Главная | Форум | Партнеры

Культура Портал - Все проходит, культура остается!
АнтиКвар

КиноКартина

ГазетаКультура

МелоМания

МирВеры

МизанСцена

СуперОбложка

Акции

АртеФакт

Газета "Культура"

№ 41 (7551) 19 - 25 октября 2006г.

Рубрики раздела

Архив

2011 год
№1 №2 №3
№4 №5 №6
№7 №8 №9
№10 №11 №12
№13 №14 №15
№16 №17 №18
№19 №20 №21
№22 №23 №24
№25    
2010 год
2009 год
2008 год
2007 год
2006 год
2005 год
2004 год
2003 год
2002 год
2001 год
2000 год
1999 год
1998 год
1997 год

Счётчики

TopList
Rambler's Top100

Телевизионный смотритель

А впрочем, песня не о нем...

"Михаил Таль. Жертва королевы" на "Первом"

ВМЕСТО РЕЦЕНЗИИ

Анастасия МАШКОВА
Фото ИТАР-ТАСС


М.Таль

Есть очень сильные подозрения, что данный проект телекомпании "Цивилизация" появился на свет (во всяком случае - был задуман) как один из сюжетов, ее же "Цивилизации", сериала "Гении и злодеи...". С этими "Гениями и злодеями" вообще приключилась интересная история: не во всех газетных, телевизионных программах, гайдах и прочих "источниках" (включая сайт "Первого канала") фигурирует полное название цикла - "Гении и злодеи уходящей эпохи". Поэтому, увидев (в вышеозначенных источниках) имя очередного героя, зрители, не испытывающие потребности в полуночных бдениях перед голубым экраном, а потому судящие о "продукте" только по названию, неизменно восклицают в некотором шоке: "Как? И этот..." Мы, конечно, не сомневаемся, что проходных персон и не-гениев в программе, созданной под художественным руководством "самого" Льва Николаева, не обнаружится, но что б уж все злодеи...

История жизни шахматиста Таля в этом фильме начинается будто бы по схеме: гениальность, как известно, граничит с безумием, а тут и до злодейства недалеко. Случай Таля, шахматиста действительно гениального, что априори предполагает некий сдвиг от психической нормы, собственно, будто бы "прописан" для данной концепции. Ан нет, история оказывается не о чудачествах человека с перегруженным мозгом и не о том, какими путями приходят к шахматной короне (тема, что и говорить, также - "богатая"), но о... любви.

Честно говоря, сколько бы ни говорили о том, что каждый (ну или почти каждый) человек может подарить беллетристу материал на пару-тройку гениальных сюжетов (о детстве, первой любви и маме... есть и еще некоторые другие коллизии), интересны в этих историях именно декорации. Тот факт, что Таль родился в самой настоящей загранице, то есть в буржуазной Латвии, то, что его карьера обладала не придуманным, а самым что ни на есть реальным международным размахом и то, что ныне его родина опять-таки заграница - все придает этому сюжету какое-то просто нездешнее обаяние. Без всякой иронии.

И тут уж не надо даже повторяться, что личность Михаила Таля была отмечена обаянием гениальности... Скажем лишь, что история его первой возлюбленной, жены и его "королевы", рижской актрисы Салли Ландау - это история для великолепного ретроромана. Не будем пересказывать подробности их жизни, озвученные в фильме: при повторном показе зрители, фильм не смотревшие, смогут сами прочувствовать и обаяние, и размах. Тем более когда есть шанс оценить, благодаря возможностям документального экрана, женскую гениальность Салли. "Мужская гениальность" Таля - это из серии "гений и злодейство...". Сложный был человек - от великого любовника до смешного, перефразируя другое известное суждение, один шаг, и зачастую мы можем наблюдать этот перепад в судьбе одного-единственного мужчины. Впечатляет появление нынешней Салли - это та самая королева, что пребывает выше слухов, сплетен и подозрений.

Сейчас подобные истории на стыке фактов и романного изложения очень популярны. Историю жизни великого шахматиста могли бы пересказать и серьезные киношники, в жанре байопика. Поверьте, это сюжет, достойный Ромена Гари, его биографических мистификаций: загадочные обстоятельства появления на свет, тайна отцовства, детская сверходаренность, материнский комплекс, столь много определяющий в судьбе столь многих неординарных юношей... И то обстоятельство, что герои как будто бы прописаны в наших с вами реалиях, но свободно курсируют между Ригой, Вильнюсом, Тбилиси, между курортами несуществующей ныне Югославии и Малагой, Амстердамом и вновь Ригой (такова география съемок "Жертвы королевы"), равно как и то, что рядом с Талем и Салли все время появляются известнейшие персонажи, их друзья и конфиденты, придает повествованию совсем особую остроту. Хотя, конечно, эту "остроту" фильму придал сам Михаил Таль: романтик в шахматах и жизни.

И тем горше финал: постперестроечная Москва, разруха, пятнадцатая больница, умирающий гений... Впоследствии - памятник, установленный в родном городе Таля на средства двух друзей: мемориальную доску с его родного дома в Риге по велению времени и новых-старых владельцев пришлось снять. Поразительная история, пронзительный финал.

Честно говоря, когда набредаешь на подобные произведения в "ящике", не только простодушно радуешься за реализовавших столь роскошные сюжеты телевизионщиков. Приметы нашего телепроцесса иной раз бросаются в глаза и режут слух: ох, чуть-чуть бы "воздуха" - недоговоренности, поэзии, чуть- чуть загадки гениальной и непридуманной истории любви. И - поэзии уходящего века, где разменной пешкой больших геополитических игр могли стать даже такие герои: шахматный король и его королева. Не стали, в том и загадка.

Также в рубрике:

ВМЕСТО РЕЦЕНЗИИ

ВЫВОДЫ

ПРЕМЬЕРА

ПЕРСОНА

РАДИО

ТВ-НЕДЕЛЯ

КИНО НА ТВ

Главная АнтиКвар КиноКартина ГазетаКультура МелоМания МирВеры МизанСцена СуперОбложка Акции АртеФакт
© 2001-2010. Газета "Культура" - все права защищены.
Любое использование материалов возможно только с письменного согласия редактора портала.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Министерства Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций Эл № 77-4387 от 22.02.2001

Сайт Юлии Лавряшиной; хочу купить дом новая рига