Главная | Форум | Партнеры

Культура Портал - Все проходит, культура остается!
АнтиКвар

КиноКартина

ГазетаКультура

МелоМания

МирВеры

МизанСцена

СуперОбложка

Акции

АртеФакт

Газета "Культура"

№ 19 (7179) 3 - 9 июня 1999г.

Рубрики раздела

Архив

2011 год
№1 №2 №3
№4 №5 №6
№7 №8 №9
№10 №11 №12
№13 №14 №15
№16 №17 №18
№19 №20 №21
№22 №23 №24
№25    
2010 год
2009 год
2008 год
2007 год
2006 год
2005 год
2004 год
2003 год
2002 год
2001 год
2000 год
1999 год
1998 год
1997 год

Счётчики

TopList
Rambler's Top100

Под занавес

При криках громкого "ура"

Из жизни памятников

Татьяна БИРЮКОВА


Мысль об установке в России памятника А.С.Пушкину зародилась не в канцелярских кабинетах, не у городского головы, не в Московской управе, очень активно работавших на благо Москвы в середине прошлого столетия. И вовсе не интеллигентнейшая императорская семья подала благородную идею. Почину к увековечению памяти о Пушкине в бронзе суждено было родиться в Ведомстве учреждений Марии Федоровны.

Лицей, в котором поэт провел свои отроческие годы, с переводом в 1843 году из Царского Села в Санкт-Петербург был подчинен принцу Ольденбургскому и включен в число заведений Ведомства Марии.

В 1860 году директор этого лицея представил докладную о том, что бывшие воспитанники всех курсов, находясь в уверенности о благоговейной памяти всего русского народа к Александру Сергеевичу Пушкину, питомцу их лицея, просят дозволить открыть повсеместную по России подписку для сооружения поэту памятника, достойного народной его славы, в местности, которую укажет Его Величество принц.

Высочайшая резолюция гласила: "Согласен, и памятник поставить в Царском Селе, в бывшем Лицейском саду".

Министр Императорского двора в 1866 году объявил высочайшую волю и то, что изготовление памятника должен осуществлять художник Лаверецкий по модели проекта господина Бахмана. На все работы по возведению памятника требовалось до 89 тысяч рублей, но в течение пяти лет по подписке собрали лишь около 14 тысяч. Эти деньги были положены в Государственный банк для приращения процентами. Бахману и Лаверецкому за проделанные предварительные подготовительные работы по сооружению памятника в лицейском саду были выданы деньги - 1,9 тысячи рублей, и решено было к этим художникам более не обращаться.

В октябре 1871 года, при праздновании годовщины лицея, бывшими его воспитанниками был поднят вопрос о возобновлении подписки на памятник. Для сбора этих средств было предложено образовать комитет из нескольких товарищей поэта и некоторых лицеистов последующих курсов. Председателем комитета был избран член Государственного Совета барон Корф.

Успех подписки мог определиться удачным выбором места установки памятника. Поэтому комитет воспользовался предоставленной ему свободой и решил вместо лицейского сада установить статую в одной из столиц империи. Было учтено, что в Петербурге, уже богатом скульптурами подобного рода, гораздо труднее было бы избрать значительное для нового памятника место, нежели в Москве, которой он мог бы послужить украшением.

20 марта 1871 года комитет получил разрешение на установку памятника в Москве. Предлагалось два варианта конкретного места. В первом случае это был новообразованный сквер при Страстном бульваре. Но подошел второй вариант: центр Тверского московского холма - конец Тверского бульвара, примыкающего к площади напротив Страстного монастыря.

Комитет два раза объявлял конкурсы на составление проекта памятника, на которые было представлено 34 модели. В апреле 1875 года победителем был объявлен скульптор А.М.Опекушин.

В мае на суд публики был представлен еще проект - М.О.Микешина. Он не участвовал в конкурсе, так как был выполнен в виде бюста, а в условиях состязания была непременная статуя. Микешин в модели установил бюст, увенчанный лавровым венком, на колоссальную усеченную пирамиду из цветного гранита, вверху которой с лицевой стороны помещены были золотые лира и перо; ниже спускались до основания пирамиды лавровые ветви из литой бронзы, образующие большой венок, перевитый местами широкими лентами, предназначаемыми для надписей. Посередине венка слова: "Александру Сергеевичу Пушкину", а ниже - раскрытая книга со стихами поэта:

И долго буду тем народу я любезен,

Что чувства добрые

я лирой пробуждал,

Что прелестью живой стихов

я был полезен

И милость к падшим призывал.

Поскольку Микешин считал, что памятник по его модели должен стоять лишь в Санкт-Петербурге, комиссия предложила рассмотреть этот проект в будущем для установки в новом Александровском сквере недалеко от Невского проспекта.

В октябре того же года поступило еще одно предложение - модель С.И.Иванова. Пушкин был изображен стоящим на скале в окружении многочисленных фигур из его творений. В самом подножии были помещены четыре фигуры согласно строкам стихотворения:

И будет знать меня

всяк сущий в ней язык,

И гордый внук славян,

и финн, и ныне дикий

Тунгус и друг степей калмык.

Комиссия экспертов под председательством профессора архитектуры Гримма единогласно отдала предпочтение академику Опекушину. И 17 декабря 1876 года его модель была представлена императору в Белом зале Зимнего дворца. Император одобрил проект.

Сооружение памятника было начато в 1877 году. Его открытие было назначено на день рождения поэта в 1880 году.

Однако в мае за два дня до этого торжества Москва погрузилась в траур по случаю кончины императрицы.

Чествования поэта были перенесены на 5 июня. В этот день в 2 часа дня в зале Московской городской думы открылось публичное заседание Комитета по сооружению памятника. Председательствовал принц Ольденбургский. На заседании принимались депутации от различных учреждений и обществ (всего их было 106). Залы в Думе были убраны зеленью и цветами, на специально устроенной эстраде на высоком пирамидальном пьедестале был поставлен громадный бюст Пушкина. Пьедестал был обтянут синим сукном и перевит атласными белыми лентами.

6 июня в Москве с раннего утра шел небольшой дождь, но за полчаса до начала торжеств тучи на небе развеялись. Ожидающие торжественных выступлений люди расположились у окон и на крышах близлежащих домов.

После звуков гимна "Коль славен наш Господь в Сионе", исполненного оркестром и хором воспитанников учебных заведений под руководством Н.Г.Рубинштейна, состоялся акт передачи памятника комитетом городу Москве.

При звоне колоколов, всеобщем ликовании, стройном пении была опущена пелена, окутывавшая памятник, и все ощутили чудное мгновение от встречи с прекрасным изображением Пушкина. При криках громкого "ура" один из сыновей поэта разрыдался.

Высокопоставленные лица и родные Пушкина торжественно обошли памятник. Затем к нему были возложены венки.

Когда участники церемониала поспешили на торжественный акт в университет, толпа буквально кинулась на оставленные венки. Каждый спешил сорвать цветок или листочек на память об этом дне...

8 июня был третий день пушкинского праздника, ознаменованный вторым торжественным заседанием Общества любителей российской словесности. В этот день с глубокой и блистательной речью выступил Ф.М.Достоевский. Он увлек, растрогал, доставил радость присутствующим. У многих мужчин были слезы на глазах, дамы не стесняясь рыдали. Стоны, восторги оглашали воздух. Какие-то молодые девушки подбежали к оратору с лавровым венком и увенчали его. Случилось и так, что один молодой человек, переполненный эмоциями от слов писателя, стремительно ринулся из зала, вбежал в боковую комнату и там упал в обморок.

На этом вечере выступали А.Н.Плещеев, И.С.Аксаков, П.В.Анненков и другие. Но самой эффектной оказалась речь А.А.Потехина, в которой он говорил об отношении Пушкина к творчеству Гоголя: "Почтивши память Пушкина, нашего несравненного, любимейшего, великого поэта, нашей гордости и славы, мы ничем не утешим столько его великую тень, как положив в эти дни всенародного чествования его памяти начало всенародной подписки на памятник Гоголю". Когда публика расходилась, присутствовавшие проходили в боковые залы, где на столиках были положены листы для подписки на новый будущий шедевр. В несколько минут листы эти покрылись множеством подписей. Было собрано 3 тысячи рублей.

В 1880 году все пушкинские торжества проходили в начале июня. И лишь в Святогорском монастыре из-за задержки телеграммы о смерти императрицы - в настоящий день рождения поэта (26 мая по ст. стилю). Местные крестьяне посетили могилу поэта, где была отслужина панихида.

Также в рубрике:

Главная АнтиКвар КиноКартина ГазетаКультура МелоМания МирВеры МизанСцена СуперОбложка Акции АртеФакт
© 2001-2010. Газета "Культура" - все права защищены.
Любое использование материалов возможно только с письменного согласия редактора портала.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Министерства Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций Эл № 77-4387 от 22.02.2001

Сайт Юлии Лавряшиной;