Главная | Форум | Партнеры

Культура Портал - Все проходит, культура остается!
АнтиКвар

КиноКартина

ГазетаКультура

МелоМания

МирВеры

МизанСцена

СуперОбложка

Акции

АртеФакт

Газета "Культура"

№ 41 (7551) 19 - 25 октября 2006г.

Рубрики раздела

Архив

2011 год
№1 №2 №3
№4 №5 №6
№7 №8 №9
№10 №11 №12
№13 №14 №15
№16 №17 №18
№19 №20 №21
№22 №23 №24
№25    
2010 год
2009 год
2008 год
2007 год
2006 год
2005 год
2004 год
2003 год
2002 год
2001 год
2000 год
1999 год
1998 год
1997 год

Счётчики

TopList
Rambler's Top100

Под занавес

ГЕННАДИЙ НАЗАРОВ: "В моей жизни нет "главных" фильмов"

Беседу вел Павел ПОДКЛАДОВ
Фото Ирины КАЛЕДИНОЙ


Г.Назаров

Кажется, что этот обаятельный парень просто родился для амплуа комика-простака. Такому сам бог велел играть Санчо Пансу, Винни Пуха, Сганареля, Теркина, Чонкина и т.д. Некоторых из них Геннадий НАЗАРОВ уже сыграл: Санчо Пансу - в студенческом спектакле, а солдата Ивана Чонкина - в фильме известного чешского режиссера Иржи Менцеля. После того фильма актер, как принято говорить, "проснулся знаменитым". Тут же подоспел еще один подарок судьбы: будучи всего-навсего второкурсником, Геннадий стал актером популярнейшего театра. Марк Захаров пригласил своего ученика по ГИТИСу в Ленком и сразу ввел в один из спектаклей. Видно, мастер разглядел в своем подопечном не просто комика, а глубокого, умного артиста, унаследовавшего леоновско-никулинские традиции. Заметили этого "грустного клоуна" и наши кинорежиссеры: в течение нескольких лет Назаров снялся у Кончаловского, Данелия, Досталя, Петра Тодоровского, Астрахана. Не заставили себя ждать и фестивальные награды: их в копилке Назарова - с полдюжины...

Казалось, что "птица счастья" уже в руках, но жизнь рассудила иначе. Сначала Геннадий сам решился на отважный поступок: бросил Ленком и ушел к Сергею Женовачу, сыграв в его спектаклях на Малой Бронной несколько заметных ролей. Но Женовача, как известно, из этого театра выжили, его великолепная команда растворилась в театральном пространстве, а на Геннадия свалилась еще одна напасть - тяжелая болезнь. Будем надеяться, что сейчас все беды позади, артист "в строю", его фамилия опять фигурирует в титрах хороших фильмов. Последний из них, кстати, снят по сценарию его жены Натальи - актрисы, джазовой певицы и литератора.

    

- Геннадий, уже на втором курсе вы стали сниматься в кино. Причем сыграли "народного героя" солдата Ивана Чонкина в чешском фильме. Как это произошло?

- Иржи Менцель приехал в Россию выбирать актеров. Одну мою сокурсницу спросили, есть ли у нее на курсе маленькие актеры. Она назвала меня. Узнав, что мой рост 160 сантиметров, меня пригласили на пробы.

    

- Как вы думаете, удалось ли режиссеру-иностранцу понять менталитет российского человека?

- Не знаю... Был во время съемок один момент, когда по сценарию приезжают энкавэдэшники и Чонкин должен их пинать. Я всю ночь мучился: ну не может Чонкин пинать человека, тем более лежачего! И сказал об этом Иржи. Надо отдать ему должное, он после моих слов не стал вставлять этот эпизод в фильм. Все-таки мы немного иначе чувствуем юмор. Природа чешского юмора - немного похожа на немецкую, она грубоватая. Но режиссер все же бережно отнесся к Нюре и Чонкину. Он мне говорил: "Не хочу делать из него дурака".

    

- Как вы считаете с позиций сегодняшнего дня, этот фильм и ваша роль удались?

- Думаю, что фильм получился неплохой. Иржи - хороший комедиограф и сам хороший актер. И при этом он поступил умно, решив, что эту историю должны сыграть наши актеры. Хотя съемки проходили под Прагой. Мне трудно судить, получилось ли у меня. Когда посмотрели друзья, то сказали: "Нормально, Геныч, ты - ничего, ходишь такой лысый, органичный". А я просто радовался тому, что появился на экране. Это ведь был первый фильм. В ГИТИСе Марк Анатольевич нас муштровал: "Сыграл три минуты хорошо и забудь!" А на съемочной площадке хвалили.

    

- Если бы вас попросили определить "самый главный фильм" в вашей творческой биографии, какой бы вы назвали?

- В моей жизни, наверное, нет "главных" фильмов, потому что ничего особенного я, наверное, не сыграл.

    

- Давайте отмотаем "пленку" вашей биографии немного назад. Вы производите впечатление человека, который немыслим вне этой профессии. Но я узнал, что вас поначалу увлекала живопись. И ваша картина с изображением эпизода какой-то битвы до сих пор висит у вашей мамы на стене...

- Да, я никогда целенаправленно не двигался к своей профессии. Хотя в детстве очень любил кино, актеров, в частности Андрея Миронова и Евгения Леонова, и даже самонадеянно представлял себе, что и я могу так же, как они. Помню, в школе на литературных представлениях читал монолог деда Щукаря. Потом в народном театре Министерства финансов играл какого-то официанта: там можно было говорить много отсебятины, и это мне очень нравилось. При этом я никогда не собирался быть артистом: рисовал, поступил в художественное училище. Но в не простое, а в театрально-художественное. Специальность моя называлась "художник-бутафор-декоратор".

    

- И как же произошло рождение актера Назарова?

- Я был очень коммуникабельным и активным человеком, пребывал в перманентно возбужденном состоянии, любил дурачиться, веселить людей. Помню, мы по ночам делали декорацию к спектаклю Виктюка "Мадам Баттерфляй", ребята красили, а я скакал вокруг, что-то рассказывал. Потом, работая бутафором в Современнике, познакомился с парнем, который посоветовал мне идти в театральный. Он даже подобрал для меня материал: басню, стихи Дениса Давыдова и Хармса. На прослушивании Марк Захаров смеялся, и когда я предложил на одном из туров прочитать басню, он сказал: "Вы сам как из басни". Так я стремительно влетел в театральный институт, ничего еще не осознав.

    

- Вы говорили, что в роли официанта позволяли себе отсебятину. А впоследствии в театре и кино было такое?

- Бывало... Но это не было грубо. Марк Анатольевич называл это "подарком организма" и говорил: если организм актера откликается на ситуацию пьесы "на все сто", то актер может выдать фразу не хуже автора. Добавлял при этом: "Островский не обидится". Думаю, что импровизация - это хорошее и очень редкое качество. Она очень помогает. Я сам, правда, не могу похвастаться удачными фразами.

    

- Считаете ли вы, что театральный вуз формирует артиста или эта профессия - от Бога?

- Когда я окончил театрально-художественное училище, мне казалось, что там есть некая система обучения. В ГИТИСе же первые полтора года я пребывал в растерянности. Но потом понял, что все зависит от желания человека: если хочешь учиться, то возьмешь сам, даже если тебе давать особо не будут. Вообще это - невероятно тяжелая и жестокая профессия: в ней и предмет труда, и средства труда - это психика человека. И если педагог с ней не умеет работать, то это страшно. Там все нужно делать аккуратно. Ведь приходят люди, которые открываются, как дверки, и очень важно, кто и как эту дверку открывает и что туда бросает. У меня был небольшой опыт преподавательской работы, и я тогда понял, что неверно ставить цель воспитать в актере "узкого специалиста". Надо помочь человеку понять, кто он. Иногда на третьем курсе человек понимает, что он не артист, и тогда нужно вовремя уйти.

    

- Уже на втором курсе практически одновременно со съемками в "Чонкине" вы попали в один из самых популярных театров Москвы - Ленком. Это было везение?

- Марк Анатольевич считал, что артиста надо с первого курса бросать в театр. И меня первого туда "бросили": может быть, фактура была яркая, смешная. А потом и весь курс туда пришел.

    

- И как же получилось, что вы из самого успешного театра ушли к Сергею Женовачу на Малую Бронную?

- Мне еще в институте всегда хотелось чего-то большего в творческом смысле. Например, очень нравилось, что делают на своем курсе фоменки. Потом благодаря актеру Сергею Баталову увлекся театром Сергея Женовача. И мне захотелось поиграть в его команде. Было несколько серьезных разговоров с Марком Анатольевичем, он просил меня подумать. И в конце концов, поставил вопрос "ребром": выбирай! Я выбрал Женовача. Не скажу, что это был какой-то роковой поступок, но мучился я страшно. Ведь Захаров - мой педагог, взял меня в свой театр, давал мне зеленый свет, отпускал, если надо, на съемки. Но я решился...

    

- Мне всегда казалось, что на сцене вас очень увлекают внешние трансформации, яркие перевоплощения...

- Да, это, наверное, идет от моего увлечения Михаилом Чеховым. Оно началось еще на втором курсе, мы делали какие-то этюды, я сам много читал о нем. Но не могу сказать, что, работая у Женовача, я много об этом думал. Но пользовался той свободой, которую мне давал этот режиссер. Мне кажется, что лучше всего быть мобильным. Можно перевоплощаться, а можно быть самим собой в предлагаемых обстоятельствах. Мне кажется, что система Станиславского - это тяжелая штука. Если начать себе честно отвечать на какие-то вопросы, то они будут бесконечными. Потому что чисто по-человечески наш организм "закрывается" от таких вещей.

    

- Кино для вас всегда было равнозначно театру? Оно - столь же серьезное искусство или там важно прежде всего ремесло?

- Ну, это смотря в чьих руках. Как и в живописи: можно сделать картинку на продажу, а можно рисовать всю жизнь. Да, в кино своя технология, там не "проживешь" роль за два часа, как в театре, и приходится пользоваться наработанными техническими приемами. А давайте представим себе сотый спектакль в театре!

    

- Что вас привлекает более всего, когда вам предлагают роль?

- В любом случае для актера важна история, хорошо выписанный характер, чего в нашем кино мало. Когда я вынужден был два года сидеть дома и не работать, пересмотрел множество фильмов. И обнаружил, что хороший фильм можно сделать только на основе первоклассной литературы.

    

- Вы сами вспомнили тяжелый период своей жизни, когда вынуждены были прервать работу. Всех, кто вас знает и любит, очень расстраивали известия о вашей болезни. Сейчас, надеюсь, вы чувствуете себя хорошо, и поэтому позволю себе задать непростой вопрос: как болезнь повлияла на вас, изменились ли вы после нее чисто по-человечески?

- Когда тебя тряхнет, конечно, очень сильно меняешься. Жизнь поворачивается к тебе какими-то иными гранями. Мы говорили уже, что до актерства я занимался художнической деятельностью. И заметил разницу: художник - существо более созерцательное, восприимчивое. А профессия актера нацелена больше на отдачу, и это заставляет уделять большое внимание самому себе. Это - тщеславная профессия. Когда я болел, то часто возвращался к детскому ощущению жизни, когда ценишь какие-то очень простые вещи. Не то чтобы я перестал ценить то, что было в жизни до болезни, просто отодвинул это на второй план. Понял, что для меня имели большое значение слава, успех. В больнице стал чувствовать, как мало уделял времени маме, брату. Поэтому это - полезный жизненный опыт. Но горький. И без него вполне можно было бы обойтись...

    

- Слава богу, что вы восстановились и после болезни уже сыграли несколько ролей в кино. Они вас порадовали с чисто творческих позиций?

- Нет, не очень... Я благодарен тем людям, которые пригласили меня сниматься, но, наверное, именно после болезни мои ощущения себя и этой профессии изменились. Многое перестало нравиться. А кино фиксирует мои наработки, приглашает повторять старое, от чего я уже устал. Это не вызывает прежнего трепета и радости.

    

- Я бы очень хотел, чтобы наши читатели подробнее узнали о человеке, который поддерживал вас в трудные минуты, да и всегда был для вас опорой, - о вашей жене.

- У меня есть любимая жена - Наташа. Наташа - очень талантливый человек, причем во многих областях. Несколько лет назад поехала в Америку сниматься в главной роли в фильме "Почтовый рай" и там получила приглашение записать джазовый диск, который теперь очень хорошо распродается в Америке. Затем начала писать киносценарии и работает над ними без устали. В прошлом году по ее сценарию вышел фильм "Дура", а два других - "Внук Гагарина" и "Слушая тишину" - были запущены в этом году кинокомпанией "Централ Партнершип". Я всегда пытаюсь влезать в ее работу, с нетерпением жду, когда мне дадут почитать. Она заканчивает, я читаю, и мы начинаем друг на друга орать. Наташа каждый раз клянется, что теперь я буду все читать последним, но так получается, что я оказываюсь все-таки первым. Наверное, потому, что моя комната находится рядом... И вообще я счастлив, что на вступительном экзамене по танцу встретил эту тоненькую, упрямую девочку, которая теперь со мной - мой добрый друг в радости и в горе. Это, наверное, важнее всех творческих достижений.

    

- Наташа и вы - очень хорошие художники, помню ваши произведения на выставке в филиале Бахрушинского музея. Продолжается ли ваше творческое сотрудничество в этом смысле?

- Пока нет, наше сотрудничество продолжается в основном в литературном ключе: Наташа пишет сценарии, а я либо снимаюсь в них, либо читаю и поругиваю.

    

- Надеюсь, вам перепадают хорошие роли в ее сценариях?

- Два года назад я страдал от отсутствия хороших ролей, и Наташа стала всерьез думать об этом. Она решила, что я должен сыграть художника, поскольку это моя первая профессия. Так возникла идея сценария "Внук Гагарина", который запустился в марте этого года. Сюжет фильма такой: не молодой, не очень здоровый художник, пребывающий в глубоком творческом кризисе, обнаруживает, что у него в детдоме есть брат. И брат этот - негритенок. Художник из чувства долга берет пацана домой, и тут все и начинается. Снял фильм замечательный актер, уже ставший режиссером, Андрей Панин вместе с Тамарой Владимирцевой. Фильм, видимо, появится уже осенью-зимой.

    

- Знаю, что актеры не любят мечтать и делиться планами. Но, может быть, вы сделаете исключение? Есть ли что-то в вашем "портфеле"?

- У меня сейчас такой период в жизни, что актерская профессия перестала серьезно интересовать. Поэтому о каких-то планах говорить не могу. Я ищу.

Также в рубрике:

Главная АнтиКвар КиноКартина ГазетаКультура МелоМания МирВеры МизанСцена СуперОбложка Акции АртеФакт
© 2001-2010. Газета "Культура" - все права защищены.
Любое использование материалов возможно только с письменного согласия редактора портала.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Министерства Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций Эл № 77-4387 от 22.02.2001

Сайт Юлии Лавряшиной;