Главная | Форум | Партнеры![]() ![]() |
|
АнтиКвар![]() |
КиноКартина![]() |
ГазетаКультура![]() |
МелоМания![]() |
МирВеры![]() |
МизанСцена![]() |
СуперОбложка![]() |
Акции![]() |
АртеФакт![]() |
Газета "Культура" |
|
№ 41 (7551) 19 - 25 октября 2006г. |
Рубрики разделаАрхивСчётчики |
![]() |
Телевизионный смотрительА впрочем, песня не о нем..."Михаил Таль. Жертва королевы" на "Первом" ВМЕСТО РЕЦЕНЗИИАнастасия МАШКОВА
Есть очень сильные подозрения, что данный проект телекомпании "Цивилизация" появился на свет (во всяком случае - был задуман) как один из сюжетов, ее же "Цивилизации", сериала "Гении и злодеи...". С этими "Гениями и злодеями" вообще приключилась интересная история: не во всех газетных, телевизионных программах, гайдах и прочих "источниках" (включая сайт "Первого канала") фигурирует полное название цикла - "Гении и злодеи уходящей эпохи". Поэтому, увидев (в вышеозначенных источниках) имя очередного героя, зрители, не испытывающие потребности в полуночных бдениях перед голубым экраном, а потому судящие о "продукте" только по названию, неизменно восклицают в некотором шоке: "Как? И этот..." Мы, конечно, не сомневаемся, что проходных персон и не-гениев в программе, созданной под художественным руководством "самого" Льва Николаева, не обнаружится, но что б уж все злодеи... История жизни шахматиста Таля в этом фильме начинается будто бы по схеме: гениальность, как известно, граничит с безумием, а тут и до злодейства недалеко. Случай Таля, шахматиста действительно гениального, что априори предполагает некий сдвиг от психической нормы, собственно, будто бы "прописан" для данной концепции. Ан нет, история оказывается не о чудачествах человека с перегруженным мозгом и не о том, какими путями приходят к шахматной короне (тема, что и говорить, также - "богатая"), но о... любви. Честно говоря, сколько бы ни говорили о том, что каждый (ну или почти каждый) человек может подарить беллетристу материал на пару-тройку гениальных сюжетов (о детстве, первой любви и маме... есть и еще некоторые другие коллизии), интересны в этих историях именно декорации. Тот факт, что Таль родился в самой настоящей загранице, то есть в буржуазной Латвии, то, что его карьера обладала не придуманным, а самым что ни на есть реальным международным размахом и то, что ныне его родина опять-таки заграница - все придает этому сюжету какое-то просто нездешнее обаяние. Без всякой иронии. И тут уж не надо даже повторяться, что личность Михаила Таля была отмечена обаянием гениальности... Скажем лишь, что история его первой возлюбленной, жены и его "королевы", рижской актрисы Салли Ландау - это история для великолепного ретроромана. Не будем пересказывать подробности их жизни, озвученные в фильме: при повторном показе зрители, фильм не смотревшие, смогут сами прочувствовать и обаяние, и размах. Тем более когда есть шанс оценить, благодаря возможностям документального экрана, женскую гениальность Салли. "Мужская гениальность" Таля - это из серии "гений и злодейство...". Сложный был человек - от великого любовника до смешного, перефразируя другое известное суждение, один шаг, и зачастую мы можем наблюдать этот перепад в судьбе одного-единственного мужчины. Впечатляет появление нынешней Салли - это та самая королева, что пребывает выше слухов, сплетен и подозрений. Сейчас подобные истории на стыке фактов и романного изложения очень популярны. Историю жизни великого шахматиста могли бы пересказать и серьезные киношники, в жанре байопика. Поверьте, это сюжет, достойный Ромена Гари, его биографических мистификаций: загадочные обстоятельства появления на свет, тайна отцовства, детская сверходаренность, материнский комплекс, столь много определяющий в судьбе столь многих неординарных юношей... И то обстоятельство, что герои как будто бы прописаны в наших с вами реалиях, но свободно курсируют между Ригой, Вильнюсом, Тбилиси, между курортами несуществующей ныне Югославии и Малагой, Амстердамом и вновь Ригой (такова география съемок "Жертвы королевы"), равно как и то, что рядом с Талем и Салли все время появляются известнейшие персонажи, их друзья и конфиденты, придает повествованию совсем особую остроту. Хотя, конечно, эту "остроту" фильму придал сам Михаил Таль: романтик в шахматах и жизни. И тем горше финал: постперестроечная Москва, разруха, пятнадцатая больница, умирающий гений... Впоследствии - памятник, установленный в родном городе Таля на средства двух друзей: мемориальную доску с его родного дома в Риге по велению времени и новых-старых владельцев пришлось снять. Поразительная история, пронзительный финал. Честно говоря, когда набредаешь на подобные произведения в "ящике", не только простодушно радуешься за реализовавших столь роскошные сюжеты телевизионщиков. Приметы нашего телепроцесса иной раз бросаются в глаза и режут слух: ох, чуть-чуть бы "воздуха" - недоговоренности, поэзии, чуть- чуть загадки гениальной и непридуманной истории любви. И - поэзии уходящего века, где разменной пешкой больших геополитических игр могли стать даже такие герои: шахматный король и его королева. Не стали, в том и загадка. Также в рубрике:
|