Главная | Форум | Партнеры![]() ![]() |
|
АнтиКвар![]() |
КиноКартина![]() |
ГазетаКультура![]() |
МелоМания![]() |
МирВеры![]() |
МизанСцена![]() |
СуперОбложка![]() |
Акции![]() |
АртеФакт![]() |
Газета "Культура" |
|
№ 41 (7551) 19 - 25 октября 2006г. |
Рубрики разделаАрхивСчётчики |
![]() |
КиноГранат с сольюКинофестиваль "Евразия" прошел в Алма-Ате в третий раз Светлана ХОХРЯКОВА
III Международный кинофестиваль "Евразия" - настоящий котел, в котором варится все, что только себе можно вообразить в нынешнем мировом кинематографе. Главный приз основного конкурса жюри во главе с Петром Тодоровским и в составе знаменитого иранского режиссера Мохсена Махмальбафа, киргизского режиссера Актана Абдыкалыкова, основателя Академии международной прессы в США Марьяны Ван Блариком, режиссера из Сингапура Эрика Куу отдало немецкой картине "Эден" Майкла Хофмана, которая хорошо бы вписалась в контекст Роттердамского фестиваля. Картина причудлива и очень изысканна. Собственно, это кулинарная история, переросшая в любовно-платоническую, что не помешало ей остаться не менее чувственной. Повар от бога, малопривлекательный и полный мужчина благодаря своему кулинарному дару очаровывает официантку заштатного кафе. Она буквально летает, получает от жизни максимум удовольствия, сохраняя при этом верность собственному мужу, которому в итоге и подарит второго ребенка. А повару только и остается, что радоваться столь неожиданному отклику на дела рук своих. Со стороны жюри это был довольно смелый ход. Уж от Петра Тодоровского никто такого выбора наверняка и не ожидал. Кто-то был даже возмущен подобным "безрассудством". Но картина понравилась всем членам жюри. Таким образом, "Евразия" оказалась чистым Роттердамом со всеми его особенностями. Почти все члены жюри и гости фестиваля, выходя на сцену со словами благодарности хозяевам, особо отмечали изыски казахской кухни. То есть кулинарное настроение "Эдена" вполне совпало с общим настроем фестиваля. Интересно, что один из партнеров "Евразии" баловал гостей "главной водкой России", как было сказано, под названием "Путинка" и одновременно грузинским коньяком и грузинскими винами плюс шотландским виски. Все в один котел. Можно было перенимать кулинарные навыки друг у друга. Мы с интересом наблюдали за семейством Махмальбаф, женская половина которого ела гранаты, предварительно посыпав их солью. Попробовали - оказалось вкусно.
Надо сказать, что и конкурс был весьма разнообразным. В нем был представлен финский "Замерзший город" Аку Лоухимеса, известного российским киноманам по фильмам "Неприкаянный", "Вечная мерзлота", и опять это жесткое, отлично сделанное кино, почти безысходное и ничего в Алма-Ате не получившее. Показали "Натянутую тетиву" Ким Ки-дука, казахско-киргизскую ленту "Райские птицы", которая совсем уж не удалась, хотя это был изначально амбициозный проект, "Чтобы попасть в рай, ты должен умереть" Джамшеда Усмонова (Франция - Таджикистан), "Родину" Зульфикара Мусакова (Узбекистан), ленты из Ирана, Болгарии, Японии, Индии. За лучшую режиссуру отмечен китайский режиссер Жанг Юан и его трогательный, но весьма бессмысленный фильм "Маленькие красные цветы" (Китай - Италия) на темы детской гигиены. Призом за дебют наградили грузинского режиссера Гелу Баблуани и его картину "13" (Франция - Грузия). Все эти награды сопровождались денежным подкреплением от 5 до 20 тысяч долларов. Баблуани, чья картина уже была обласкана на крупнейших мировых фестивалях и активно там продавалась, сейчас имеет 250 предложений от Голливуда и скоро приступит к съемкам американского ремейка "13", но без Брэда Пита, переговоры с которым велись. "13" приглашена в конкурс новорожденного Римского кинофестиваля. Абсолютно грузинская история, снятая Баблуани во Франции, где он теперь живет, получится в своей новой версии, возможно, опять-таки грузинской, но с американским привкусом. Сам Гела говорит, что он грузинский режиссер, хоть и живет во Франции, мечтает после американских опытов снимать на своей родине и во славу своей страны. "13" - великолепный профессиональный дебют. Кстати, знаменитый отец молодого режиссера - Теймураз Баблуани, автор таких картин, как "Брат" и "Солнце неспящих", входил в жюри Центрально-Азиатского конкурса "Евразии". Две российские ленты - "Мне не больно" Алексея Балабанова и "Живой" Александра Велединского, участвовавшие в основном конкурсе, призов не снискали, как и особых похвал публики. Хотя после "Живого" подошла женщина и попросила от имени тех, кто служил по контракту в не самых спокойных точках, передать А.Велединскому книгу одного из таких солдат войны. А его собратья по оружию после просмотра "Живого" долго не расходились, не столько обсуждали фильм, сколько вспоминали о том, что сами пережили. Дебютная игровая картина Жанибека Жетирурова "Записки путевого обходчика" получила Гран-при в Центрально-Азиатском конкурсе, жюри которого возглавлял туркменский режиссер Ходжакули Нарлиев. Жанибек Жетируров, сам потомственный железнодорожник, снял восемь лет назад документальный фильм о пожилом путеобходчике. Теперь те идеи легли в основу игровой картины. Главный герой фильма - слепой старик, живущий вдали от большой жизни, на заброшенном полустанке. Он, подобно настройщику фортепиано, безошибочно, почти музыкальным слухом определяет состояние железнодорожных путей. Старик приплясывает на шпалах и любое отклонение от нормы опознает безошибочно. Его сын, ответственный за этот участок пути, должен сделать выбор: кому доверять - приборам или эфемерной интуиции отца. Главную роль в картине сыграл прекрасный актер Нуржуман Ихтымбаев - классик казахского кино, который снимается теперь и в Голливуде. Как-то отыграл там сцену прощания с сыном - и заработал аплодисменты американских звезд, поразившихся актерскому классу неизвестного им казахстанского коллеги. Американские продюсеры приметили Нуржумана Ихтымбаева в роли хранителя мела Зоара в фильме Тимура Бекмамбетова "Дневной дозор". Пожалуй, "Записки путевого обходчика" - самый любопытный фильм второго по значению конкурса "Евразии", который в целом не порадовал особыми открытиями. Фильмов в постсоветском пространстве (за исключением России) снимается мало, так что выбор не так уж и велик. И награды получают фильмы, которые часто и недостойны подобного признания. Но на безрыбье чего не сделаешь. Зато прошли в Алма-Ате две прекрасные ретроспективы - кинодома Махмальбафа и знаменитого немецкого режиссера Фолькера Шлендорфа. Оба они присутствовали в Алма-Ате. Шлендорф в ближайшее время приступит в Казахстане к съемкам своей новой картины "Улжан"- франко-германо-казахстанской с участием актеров этих стран. Продюсеры картины из Франции, как и исполнитель одной из ролей, прибыли на "Евразию" тоже. Вообще там было немало французских и американских кинематографистов. Интерес к Казахстану и "Казахфильму" с их стороны огромен. Иногда дело доходит до смешного. Организаторы фестиваля все дни буквально носились со Стивеном Сигалом. Он был главной VIP-персоной. Разъезжал на бронированном джипе в сопровождении эскорта охранников. Из-за него задерживали мероприятия, если он запаздывал. Сигал уже 18-й год мечтает поставить фильм о Чингисхане и сыграть в нем заглавную роль. Теперь он имеет виды на Казахстан и надеется на самую разностороннюю помощь в Алма-Ате. Что из этого может родиться, страшно даже представить, глядя на его неподвижное, словно маска, лицо. У себя на родине Сигал наверняка и не знал таких почестей. Хотя не так давно и в России на ММКФ кто-то же присоветовал Президенту страны принять его. И еще один потенциальный Чингисхан побывал в Алма-Ате - голливудско-японский актер Кэрри Тагава, участник одной из конкурсных картин, ряда будущих казахско-американских проектов. Но это совсем другая история в сравнении с Сигалом, и актерский класс, и общечеловеческая культура иная. Быть ли двум новым Чингисханам или одному, сказать пока сложно. Не забудем, что на подходе и "Монгол" Сергея Бодрова, затронувший популярную ныне тему. Носились на "Евразии" и с Эриком Робертсом как с писаной торбой. Близко не подходи - откроют "огонь на поражение". Зато ближе к финалу приехал действительно яркий актер Дэвид Кэррадайн, снимавшийся у Скорсезе, Олтмана и Бергмана, известный широкой публике благодаря фильмам Тарантино "Убить Билла" (фильм 1-й и фильм 2-й). И никакой охраны, никакого ажиотажа. Сам актер с удивлением наблюдал за сумасшедшими эскортами Сигала. И Робертс, и Кэррадайн приезжали не просто так. Они тоже снимаются в казахстанских проектах. А Казахстан во многом ориентирован именно на Голливуд, свидетельством чему стал двухдневный Евразийский рынок проектов. И это одно из самых любопытных мероприятий, пока не вполне удавшееся, но по намерениям организаторов и участников весьма прелюбопытное. Собрались одни продавцы, покупателей, в общем, не было. Зато в Алма-Ату съехались отборщики самых серьезных европейских фестивалей. Кто-то пришел с протянутой рукой в надежде, что щедрый американский или французский дядя даст ему денег на завершение проекта. Психология нищих еще не изжита на просторах СНГ. Но народился и совсем другой сорт кинодеятелей. Один из продюсеров сказал, что нечего задавать ему обывательские вопросы про бюджет. 4 или 5 миллионов долларов, какая разница - миллионом больше, миллионом меньше. "Это не меня нанимают американцы и немцы, а я их", - уверенно говорил он. Выяснилось, что продюсер этот одновременно является директором пивзавода. Возник вопрос: надо ли такого человека поставить на место? Решили, что не надо. Пусть тратит деньги, раз хочет. Появляются казахстанские проекты с казахскими режиссерами, но на английском языке. В Казахстане население составляет где-то 15 миллионов, маловато для того, чтобы сложился кинорынок, вот его и нет. Поэтому приходится производителям платить телевидению за то, чтобы показало казахстанский фильм. Все наоборот, не как положено, когда телеканал покупает право на показ картины. Поэтому фильмы делаются с расчетом на зарубежные фестивали и рынок, а свой, родной, не принимается во внимание. И не только в Казахстане, но и в Киргизии, и других постсоветских странах. Интересный проект "Мечта" был представлен на рынке проектов. Он воспоет самую молодую столицу мира - Астану, которая пока не представлена ни в одной полнометражной ленте. Чаплиновские "Огни большого города" перенесут в Астану будущего. Надежда на то, что, подобно Парижу, Нью-Йорку и Риму, мифы которых созданы кинематографом, казахстанскую столицу ждет та же участь. На "Евразию" приезжал десант Каннского кинофестиваля. Скорее всего, на предстоящем 60-м фестивале состоится показ казахстанских фильмов в секции "Кинематографии мира". В этом году товар лицом там показывала Россия. Во всяком случае, Серж Собжинский, возглавляющий эту секцию, как и директор Каннского фестивального дворца Жан-Жак Лоттермозо, на "Евразии" побывали. "Евразия", в свою очередь, два года подряд участвовала в каннских мероприятиях, презентовала свой возрожденный буквально из пепла фестиваль. Ведь первая "Евразия" прошла восемь лет назад, а потом наступила пора безвременья. И только год назад фестиваль возродился. И теперь по-настоящему амбициозен, именно в творческом плане, что радует. Беда ряда российских фестивалей в том, что ничего, кроме решения бизнес-вопросов, они не преследуют, не имеют ни малейшего творческого куража. "Евразия", как и ереванский "Золотой абрикос", - в этом смысле фестиваль с перспективой и с замахом. Россия была представлена в Алма-Ате небольшой делегацией. Фильмы "Живой" и "Мне не больно" съемочные группы не сопровождали. Приехали Марлен Хуциев, ректор ВГИКа Александр Новиков, Анастасия Волочкова в качестве киноактрисы (однако танцевала в день открытия), Наталья Фатеева, Евгений Жариков, Наталья Гвоздикова, Ирина Апексимова, Яна Поплавская, Денис Матросов и Борис Хмельницкий. Провели День ВГИКа, который 65 лет назад был эвакуирован в Алма-Ату. В ту пору кафедру режиссуры возглавлял Сергей Эйзенштейн. Открыли мемориальную доску на месте дислокации. Около 150 казахстанцев получили в разные годы дипломы ВГИКа. А теперь 20 студентов из Казахстана учатся в Москве, причем не на коммерческой основе, как это положено иностранцам. Интересно, что чуть раньше в Киргизии именем Серея Герасимова (ВГИК носит его имя) и в честь 100-летия со дня рождения советского режиссера назвали гору. Собрались выпускники ВГИКа, работающие в Киргизии, и провели эту акцию. И гору нашли, удобную для созерцания. Глядишь на нее и размышляешь о вечном. Превратили все это в любопытное мероприятие. Евразийская территория весьма многообразна, происходят на ней взаимоисключающие вещи. С одной стороны, мы врастаем в Голливуд, расширяем культурные связи и границы, а с другой - узнаем, что краса и гордость киргизского кино Актан Абдыкалыков подвергся побоям со стороны влиятельного киргизского чиновника. Даже представить невозможно, чтобы, к примеру, Михаил Швыдкой или Александр Голутва ударили Константина Лопушанского или Федора Бондарчука. Вот так и живем, где с протянутой рукой, а где бросаем миллионы на ветер в прямом и переносном смысле слова. Также в рубрике:
|