Главная | Форум | Партнеры

Культура Портал - Все проходит, культура остается!
АнтиКвар

КиноКартина

ГазетаКультура

МелоМания

МирВеры

МизанСцена

СуперОбложка

Акции

АртеФакт

Газета "Культура"

№ 38 (7548) 28 сентября - 4 октября 2006г.

Рубрики раздела

Архив

2011 год
№1 №2 №3
№4 №5 №6
№7 №8 №9
№10 №11 №12
№13 №14 №15
№16 №17 №18
№19 №20 №21
№22 №23 №24
№25    
2010 год
2009 год
2008 год
2007 год
2006 год
2005 год
2004 год
2003 год
2002 год
2001 год
2000 год
1999 год
1998 год
1997 год

Счётчики

TopList
Rambler's Top100

Краски мира

Парсифаль в краю буренок

Вагнеровский фестиваль в Тироле

Ирина СОРОКИНА
Эрл


Сцена из спектакля "Парсифаль"

Не каждый даже заядлый турист слышал о местечке (тысяча триста душ) под названием Эрл. Ближайший город - Куфштайн, по российским меркам тоже только что не деревня - четырнадцать с небольшим тысяч жителей. Австрийский регион со звонким названием Тироль способен поразить и видавшего виды путешественника. Величием гор, всеобщей приветливостью жителей, всегда улыбающихся и готовых помочь не говорящему по-немецки человеку, невероятной чистотой - трава на альпийских лугах "стоит" и выглядит так, что кажется, будто ее каждый день причесывают.

Местные бархатные светлоглазые буренки породы коричневая альпийская избраны в качестве логотипа музыкального праздника, который каждый год проводится в Эрле. Его создатель и вдохновитель - выдающийся австрийский дирижер, ученик Караяна Густав Кун. Место проведения фестиваля находится прямо посередине между двумя гораздо более прославленными и рекламируемыми летними мероприятиями - в Зальцбурге и Брегенце, и средства на его проведение весьма ограниченны. Вопреки обстоятельствам, музыкальный уровень исполнения опер и концертов в Эрле очень высок. Это заслуга Густава Куна. Он - дирижер и режиссер "Тристана и Изольды" и "Парсифаля". Кроме двух гигантских опер Кун дирижирует Первую и Девятую симфонии Брукнера, Первую, Вторую, Пятую и Седьмую Бетховена вкупе с его же Третьим и Пятым концертами для фортепиано с оркестром. В перерывах между столь грандиозными программами публика имеет возможность посещать концерты в приходской церкви Эрла и, невзирая на крошечные размеры импровизированного концертного зала, не остается разочарованной: прославленные вокальные циклы, сольные концерты пианистов, вечера современной музыки...

Сцена из спектакля "Тристан и Изольда"

В Эрле оперы играют в здании Пассионшпильхауса, предназначенного для представления Страстей Христовых. Его белое здание, похожее на раковину улитки, построено у самого подножия горы. В Пассионшпильхаусе нет ни оркестровой ямы, ни кулис: действие можно развернуть только на авансцене, а оркестр поместить позади певцов. Так Кун и поступает: сто двадцать музыкантов сидят на ступенях в форме амфитеатра, а сам титанический маэстро наполовину скрыт за темной панелью в середине сцены и оттуда творит подлинные чудеса.

Денег у фестиваля в Эрле мало: об этом легко догадаться, читая имена белорусских и польских артистов хора и оркестра в программе, что не мешает Куну с товарищами по приключению творить большое искусство. "Парсифаль" представлен в полусценической форме, но это, право, не очень заметно: столь волнующе рождение вагнеровской музыки под руками маэстро из Зальцбурга. Перед первым взмахом рук Куна в зале возникает какая-то особенная тишина сродни ожиданию чуда. И чудо свершается. Кун дирижирует, опираясь на высокий стул, а его жест лишен показной картинности. Энергия, которую он "переливает" в оркестрантов, почти материальна: музыка Вагнера достигает ушей, а через них - сердец слушателей с потрясающей силой и проникновенностью. Тончайшая звучность духовых, редкая сыгранность и интенсивность струнных, особая проникновенность солирующих инструментов: воистину любовь порождает любовь.

Музыка Вагнера в чем-то сродни классическому танцу: разодета в сверкающие побрякушки в виде длинной истории, декораций, костюмов и т.п. Кун раздевает ее полностью, и она предстает в сверкающей наготе, кровавой и вызывающей острое чувство наслаждения. Дирижер-режиссер обходится минимумом. Сценического оформления как такового нет, с левой стороны установлена лестница: на ней располагается хор. Крайне скуп Кун и в мизансценах, хотя есть чему порадоваться и глазу: в сцене посещения Парсифалем волшебных садов Клингзора сверху спускаются разноцветные цветы, а цветочные девушки в пестрых развевающихся нарядах неотразимо прелестны. Художница по костюмам Ленка Радецки одевает основное число персонажей в современное платье, кое-где прибегая к выразительной детали (белый костюм Амфортаса) или давая волю фантазии в блистающих варварской или изысканной роскошью нарядах Кундри.

Среди исполнителей в Эрле редко встретишь мировую знаменитость. Рискну сказать, что фестиваль Куна в них не нуждается. Его певцы - настоящие личности, блистающие умом и музыкальностью. Марек Войцеховский - Гурнеманц, без намека на усталость выдерживающий убийственно длинную партию, соблазнительная красавица Мартина Томчич - Кундри, полная мучительной страсти, саркастический Клингзор - Михаэль Купфер, достойные Ричард Декер - Парсифаль, Александр Траунер - Амфортас, Рафаэль Зиглинг - Титурель. Музыкальный уровень хора Тирольского фестиваля в Эрле на редкость высокий.

Результат легко предвидеть: мы присутствуем при чуде музыки, и все это без дорогой рекламы, без прославленных имен, без красочных буклетов. В Эрле Кун славит Владычицу Музыку, а не себя в музыке. Потому и полон мрачноватый зал Пассионшпильхауса.

Также в рубрике:

Главная АнтиКвар КиноКартина ГазетаКультура МелоМания МирВеры МизанСцена СуперОбложка Акции АртеФакт
© 2001-2010. Газета "Культура" - все права защищены.
Любое использование материалов возможно только с письменного согласия редактора портала.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Министерства Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций Эл № 77-4387 от 22.02.2001

Сайт Юлии Лавряшиной;