Главная | Форум | Партнеры![]() ![]() |
|
АнтиКвар![]() |
КиноКартина![]() |
ГазетаКультура![]() |
МелоМания![]() |
МирВеры![]() |
МизанСцена![]() |
СуперОбложка![]() |
Акции![]() |
АртеФакт![]() |
Газета "Культура" |
|
№ 38 (7548) 28 сентября - 4 октября 2006г. |
Рубрики разделаАрхивСчётчики |
![]() |
Краски мираПарсифаль в краю буренокВагнеровский фестиваль в Тироле Ирина СОРОКИНА
Не каждый даже заядлый турист слышал о местечке (тысяча триста душ) под названием Эрл. Ближайший город - Куфштайн, по российским меркам тоже только что не деревня - четырнадцать с небольшим тысяч жителей. Австрийский регион со звонким названием Тироль способен поразить и видавшего виды путешественника. Величием гор, всеобщей приветливостью жителей, всегда улыбающихся и готовых помочь не говорящему по-немецки человеку, невероятной чистотой - трава на альпийских лугах "стоит" и выглядит так, что кажется, будто ее каждый день причесывают. Местные бархатные светлоглазые буренки породы коричневая альпийская избраны в качестве логотипа музыкального праздника, который каждый год проводится в Эрле. Его создатель и вдохновитель - выдающийся австрийский дирижер, ученик Караяна Густав Кун. Место проведения фестиваля находится прямо посередине между двумя гораздо более прославленными и рекламируемыми летними мероприятиями - в Зальцбурге и Брегенце, и средства на его проведение весьма ограниченны. Вопреки обстоятельствам, музыкальный уровень исполнения опер и концертов в Эрле очень высок. Это заслуга Густава Куна. Он - дирижер и режиссер "Тристана и Изольды" и "Парсифаля". Кроме двух гигантских опер Кун дирижирует Первую и Девятую симфонии Брукнера, Первую, Вторую, Пятую и Седьмую Бетховена вкупе с его же Третьим и Пятым концертами для фортепиано с оркестром. В перерывах между столь грандиозными программами публика имеет возможность посещать концерты в приходской церкви Эрла и, невзирая на крошечные размеры импровизированного концертного зала, не остается разочарованной: прославленные вокальные циклы, сольные концерты пианистов, вечера современной музыки...
В Эрле оперы играют в здании Пассионшпильхауса, предназначенного для представления Страстей Христовых. Его белое здание, похожее на раковину улитки, построено у самого подножия горы. В Пассионшпильхаусе нет ни оркестровой ямы, ни кулис: действие можно развернуть только на авансцене, а оркестр поместить позади певцов. Так Кун и поступает: сто двадцать музыкантов сидят на ступенях в форме амфитеатра, а сам титанический маэстро наполовину скрыт за темной панелью в середине сцены и оттуда творит подлинные чудеса. Денег у фестиваля в Эрле мало: об этом легко догадаться, читая имена белорусских и польских артистов хора и оркестра в программе, что не мешает Куну с товарищами по приключению творить большое искусство. "Парсифаль" представлен в полусценической форме, но это, право, не очень заметно: столь волнующе рождение вагнеровской музыки под руками маэстро из Зальцбурга. Перед первым взмахом рук Куна в зале возникает какая-то особенная тишина сродни ожиданию чуда. И чудо свершается. Кун дирижирует, опираясь на высокий стул, а его жест лишен показной картинности. Энергия, которую он "переливает" в оркестрантов, почти материальна: музыка Вагнера достигает ушей, а через них - сердец слушателей с потрясающей силой и проникновенностью. Тончайшая звучность духовых, редкая сыгранность и интенсивность струнных, особая проникновенность солирующих инструментов: воистину любовь порождает любовь. Музыка Вагнера в чем-то сродни классическому танцу: разодета в сверкающие побрякушки в виде длинной истории, декораций, костюмов и т.п. Кун раздевает ее полностью, и она предстает в сверкающей наготе, кровавой и вызывающей острое чувство наслаждения. Дирижер-режиссер обходится минимумом. Сценического оформления как такового нет, с левой стороны установлена лестница: на ней располагается хор. Крайне скуп Кун и в мизансценах, хотя есть чему порадоваться и глазу: в сцене посещения Парсифалем волшебных садов Клингзора сверху спускаются разноцветные цветы, а цветочные девушки в пестрых развевающихся нарядах неотразимо прелестны. Художница по костюмам Ленка Радецки одевает основное число персонажей в современное платье, кое-где прибегая к выразительной детали (белый костюм Амфортаса) или давая волю фантазии в блистающих варварской или изысканной роскошью нарядах Кундри. Среди исполнителей в Эрле редко встретишь мировую знаменитость. Рискну сказать, что фестиваль Куна в них не нуждается. Его певцы - настоящие личности, блистающие умом и музыкальностью. Марек Войцеховский - Гурнеманц, без намека на усталость выдерживающий убийственно длинную партию, соблазнительная красавица Мартина Томчич - Кундри, полная мучительной страсти, саркастический Клингзор - Михаэль Купфер, достойные Ричард Декер - Парсифаль, Александр Траунер - Амфортас, Рафаэль Зиглинг - Титурель. Музыкальный уровень хора Тирольского фестиваля в Эрле на редкость высокий. Результат легко предвидеть: мы присутствуем при чуде музыки, и все это без дорогой рекламы, без прославленных имен, без красочных буклетов. В Эрле Кун славит Владычицу Музыку, а не себя в музыке. Потому и полон мрачноватый зал Пассионшпильхауса. Также в рубрике:
|