Главная | Форум | Партнеры

Культура Портал - Все проходит, культура остается!
АнтиКвар

КиноКартина

ГазетаКультура

МелоМания

МирВеры

МизанСцена

СуперОбложка

Акции

АртеФакт

Газета "Культура"

№ 34 (7544) 31 августа - 6 сентября 2006г.

Рубрики раздела

Архив

2011 год
№1 №2 №3
№4 №5 №6
№7 №8 №9
№10 №11 №12
№13 №14 №15
№16 №17 №18
№19 №20 №21
№22 №23 №24
№25 №26 №27-28
№29-30 №31 №32
2010 год
2009 год
2008 год
2007 год
2006 год
2005 год
2004 год
2003 год
2002 год
2001 год
2000 год
1999 год
1998 год
1997 год

Счётчики

TopList
Rambler's Top100

Краски мира

Себя показать

Музей Гуггенхайма привез в Бонн шедевры из своей коллекции

Лариса ДОКТОРОВА


Музей Гуггенхайма, Нью-Йорк

На выставке в Боннском выставочном центре представлены работы из Нью-Йоркского музея Соломона Гуггенхайма. 200 произведений искусства заняли все 6000 квадратных метров выставочного пространства центра. Но и этого оказалось недостаточно, и выставка распространилась на соседний Музей современного искусства, позаимствовав у него еще 1500 квадратных метров. Живопись, скульптура, фотографии и видеоинсталляции - все распределено хронологически и дает ясную картину развития европейской живописи за последние 140 лет. Одновременно это история создания Музея Гуггенхайма, который со своими пятью филиалами стал важнейшим в мире музеем нефигуративного искусства.

Это коллекция эклектическая, субъективная, отражающая вкусы ее создателя Соломона Гуггенхайма и последующих дарителей, директоров и художественных консультантов. В некоторых областях она считается одной из самых богатых в мире, например, в ней находятся 150 картин Кандинского, второе по величине собрание работ художника после Франции. А некоторые известные мастера тут не фигурируют вообще.

Самая ранняя работа в коллекции - "Пейзаж" Камиля Писсарро - относится к 1867 году, самые поздние - видеоинсталляции и фотографии выполнены в XXI веке ныне здравствующими мастерами. В промежутке - постимпрессионизм, кубизм, абстракционизм и поп-арт.

Созданный в 1937 году, Гуггенхайм известен как важнейшее хранилище европейской и американской живописи ХХ века. В возрасте 67 лет Соломон Гуггенхайм - промышленный магнат и страстный коллекционер - познакомился с немецкой художницей баронессой Хиллой фон Ребей. Эта встреча стала судьбоносной для истории музея. Страстная поклонница беспредметного искусства и, в частности, Кандинского, она не только убедила Гуггенхайма купить максимальное количество произведений русского художника, но и создать музей беспредметного искусства. Она же стала его первым директором и оставалась им в течение 15 лет.

Среди первых приобретений Соломона Гуггенхайма - работы исключительно европейских художников, лишь после окончания Второй мировой войны музей начинает интересоваться американскими художниками.

В 20 залах представлено в хронологическом порядке развитие искусства начиная с импрессионистов, доставшихся музею в 1976 году. Замечательный Ренуар - "Женщина с попугаем" 1871 года, лирический Мане - "Перед зеркалом" 1876 года, "Пейзаж" Гогена 1891 года, работы Пикассо и Брака - представителей кубизма, ставшего прелюдией к другим парижским авангардистским течениям и продолженного Шагалом, Леже и Делоне, радикальные изменения, предпринятые Мондрианом и Бранкузи, в последующих залах сменяются немецкими экспрессионистами Эрнстом Кирхнером и Францем Марком. Утописты Ласло Мохоли-Наги, Габо, Ван Доесбург предшествуют сюрреалистам, появлению которых в коллекции музей обязан Пегги Гуггенхайм, создательнице независимой художественной галереи в Венеции, позже вошедшей в собрание Музея Соломона Гуггенхайма.

Из Венеции поступили Дельво и Магритт, а также Дали, Макс Эрнст и Джорджио де Кирико. Послевоенная европейская фигуративность представлена работами Дюбюффе, Карлом Аппелем, Фрэнсисом Бэконом и Альберто Джакометти. И наконец, в послевоенные годы музей приобретает работы американских художников, начав с Джексона Поллока, а также скульптуры современных мастеров, нарушив негласный запрет Хиллы фон Ребей на покупку скульптур. В 1960-х годах в коллекции появляется поп-арт. Такое разнообразие и одинаково уважительное отношение к самым различным течениям и индивидуальностям убеждают зрителя, что искусство не топчется на месте, не повторяется и не копирует прошлое, а развивается.

Организаторы экспозиции постарались решить несколько задач, а именно: дать историю живописи и дать историю коллекции и отдать должное важнейшим мастерам, чьи работы занимают почетное место в коллекции. Таким образом, ретроспектива открывается картинами Кандинского и Хиллы фон Ребей. Отдельный зал посвящен творчеству Пикассо и Брака. В другом зале внимание привлекают работы Мондриана и Бранкузи. У художника полотно состоит из горизонтальных линий, скульптор создал вытянутые вверх фигуры. Интересно сопоставить их работы и увидеть, как они, будучи почти одногодками, одновременно пришли к абстракционизму.

В секции американского послевоенного искусства много имен, ставших легендарными. Кроме Поллока, который оказался в коллекции благодаря Пегги Гуггенхайм, его открывшей в послевоенные годы, - это Вилли де Куниг - сторонник абстрактного экспрессионизма, минималист Марк Ротко, абстракционисты Ханс Хоффман и Франк Клер, последователи поп-арта Роберт Раушенберг и Энди Уорхол, представленный многометровой серией портретов Мэрилин Монро ("150 цветных Мэрилин").

12 скульптур и инсталляций 1970-х и 1980-х годов заполняют самый большой зал выставки. В центре зала внимание привлекает небольшой круглый храм, озаглавленный "Лабиринт", автор - Роберт Моррис. Посетителю предлагается войти внутрь и, проплутав в узких светлых коридорах 10 минут, вновь явиться на свет. "Дорожка из гальки" Ричарда Лонга, "Треугольная комната" Бруса Наумана, темная металлическая плита, одним концом прикрепленная к стене, другой оставлен свободным - "Кусок черного полотна" - скульптура Ричарда Серра, для изготовления которой понадобилось 1200 тонн стали, заполнили всю площадь зала.

В 1991 году музей получил коллекцию фонда Роберта Мэйплторпа - 200 негативов, которая стала зерном собственного собрания выдающихся произведений фотографического искусства. Хотя среди работ последних лет есть и картины, инсталляции, видео и фотографии их оттеснили на второй план. Самой запоминающейся стала инсталляция "Бунт", потребовавшая целой комнаты. Как в театре теней, на разрисованные стены проектируются темные человеческие фигуры, они медленно передвигаются. Автор - Кара Воке, год создания - 2000-й. Элегантные фигуры в нарядах XIX века иллюстрируют положение негров на американском Юге до Гражданской войны. Кого-то вешают на дереве, кого-то избивают под деревом, за кем-то гонятся на лошади. Эта работа запомнилась шокирующим контрастом между красотой выполнения и жестокостью содержания.

Также в рубрике:

КРАСКИ МИРА

ВСЕ ОБО ВСЕМ

Главная АнтиКвар КиноКартина ГазетаКультура МелоМания МирВеры МизанСцена СуперОбложка Акции АртеФакт
© 2001-2010. Газета "Культура" - все права защищены.
Любое использование материалов возможно только с письменного согласия редактора портала.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Министерства Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций Эл № 77-4387 от 22.02.2001

Сайт Юлии Лавряшиной;