Главная | Форум | Партнеры![]() ![]() |
|
АнтиКвар![]() |
КиноКартина![]() |
ГазетаКультура![]() |
МелоМания![]() |
МирВеры![]() |
МизанСцена![]() |
СуперОбложка![]() |
Акции![]() |
АртеФакт![]() |
Газета "Культура" |
|
№ 34 (7544) 31 августа - 6 сентября 2006г. |
Рубрики разделаАрхивСчётчики |
![]() |
ТеатрНеча на деньги пенять..."Сокровище острова Пеликан". Театр "ФЭСТ" Валентина ФЕДОРОВА
Сегодня деньги - самая актуальная тема. О них можно говорить до бесконечности - где их взять, желательно с наименьшими усилиями, на что потратить, куда вложить и кому завещать. Деньги оказались не только всемирным эквивалентом, но и мощной разрушительной силой. Похлеще оружия массового уничтожения и разрывных пуль. Деньги с легкостью разрушают семейные, дружеские и прочие узы, они виртуозно извлекают из глубин человеческих душ самые черные помыслы, толкают на преступления. Лишают покоя и остатков совести и принципов. И если в 30-е годы ХХ века москвичей, по мудрому замечанию Булгакова, испортил квартирный вопрос, то в девяностые-двухтысячные москвичей, да и прочих трудящихся, окончательно испортили деньги, на которые, как выяснилось, можно купить и за которые легко продать всех и все. Поэтому сегодня так актуальны и пьесы Островского, и пьесы тех авторов, которые рассказывают о разрушительной для человека силе денег. И пьеса Д.Б.Пристли "Сокровище острова Пеликан" оказалась сегодня, как никогда, кстати. Какое-то время назад спектакль под названием "Сокровище", поставленный по этой пьесе, шел в московском Театре имени Пушкина. Тогда мы ужасались "их нравам". Сегодня наши нравы таковы, что "им" и не снилось. Режиссер Николай Крутиков, входящий в нынешнюю обойму молодых многообещающих режиссеров и уже эти обещания исполняющий, поставил спектакль в мытищинском Театре "ФЭСТ". Говорят, в театре давно вынашивали замысел постановки этой пьесы. И вот наконец звезды сошлись, и получился спектакль яркий, занимательный. Увлекательный детектив и психологический триллер в "одном флаконе", потому что деньги, как лакмусовая бумажка, помогают раскрыть характер всех персонажей, увидеть истинное лицо каждого. Собственно, это и есть самое интересное - рассказ о том, что происходит с самыми обыкновенными обывателями и, в сущности, неплохими людьми, когда на горизонте появились большие деньги. Пристли более всего интересуют перемены, происходящие с людьми под влиянием обстоятельств, он любит срывать маски со своих героев, играть на контрасте видимого и сущностного. В неожиданных, "пограничных" ситуациях герои изумляют не только своих партнеров и зрителей. Их поведение для них самих становится неожиданностью. А наибольшую остроту происходящему придает то обстоятельство, что речь идет не о жизни и смерти, а просто о возможности для людей обычных стать людьми состоятельными. Речь идет - всего-навсего! - о деньгах. Собственно, сами деньги - фунты, йены, рубли, доллары, дублоны, а то и просто золото и драгоценные камни, которые легко превращаются в фунты, йены - далее по списку, - тут ни при чем. Богатство - вот страшный искус, которому подвергаются милые и дружелюбные люди, весело празднующие завершение фантастической экспедиции по успешному поиску фамильного клада. На наших глазах происходит превращение верных соратников в злейших врагов. Взаимопонимание сменяется подозрительностью, обиды порождают злобу, борьба за справедливость оборачивается подлостью и предательством. Как это часто бывает у Пристли, пьеса и спектакль начинаются с идиллии. Найдены фамильные сокровища, несколько человек принимали посильное участие в этом нелегком, фантастическом предприятии, каждый был нужен, сыграл свою роль. И вот заветные мечты уже обретают зримые контуры, кажется, можно потрогать руками и увидеть маленький ресторанчик, победы на бегах, роскошные гостиничные номера, лучшие вина и самых красивых женщин. Но зависть и жадность преображают героев этой романтической на первый взгляд истории. Честь, совесть, благородство, долг, уважение, верность, порядочность - все основные понятия, позволяющие человеку оставаться человеком, истаивают, оставляя лишь двуногих озверевших особей. Неожиданный финал уже ничего не меняет. Они позволили себе преступить, и это останется с ними, отравляя последующую жизнь, как зловредный вирус, который пустился гулять по некогда здоровому организму. Задача режиссера состояла в том, чтобы, осуществляя эту пьесу-эксперимент, сосредоточиться на актере. В спектакле минимум тех режиссерских придумок и новаций, которые сегодня все чаще становятся самоценными, заменяя собой раскрытие темы, умение прочитать текст. Главный на сцене актер. Характеры, за которыми так интересно наблюдать. Они такие разные и очень убедительные - супруги Парсонс, слуги сэра Гилберта (Ф.Халяпов и Л.Лобанова), надменная Роберта Крой, секретарь богача Логана (Н.Галютина), романтически настроенный банкир Хорас Логан (И.Бондаренко) и немолодой, уставший от жизни аристократ сэр Гилберт Рэтлэнд (А.Кузьменко), игрок Берт Симсон (С.Гришаков), капитан Дадли Траут (Д.Полянский) и его подруга Ивонна Траут (Т.Полянская). Спектакль держит зрителя в напряжении еще и потому, что актеры не торопятся раскрывать карты, вместе с режиссером они постепенно посвящают зрителя в тайны своих героев, манят переменой участи и масок, интригуют и удивляют. Пожалуй, временами спектакль может показаться по-тюзовски наивным - появляется некий таинственный абориген, этакий Пятница. Чересчур театральна буря. Но эти моменты воспринимаются как дань простодушной и такой заманчивой театральной игре, на которую живо откликаются зрительские сердца. В целом же можно говорить о занимательной, эффектной, поучительной, серьезной работе Театра "ФЭСТ", прозвучавшей чрезвычайно актуально и порадовавшей серьезными и яркими актерскими работами под занавес уходящего сезона. Также в рубрике:
|