Главная | Форум | Партнеры

Культура Портал - Все проходит, культура остается!
АнтиКвар

КиноКартина

ГазетаКультура

МелоМания

МирВеры

МизанСцена

СуперОбложка

Акции

АртеФакт

Газета "Культура"

№ 05 (7566) 8 - 14 января 2007г.

Рубрики раздела

Архив

2011 год
№1 №2 №3
№4 №5 №6
№7 №8 №9
№10 №11 №12
№13 №14 №15
№16 №17 №18
№19 №20 №21
№22 №23 №24
№25    
2010 год
2009 год
2008 год
2007 год
2006 год
2005 год
2004 год
2003 год
2002 год
2001 год
2000 год
1999 год
1998 год
1997 год

Счётчики

TopList
Rambler's Top100

Театр

Вагонный анекдот

"Муж моей жены". Агентство "Арт-Партнер XXI"

Марина ГАЕВСКАЯ
Фото Ирины КАЛЕДИНОЙ


Сцена из спектакля

Банальную ситуацию - "муж, жена, любовник" - можно, конечно, превратить и в роман "Анна Каренина", а можно - в анекдот. От творения под названием "Муж моей жены" Миро Гаврана (перевод с хорватского Сергея Гирина) толстовских изысканий, разумеется, никто и не ждет. Жанр спектакля, поставленного в Международном театральном агентстве "Арт-партнер XXI", заявлен в программке как "железнодорожная комедия". Почему "железнодорожная", долго гадать не приходится: героиня - проводница, кочующая в поезде между двумя городами, а одновременно - между двумя мужьями. На этой пикантной подробности и строится попытка внести весьма сомнительную новизну в старый анекдот с бородой. В кульминационный момент на горизонте замаячит и любовник. Правда, на сцене он так и не появится, но быстро спевшиеся мужья выступят против него "единым фронтом".

Приняв заданные автором правила игры, создатели спектакля обходятся без изысков и излишеств, а потому и постановка (режиссер Александр Огарев), и сценография (художник Анастасия Нефедова) оказываются вполне под стать сюжету. К тому же свободно трансформирующиеся кресла ядовито-красного цвета и разрисованные на скорую руку простыни и наволочки, заменяющие декорацию, легко пакуются и перевозятся. Но это уже другой поворот дорожной темы, всегда актуальный для любой постановки, кочующей по разным сценам. Соблюдено и еще одно непреложное правило антрепризы - минимальное число участников и максимальная узнаваемость их лиц.

В первом действии на сцене присутствуют лишь двое из трех персонажей. В соответствии с законами жанра две мужские роли строятся по контрасту. Грубовато-туповатому Креше (Семен Стругачев) противостоит блаженно-наивный Жаркец (Валерий Гаркалин). Суматошные движения, вытаращенные глаза, нарочито-пафосные или хамовато-крикливые интонации - этим минимумом палитра актерских красок, увы, ограничивается. Преодолеть же изначально заданную схематичность характеров не удается, так же как и обыграть все драматургические нелепости и неоправданные повторы. В течение полутора часов сценического времени мужья, дружески выпивая, решают, кому из них остаться с их общей благоверной, попутно обсуждая свои мужские проблемы и отпуская многочисленные шутки "ниже пояса", которые цитированию не подлежат. Качеству юмора на сцене соответствует качество смеха в зале: любители смачного "остроумия" громко радуются, остальные тихо ропщут и после спектакля задаются наивным вопросом: "Зачем это нужно?". Вопрос и впрямь наивен, потому что с таким же успехом можно до бесконечности обсуждать, для чего нужны зашкаливающие по уровню пошлости "юмористические" шоу, стремительно размножающиеся на телеэкране и формирующие соответствующий вкус и спрос. В сравнении с ними незатейливые сценические зрелища - это лишь те цветочки, которые произрастают на хорошо удобренной почве. К тому же в тех случаях, когда в спектакле вопреки всему начинает превалировать яркая актерская индивидуальность, как-то незаметно перестаешь вслушиваться в то, что произносит исполнитель, а начинаешь с интересом наблюдать за тем, как он это делает.

Конечно, было бы нелепо ставить роль Драгицы в один ряд с теми работами, которые были сделаны Ольгой Прокофьевой в Театре имени Маяковского, начиная со сразу запомнившейся всем Валендры в спектакле "Завтра была война". Но, возможно, именно благодаря той крепкой школе актрисе удается не сломаться ни в сериальных марафонах, ни в антрепризных проектах, сохраняя свой природный комедийный дар и наработанный в театре профессионализм. Прокофьева умеет быть смешной, ничего не педалируя и не наигрывая. Индивидуальности актрисы присуще достаточно редкое сочетание острой комедийности и мягкой женственности. И как бы ни были порой напористы, лукавы или коварны ее героини, они всегда по-своему обаятельны, нежны и беззащитны. В определенной степени все эти качества обнаруживаются и в новой работе актрисы.

Драгица появляется на сцене, полностью закрытая огромными тюками, но по ее грубоватому голосу и командным интонациям уже можно судить о том, кто в этом доме хозяин. Не умолкающая ни на минуту скандалистка привычно требует, чтобы супруг снимал с нее сапоги и кормил обедом. Но как только оба мужа являются перед ней и предъявляют свои претензии, отъявленная стерва превращается в белую и пушистую кошечку. Едва выйдя из шока, она с невинным видом и томной улыбочкой начинает весьма убедительно вещать про привязанность к обоим супругам, которые шалеют от ее отчаянно-лирического пафоса. В соответствии со столь стремительной трансформацией резко меняется и внешний облик: вместо вульгарного черного парика и ярко-красного костюма появляется уютный домашний халат и пышная купальная шапочка. Актрисе удается вполне органично обыграть и анекдотичность ситуации, и откровенную карикатурность образа. Ее героиня выглядит не только умной и ловкой женщиной, мгновенно ориентирующейся в происходящем, но и весьма способной комедианткой, лихо примеряющей на себя нужную маску. Спокойно выслушав суровые условия, предложенные мужьями, Драгица принимает облик благородной и честной жены, которая хочет сделать выбор, оставшись с тем, кто ее больше любит. А едва убедившись в том, что цель достигнута и соперничающие супруги готовы выполнять любой ее каприз, отправляется на вечеринку, моментально преобразившись в вызывающе гламурную красотку. Героиня Прокофьевой шаг за шагом уверенно идет к своей победе, да и самой актрисе отчасти удается победить и схематичность характера, и анекдотическую банальность текста, чего, увы, не скажешь о спектакле в целом.

Также в рубрике:

ТЕАТР

ПРЕМИЯ

ЗАМЕТКИ НЕТЕАТРАЛА

КНИГИ

Главная АнтиКвар КиноКартина ГазетаКультура МелоМания МирВеры МизанСцена СуперОбложка Акции АртеФакт
© 2001-2010. Газета "Культура" - все права защищены.
Любое использование материалов возможно только с письменного согласия редактора портала.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Министерства Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций Эл № 77-4387 от 22.02.2001

Сайт Юлии Лавряшиной;