Главная | Форум | Партнеры![]() ![]() |
|
АнтиКвар![]() |
КиноКартина![]() |
ГазетаКультура![]() |
МелоМания![]() |
МирВеры![]() |
МизанСцена![]() |
СуперОбложка![]() |
Акции![]() |
АртеФакт![]() |
Газета "Культура" |
|
№ 19 (7179) 3 - 9 июня 1999г. |
Рубрики разделаАрхивСчётчики |
![]() |
Палитра"Родина! Мы виделись так мало"Возвращение коллекции Виктор ЛЕОНИДОВ Автографы и рисунки Добужинского, дивная картина Нестерова, письма Бакста, целая коллекция уникальных гравюр XVIII века, сотни книг по русской военной истории, письма и личные вещи членов императорской фамилии, парадные портреты Александра I и Николая I, собрание реликвий военной славы России... Что это? Откуда эти сокровища, часть из которых была продемонстрирована в знаменитом особняке Третьякова на Гоголевском бульваре 31 мая. Ныне там располагается Российский фонд культуры, руководство которого с гордостью представило еще одну победу в деле возвращения наследия русского зарубежья. Собрание культурно-просветительного и благотворительного общества "Родина" отныне навсегда будет храниться в России. Историю эту, наверное, стоит начать с 1954 года, когда о падении коммунизма в нашей стране мог думать разве что душевнобольной. Именно тогда в далеком американском городе Лейквуде собралась группа русских эмигрантов и приняла решение о создании русского историко-культурного центра, название долго не обсуждалось - естественно, "Родина". Мотором всего этого начинания стал сын одного из самых могущественных ставропольских помещиков Николай Андреевич Ковура, долгие годы возглавлявший общество. "Родина" - организация живая. В активности - бытие, жизнь, в противном случае - увядание, застой, плесень... "Под лежачий камень вода не течет". "Родина" - малый осколок Родины, России. Родина... сколько тепла таится в этом слове. Я не помню, кто сказал: "Истина, Мать и Родина произносятся только чистыми устами". Поэтому прошу помогать, оберегать, а если нужно, и защищать ее", - говорил он на открытии большого здания центра в октябре 1956 года. Своей главной целью организаторы общества видели прежде всего в сохранении культуры и памяти об оставленной стране. Другим основным направлением стала благотворительность. Сотни наших соотечественников, причем не только за океаном, но и в Европе, не умерли благодаря всему этому с голоду. Естественно, такой центр не мог существовать без библиотеки. Потоком хлынули в "Родину" книги и журналы от эмигрантов со всего мира. Есть такая добрая примета среди тех, кто хоть какое-нибудь отношение имеет, как у нас говорят, к организации культурного процесса. Стоит возникнуть где-нибудь оазису, к которому возникнет доверие, - и он через какое-то время перестает соответствовать первоначальному замыслу. Так произошло и с "Родиной", довольно быстро ставшей одним из самых крупных музеев русского зарубежья. Начало этому положил художник Всеволод Стеллецкий, установивший в комнате молодежного кружка шкаф, за стеклом которого лежали первые экспонаты - погоны Крымского и Владикавказского кадетских корпусов и портреты Корнилова и Деникина. Через некоторое время "Родина" просто стала захлебываться от неисчислимого количества реликвий русской военной истории и культуры. Туда передали свои собрания Морское историческое общество, из Парижа поступила уникальная коллекция Николаевского кавалерийского училища, с удовольствием переправили в Америку свои фонды Музеи русской конницы и Лейб-гвардии Семеновского и Павловского полков и Константиновского артиллерийского училища. Естественно, огромную роль в формировании музея сыграли частные коллекционеры. Особо здесь, наверное, надо назвать князя С.С.Белосельского-Белозерского и вдову секретаря "Мира искусства" Гришковскую. Конечно, основой музея стало собрание по милитарике. Ордена, различные виды оружия, знамена, неисчислимое количество фотографий, рисунков, альбомов, так или иначе связанных с прошлым русской армии. Существовал и специальный казачий отдел, естественно, целый этаж музея занимало собрание, посвященное императорской фамилии. Автографы мучеников подвала дома Ипатьева, личные вещи детей последнего русского царя. Однако время пришло, и то, что не могло и присниться, стало явью. Столь ненавистный эмигрантами коммунизм рухнул, над Россией снова взвился трехцветный флаг. В палящем июне 1993-го в Центральном музее Вооруженных Сил в Москве открылась выставка "Россия в двух войнах". Среди других экспонатов ранее проклинаемых белогвардейцев жители столицы и гости могли увидеть и реликвии "Родины". Выставка настолько поразила председателя общества Олега Круминса и присутствовавших членов Совета старшин "Родины", что решено было все из столичной экспозиции так и оставить музею. Причем это был не просто эмоциональный шаг. Существует завещание многих основателей и дарителей общества, что их реликвии должны служить свободной России. После этого представители Музея Вооруженных Сил еще дважды побывали в Лейквуде, результатом чего стала передача еще ряда коллекций. Но тем не менее значительная часть фондов общества продолжала оставаться в Америке. И вот летом прошлого года к зданию Фонда культуры подъехал огромный грузовик, привезший более трехсот коробок с последней частью коллекции музея и библиотеки "Родины". Инициаторами этой поистине невероятной для наших последних лет акции стали начальник Центрального музея Вооруженных Сил А.К.Никонов и вице-президент Российского фонда культуры Д.А.Пиорунский. Осуществили же грандиозное предприятие директор Дирекции Президентских программ фонда Елена Чавчавадзе и сотрудник Музея Вооруженных Сил Михаил Яковенко. Из Москвы возвращение координировал коммерческий директор РФК Александр Котелевский, сумевший обеспечить долгий путь груза на пароходе через океан, а потом из Финляндии - в Москву. Что же, все хорошо, что хорошо кончается. И, принимая поздравления в связи с таким бесценным приобретением, сотрудники Фонда культуры и Центрального музея Вооруженных Сил еще раз гарантировали, что все сокровища "Родины" будут открыты. Для исследователей, журналистов, для выставок и телепередач. Гости могли взять прекрасный буклет, специально подготовленный редакцией знаменитого журнала "Наше наследие". И нельзя не вспомнить стихи замечательного поэта Ивана Елагина, несколько лет назад умершего на американской земле. Стихотворение, начинавшееся строкой "Родина! Мы виделись так мало", он закончил словами "Мы вернемся, если будем живы. Если к дому приведет Господь". Поэты часто бывают провидцами. Также в рубрике:
|