Главная | Форум | Партнеры![]() ![]() |
|
АнтиКвар![]() |
КиноКартина![]() |
ГазетаКультура![]() |
МелоМания![]() |
МирВеры![]() |
МизанСцена![]() |
СуперОбложка![]() |
Акции![]() |
АртеФакт![]() |
Газета "Культура" |
|
№ 50 (7560) 21 - 27 декабря 2006г. |
Рубрики разделаАрхивСчётчики |
![]() |
Телевизионный смотрительА ждали-то Олимпиаду"Брежнев" на "Первом" PRO MEMORIAАнастасия МАШКОВА Полагаю, что "новый фильм Леонида Парфенова" ждали с особым чувством. Знаменитому журналисту, отошедшему от текущей телевизионной практики (во всяком случае, в качестве начальника, "заказчика") требовалось подтвердить себя в прежнем звездном статусе. Что он и сделал - к всеобщему, полагаю, удовольствию. Парфенов и те немногие по сию пору адекватные "стилю Парфенова" журналисты (зачастую дебютировавшие при его непосредственном участии) создают на нашем телевидении хоть какую-то альтернативу внезапно расплодившимся сварливым комментаторам-"терминаторам". У немногих интеллигентных людей, еще не забросивших пульт от родного "ящика" куда-нибудь подальше, за шкаф, например, расхождения с "терминаторами" прежде всего стилистические. Как у писателя Синявского - с советской властью. Стоит обратить внимание на компанию, выпустившую "Брежнева", - "ТелеФормат". У нее уже есть один (и на мой пристрастный взгляд, конечно, - просто феерический!) проект для "Первого" - "Русские" со Светланой Сорокиной. Есть и другие планы. Стоит, полагаю, отдельно прописать вклад в новую удачу Парфенова режиссера Елены Калиберда (это известное имя на телевидении, достаточно вспомнить юмористический цикл компании "Пилот" с Хрюном и Степаном и - совершенно другое "поле" - авторские программы Елизаветы Листовой про памятники советской империи, про гостиницу "Москва", столичные высотки и сочинские здравницы), равно как и сценариста Натальи Пятериковой (а это имя уже совсем новое). И весь профессиональный коллектив, вся команда поработали на славу. Тут многое сложилось, сошлось; легкость общения с "предметом", свежесть восприятия тому порука. Но дело не только в этом. "Брежнев" в документальном формате берет больше и копает глубже, нежели недавний игровой сериал Сергея Снежкина и Валентина Черных с Сергеем Шакуровым в заглавной роли. Игровой "Брежнев" - это альтернатива качественного кино и продуманного стиля разливанному морю стилистической пересортицы, "продукту". Документальный "Брежнев" - это не просто адаптированный для "малого экрана" "большой сюжет" жизни большой страны, но и его интерпретация. Это попытка через какие-то весьма, скажем прямо, неуловимые субстанции (стиль, дух, настроение эпохи и людей, ее, эпоху, населяющих) найти смысл эпохи. А вернее, тот урок, что предстоит извлечь из деяний ее "первого лица" потомкам. Леонид Парфенов вообще любит портретировать эпоху, ну а уж годы правления Леонида Ильича - это его "наша эра" ("Намедни"-1961 - 1991). Но на этот раз он стремится к предельному лаконизму и концентрирует свое телекино не на харизматичных людях-знаках (сейчас уже принято говорить - иконах) времени, но только на "первом лице" и его многочисленных чадах и домочадцах. На перипетиях карьеры Брежнева и том личностном механизме, что неуклонно двигал эту карьеру навстречу верховной власти (а Брежнев, как известно, долго укреплял собственный статус, сосредотачивая в своих руках все новые ресурсы: стал лидером партии, потом и государства). В общем-то не только именно этот документальный фильм, не только предшествовавший ему игровой сериал, но и многие другие события, фильмы и проекты (среди них - "Старые песни о главном", некогда затеянные Леонидом Парфеновым и Константином Эрнстом) уже давно диагностировали предмет ностальгии, ее главную тему - когда речь идет о том, с каким чувством вспоминали 70-е на рубеже 90-х. Да, многие ностальгировали по скромному обаянию нарождавшейся буржуазности, по призраку потребительского рая, что мерещился в нефтедолларовые 70-е. Ведь в "обломные" 90-е даже этот скромный "паек" уплыл сквозь пальцы миллионов.... Но куда как страшнее, что исчезла та разливанная душевность, некая умиротворенность, исчезло специфическое русское расслабленное братство в бедности... Мы оказались не готовы жить в мире куда более сытом, но жестком, конкурентном, требующем самодисциплины, привычки к одиночеству (и отнюдь не только экзистенциальному) и умению смотреть правде (объективной реальности) в глаза. И еще - при всем при том не свихнуться окончательно. Это уже потом, когда надо будет научиться жить как-то по-другому, выяснится, что при плановой экономике выживать было как-то проще (в смысле - душевнее), чем при диком капитализме. И полетят с постаментов люди-знаки, и вывернется народная душа так, что станет страшно ездить в общественном транспорте, и бессмысленным станет "лучшее в мире образование" вкупе со здравоохранением и трудовыми книжками. Но это потом. Если понимать под коммунизмом некую инфантильную мечту о всеобщей "эре милосердия", то он действительно чем-то напоминал брежневскую эпоху. И кульминировал это реальный коммунизм где-то к 1980 году. Хотя все, как это ни странно, ждали именно Олимпиаду. Нечто подобное происходит и в "Брежневе": там нет смехопанорамы про Олимпиаду и так далее. ...Но мечта достичь всеобщего благоденствия, поделив нефтедоллары "по-честному", похоже, не покинет эти края никогда... И вот что открывается удивительное: а ведь весь этот комплекс исторических причин и следствий сгущается вокруг личности "дорогого Леонида Ильича"! Это его личность, даже его психика определяли эпоху. Те же качества, что привели его не к номинальной, но реальной власти, а потом и укрепили ее почти до сталинской кондиции (второй после Иосифа Виссарионовича генеральный секретарь), определили расслабленный дух эпохи. А еще есть такое сравнительно новое русское слово - пофигизм. В любой другой стране мира этот человек стал бы гениальным пиарщиком: почитайте современные учебники по этой модной дисциплине, посмотрите "Брежнева" - и все встанет на свои места. Но в Советском Союзе "комплекс избирательной кампании" стал причиной того, что, например, цены на основные продукты питания не повышались десятилетиями - притом что продуктов питания не было в свободной продаже. Диссидентов не судили, но признавали психически больными, отнимая у них не то чтобы свободу, но именно единственное, что есть у человека неотчуждаемого - его личность (стоит ли говорить, что методы карательной психиатрии распространялись и на настоящих больных...). А когда уйти в иллюзии до необходимой степени расслабленности не удавалось даже генсеку - он принимал транквилизаторы. И в результате стал реальным наркоманом. Отнюдь не "мелкий деятель эпохи Владимира Высоцкого и Аллы Пугачевой", он не смог и не захотел, фигурально выражаясь, устроить нам "второй Пхеньян", но не устроил нам и "второй Сеул". И если искренне: а за что мы ему больше благодарны? При всем богатстве режиссерских и журналистских ходов в фильме Леонида Парфенова "Брежнев" мне больше всего хочется оценить вот этот начальный титр - "и лично Леонид Ильич". Он сам по себе значим, не надо опошлять историю. Хотя "лично" он уже вроде бы не присутствует в нынешней, текущей ситуации. Следовательно, выводы относительно "его" наследия надо делать самим. Также в рубрике:
|