Главная | Форум | Партнеры![]() ![]() |
|
АнтиКвар![]() |
КиноКартина![]() |
ГазетаКультура![]() |
МелоМания![]() |
МирВеры![]() |
МизанСцена![]() |
СуперОбложка![]() |
Акции![]() |
АртеФакт![]() |
Газета "Культура" |
|
№ 27 (7588) 12 - 18 июля 2007г. |
Рубрики разделаАрхивСчётчики |
![]() |
Краски мираЦыгане в ПарижеЭмир Кустурица поставил панк-оперу в Бастий Екатерина БЕЛЯЕВА
Живые гуси ходят по сцене, картонный индюк стоит, нахохлившись, резиновая луна висит, сияет, деревянные домики взлетают, висельники качаются вдоль фасада Миланского собора, никто ничего не говорит, зато все зажигательно поют на романэсе, ни одного слова не разобрать, зато есть французские титры. Песни, правда, имеют очень приблизительное отношение к происходящему на сцене. Вот такой цыганский беспредел на сцене парижской Бастий учинил сербский киногений Эмир Кустурица. Мировая премьера панк-оперы "Время цыган" состоялась в Париже аккурат через несколько дней после посещения Кустурицей Московского кинофестиваля. Кустурица, конечно, гений, но не бывать ему в стенах Оперы без приглашения Жерара Мортье. Это был спецзаказ - превратить в театральную постановку популярную в конце 80-х годов душещипательную цыганскую историю. Кустурица прославился с ней в 1989 году - его пятичасовая лента "Время цыган" завоевала в Канне приз как лучшая режиссерская работа. Мортье имел в виду совершенно новую продукцию, которая бы потянула на мировую премьеру. Он уже приглашал в театр скандальных кинорежиссеров, лидеры драматической сцены пробовали себя в качестве оперных постановщиков, руководители лучших ансамблей аутентичной музыки творили бок о бок с авангардными хореографами. Но до цыганской панк-оперы никто до Мортье не додумывался. Панк-оперу не нужно путать с рок-оперой или мюзиклом. Тут поют как в настоящей опере, танцуют как в мюзикле, звук идет из динамиков, как на дискотеке, притом что музыка живая и музыканты сидят в оркестровой яме. Зачем все это нужно? Затем, что, пока Мортье у руля (в 2009 году он уходит руководить другим театром - Нью-Йорк Сити Оперой), все новое в мире музыки должно по возможности происходить в Париже. Акция с Кустурицей и "Некурящим оркестром" ("No smoking orchestra") предполагает встряску традиционной зрительской аудитории. Буржуазная парижская публика очень удивилась, когда обнаружила, что цены на "Цыган" вдвое меньше обычных оперных. Были даже билеты в партер по пять евро. Набежало много фанатов панка, они вели себя на премьере шумно, но чувствовалась нота одобрения - в кои-то веки Жерара Мортье одобряют.
Многие помнят фильмы Кустурицы, в том числе и "Время цыган" с музыкой Горана Бреговича. Когда-то композитор и режиссер были коллегами по цеху - безвестный Кустурица играл в ансамбле у безвестного Бреговича на бас-гитаре. Старая история, о которой оба неохотно вспоминают. Кустурица объясняет разрыв с композитором сменой музыкальной ориентации. В сферу его новых интересов попал электрический фолк-рок и техно-рок, к тому же завязались деловые отношения с "No smoking orchestra". Кустурица участвует в мировом турне этой группы как бас-гитарист, пару лет назад приезжали они и в Россию. Направление сербской музыки критики определили как "новый примитивизм", пышным цветом разросшийся в посттитовские годы. В общем, на пресс-конференции Кустурице долго пришлось отбиваться от вопросов репортеров, почему он не сохранил легендарную музыку Бреговича в опере про цыган. Как бы там ни было, новую партитуру подготовил доктор Нелле Караджлич (псевдоним Ненада Янковича), он же написал либретто к опере (ссылка на оригинальный сценарий Кустурицы и Гордона Михича к фильму дается в программке) и сам сыграл и спел в спектакле цыганского барона Ахмеда. Янкович почти ничего не изменил в первоначальной сюжетной канве - он подсократил эпизоды, убрал прокрутки содержания очередной части, как было в фильме, разбитом на пять частей и напичканном визуальными повторами. Окончательный сюжет уложился в сто минут одноактного спектакля. Декорации, аксессуары, персонажи-статисты, гуси - все очень напоминает атмосферу фильмов Кустурицы. Среди создателей музыки, кроме доктора Нелле, еще сын режиссера Стрибор Кустурица и Деян Спаравало. Оба - музыканты "No smoking orchestra". Для пущей грандиозности был нанят еще один странный ансамбль - "The Garbage Serbian Philharmonia" под руководством Зорана Комадины. Классика - скрипки, гармоника, флейты - смешалась в этой постановке с тяжелым роком и традиционным цыганским пением. Угодили всем. После 15 июля "Время цыган" согласно контракту поедет в Валенсию, а когда-нибудь и в Нью-Йорк, как мечтает Мортье. Его мечты часто сбываются. Кустурица, правда, Америку не любит (там провалился фильм режиссера "Аризонская мечта") и думает о прокате в Европе, а может, даже и в России. Также в рубрике:
|