Главная | Форум | Партнеры

Культура Портал - Все проходит, культура остается!
АнтиКвар

КиноКартина

ГазетаКультура

МелоМания

МирВеры

МизанСцена

СуперОбложка

Акции

АртеФакт

Газета "Культура"

№ 38 (7548) 28 сентября - 4 октября 2006г.

Рубрики раздела

Архив

2011 год
№1 №2 №3
№4 №5 №6
№7 №8 №9
№10 №11 №12
№13 №14 №15
№16 №17 №18
№19 №20 №21
№22 №23 №24
№25 №26 №27-28
№29-30 №31 №32
2010 год
2009 год
2008 год
2007 год
2006 год
2005 год
2004 год
2003 год
2002 год
2001 год
2000 год
1999 год
1998 год
1997 год

Счётчики

TopList
Rambler's Top100

Кино

ВИТАЛИЙ ХАЕВ: "Бывают персонажи без умных и добрых глаз"

Беседу вел Геннадий БЕЛОСТОЦКИЙ
Фото автора


В.Хаев

Виталия ХАЕВА столичные театралы знают уже лет десять, а вот в кино ему катастрофически не везло - снимался редко и в проходных ролях. И только после того как на экраны и на видео одновременно вышли фильм Кирилла Серебренникова "Изображая жертву", победивший на последнем "Кинотавре", и боевик Кахи Кикабидзе "Седьмой день", где он сыграл главные роли, к нему пришла популярность и посыпались предложения от кинорежиссеров и продюсеров. На съемках комедии Александра Стриженова "Любовь-морковь" мы с ним и встретились.

    

- Виталий, говорят, параллельно вы снимаетесь в классике?

- Работаю в многосерийном телефильме "Бесы" по Достоевскому, у меня замечательная характерная роль - капитана Лебядкина. Также в разгаре съемки на НТВ - 15-серийный "Ангел-беглец", который снимает Ольга Субботина. Я играю одну из главных ролей - плохого следователя Котова, одного из троицы смешных таких бандитов, которым поручено украсть картину Шагала из Пушкинского музея. В главных ролях заняты Кристина Орбакайте и Гоша Куценко - они меняются телами. В общем, комедия положений. Это легкий жанр. Меня привлекла сама возможность подурачиться, простор для актерского хулиганства. В таком амплуа я еще не выступал. Правда, у Александра Наумовича Митты в "Лебедином рае" у меня был персонаж, директор Дома культуры, совсем глупый и смешной. Здесь роль несколько иного плана.

    

- "Седьмой день", где вы сыграли одну из главных ролей, мне показался интересен актерскими работами, но вот драматургия... Чем привлек вас этот сценарий?

- Фильм снимался довольно долго, года три... Как бы это подипломатичней выразиться... Понимаете, мне не из чего было выбирать. Я не такого уровня известности актер, которому присылают в месяц десяток сценариев, и потому он может "перебирать харчами"... Люди, с которыми я работал, мне очень симпатичны, и я отнюдь не считаю, что время, которое провел с ними, прошло зря.

    

- У вашего бандита умные и добрые глаза, в нем есть что-то человеческое, и этим самым он отличается от своих многочисленных экранных собратьев... Вы его таким намеренно сделали?

- Нет, ни режиссер Каха Кикабидзе, ни я об этом и не помышляли. Меня, как мне кажется, приглашают на роли бандитов и подонков, потому что срабатывает стереотип внешности...

    

- Я бы не сказал, что у вас бандитская внешность.

- Это вы так считаете, а кто-то считает по-другому. Потом, мешает мне, наверное, шлейф сыгранных ролей именно отрицательного плана. Кстати, в спектакле "Пластилин", где меня увидел Каха, я играю невообразимого подонка, который насилует детей и выбрасывает их в окно. После этого спектакля Каха сказал: "Вот он, Гиря". Мой персонаж там, поверьте, абсолютно без умных и добрых глаз. А то, что вы увидели на экране, наверное, просто пробилось из меня, вылезло случайно помимо моей воли и, наверное, к неудовольствию режиссера. Такой, значит, я хороший актер.

    

- Почему до сих пор мы мало слышали о вас?

- Это не ко мне вопрос. Кинорежиссеры очень долго в упор меня не видели, и серьезно я стал работать в кино, лишь когда приблизился сороковник. Точкой отсчета я считаю картину Станислава Говорухина "Благословите женщину". Определенное удовлетворение получил, снимаясь у Юры Мороза в "Каменской-3", - я там играл шутника и был наконец замечен. Поздно? Да, к сожалению. Но до этого очень большое место в моей жизни занимал театр. Сейчас - меньше, но все равно без театра я уже не смогу.

    

- Как и все актеры, конечно, ждали звездную роль?

- Недавно я услышал хорошую фразу: чего мечтать о кренделях небесных? А все равно мечталось, но как-то неосознанно, больше на уровне подсознания. Крупные роли, популярность - эти понятия существовали вне меня, и я их к себе не примеривал. Я просто работал и старался получать от этого удовольствие.

    

- Вы стали профессиональным актером - начали работать в Театре Станиславского, кажется, в 1994 году?

- До этого лет пять проработал в Театральной лаборатории Клименко - в то время это было вполне популярное, экспериментальное, андеграундное заведение. А уже после Театра Станиславского, четыре года назад, мы с Кириллом Серебренниковым выпустили в Центре Казанцева спектакль "Пластилин", с которым объездили весь мир, - вот тогда я действительно почувствовал себя актером.

Если вы видели фильм Артура Аристакисяна "Место на земле", главный герой - это я. Правда, меня там трудно узнать - волосы до плеч. Это было в 2001 году...

    

- Эту картину невыносимо тяжело смотреть, я ушел с нее...

- И были абсолютно правы. Но это была первая моя большая роль в кино, а дальше наступило затишье.

    

- Но дебютировали вы, если верить Интернету, в 1997 году у Владимира Мирзоева в фильме "Учительница первая моя"...

- Вполне возможно, было много фильмов, где я засвечивался в эпизодах, - наверное, названий 25. Я из тех актеров, которые не отказываются от работы.

    

- Известно множество случаев, когда актеры и особенно актрисы проявляли чудеса изобретательности, чтобы на них обратили внимание, и таким образом прорывались в звезды...

- Я этим никогда не занимался. В глубине души я всегда считал, что если действительно чего-то стою, то рано или поздно буду востребован. В театре это было "рано" - одна работа "тянула" за собой следующую, так что мне грех жаловаться на свою театральную судьбу. В кино востребованность, относительная, конечно, пришла позже - но не поздно, к счастью. При этом особых телодвижений не делал. Не пытался пробить себе роль даже после того, как узнал, что Кирилл Серебренников будет снимать фильм на материале нашего спектакля в МХТ "Изображая жертву".

    

- После этой картины, где у вас по-настоящему звездная роль, многое изменилось?

- Я почувствовал повышенное внимание к своей персоне еще до того, как "Жертва" вышла на экраны. Видно, поползли слухи, что фильм и моя роль в нем получились. В какой-то момент я даже ощутил себя как внутри снежного кома, который покатился с горы, - посыпались предложения. Мне, например, очень было приятно, когда однажды после спектакля ко мне подошел Михал Михалыч Козаков и пригласил сняться у него в фильме "Очарование зла". Но особенно не прельщаюсь. Знаете, как в нашей актерской жизни бывает? Раз - и ничего нет...

    

- Вы - москвич?

- В общем, да. Родился и вырос в Мытищах, но давно уже живу в Москве. Детство у меня было самое обыкновенное. Много занимался спортом и потому в школу почти не ходил. Вырос до мастера спорта по дзюдо, был в сборной юношеской команде Москвы. Отец - рядовой инженер, мама - чертежница. После школы пытался поступить в мореходное училище, но не получилось, и меня отправили служить в Военно-морской флот. Три года отслужил на Балтике, в разведке флота водолазом. Потом театральное училище, театр...

    

- Вдруг потянуло?

- Честно скажу: не знаю... Из детства запомнилось одно сильное впечатление. Я смотрел по телевизору "Собаку на сене" с Боярским и Тереховой, и меня так поразила их игра, что я сказал себе: как же это здорово - быть артистом! Может быть, что-то прорезалось, когда в самодеятельности выступал на флоте. Уволившись в запас, я сразу устроился в Москонцерт - мы ездили по России с детскими спектаклями. Это было в 1986 году.

    

- С дедовщиной, конечно, сталкивались. И как?

- Еще как!

    

- Пришлось смириться?

- Смириться с этим невозможно. Наверное. На флоте тогда служили три года, и из них полтора пришлось... Не могу сказать, что у нас была жуткая дедовщина в плане физических издевательств, но в моральном плане было очень тяжело. Наша часть была особая, в нее брали в основном спортсменов - крепких ребят, морально закаленных, но все равно... Знаете, все зависит от человека. Одному плевать, что он, например, вынужден стирать чужие носки, спрашивать разрешения, чтобы зайти в комнату, где находится "дедушка", кукарекать, если ему прикажут, а другой повесится.

    

- Флотские впечатления в дальнейшем как-то повлияли на вашу жизнь?

- Еще как! Между прочим, один из эпизодов моей службы на флоте вошел в "Изображая жертву".

    

- Это какой же?

- Когда мы делали в МХТ "Терроризм" - первый спектакль по пьесе братьев Пресняковых, мы с ними подружились. Я рассказывал какие-то истории. И вот спустя год они предложили МХТ свою новую пьесу "Изображая жертву". Когда я ее прочитал, у меня волосы встали дыбом: в ней почти один к одному записана моя история. В Балтийске, под Калининградом, мы отрабатывали какую-то учебную задачу - ходили на катере туда-сюда. И выловили из воды банку печени трески килограммов на пять - где-то, наверное, свалилась за борт. И мы втроем смолотили эту банку. И... поселились в сортире.

    

- Фильм "Изображая жертву", кажется, ваш четвертый совместный проект с Кириллом Серебренниковым?

- Нет, пятый. Сначала был "Пластилин" в Центре Казанцева - это был первый спектакль, который он сделал, приехав в Москву. Потом он поставил в МХТ "Терроризм", снял фильм "Рагин". И, наконец, "Изображая жертву" - сначала спектакль в МХТ, а затем фильм. А до этого я у него снялся в небольшой роли в сериале "Ростов-папа".

    

- После "Ростова-папы" были и другие сериалы. Это способ зарабатывать на жизнь? Удовольствие? Тренинг?

- Такая же работа, как и любая другая. И я к съемкам в сериале отношусь так же серьезно, как к съемкам в кино, как к репетициям в театре, к своим спектаклям. А конечный результат, к сожалению, от меня не зависит. Много значит материал, с которым ты работаешь, люди, которые тебя окружают на съемочной площадке, и прежде всего режиссер. Конечно, в сериале с его сверхвысокими темпами качество не может не снижаться. Поэтому зрителю нужно быть несколько более снисходительным, когда он смотрит не художественный фильм, а сериал. Который один другому рознь. Огромные объемы и спешка не отменяют предварительную работу актера, который приезжает на съемку. В любой момент ты должен быть готов оказаться в шкуре персонажа, которого тебе доверили сыграть. Вот на днях на съемках эпизода в сериале "Ангел-беглец" мне пришлось лупить битой по новенькому "Мерседесу": какое же удовольствие я при этом испытывал! Нечто подобное испытываешь, когда выходишь на сцену и перестаешь замечать грань между собой и своим персонажем.

    

- Вы нарисовали картину, очень далекую от реальности.

- Согласен, нередки ситуации, когда все делается быстро-быстро-быстро и ни о каком творчестве не может быть и речи. Но меня бог миловал: в чистую халтуру я никогда не попадал.

    

- Сами-то сериалы смотрите?

- Нет. Но не потому что презираю - у меня нет на них времени. Иногда смотрю кусочки, чтобы составить себе представление.

    

- И вас не удивляет, что наши актеры, в том числе и очень известные, играют просто безобразно?

- Не удивляет.

    

- Почему? Потому что не все у нас ладно с подготовкой кадров?

- И поэтому. И потому что знаю изнутри, как делаются сериалы. Глядя на экран, я вижу, что происходило на съемочной площадке. А то, что происходило, к слову "творчество" не имеет никакого отношения.

    

- И в чем корень зла, на ваш взгляд?

- Мне сложно об этом говорить, потому что сам принадлежу к актерской братии... Есть тут и объективные причины. У актеров зачастую нет условий, чтобы собраться, настроиться перед выходом в кадр. Надо заучить огромную массу текста - бывает, что по пятнадцать эпизодов снимается в один день! О каком качестве может идти речь? Много суеты, неразберихи, безалаберности. На Западе совсем по-другому. Не говорю о звездах - даже рядовые актеры имеют возможность отдохнуть, сосредоточиться, внутренне подготовиться к съемке очередного эпизода. Там даже психологи работают с нашим братом, чтобы помочь ему войти в образ. Там, насколько мне известно, как правило, на каждом участке заняты настоящие профессионалы, а не дилетанты и халтурщики, как это нередко бывает у нас. И, наконец, это большое заблуждение, что у нас лучшая в мире система подготовки актерских кадров. Но все это не снимает с актера личной ответственности за то, каким он будет в кадре...

Много случайного на съемочной площадке. Много неважного. Важным становится что-то другое.

    

- Что?

- Деньги.

    

- Когда у тебя семья, их отсутствие чрезвычайно болезненно... Вы, кстати, женаты?

- Жену зовут Инна, у нее моя фамилия. Окончила Щукинское училище, актерско-режиссерский факультет. Какое-то время работала в театре. А теперь работает мамой моих детей - я приложил для этого массу усилий. Со страшной силой рвется работать, но придется еще дома посидеть, пока малыш подрастет.

    

- Рвется в театр?

- Не думаю. Уже после театра у нее обнаружились способности к языкам и, работая мамой, она освоила профессию переводчика.

    

- И как вы познакомились с Инной?

- Я тогда работал у Клима в лаборатории - это было в самом начале 90-х, она приходила к нам, что-то тоже пыталась делать... Знаете, все как-то стерлось из памяти, я помню только, как она однажды сказала: "Яблоко". И это слово, и то, как оно было произнесено, мне навсегда врезалось в память. Такая вот странная вещь. Она сказала, и во мне внутри что-то оборвалось... Она очень любит яблоки... В общем, заколдовала меня этим словом. И вот уже больше десяти лет мы вместе. У нас два сына. Старшему, Владиславу, восемь лет, окончил первый класс. Обожает играть на флейте. Однажды, это было года три назад, он меня поразил. Мы смотрели по каналу "Культура" какой-то симфонический концерт, и я ему рассказывал про инструменты. Это, мол, валторна, это барабан, это скрипка. И вдруг он меня перебивает и пальчиком показывает: "А это?" - "Это флейта", - говорю. - "Хочу на этом играть!" Я обалдел. Я все детство отдал спорту. У нас в семье музыка никогда не была "первой скрипкой". И вдруг такое... Трудно поверить, но все в итоге привело к музыкальной школе, и Владик у нас не спортсмен, к чему я его усиленно толкал, а флейтист. Я не могу сказать, что мне медведь на ухо наступил, даже спеть что-то могу, но и во сне я не мог себе представить, что мой сын станет музыкантом. Во всяком случае, он играет по нотам, участвовал в концертах и, как считает его преподаватель, подает надежды.

    

- А младший?

- Георгию всего два года. Он отказывается с нами разговаривать - предпочитает изъясняться жестами. Мне говорят, что пора уже и разговаривать. Но мы прекрасно понимаем друг друга. Чего торопить природу? Всему свое время.

Также в рубрике:

Главная АнтиКвар КиноКартина ГазетаКультура МелоМания МирВеры МизанСцена СуперОбложка Акции АртеФакт
© 2001-2010. Газета "Культура" - все права защищены.
Любое использование материалов возможно только с письменного согласия редактора портала.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Министерства Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций Эл № 77-4387 от 22.02.2001

Сайт Юлии Лавряшиной;