Главная | Форум | Партнеры

Культура Портал - Все проходит, культура остается!
АнтиКвар

КиноКартина

ГазетаКультура

МелоМания

МирВеры

МизанСцена

СуперОбложка

Акции

АртеФакт

Газета "Культура"

№ 34 (7544) 31 августа - 6 сентября 2006г.

Рубрики раздела

Архив

2011 год
№1 №2 №3
№4 №5 №6
№7 №8 №9
№10 №11 №12
№13 №14 №15
№16 №17 №18
№19 №20 №21
№22 №23 №24
№25    
2010 год
2009 год
2008 год
2007 год
2006 год
2005 год
2004 год
2003 год
2002 год
2001 год
2000 год
1999 год
1998 год
1997 год

Счётчики

TopList
Rambler's Top100

Первая полоса

Государственный статус лицедеев

Беседу вел Артур СОЛОМОНОВ
Фото Степана РАПЧЕВСКОГО
Фото предоставлено Театральным музеем им. А.А.Бахрушина


"Разъезд из Александринского театра" (фрагмент). Рисунок Жуковского (литография). 1843 г.

30 августа Санкт-Петербургский Александринский театр праздновал знаменательную дату - 250-летие государственного русского театра. Указ об учреждении "Русского для представления трагедий и комедий театра" был подписан императрицей Елизаветой Петровной в 1756 году. Первым императорским театром стала нынешняя санкт-петербургская Александринка, а затем и московский Малый театр вошел в эту государственную систему. 30 августа в Александринку съехались представители крупнейших театров России, зарубежные гости и, конечно, делегация Малого. Санкт-Петербургский театр встретил исторический юбилей в здании, обновленном после реконструкции. А вскоре, 4 сентября, уже в Малом театре пройдет концерт с участием большей части труппы, где публике расскажут об истории "театральной российской академии". Действующими лицами представления станут Островский и Гоголь, Щепкин, Мочалов и другие великие драматурги, актеры и критики, сыгравшие большую роль в становлении Малого театра. Также в концерте будут показаны сцены из репертуара театра разных лет. В рамках юбилейных торжеств состоится конференция старейших национальных театров России, дальнего и ближнего зарубежья. В эти же дни в Москву приедут национальные театры Японии, Греции, Германии, Чехии, Украины, Белоруссии, чтобы обсудить за круглым столом проблемы, с которыми сталкиваются в наше время национальные театры.

К 250-летию учреждения государственного театра в России телеканал "Культура" представит "Фестиваль императорских театров России", который продлится со 2 сентября по 4 ноября. В программе фестиваля - телеверсии спектаклей Малого и Александринского театров, многие из которых не демонстрировались около тридцати лет. Будут показаны телеверсии спектаклей второй половины прошлого века: "Лес", "Сказки Старого Арбата", "Пучина", "Заговор Фиеско в Генуе" и другие постановки с участием великих актеров Малого и Александринского театров - Василия Меркурьева, Игоря Ильинского, Юрия Толубеева, Елены Гоголевой, Николая Симонова. Мы беседуем с художественным руководителем Малого театра Юрием СОЛОМИНЫМ.

Ю.Соломин

    

- Можно ли по спектаклям, снятым на телевидении в разные десятилетия прошлого века, понять, как видоизменялся стиль игры актеров Малого театра, как менялась методология работы режиссеров и художников?

- Фестиваль даст такую возможность. Зритель не сможет не оценить потрясающие работы "стариков" Александринского и Малого театров. Это были мощные индивидуальности. Сейчас время такое - индивидуальности нивелируются. С каждым годом крупных актерских личностей все меньше. Телезритель увидит, каким богатством мы обладали, и наверняка будет потрясен актерской игрой (я сознательно не упоминаю артистов Малого театра) Елизаветы Тиме, Александра Борисова, Василия Меркурьева, с которым я в свое время снимался. Он был потрясающим артистом, я бы всем посоветовал посмотреть "Лес" с его участием, где он играет Восмибратова. А Бруно Фрейндлих и Юрий Толубеев, которые играют в "Сказках Старого Арбата"? Вот это были актеры традиционного русского театра, без всяких выкрутасов. Я абсолютно уверен, что эти спектакли будут смотреть. Ведь загадка мастерства проста: во владении профессией, в качестве игры.

Я бы порекомендовал посмотреть и "Маленькие трагедии" с участием Николая Симонова, Бруно Фрейндлиха, Иннокентия Смоктуновского. Я убежден - никто не скажет: "Ну, эта игра устарела!" Смоктуновский - наш современник, он играл во многих фильмах и спектаклях нашего времени. Ведь интересно приглядеться: на чем он вырос, какие традиции его сформировали?

Когда смотришь телеверсии старых спектаклей, с первых сцен замечаешь, что понимали тогда под "верностью жизненной правде" и каковы были симпатии и привычки публики. В старых постановках не только иной темп речи актеров, но всего сценического существования. Фестиваль дает повод поговорить и о том, что вернуться в театральное прошлое невозможно. Малый театр, при всей верности традициям, не сможет делать постановки в таком стиле, в каком они осуществлялись даже в совсем недавнем прошлом, не говоря о более отдаленном периоде.

Малый театр никогда и не ставил себе цели вернуться в прошлое. Даже если бы мы захотели, это было бы невозможно. Сохранить традиции - это совсем иное, чем вернуться в прошлое. Время диктует театру, как ему жить, куда развиваться. В этой ситуации важно сохранять то, что в нашей культуре создавалось с таким трудом. Русская актерская школа - несравненна, и фестиваль даст лишний повод в этом убедиться. Ведь даже когда смотришь немые фильмы с участием Кторова и Ильинского - сразу чувствуешь, какие это были мощные личности, каким высочайшим мастерством они обладали.

Кстати, на фестивале будет показан спектакль 1979 года "Возвращение на круги своя", в котором Ильинский играет Толстого.

Это Ильинский уже другого периода своего творчества - периода Малого театра. Это совсем иная индивидуальность.

    

- Вы считаете, что следов мейерхольдовской школы в его игре уже нет?

- Это типичная реалистическая русская школа. Школа Малого театра. Вот, например, Ильинский играл Бывалого в "Волге-Волге", а потом, через много лет, у нас в театре сыграл Расплюева в "Свадьбе Кречинского". Казалось бы, есть что-то похожее в этих двух героях, и Ильинский мог бы сыграть их в одном стиле. Но - перед нами другой актер, оснащенный иными приемами. И в спектакле "Возвращение на круги своя", как и в других постановках, очевидно, что Ильинский стал играть в стилистике великих актеров Малого театра. Не то чтобы он стал подделываться под чуждый ему стиль игры. Он был готов воспринять его и сам стал его великим последователем. Ильинский был приглашен в Малый, потому что подходил нашему театру. Его игра была подобна игре Владимира Давыдова, Николая Яковлева - великих актеров нашего театра. Он продолжал традицию, как и Жаров, как и Царев, и другие актеры Малого.

    

- Что спектакль теряет при записи на телевидении, а что приобретает?

- Очень много теряет. Но ведь, кроме того, что это дает нам массу возможностей для сравнений, сопоставлений и споров, мы можем увидеть актеров, которые никогда больше не выйдут на сцену. К тому же, если телеспектакль сделан в специальных условиях, в павильоне, один вид искусства - театр - оказывается усилен и обогащен с помощью другого искусства - телевидения.

Да, это замечательно. Спектакль очень выигрывает, когда его не просто записывают на пленку, а снимают в павильоне, продумывают новые мизансцены, иные способы выразительности. Получается новое произведение на основе спектакля.

Театр и телевидение должны идти рука об руку. Тогда телевидение не механически воспроизводит спектакль, а вносит свою специфику. И создавать телеспектакль в идеале должны и телевизионный, и театральный режиссер.

    

- Стиль вашей игры в спектакле меняется, когда вы знаете, что вас могут взять крупным планом?

- Конечно. Меняется вся оптика игры. Если ты опытный человек, то понимаешь, что раз за тобой следит камера, то в любой момент возможен крупный план, и начинаешь играть "по-киношному".

    

- Какие телеспектакли вас потрясли?

- "Мольер" Анатолия Эфроса с Юрием Любимовым в главной роли. Я до сих пор этот спектакль забыть не могу. Но это был не перенос спектакля со сцены на телевидение, а оригинальный телеспектакль. Меня потряс спектакль "Соло для часов с боем", где играли великие мхатовские "старики", которым было совершенно все равно, что их снимает телевидение.

    

- Как относились "старики" Малого театра к записи спектакля на телевидении?

- Когда мы снимали "Пучину", которую телеканал "Культура" тоже будет показывать, Елена Гоголева - она там играла Анну Устиновну - не очень уверенно себя чувствовала. Она все время меня спрашивала: "Вот здесь я правильно сказала? А этот жест выразителен?" Я говорю: "Елена Николаевна, вы все прекрасно делаете!" - "Ну ты же в кино снимаешься, ты же знаешь как! Подскажи!" Она, как студентка, волновалась на съемках.

Она была очень умная женщина и, конечно, поняла, в чем специфика телеспектакля: нужно приглушить жесты и звук. Она стала играть на тон-два ниже. Ведь даже если спектакль снимают при зрителе, артист начинает форсировать звук ради тех, кто пришел сегодня в театр. На сцене играют более жестко - чтобы и в последнем ряду было слышно, видно и понятно. А когда спектакль снимают на телевидении, в специальном павильоне, ты знаешь, что тебе нужно делать все то же, только сдержаннее.

    

- Ваш педагог Вера Пашенная тоже настороженно относилась к записям спектаклей?

- Она не любила этого. Она и в кино снималась мало, ее фильмы по пальцам одной руки можно пересчитать. Она нам, студентам, говорила: "Я не люблю кино - сначала ты снимаешь сцену своей смерти, потом - рождения". У артиста театра есть последовательность развития образа, мы к этому привыкаем. И она, и Гоголева кино не очень любили. А вот Любезнов, Жаров, Ильинский, который играл еще и в немом кино, снимались, конечно, с удовольствием.

    

- В кино и на телевидении очень многое зависит от оператора. Его роль переоценить трудно. Успех картины зависит так же и от монтажа.

- Но в случае с телеспектаклями большая доля ответственности ложится на актера, на его исполнение. Как ни старайся с монтажом и с операторской работой, зрителя не обманешь.

Возьмите английские фильмы, даже телевизионные. Когда есть время, я смотрю сериал "Чисто английское убийство". Там нет ни спецэффектов, ни виртуозного монтажа. Но тебя втягивает медленное-медленное течение действия. Ты вглядываешься, вслушиваешься в то, как плетется интрига, как развивается сюжет.

Так что и медленное течение действия, обусловленное традицией исполнения, может затягивать. Это я говорю к тому, что спектакли, которые покажут к юбилею российского театра, имеют интерес не только для профессионалов, но и для самого широкого круга телезрителей.

    

- Ваши почитатели могут увидеть, как изменилось ваше мастерство, поскольку телеканал покажет два спектакля, поставленные с перерывом более чем в 20 лет: "Пучину" 1976 года, где вы играете Кисельникова, и "Чайку" 1999 года, где вы исполняете роль Тригорина.

- "Чайку" я даже не видел. Любопытно будет снова посмотреть и "Пучину". В таком случае станут ощутимы и возрастные изменения, и профессиональные. Все-таки эти спектакли разделяет больше двух десятилетий, и мне было бы интересно посмотреть на свою эволюцию.

Каждый артист, и я в том числе, когда смотрит на себя со стороны - будь то в фильме или телеспектакле, - видит свои ошибки и думает: "Вот тут надо было сказать по-другому, тут встать по-другому, а вот эта сцена - гениальна!" Спектакль "Пучина" я давно не смотрел. А вот "Заговор Фиеско в Генуе", где играет мой брат Виталий, я на телевидении никогда не видел. Хороший был спектакль, замечательно, что его записали и покажут широкому зрителю.

    

- Есть спектакли, о которых вы жалеете, что они не сохранены в записи?

- Мне очень жалко, что "Сирано де Бержерак", где я играл заглавную роль, не сохранен. Фестиваль может дать повод к разговору о различии методологии Малого и Александринки - ведь будут показаны не только старые спектакли, но и последние премьеры двух театров. Фестиваль может помочь понять, какой этап сейчас проходит противостояние наших старейших театров, которое длится не один век. Самый яркий пример - хрестоматийная статья Белинского о Мочалове и Каратыгине. Там, где играют "старики", противостояния между театрами ощущаться не будет. Они были едины в своем понимании традиций, стиля игры. Спектакли, где играют Меркурьев, Ильинский, Гоголева, Фрейндлих, Толубеев, Жаров, не дают повода говорить о принципиальном различии в игре актеров старшейших театров России. А вот более современные спектакли, где больше молодежи, - тут между нашими театрами начинаются разногласия...

Но посмотреть старые спектакли, где звучит прекрасная русская речь, полезно еще и потому, что это происходит на телевидении, где ужасающе говорят на нашем языке - я не имею в виду телеканал "Культура". У нас разучились говорить по-русски, и это ощущают не только профессионалы. А "старики" Александринского и Малого театров владели этой речью в совершенстве.

Также в рубрике:

Главная АнтиКвар КиноКартина ГазетаКультура МелоМания МирВеры МизанСцена СуперОбложка Акции АртеФакт
© 2001-2010. Газета "Культура" - все права защищены.
Любое использование материалов возможно только с письменного согласия редактора портала.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Министерства Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций Эл № 77-4387 от 22.02.2001

Сайт Юлии Лавряшиной;