена-поединок перед напитком заканчивается земными объятиями. К этой простой сублимации приводит сценарий садомазохистского конфликта двух людей, живущих в привычном, банальном окружении. Однако истинным - прямо по Вагнеру - оказывается наступивший духовный перелом, метаморфоза: смерть прежнего и рождение нового - "внутреннего" - человека в каждом из них. Смена вагнеровской чаши на пластмассовые стаканчики ничего не меняет. Они, как и чаша, всего лишь предлог для освобождения и взлета духа. Еще для Томаса Манна "любовное зелье" Вагнера могло быть всего лишь водой. Конвичный вообще обнажил метафору: в его ширпотребовских стаканчиках нет ничего (Брангена незаметно опрокинула их), кроме вагнеровского чуда перерождения. Его и пьют герои. В трактовке Хайнера Мюллера (Байройт, 1993) Тристан и Изольда после напитка сбрасывают ненавистные одежды - оковы социума. В Мюнхене они стыдливо прикрывают себя руками: обретенный космос любви беспредельно далек от предыдущей банальности так же, как внутренний человек от прежнего, реального. С этого момента остается одно - уход. Иначе невыносимый компромисс, когда любовная сцена второго акта снижается аляповатой желтой софой с цветочками. Поэтому двое в черном делают первую попытку уйти от одинаковых, древесно-зеленых людей из свиты короля Марка, ворвавшихся из леса - с охоты. Заглянув "туда" - за горизонт, в темный портал большой сцены, Тристан и Изольда ненадолго возвращаются в старый мир, где нормальная жизнь потеряла смысл. Бросившись вместо поединка на меч Мелота, Тристан наносит удар этому театру с социальными ролями. В дуэте жизни и смерти, по Конвичному, ролей быть не может, как и границ. Это всегда лишь поиск, искусство перехода-ухода, а смерть героев вряд ли является действительной. Последний акцент - финал спектакля (третий акт, заостренный психоанализ жизни умирающего Тристана с помощью слайдов-воспоминаний, вообще лучший). Он доводит до безупречной логики парадокс романтизма: "Смерть - это жизнь после смерти. Жизнь усиливается посредством смерти" (Новалис). После "смерти" Тристана и экстаза-прощания Изольды обретшие подлинность герои навсегда покидают искусственный театр реальной жизни ради истинной. Они уходят подобно героям "Мастера и Маргариты": умирает только оболочка, души - бессмертны. Взявшись с двух сторон за занавес-суррогат, они закрывают этот мир (там остались их могилы с ритуально стоящими Марком и Брангеной) и погружаются в благодатный мрак настоящей сцены Баварской Оперы. "За ними - ничего, перед ними - Ничто" (Цветаева). Только огромный зал, внезапно ставший светлой бесконечностью. После спектакля, ночью, Джонас вышел на площадь с Метой, Майер и всей командой "Тристана". Благодарные люди не расходились: театр делает толпу народом. Спасибо, сэр Питер, за встречи под оперной луной и до свидания!

Также в рубрике:

КРАСКИ МИРА

ВСЕ ОБО ВСЕМ

Главная АнтиКвар КиноКартина ГазетаКультура МелоМания МирВеры МизанСцена СуперОбложка Акции АртеФакт
© 2001-2010. Газета "Культура" - все права защищены.
Любое использование материалов возможно только с письменного согласия редактора портала.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Министерства Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций Эл № 77-4387 от 22.02.2001

Сайт Юлии Лавряшиной;