Главная | Форум | Партнеры![]() ![]() |
|
АнтиКвар![]() |
КиноКартина![]() |
ГазетаКультура![]() |
МелоМания![]() |
МирВеры![]() |
МизанСцена![]() |
СуперОбложка![]() |
Акции![]() |
АртеФакт![]() |
Газета "Культура" |
|
№ 34 (7544) 31 августа - 6 сентября 2006г. |
Рубрики разделаАрхивСчётчики |
![]() |
Краски мираСебя показатьМузей Гуггенхайма привез в Бонн шедевры из своей коллекции Лариса ДОКТОРОВА
На выставке в Боннском выставочном центре представлены работы из Нью-Йоркского музея Соломона Гуггенхайма. 200 произведений искусства заняли все 6000 квадратных метров выставочного пространства центра. Но и этого оказалось недостаточно, и выставка распространилась на соседний Музей современного искусства, позаимствовав у него еще 1500 квадратных метров. Живопись, скульптура, фотографии и видеоинсталляции - все распределено хронологически и дает ясную картину развития европейской живописи за последние 140 лет. Одновременно это история создания Музея Гуггенхайма, который со своими пятью филиалами стал важнейшим в мире музеем нефигуративного искусства. Это коллекция эклектическая, субъективная, отражающая вкусы ее создателя Соломона Гуггенхайма и последующих дарителей, директоров и художественных консультантов. В некоторых областях она считается одной из самых богатых в мире, например, в ней находятся 150 картин Кандинского, второе по величине собрание работ художника после Франции. А некоторые известные мастера тут не фигурируют вообще. Самая ранняя работа в коллекции - "Пейзаж" Камиля Писсарро - относится к 1867 году, самые поздние - видеоинсталляции и фотографии выполнены в XXI веке ныне здравствующими мастерами. В промежутке - постимпрессионизм, кубизм, абстракционизм и поп-арт. Созданный в 1937 году, Гуггенхайм известен как важнейшее хранилище европейской и американской живописи ХХ века. В возрасте 67 лет Соломон Гуггенхайм - промышленный магнат и страстный коллекционер - познакомился с немецкой художницей баронессой Хиллой фон Ребей. Эта встреча стала судьбоносной для истории музея. Страстная поклонница беспредметного искусства и, в частности, Кандинского, она не только убедила Гуггенхайма купить максимальное количество произведений русского художника, но и создать музей беспредметного искусства. Она же стала его первым директором и оставалась им в течение 15 лет. Среди первых приобретений Соломона Гуггенхайма - работы исключительно европейских художников, лишь после окончания Второй мировой войны музей начинает интересоваться американскими художниками. В 20 залах представлено в хронологическом порядке развитие искусства начиная с импрессионистов, доставшихся музею в 1976 году. Замечательный Ренуар - "Женщина с попугаем" 1871 года, лирический Мане - "Перед зеркалом" 1876 года, "Пейзаж" Гогена 1891 года, работы Пикассо и Брака - представителей кубизма, ставшего прелюдией к другим парижским авангардистским течениям и продолженного Шагалом, Леже и Делоне, радикальные изменения, предпринятые Мондрианом и Бранкузи, в последующих залах сменяются немецкими экспрессионистами Эрнстом Кирхнером и Францем Марком. Утописты Ласло Мохоли-Наги, Габо, Ван Доесбург предшествуют сюрреалистам, появлению которых в коллекции музей обязан Пегги Гуггенхайм, создательнице независимой художественной галереи в Венеции, позже вошедшей в собрание Музея Соломона Гуггенхайма. Из Венеции поступили Дельво и Магритт, а также Дали, Макс Эрнст и Джорджио де Кирико. Послевоенная европейская фигуративность представлена работами Дюбюффе, Карлом Аппелем, Фрэнсисом Бэконом и Альберто Джакометти. И наконец, в послевоенные годы музей приобретает работы американских художников, начав с Джексона Поллока, а также скульптуры современных мастеров, нарушив негласный запрет Хиллы фон Ребей на покупку скульптур. В 1960-х годах в коллекции появляется поп-арт. Такое разнообразие и одинаково уважительное отношение к самым различным течениям и индивидуальностям убеждают зрителя, что искусство не топчется на месте, не повторяется и не копирует прошлое, а развивается. Организаторы экспозиции постарались решить несколько задач, а именно: дать историю живописи и дать историю коллекции и отдать должное важнейшим мастерам, чьи работы занимают почетное место в коллекции. Таким образом, ретроспектива открывается картинами Кандинского и Хиллы фон Ребей. Отдельный зал посвящен творчеству Пикассо и Брака. В другом зале внимание привлекают работы Мондриана и Бранкузи. У художника полотно состоит из горизонтальных линий, скульптор создал вытянутые вверх фигуры. Интересно сопоставить их работы и увидеть, как они, будучи почти одногодками, одновременно пришли к абстракционизму. В секции американского послевоенного искусства много имен, ставших легендарными. Кроме Поллока, который оказался в коллекции благодаря Пегги Гуггенхайм, его открывшей в послевоенные годы, - это Вилли де Куниг - сторонник абстрактного экспрессионизма, минималист Марк Ротко, абстракционисты Ханс Хоффман и Франк Клер, последователи поп-арта Роберт Раушенберг и Энди Уорхол, представленный многометровой серией портретов Мэрилин Монро ("150 цветных Мэрилин"). 12 скульптур и инсталляций 1970-х и 1980-х годов заполняют самый большой зал выставки. В центре зала внимание привлекает небольшой круглый храм, озаглавленный "Лабиринт", автор - Роберт Моррис. Посетителю предлагается войти внутрь и, проплутав в узких светлых коридорах 10 минут, вновь явиться на свет. "Дорожка из гальки" Ричарда Лонга, "Треугольная комната" Бруса Наумана, темная металлическая плита, одним концом прикрепленная к стене, другой оставлен свободным - "Кусок черного полотна" - скульптура Ричарда Серра, для изготовления которой понадобилось 1200 тонн стали, заполнили всю площадь зала. В 1991 году музей получил коллекцию фонда Роберта Мэйплторпа - 200 негативов, которая стала зерном собственного собрания выдающихся произведений фотографического искусства. Хотя среди работ последних лет есть и картины, инсталляции, видео и фотографии их оттеснили на второй план. Самой запоминающейся стала инсталляция "Бунт", потребовавшая целой комнаты. Как в театре теней, на разрисованные стены проектируются темные человеческие фигуры, они медленно передвигаются. Автор - Кара Воке, год создания - 2000-й. Элегантные фигуры в нарядах XIX века иллюстрируют положение негров на американском Юге до Гражданской войны. Кого-то вешают на дереве, кого-то избивают под деревом, за кем-то гонятся на лошади. Эта работа запомнилась шокирующим контрастом между красотой выполнения и жестокостью содержания. Также в рубрике:
|