Главная | Форум | Партнеры

Культура Портал - Все проходит, культура остается!
АнтиКвар

КиноКартина

ГазетаКультура

МелоМания

МирВеры

МизанСцена

СуперОбложка

Акции

АртеФакт

Газета "Культура"

№ 50 (7560) 21 - 27 декабря 2006г.

Рубрики раздела

Архив

2011 год
№1 №2 №3
№4 №5 №6
№7 №8 №9
№10 №11 №12
№13 №14 №15
№16 №17 №18
№19 №20 №21
№22 №23 №24
№25    
2010 год
2009 год
2008 год
2007 год
2006 год
2005 год
2004 год
2003 год
2002 год
2001 год
2000 год
1999 год
1998 год
1997 год

Счётчики

TopList
Rambler's Top100

Телевизионный смотритель

А ждали-то Олимпиаду

"Брежнев" на "Первом"

PRO MEMORIA

Анастасия МАШКОВА
Фото Якова ХАЛИПА


Полагаю, что "новый фильм Леонида Парфенова" ждали с особым чувством. Знаменитому журналисту, отошедшему от текущей телевизионной практики (во всяком случае, в качестве начальника, "заказчика") требовалось подтвердить себя в прежнем звездном статусе. Что он и сделал - к всеобщему, полагаю, удовольствию. Парфенов и те немногие по сию пору адекватные "стилю Парфенова" журналисты (зачастую дебютировавшие при его непосредственном участии) создают на нашем телевидении хоть какую-то альтернативу внезапно расплодившимся сварливым комментаторам-"терминаторам". У немногих интеллигентных людей, еще не забросивших пульт от родного "ящика" куда-нибудь подальше, за шкаф, например, расхождения с "терминаторами" прежде всего стилистические. Как у писателя Синявского - с советской властью.

Стоит обратить внимание на компанию, выпустившую "Брежнева", - "ТелеФормат". У нее уже есть один (и на мой пристрастный взгляд, конечно, - просто феерический!) проект для "Первого" - "Русские" со Светланой Сорокиной. Есть и другие планы. Стоит, полагаю, отдельно прописать вклад в новую удачу Парфенова режиссера Елены Калиберда (это известное имя на телевидении, достаточно вспомнить юмористический цикл компании "Пилот" с Хрюном и Степаном и - совершенно другое "поле" - авторские программы Елизаветы Листовой про памятники советской империи, про гостиницу "Москва", столичные высотки и сочинские здравницы), равно как и сценариста Натальи Пятериковой (а это имя уже совсем новое). И весь профессиональный коллектив, вся команда поработали на славу.

Тут многое сложилось, сошлось; легкость общения с "предметом", свежесть восприятия тому порука. Но дело не только в этом. "Брежнев" в документальном формате берет больше и копает глубже, нежели недавний игровой сериал Сергея Снежкина и Валентина Черных с Сергеем Шакуровым в заглавной роли. Игровой "Брежнев" - это альтернатива качественного кино и продуманного стиля разливанному морю стилистической пересортицы, "продукту". Документальный "Брежнев" - это не просто адаптированный для "малого экрана" "большой сюжет" жизни большой страны, но и его интерпретация. Это попытка через какие-то весьма, скажем прямо, неуловимые субстанции (стиль, дух, настроение эпохи и людей, ее, эпоху, населяющих) найти смысл эпохи. А вернее, тот урок, что предстоит извлечь из деяний ее "первого лица" потомкам.

Леонид Парфенов вообще любит портретировать эпоху, ну а уж годы правления Леонида Ильича - это его "наша эра" ("Намедни"-1961 - 1991). Но на этот раз он стремится к предельному лаконизму и концентрирует свое телекино не на харизматичных людях-знаках (сейчас уже принято говорить - иконах) времени, но только на "первом лице" и его многочисленных чадах и домочадцах. На перипетиях карьеры Брежнева и том личностном механизме, что неуклонно двигал эту карьеру навстречу верховной власти (а Брежнев, как известно, долго укреплял собственный статус, сосредотачивая в своих руках все новые ресурсы: стал лидером партии, потом и государства).

В общем-то не только именно этот документальный фильм, не только предшествовавший ему игровой сериал, но и многие другие события, фильмы и проекты (среди них - "Старые песни о главном", некогда затеянные Леонидом Парфеновым и Константином Эрнстом) уже давно диагностировали предмет ностальгии, ее главную тему - когда речь идет о том, с каким чувством вспоминали 70-е на рубеже 90-х. Да, многие ностальгировали по скромному обаянию нарождавшейся буржуазности, по призраку потребительского рая, что мерещился в нефтедолларовые 70-е. Ведь в "обломные" 90-е даже этот скромный "паек" уплыл сквозь пальцы миллионов....

Но куда как страшнее, что исчезла та разливанная душевность, некая умиротворенность, исчезло специфическое русское расслабленное братство в бедности... Мы оказались не готовы жить в мире куда более сытом, но жестком, конкурентном, требующем самодисциплины, привычки к одиночеству (и отнюдь не только экзистенциальному) и умению смотреть правде (объективной реальности) в глаза. И еще - при всем при том не свихнуться окончательно.

Это уже потом, когда надо будет научиться жить как-то по-другому, выяснится, что при плановой экономике выживать было как-то проще (в смысле - душевнее), чем при диком капитализме. И полетят с постаментов люди-знаки, и вывернется народная душа так, что станет страшно ездить в общественном транспорте, и бессмысленным станет "лучшее в мире образование" вкупе со здравоохранением и трудовыми книжками. Но это потом. Если понимать под коммунизмом некую инфантильную мечту о всеобщей "эре милосердия", то он действительно чем-то напоминал брежневскую эпоху. И кульминировал это реальный коммунизм где-то к 1980 году. Хотя все, как это ни странно, ждали именно Олимпиаду. Нечто подобное происходит и в "Брежневе": там нет смехопанорамы про Олимпиаду и так далее.

...Но мечта достичь всеобщего благоденствия, поделив нефтедоллары "по-честному", похоже, не покинет эти края никогда...

И вот что открывается удивительное: а ведь весь этот комплекс исторических причин и следствий сгущается вокруг личности "дорогого Леонида Ильича"! Это его личность, даже его психика определяли эпоху. Те же качества, что привели его не к номинальной, но реальной власти, а потом и укрепили ее почти до сталинской кондиции (второй после Иосифа Виссарионовича генеральный секретарь), определили расслабленный дух эпохи. А еще есть такое сравнительно новое русское слово - пофигизм. В любой другой стране мира этот человек стал бы гениальным пиарщиком: почитайте современные учебники по этой модной дисциплине, посмотрите "Брежнева" - и все встанет на свои места. Но в Советском Союзе "комплекс избирательной кампании" стал причиной того, что, например, цены на основные продукты питания не повышались десятилетиями - притом что продуктов питания не было в свободной продаже. Диссидентов не судили, но признавали психически больными, отнимая у них не то чтобы свободу, но именно единственное, что есть у человека неотчуждаемого - его личность (стоит ли говорить, что методы карательной психиатрии распространялись и на настоящих больных...). А когда уйти в иллюзии до необходимой степени расслабленности не удавалось даже генсеку - он принимал транквилизаторы. И в результате стал реальным наркоманом.

Отнюдь не "мелкий деятель эпохи Владимира Высоцкого и Аллы Пугачевой", он не смог и не захотел, фигурально выражаясь, устроить нам "второй Пхеньян", но не устроил нам и "второй Сеул". И если искренне: а за что мы ему больше благодарны?

При всем богатстве режиссерских и журналистских ходов в фильме Леонида Парфенова "Брежнев" мне больше всего хочется оценить вот этот начальный титр - "и лично Леонид Ильич". Он сам по себе значим, не надо опошлять историю. Хотя "лично" он уже вроде бы не присутствует в нынешней, текущей ситуации. Следовательно, выводы относительно "его" наследия надо делать самим.

Также в рубрике:

PRO MEMORIA

ПРЕМЬЕРА

НА СЪЕМОЧНОЙ ПЛОЩАДКЕ

НОВОСТИ КАНАЛОВ

ТВ-НЕДЕЛЯ

КИНО НА ТВ

Главная АнтиКвар КиноКартина ГазетаКультура МелоМания МирВеры МизанСцена СуперОбложка Акции АртеФакт
© 2001-2010. Газета "Культура" - все права защищены.
Любое использование материалов возможно только с письменного согласия редактора портала.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Министерства Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций Эл № 77-4387 от 22.02.2001

Сайт Юлии Лавряшиной;