Главная | Форум | Партнеры![]() ![]() |
|
АнтиКвар![]() |
КиноКартина![]() |
ГазетаКультура![]() |
МелоМания![]() |
МирВеры![]() |
МизанСцена![]() |
СуперОбложка![]() |
Акции![]() |
АртеФакт![]() |
Газета "Культура" |
|
№ 19 (7179) 3 - 9 июня 1999г. |
Рубрики разделаАрхивСчётчики |
![]() |
Под занавесПри криках громкого "ура"Из жизни памятников Татьяна БИРЮКОВА Мысль об установке в России памятника А.С.Пушкину зародилась не в канцелярских кабинетах, не у городского головы, не в Московской управе, очень активно работавших на благо Москвы в середине прошлого столетия. И вовсе не интеллигентнейшая императорская семья подала благородную идею. Почину к увековечению памяти о Пушкине в бронзе суждено было родиться в Ведомстве учреждений Марии Федоровны. Лицей, в котором поэт провел свои отроческие годы, с переводом в 1843 году из Царского Села в Санкт-Петербург был подчинен принцу Ольденбургскому и включен в число заведений Ведомства Марии. В 1860 году директор этого лицея представил докладную о том, что бывшие воспитанники всех курсов, находясь в уверенности о благоговейной памяти всего русского народа к Александру Сергеевичу Пушкину, питомцу их лицея, просят дозволить открыть повсеместную по России подписку для сооружения поэту памятника, достойного народной его славы, в местности, которую укажет Его Величество принц. Высочайшая резолюция гласила: "Согласен, и памятник поставить в Царском Селе, в бывшем Лицейском саду". Министр Императорского двора в 1866 году объявил высочайшую волю и то, что изготовление памятника должен осуществлять художник Лаверецкий по модели проекта господина Бахмана. На все работы по возведению памятника требовалось до 89 тысяч рублей, но в течение пяти лет по подписке собрали лишь около 14 тысяч. Эти деньги были положены в Государственный банк для приращения процентами. Бахману и Лаверецкому за проделанные предварительные подготовительные работы по сооружению памятника в лицейском саду были выданы деньги - 1,9 тысячи рублей, и решено было к этим художникам более не обращаться. В октябре 1871 года, при праздновании годовщины лицея, бывшими его воспитанниками был поднят вопрос о возобновлении подписки на памятник. Для сбора этих средств было предложено образовать комитет из нескольких товарищей поэта и некоторых лицеистов последующих курсов. Председателем комитета был избран член Государственного Совета барон Корф. Успех подписки мог определиться удачным выбором места установки памятника. Поэтому комитет воспользовался предоставленной ему свободой и решил вместо лицейского сада установить статую в одной из столиц империи. Было учтено, что в Петербурге, уже богатом скульптурами подобного рода, гораздо труднее было бы избрать значительное для нового памятника место, нежели в Москве, которой он мог бы послужить украшением. 20 марта 1871 года комитет получил разрешение на установку памятника в Москве. Предлагалось два варианта конкретного места. В первом случае это был новообразованный сквер при Страстном бульваре. Но подошел второй вариант: центр Тверского московского холма - конец Тверского бульвара, примыкающего к площади напротив Страстного монастыря. Комитет два раза объявлял конкурсы на составление проекта памятника, на которые было представлено 34 модели. В апреле 1875 года победителем был объявлен скульптор А.М.Опекушин. В мае на суд публики был представлен еще проект - М.О.Микешина. Он не участвовал в конкурсе, так как был выполнен в виде бюста, а в условиях состязания была непременная статуя. Микешин в модели установил бюст, увенчанный лавровым венком, на колоссальную усеченную пирамиду из цветного гранита, вверху которой с лицевой стороны помещены были золотые лира и перо; ниже спускались до основания пирамиды лавровые ветви из литой бронзы, образующие большой венок, перевитый местами широкими лентами, предназначаемыми для надписей. Посередине венка слова: "Александру Сергеевичу Пушкину", а ниже - раскрытая книга со стихами поэта: И долго буду тем народу я любезен, Что чувства добрые я лирой пробуждал, Что прелестью живой стихов я был полезен И милость к падшим призывал. Поскольку Микешин считал, что памятник по его модели должен стоять лишь в Санкт-Петербурге, комиссия предложила рассмотреть этот проект в будущем для установки в новом Александровском сквере недалеко от Невского проспекта. В октябре того же года поступило еще одно предложение - модель С.И.Иванова. Пушкин был изображен стоящим на скале в окружении многочисленных фигур из его творений. В самом подножии были помещены четыре фигуры согласно строкам стихотворения: И будет знать меня всяк сущий в ней язык, И гордый внук славян, и финн, и ныне дикий Тунгус и друг степей калмык. Комиссия экспертов под председательством профессора архитектуры Гримма единогласно отдала предпочтение академику Опекушину. И 17 декабря 1876 года его модель была представлена императору в Белом зале Зимнего дворца. Император одобрил проект. Сооружение памятника было начато в 1877 году. Его открытие было назначено на день рождения поэта в 1880 году. Однако в мае за два дня до этого торжества Москва погрузилась в траур по случаю кончины императрицы. Чествования поэта были перенесены на 5 июня. В этот день в 2 часа дня в зале Московской городской думы открылось публичное заседание Комитета по сооружению памятника. Председательствовал принц Ольденбургский. На заседании принимались депутации от различных учреждений и обществ (всего их было 106). Залы в Думе были убраны зеленью и цветами, на специально устроенной эстраде на высоком пирамидальном пьедестале был поставлен громадный бюст Пушкина. Пьедестал был обтянут синим сукном и перевит атласными белыми лентами. 6 июня в Москве с раннего утра шел небольшой дождь, но за полчаса до начала торжеств тучи на небе развеялись. Ожидающие торжественных выступлений люди расположились у окон и на крышах близлежащих домов. После звуков гимна "Коль славен наш Господь в Сионе", исполненного оркестром и хором воспитанников учебных заведений под руководством Н.Г.Рубинштейна, состоялся акт передачи памятника комитетом городу Москве. При звоне колоколов, всеобщем ликовании, стройном пении была опущена пелена, окутывавшая памятник, и все ощутили чудное мгновение от встречи с прекрасным изображением Пушкина. При криках громкого "ура" один из сыновей поэта разрыдался. Высокопоставленные лица и родные Пушкина торжественно обошли памятник. Затем к нему были возложены венки. Когда участники церемониала поспешили на торжественный акт в университет, толпа буквально кинулась на оставленные венки. Каждый спешил сорвать цветок или листочек на память об этом дне... 8 июня был третий день пушкинского праздника, ознаменованный вторым торжественным заседанием Общества любителей российской словесности. В этот день с глубокой и блистательной речью выступил Ф.М.Достоевский. Он увлек, растрогал, доставил радость присутствующим. У многих мужчин были слезы на глазах, дамы не стесняясь рыдали. Стоны, восторги оглашали воздух. Какие-то молодые девушки подбежали к оратору с лавровым венком и увенчали его. Случилось и так, что один молодой человек, переполненный эмоциями от слов писателя, стремительно ринулся из зала, вбежал в боковую комнату и там упал в обморок. На этом вечере выступали А.Н.Плещеев, И.С.Аксаков, П.В.Анненков и другие. Но самой эффектной оказалась речь А.А.Потехина, в которой он говорил об отношении Пушкина к творчеству Гоголя: "Почтивши память Пушкина, нашего несравненного, любимейшего, великого поэта, нашей гордости и славы, мы ничем не утешим столько его великую тень, как положив в эти дни всенародного чествования его памяти начало всенародной подписки на памятник Гоголю". Когда публика расходилась, присутствовавшие проходили в боковые залы, где на столиках были положены листы для подписки на новый будущий шедевр. В несколько минут листы эти покрылись множеством подписей. Было собрано 3 тысячи рублей. В 1880 году все пушкинские торжества проходили в начале июня. И лишь в Святогорском монастыре из-за задержки телеграммы о смерти императрицы - в настоящий день рождения поэта (26 мая по ст. стилю). Местные крестьяне посетили могилу поэта, где была отслужина панихида. Также в рубрике:
|