Главная | Форум | Партнеры![]() ![]() |
|
АнтиКвар![]() |
КиноКартина![]() |
ГазетаКультура![]() |
МелоМания![]() |
МирВеры![]() |
МизанСцена![]() |
СуперОбложка![]() |
Акции![]() |
АртеФакт![]() |
Газета "Культура" |
|
№ 27 (7588) 12 - 18 июля 2007г. |
Рубрики разделаАрхивСчётчики |
![]() |
Телевизионный смотрительТем и славен110-летие со дня рождения Анатолия Мариенгофа на канале "Культура" ПРЕМЬЕРАЕгор ОДИНЦОВ
В те времена от расстрела, голода, ареста, всеобщего безумия и красной истерии прививались по-разному. Даниил Хармс курил трубку и носил в ширинке штанов ярко-красную гвоздику. Есенин пил. Горький примеривал крылья "буревестника пролетарской революции". Валерий Яковлевич Брюсов гордился своим членством в РСДРП(б). Блок пытался читать "Двенадцать" нетрезвым революционным матросам. Набоков наблюдал за всем этим безобразием из своего прекрасного далека (вольно ему было). Анатолий Мариенгоф же просто оставался Анатолием Мариенгофом, потому как на фоне своих громогласных и статусных современников-тяжеловесов выглядел скромнее и незаметнее. 110-летие со дня рождения литератора не менее скромно отметили на минувшей неделе на канале "Культура" (а где же еще?) программой А.Шувикова "Когда погасли маяки". Для Анатолия Мариенгофа, имя которого теперь в первую очередь принято соотносить с именем Есенина, "маяки погасли" в 1962-м - в год его смерти. В Ленинграде. Как ни странно, но этот яркий, оригинальный человек, талантливый писатель, друг зловещего Блюмкина и почитатель Троцкого, каким-то немыслимым образом сумел сохранить свое творчество и свою жизнь, совершенно непостижимо избежал судьбы Мандельштама и Введенского, Бабеля и Цветаевой, Гумилева и своего друга Сергея Есенина. Впрочем, у каждого своя судьба, свой путь, свое предназначение, свой финал. Фильм "Когда погасли маяки" вызвал, откровенно говоря, достаточно противоречивое ощущение. С одной стороны, изобразительная рутина не могла не раздражать. Бесконечные архивные фото, кинохроника, которую трудно заподозрить в эксклюзивности, постоянно и навязчиво звучащий дикторский текст, ни на минуту не дающий возможности передохнуть и просто смотреть, наконец, долгие и претенциозные проходы некоего ведущего вдоль чугунных оград и облупленных стен домов. Такого рода режиссерский прием на телевидении отработали уже лет десять (если не более) назад. На кинопленку так снимали в 80-х годах прошлого столетия. Но, как известно, телеканал "Культура" тем и славен, что подобную стилистику давно сделал своей визитной карточкой. Никаких тебе монтажных изысков, никаких парадоксальных изобразительных решений, никакого аудиовизуального свободомыслия, если угодно. Все просто, единообразно, размеренно, неспешно, вернее даже сказать, степенно, но при этом величественно - будь то Мариенгоф или Мережковский, Шагал или Кандинский, Фадеев или Чуковский. С другой стороны, показалось, что именно так, как ни странно, и надо повествовать о человеке, о котором Вадим Шершеневич в свое время язвительно сказал: "Толя был очень прост в жизни - и очень величав в стихах". Как уже было замечено выше, о Мариенгофе теперь принято говорить лишь в связке с Сергеем Есениным, ведь до 1923 года они были неразлучными друзьями - вместе работали, вместе обивали пороги издательств, вместе развлекались так, что трепетали обе столицы, например, великовозрастные шутники исписали нецензурными выражениями стену Страстного монастыря в Москве. Впрочем, скоро монастырь снесли... Однако было бы заблуждением оценивать личность и творчество А.Мариенгофа лишь как нечто исключительно приданное личности и творчеству его именитого друга. На этом в фильме был сделан особый акцент, и это, как думается, совершенно справедливо. Знаменитые "Циники", вышедшие в Берлине в 1928 году, по праву стали культовым сочинением, своеобразие которого уже в 80-х годах ХХ века высоко оценил Иосиф Бродский. Итак, дозволительно ли требовать от очередной датской (приуроченной к дате) научно-популярной программы неких значительных творческих достижений, полета фантазии, новаторства и оригинальности? Думается, что едва ли. Например, 200, 150, 110, 100, 50, 25 и так далее - цифры, безусловно, предполагающие некое внутреннее участие, отношение, но никак не настаивающие на своей исключительности. На телеканале "Культура" это поняли давно. Также в рубрике:
|