Главная | Форум | Партнеры![]() ![]() |
|
АнтиКвар![]() |
КиноКартина![]() |
ГазетаКультура![]() |
МелоМания![]() |
МирВеры![]() |
МизанСцена![]() |
СуперОбложка![]() |
Акции![]() |
АртеФакт![]() |
Газета "Культура" |
|
№ 27 (7588) 12 - 18 июля 2007г. |
Рубрики разделаАрхивСчётчики |
![]() |
КиноПровинциальные истории про женщин и мужчинРусское кино на ММКФ Светлана ХОХРЯКОВА
В конкурсе недавно завершившегося XXIX Московского международного кинофестиваля представлено было сразу три российских фильма. "Путешествие с домашними животными" Веры Сторожевой получило главную фестивальную награду - "Золотого Святого Георгия", "Ничего личного" Ларисы Садиловой - приз ФИПРЕССИ. И только картина покойного Валерия Огородникова "Путина" осталась без наград. Хотя о ней, пожалуй, говорили больше, чем о других. Возникали даже дискуссии о том, стоило ли вообще включать ее в конкурс или все же представить в рамках спецпоказа. Такого рода ситуации случались не раз. И даже в этом году на Каннском кинофестивале в программе "Особый взгляд" участвовала картина "Мечта о Калифорнии" много обещавшего румынского режиссера Кристиана Немеску, совсем еще молодого, двадцати с небольшим лет, но погибшего недавно в автомобильной катастрофе. Фильм его был не только показан, но и отмечен жюри этого престижного конкурса.
"Путину" Валерий Огородников заканчивал, уже имея смертельный диагноз, не все успел, но на стадии монтажа поработал, как говорят. Картина могла бы кануть в Лету, а если говорить прозаичней, то оказалась бы в мусоре, как и многие другие материалы на оставшейся без хозяина студии "Дар". Однако нашлись люди, не давшие ничему пропасть. Долгов у "Путины" было много, требовалась светокоррекция, а в какой-то момент копия фильма и вовсе исчезла. Картину на фестивале многие категорически не приняли, кто-то, напротив, оценил очень высоко. На мой взгляд, это серьезное произведение, лучшее в творчестве Огородникова, хотя и не без изъянов. В то время как в права все больше вступают режиссеры-женщины, присутствие мужской руки оказывается жизненно важным, и "Путина" дает это почувствовать. История для Огородникова давняя, задуманная лет семь назад, а не стало его самого 1 июля 2006 года - сгорел за несколько недель. Многократно все переписывал, делая десятки вариантов каждой сцены. И сделал в итоге фильм, о котором кто-то из его создателей сказал как о кусочке православной России, где люди страдают, работают за копейки.
Снимали в Псковской области, близ эстонской границы, на небольшом острове необыкновенной северной и даже мистической красоты, но эта натура нисколько не привнесла в картину неоправданной красивости. Запечатленная природа могуча, торжественна и сурова. Здесь живут рыбаки, и кажется, что большая земля слишком далеко. И страсти тут кипят буквально шекспировские, даже дикие, какими они могут быть в российской деревне. В какой-то момент, когда оркестрик, приглашенный на свадьбу, заиграл залихватскую польку, происходящее чем-то напомнило фантасмагорический мир Кустурицы. Невеста ждет ребенка от одного, а под венец идет с другим. А тот, первый, возвращается в нужный момент, и тут уж никто совладать с собой не может. Никаких полутонов, все с плеча, люди не привыкли к чеховским интонациям, они живут совсем по другим законам. Интересное дело, что жизнь, хоть и деревенская, простая, никто матом не ругается, вопреки правде жизни, и, надо сказать, чувства потери при этом не испытываешь. Беременную невесту, из-за которой и возник весь сыр-бор, сыграла студентка Театральной академии Санкт-Петербурга, к тому же кукольного отделения Анна Ильющенко. Видно, что способная актриса с неброской, но выразительной внешностью, которой в большей степени удались зоны молчания. У девушки есть жених, а есть и бывший жених, отбывающий срок поблизости. Роль эту сыграл Петр Семак, с которым Огородников работал не раз. И в предыдущей своей совместной картине "Красное небо. Черный снег" они добились яркого результата. В "Путине" Семак чрезмерно театрален, играет так, как на сцене, чего экран не выносит. Из-за этого и рождается неправда, которая во многом и потопила фильм, приходится об этом говорить, как ни прискорбно. Лариса Садилова снимает отнюдь не дамское кино, она всегда предельно жесткая, никакой кисеи. Снимает исключительно провинциальные истории, на сей раз в родном своем Брянске, где ритм жизни совсем иной, чем в Москве. 60-летний герой картины Зимин, роль которого исполнил Валерий Баринов, по долгу частной своей службы ведет наблюдение за людьми, устанавливая в их квартирах систему видеонаблюдения. Естественно, тот, за кем наблюдают, понятия об этом не имеет, продолжает жить своей жизнью, ведет себя так, как никогда бы не стал в присутствии второго лица. И это как наркотик для подглядывающего, который в какой-то момент не может уже остановиться, когда нужда в наблюдении отпала. Зимин даже нарушает профессиональные правила и выходит на контакт с женщиной, за которой следил. Потом только выяснится, что произошла ошибка и следили не за тем человеком. Зимин и сам постоянно делал не то, что хотел, можно даже сказать, что жизнь не получилась такой, как мечталось, как и у миллионов других людей. Лет уже ему немало, а тут - странная аптекарша на горизонте. Зоя Кайдановская в этой роли вызвала в мужской половине зрителей самые разные чувства: кому-то понравилась своей странностью, кто-то категорично и самонадеянно заявлял, что такой увлечься невозможно. Но искра между героями пробежала. Вошел чужой человек в жизнь аптекарши и ушел, не простившись, просто исчез из комнаты, предварительно вселив надежду. Да, собственно, он и не приходил, продолжал жить с женой, к которой индифферентно относится, как к шкафу, чуть было не рванул в какие-то выси, да быстренько захлопнул приоткрытую форточку. В фильме совсем нет музыки, только шумы, звуки улицы, и озвучания не было, писался прямой звук. Рустам Ахадов показал свой звукорежиссерский класс и к тому же дебютировал в картине как продюсер. В какой-то момент Лариса Садилова даже впервые поняла, что лучше не иметь готового сценария, это дает преимущества и приводит к каким-то неожиданным вещам. "Путешествие с домашними животными" - опять-таки провинциальная история 35-летней женщины Натальи, впервые почувствовавшей вкус жизни и свободы. Почти двадцать лет жила она на железнодорожном разъезде с мужем, который взял ее в жены из детского дома, когда невесте было 16. Мы видим героиню Ксении Кутеповой замотанную в платок, как старуха, в фуфайке, хотя она еще молодая и цветущая женщина. Ничего в жизни не видела. Но вот осталась без мужа и продолжает жить, точно так же доя корову, отжимая творог. Потом в ее доме вроде всерьез появляется водитель грузовика Сергей, роль которого исполнил Дмитрий Дюжев. Он, конечно, не тот, кого она ждет: слишком простоват и приземлен, но женщины вечно ищут несуществующее. Самой удачной кажется сцена, когда Наталья забирается в поезд, притормозивший у ее дома по каким-то причинам. Только что она фигуряла вдоль состава в диком для этой ситуации брючном костюме, кому-то из пассажиров даже приглянулась, те и позвали продолжить путешествие. Она, дурочка, запрыгнула на подножку, поезд тронулся, а те, кто звали, тут же исчезли. И осталась она одна стоять в тамбуре под ворчание проводницы. Никому не нужна, разве что козе своей и собаке. Ксения Кутепова, несмотря на то что еще в детстве начала сниматься, серьезных и больших ролей в кино не имела. Несколько лет назад в Мастерской Петра Фоменко ей вдруг дали по-настоящему ее роль в "Семейном счастии" по Толстому, и мы по-новому посмотрели на актрису, которую вроде бы давно знали и у которой было немало интересных работ. Но ей так не хватало соло в коллективном хоре. В картине Веры Сторожевой случилось примерно такое же счастье, впервые появилась роль, в которой Ксения могла развернуться. Но слишком уж залюбовались актрисой, каждым ее движением и поворотом головы, хотя полюбоваться есть на что. Кстати, в той же сцене у поезда, в нелепом брючном костюме, вдруг в актрисе проявилась эксцентрика, лирика отошла на второй план, и стало очень интересно за ней следить. История Веры Сторожевой и сценариста Аркадия Красильщикова сама по себе хорошо придумана, разве что оказалась в некоторой степени обманкой, растворилась в красотах скудного пейзажа (бывает и такое), в кутюрности подачи. Понятное дело, что неизвестно какого роду-племени эта сирота, но предполагать излишний аристократизм в ее крови вряд ли стоило. Не хватило какой-то простоты и подлинности в произошедшем, но кто-то квалифицировал фильм как поэтическое кино, какого у нас давно не было. Также в рубрике:
|