Главная | Форум | Партнеры![]() ![]() |
|
АнтиКвар![]() |
КиноКартина![]() |
ГазетаКультура![]() |
МелоМания![]() |
МирВеры![]() |
МизанСцена![]() |
СуперОбложка![]() |
Акции![]() |
АртеФакт![]() |
Газета "Культура" |
|
№ 41 (7551) 19 - 25 октября 2006г. |
Рубрики разделаАрхивСчётчики |
![]() |
Одна неделяОткрытие "Территории"СОВРЕМЕННОЕ ИСКУССТВООльга СМИРНОВА
В ночь с 14 на 15 октября динамичной и зажигательной акцией, устроенной прямо на станции метро "Воробьевы горы", стартовал Первый фестиваль современного искусства "Территория". Идея нового альтернативного форума принадлежала молодым актерам, режиссерам, музыкантам и театроведам, в числе которых такие известные персоны, как Евгений Миронов, Кирилл Серебренников, Теодор Курентзис, Чулпан Хаматова, Роман Должанский и Андрей Ураев. В небольшом манифесте организаторы "Территории" попытались обозначить некоторые приметы современного искусства и его воздействия на современного же человека. Оно "иногда беспощадно к людям... Иногда оно вызывает болевой шок или выходит за границы, которые кому-то кажутся священными рубежами". Но не стоит гневаться, куда продуктивнее дискутировать и спорить, пытаясь в споре родить новые истины. Для открытия фестиваля метро выбрано не случайно и, кстати, не впервые (там уже проходила Московская биеннале современного искусства). Метро, по мысли учредителей "Территории", - один из главных символов урбанизма. А ведь собственно "Территория" подразумевает пространство большого города, коим и является Москва. К тому же в метро - множество линий и веток, а значит, есть возможность для пересадки и смены направления.
Современное искусство представлено на фестивале, который продлится до 23 октября включительно, во всех своих проявлениях: театр, кино, музыка, хореография, поэзия и многое другое. Свое новаторское, порой авангардно-шокирующее творчество готовы продемонстрировать режиссеры Арпад Шиллинг (Венгрия), Элизабет ЛеКомте (США) и наш Дмитрий Крымов. Массу возможностей для дискутирования предложат фильмы Ивана Вырыпаева и Марины Разбежкиной. Своих адептов в мастер-классах найдут Дмитрий Крымов, Татьяна Баганова (художественный руководитель екатеринбургского Театра "Провинциальные танцы"), Олег Кулик и Теодор Курентзис. Как в старые добрые времена, в Политехническом музее состоится поэтический вечер "Сто минут поэзии", подготовкой которого занимается Кирилл Серебренников. По сути, "Территория" проходит в круглосуточном режиме, поскольку после вечерних спектаклей и концертов каждый день начинается не менее обширная и заманчивая клубная программа. Так что молодежи, особенно студентам творческих вузов, будет (и уже есть) чем заняться, чему научиться, а с чем, вероятно, и не согласиться. Ведь "Территория" абсолютно свободна во всех своих проявлениях. * * *Восклицательным знаком театральной программы фестиваля несомненно стал спектакль "Blackland" венгерского Театра "Kretakor". О 32-летнем режиссере Арпаде Шиллинге, создавшем этот театр в возрасте 20 лет (кому бы у нас так посчастливилось!), говорят как о постановщике наиболее радикальном, свободном от дозволенных в искусстве норм, чрезвычайно социально активном. В то же время именно Шиллинг заслужил год назад в России премию Станиславского, причем с формулировкой "За развитие идей психологического театра на современной венгерской сцене". Связано это было с его постановкой чеховской "Чайки", не с "Blackland". Последний основан на SMS-сообщениях, которые Шиллинг вместе с актерами коллекционировали в течение года.
"Blackland" - зрелище за гранью фола, временами за рамками привычных норм не только искусства, но и пристойного поведения в обществе. Так, Станиславский и премия его имени пришли на ум в сцене, когда раздетый догола актер мочился перед зрителями в баночку для анализа. Вот - степень перевоплощения, которая К.С. и не снилась! Прежде мы восхищались умением хорошего актера выжать из себя натуральную слезу, но тема получила "развитие", и артист нынче способен выжать из собственного организма натуральную мочу. А ведь есть еще перспективы, согласно анатомии. Мне лично было в этот момент и смешно, и противно. Не только в силу определенного возраста, а также воспитания классными образами театра предыдущей эпохи. Но просто по-человечески. Ей-богу, так ли уж женщине насущно необходимо взирать на мужские половые органы именно из зрительного зала? Что бы ни говорили о свихнувшейся действительности, о непотребстве и хамстве, разлитом в окружающей мире, но мат на сцене есть мат на сцене, и голая "ж..." в театре есть голая "ж..." в театре. К слову, в финале, предвидя все эти соображения, режиссер выводит артиста с замечательным монологом. Спектакль в нем разнесен в пух и прах, а сам актер признает себя фикцией. Шиллинг лукавит. Актеры в театре "Kretakor" замечательные, острые, психологически убедительные и смелые. Изумительно поют - разложенные на многоголосие нарочито корявые тексты "про жизнь" исполняются так, что академические хоры могут не беспокоиться. Идея составить спектакль из SMS-сообщений тоже хороша. "Пишу в формате SMS" - так обратился один современный поэт к любимой женщине, и что тут долго рассусоливать - телефонный материал является роскошным срезом современной жизни. Социальная злость режиссера очевидна. Какие только темы не вырастают из эсэмэсок: врачи-взяточники, коррумпированные чиновники, неофашисты, развал семьи, ущемление родительских прав, низкая рождаемость, суициды... В смысле комедии нравов - чем не "Декамерон" наших дней? В отношении гражданского неравнодушия - ну прямо "овод"-XXI. Но достичь уровня "Декамерона" мешает неизбывный пубертатный зуд. Дабы показать обществу его чумазую и гадкую физиономию (недаром спектакль называется как стихи венгерского поэта прошлого века Майкла Бабитса "Blackland", то есть "Черная страна"), хочется почти непрерывно материться и показывать причинные места. Так ведут себя сложные подростки. Из этих сложных подростков часто получаются отличные взрослые люди. А из благовоспитанных тихонь столь же часто вырастает обывательское болото, при молчаливом согласии которого совершаются все злодеяния и глупости на земле... Честно говоря, сама не знаю, чего мне больше хочется: пожать Арпаду Шиллингу руку или отхлестать его по тому месту, где спина теряет свое приличное название. Социальная злость то и дело выдавливает из спектакля его художественную составляющую. Зонги часто смахивают на выступления агитбригад, хотя с музыкальной точки зрения они выполнены отменно. Много лобовых, в стиле какого-нибудь "красного уголка" или детского праздника сцен, продолжающих тему, заданную эсэмэской. Особенно в этом смысле повезло теме абортов и проблеме детей из неполных семей. Вышеописанное "мочеиспускание в предлагаемых обстоятельствах" - это вариация телефонного сообщения о том, как спортсмену не дали золотую медаль за то, что в его моче нашли допинг. В режиме совсем уже неконтролируемого хулиганства отыгрывается следующий сюжет. Мужские детородные органы мало того что обнажены, так еще и спроецированы видеокамерой на плазменные экраны. А sms-ка тем временем гласит: американцы вновь избрали Джорджа Буша. А ведь все это не раз бывало в истории театра. Радикальное давало оплеуху общественному вкусу, но одновременно встряхивало все сонное, омертвевшее, не дающее живой энергии. Затем шелуха отпадала, а жизнеспособное семя оплодотворяло новый сценический язык. Сиживая в нынешних наших театрах на благопристойных, но совершенно неживых, никого и ничего не задевающих опусах, томишься скукой и раздражением. А на спектакле Шиллинга иной раз передергиваешься от физической брезгливости. Впрочем, такая реакция режиссером запрограммирована. Она для него - дозволенный им самим (не факт, что позволительный на самом деле!) способ растрясти сытое сознание европейского обывателя. По мне, так это - худшая, по-детски неуправляемая сторона его спектакля. Талант же и профессия видны в самой идее постановки, в блестящих приемах театра-кабаре (в Восточной Европе эта традиция жива и развивается постоянно), в отличном эпизоде с кретинами-террористами, пишущими письмо министру. Этот эпизод имеет прямую связь и с шекспировскими комическими сценами, и с традицией Брехта, и с фольклорными простаками. А чего стоит "тронная речь" премьер-министра, который вообще не произносит ни одного слова, зато смачно рыгает в микрофон! Вот, господа, мы и дожили до того часа, когда из двух зол не можем выбрать меньшего. Связь нашего собственного театра с сиюминутными жизненными токами опасно истончилась. Смотреть, как люди на сцене безразлично к реальной жизни носят свои пиджаки (камзолы, джинсы, туники etc...), нет больше моральных сил. Так неужто взорвать эту ситуацию можно лишь таким способом: выматериться и снять трусы? Также в рубрике:
|