"Я телевиденье люблю и ненавижу..."
Анастасия МАШКОВА
1Смотреть "ТЭФИ" в Киноконцертном зале "Россия" - для журналиста что-то вроде роскоши. Как вручили премию 27 мая вечером, так тем же вечером ее показали в "хоккейном варианте" по РТР. Телекритики, изолированные от предмета своих писаний, то есть от телевизионных персон, были отправлены на балкон "России", где в кромешной темноте и под рев динамиков пытались фиксировать ход церемонии на бумажных носителях. Зачем, собственно, туда, в "Россию", да на "ТЭФИ" нас приглашают? Посмотрели бы по ТВ: то же самое, только без рекламы.
2 С высоты птичьего полета - в добавление к просмотру торжества - можно было лишь наблюдать как перешептывается с супругом Юлия Меньшова, а Татьяна Лазарева покидает своего супруга и коллегу по программе "О.С.П.-студия" Михаила Шаца после того, как эту программу "прокатили" по всем номинациям, в которых она фигурировала. Вероятно, телезвезду влекли домашние хлопоты. Понятно, что все звезды пришли на "ТЭФИ" работать. Заполнив собой, между прочим, почти, хотя и не весь, Киноконцертный зал "Россия". С верхотуры было видно, что заполнены не все места, и это радовало, потому что даже с учетом приглашенных гостей и сопровождающих количество телеперсон все равно приводило в трепет. Занятно наблюдать и за тем, как в зале аплодируют. Если на любую заставку НТВ на водруженном на сцене мониторе зал взрывался дружными аплодисментами, то упоминание иных программ иных каналов обходилось без подобной гулкой волны. Зато у "Совершенно секретно" и продукции, представляемой МНВК обнаружились - даже в этой, тысячу раз проверенной секьюрити аудитории, - подозрительно истеричные клакеры. Персонаж, агитировавший за "Я сама" с последнего ряда, был услышан даже на сцене.
3 Несколько меньший градус не скажу истерики, но заметного "смятенья чувств" царил не только в зале, но и на сцене. То академики АРТ (Академия российского телевидения) сетовали (в лице Ирены Лесневской) на беззащитность телеведущих и "тех, кого называют телебаронами" (выражение самой Ирены Стефановны), перед журналистами, а Владимир Познер сетовал на "жестокую природу этого зверя", то есть ТВ. То награжденные "ТЭФИ" начинали благодарить своего же брата и коллегу, то есть академика, за годы, которые их мурыжили в номинантах... Лично для меня самым сильным эстетическим впечатлением нынешней церемонии оказалось явление публике живого Владимира Гусинского, получившего премию "За личный вклад в развитие Российского телевидения". Перед глазами миллионов материализовался во плоти и крови человек, которого считают едва ли не всесильным духом, правящим империей НТВ, чьи мысли и чувства мы угадываем по колебаниям телеэфира... И представьте, оказался обычным человеком, много лет мечтающим "помахать рукою маме", да вот на родном канале не получается, вся надежда, что мама смотрит эту церемонию.
4 Апофеозом настроений в зале, самой их удачной формулировкой стала песенка в исполнении Любови Полищук, где симптоматично каждое слово, но особенно припев: "Я телевиденье люблю и ненавижу, но, ненавидя, все-таки люблю". С таким диагнозом надо искать психоаналитика.
5 Между тем премия "ТЭФИ" - не "Оскар". Люди, номинирующиеся на "ТЭФИ" по нескольку раз, как показала практика пятилетнего существования "ТЭФИ", ее все-таки получают. И зачастую - за те же самые, а вернее, одни и те же проекты. После того как "ТЭФИ" "обнесли" почти всех ведущих, а также ведущих репортеров НТВ, академики начали подбираться и к тем, кто вещает в полночь (В.Кара-Мурза), или даже к тем, кто специализируется на "негосударственных новостях" (А.Максимов, "Времечко"). Куда разумнее с точки зрения имиджа поступил Сергей Доренко, который отказался соревноваться за "ТЭФИ" , хотя, как прозрачно нам намекнул со сцены Евгений Киселев, благосклонность "ТЭФИ" ему и не светила.
6 В отличие от того же "Оскара" "ТЭФИ" не дает точную оценку некому явлению, потому что фильм может получить суперпремию только в год своего выпуска или не получить вообще. Ежели автор талантлив и толков, то вполне может еще раз побороться за "Оскара" , хотя бы за "вклад в развитие". Но вот уж если его фильм "Оскара" получает... Именно с помощью "Оскара" Голливуд определяет свою идеологию, именно этим призом он задает себе вектор развития как творческого поиска, так и общей гуманитарной стратегии. Допустим, фильмам поисковым, талантливым, но небесспорным с точки зрения нравственности, как правило, дают премию за лучший сценарий, премию имени Орсона Уэллса (за свой шедевр "Гражданин Кейн" Уэллс действительно получил лишь сценарного "Оскара"). Но и в дурном сне никому не привидится, чтобы лучшим фильмом признали "Криминальное чтиво".
7 Иное дело российская "ТЭФИ". Она не только сводит в конкурентной борьбе несопоставимые культурные явления (о чем уже много писали), но и в апофеозе всеобщей любви раздает свою благосклонность всем, но по очереди. Зато у всех есть надежда продержаться до следующей "ТЭФИ", если программу не закроют. В результате ни идеологии, ни твердых позиций у "ТЭФИ" нет: академия признает лучшим ведущим Андрея Максимова, академик Капица призывает лауреата Максимова быть профессиональнее и вручает следующую статуэтку.
8 Среди премий, представляющихся абсолютно заслуженными, назову "ТЭФИ", врученную сериалу "Улицы разбитых фонарей": лучший игровой сериал, лучший проект года. Хоть однажды мы не заблудились на территории телевизионного кино и вместо блуждания в потемках массовых жанров получили, по выражению Константина Эрнста, "простой русский сериал". Так и до всем понятной премии "ЭММИ" в ее российском варианте доживем. Там вручают призы в понятных всем номинациях типа "лучший сериал", "лучший актер комедийного сериала", "лучший оператор сериала". В этой связи можно пока считать нашим первым сериалом саму "ТЭФИ", где логика поведения персонажей неочевидна, однако для всех, кто продержится пару контрольных сезонов, грядет хеппи-энд.