Главная | Форум | Партнеры![]() ![]() |
|
АнтиКвар![]() |
КиноКартина![]() |
ГазетаКультура![]() |
МелоМания![]() |
МирВеры![]() |
МизанСцена![]() |
СуперОбложка![]() |
Акции![]() |
АртеФакт![]() |
Газета "Культура" |
|
№ 27 (7588) 12 - 18 июля 2007г. |
Рубрики разделаАрхивСчётчики |
![]() |
СитуацияКонь в пальто и другие нетрадиционные животныеСвоеобразные памятники стали культурным феноменом МОНУМЕНТАЛЬНАЯ ПРОПАГАНДАГеоргий ОСИПОВ ...Не проходит и недели, чтобы в прессе не появлялась информация об открытии нового памятника из разряда тех, которые принято в последнее время застенчиво величать "нетрадиционными". Самый "свежий" - слаженный из металлолома "Конь в пальто" на бульваре теперь уже олимпийского Сочи. Или, скажем, инициатива в Зеленограде, когда в общем-то любой кредитоспособный гражданин может предложить городу памятник на полюбившуюся ему тему. И главное, энтузиасты "монументальной пропаганды" находятся. Так, по инициативе крупного предпринимателя появился памятник Русской матери, прототипом которой стала собственная мать автора идеи. Что отчасти правильно - не чужой же ставить... И младенец в бронзовой колясочке, понятно, воссоздает образ самого предпринимателя в соответствующем возрасте.
Но поздно ломать копья и давать категорические оценки - хороши ли, плохи ли те памятники. Они вошли в городской обиход и особенно любимы молодым поколением: надо видеть, как воистину взасос целуется детвора с неотразимо ухмыляющимся ослом с памятника Ходже Насреддину - того, что стоит у станции московского метро "Молодежная". Скажем больше: памятники эти с некоторых пор сделались весьма своеобразным культурным феноменом нашего времени. И счет им пошел на десятки, если не на сотни. О ставшем своего рода символом российской провинции городке Урюпинске уже спрашивают: "Это тот, где памятник козе-кормилице?" В Москве и Петербурге уже существуют специальные экскурсионные маршруты по оригинальным монументам. А они знай себе множатся: в Красноярске, слышно, открывают памятник Десятке - не автомобилю, а постепенно выходящей из обращения денежной купюре с изображением его памятников. В Архангельске решили установить памятник Тюленю. Ухмылки неуместны: множество стариков и детей выжило в военную пору исключительно благодаря тюленьему мясу и жиру.
Ученые же мужи от помянутого феномена снисходительно отмахиваются и даже памятниками в общепринятом значении всех этих "коней в пальто" не признают. В лучшем случае для них это - декоративная скульптура садово-паркового типа. Кстати, не отражает ли упорная привязанность к слову "памятник" неосознанное стремление очеловечить однообразные, как плацы и казармы, советские "спальные" районы? А уж чтобы проследить историю "оригиналов", составить хотя бы самый приблизительный их список "по городам и весям" и хотя бы минимально систематизировать их - так ни в какую. В лучшем случае в Интернете можно найти фотографии и краткие сведения о московских оригинальных памятниках, а также не слишком подробные и ни к чему не обязывающие списки "самых оригинальных памятников России". Не более того. Первый "Паниковский с гусем"История непривычных и нетипичных монументов начинается, возможно, на берегу Волги, в Тверской области, - один из помещиков аж в середине позапрошлого века поставил памятник... собаке, спасшей тонувшую хозяйскую дочь. Он, заметим, появился раньше, чем альпийский монумент легендарному сенбернару Барри. Безвестной собаке - как подопытному объекту - поставил знаменитый ныне памятник в Колтушах и академик Павлов.
Но то было время уже не памятников, а пресловутого "ленинского плана монументальной пропаганды". С упором именно на последнее слово - памятники полагались только узкому кругу утвержденных свыше лиц, и любое отклонение считалось недопустимым "побегом" от "единственно верного" учения. Первые "оригиналы" были в первую очередь именно стихийным, инстинктивным побегом от бесчисленных ленинских "болванчиков" с кепкой и протянутой рукой" (да и прочих многопудовых вождей и вождят) в область монументальной свободы. Тенденция ощутима до сих пор: в Саратове только что объявлен конкурс на памятник Семейному Счастью, который займет место "пролетария и пролетарки", разбрасывающих революционные листовки. Хотя и в советские времена изредка попадались вполне соразмерные обычным людям и потому очень любимые ими памятники. Помню, как изумлял в конце 70-х привыкших к бронзовому многопудью прохожих стоящий на коленях прямо на грешной земле возле знаменитых серных тбилисских бань Нико Пиросманашвили. А если идолы были уж слишком невыносимы, острый на дело и язык народ "оживлял" их - стоит вспомнить очень популярную в годы позднего "застоя" привычку глухой ночью вешать на простертую в "светлое коммунистическое будущее" ленинскую длань то авоську с пустыми бутылками, то связку сушек, то чью-то не очень свежую майку... Или заботливо оборачивал в спасительный покров иронии: уже без малого полвека стоящего над волжским обрывом в Самаре уродца с чем-то птицеобразным в руках прозвали "памятником Паниковскому". Одной из первых ласточек в новые времена оказался весьма известный ныне "Чижик-пыжик" работы Резо Габриадзе, без которого не обходится ни одна обзорная экскурсия по Северной столице. И мало кто из кидающих - по новой традиции - гривенник на маленькую бронзовую птичку знает, что в реальности чижиками-пыжиками называли облаченных в характерные желто-зеленые мундиры студентов расположенного поблизости Училища правоведения, среди знаменитых выпускников которого был, в частности, Чайковский. Славились "чижики", в числе прочего, и неумеренным пристрастием к крепким горячительным напиткам - потому и "на Фонтанке водку пил". Заметим попутно, что "традиционного" памятника Чайковскому в Петербурге как не было, так и нет. Москва отставать не захотела и ответила своими "чижиками" - знаменитыми утятами у Новодевичьего пруда. Недавно возле них появилась будка охраны: на утят давно "положили глаз" охотники за дармовым металлом... Почин поддержали соседи: в Киеве, на углу Крещатика и Прорезной, "поселился" "человек без паспорта" Михаил Паниковский, очень похожий на Зиновия Гердта в классическом фильме Михаила Швейцера. Почти десять лет спустя великий актер удостоился и "настоящего" памятника у себя на родине, в Псковской области. "Имела сказать" пару монументальных слов и Одесса-мама: изваянный все тем же Резо Габриадзе бессмертный персонаж еврейских анекдотов Рабинович породил целую галерею оригинальных памятников: Невылупившийся Гений, Рыбачка Соня, Сашка-музыкант, "Антилопа Гну", 12-й стул ... Пусть кошка погреется...С тех пор набиравший с каждым годом силу и объем поток оригинальных монументов стал отчетливо разделяться на несколько частей. И возникают такие монументы как в мегаполисах, так и в не очень изобильных памятниками старины уездных городках. Первый, самый распространенный их тип - памятники литературным героям. Первые меж них - памятники героям Ильфа и Петрова. Количество памятников Остапу Бендеру уже с трудом поддается исчислению, они повсюду - от Петербурга до Винницы, где якобы жил один из прототипов Великого комбинатора. Не отстают и остальные: опять-таки очень похожий на Михаила Пуговкина отец Федор и Киса Воробьянинов в Харькове, Шура Балаганов в Бердянске, исторической родине пресловутого лейтенанта Шмидта, и прочие. А "традиционного" памятника Ильфу и Петрову в бывшем СССР по-прежнему нет нигде, даже в Одессе... Нет в Москве и памятника Венедикту Ерофееву. Зато площадь Борьбы давно украшает памятник герою поэмы "Москва - Петушки" и его возлюбленной. Если же прямой связи города и героя нет, памятник является своего рода символом какой-либо черты характера горожан: не напоминают ли столичные Мюнхгаузен и Ходжа Насреддин о московском остром языке и московском балагурстве? Другой тип нестандартного памятника - воспоминание о каком-либо символе, типе, явлении минувшей эпохи (обычно, но необязательно советской). Примеры многочисленны - тот же памятник Московскому дворнику, памятник Городовому, многочисленные (Омск, Екатеринбург) памятники Слесарю-водопроводчику, белгородский памятник Неподкупному гаишнику... Говорят, последнего "водилы" объезжают за версту! Целый ансамбль "типов былых времен" (купец, барин, паломник, огородница) недавно появился в центре Дмитрова. Отмечают памятники и события недавние - только что появилось сообщение о новом памятнике "Скорбь по вкладам", отлитом в Виннице из советских монет. Множатся памятники разного типа пищевым продуктам - как воспоминание об эпохе пустых прилавков. В симбирской глубинке, в городке Сенгилее, поставлен памятник Русскому Блину. На территории столичного завода, выпускающего плавленые сырки, сидят Ворона и Лисица, нежно обнимающие сырок "Дружба". В окрестностях Великого Новгорода имеется памятник Картошке, а открытый в одном из волжских городов памятник Поллитровке стал нуждаться в постоянной охране... Любопытный тип - памятник, условно говоря, "чувствам добрым", каковых, увы, было весьма мало в памятниках советского периода. Вспоминаются кот и кошка на карнизах Малой Садовой в Петербурге, памятник дворняге Гаврюше (там же), недавний московский памятник бездомному псу Мальчику, цветы возле которого не переводятся уже несколько месяцев... Подчас необычный памятник отражает какую-либо назревшую проблему региона. Кто не бранивал отечественных дорог? Отметили и их - посреди Петрозаводска встал памятник Русскому Бездорожью. Может, хоть он поможет? Наконец, еще один тип - условно говоря, памятник Приоритету. Уже прославившийся памятник Букве "Ё", стоящий над Волгой, напоминает о ее отце, Николае Карамзине, уроженце Симбирска. В Самаре, где появился первый в России радиатор парового отопления, проходную местной ТЭЦ обживает возлежащая на бронзовой батарее огромная кошка. Есть, конечно, и памятники, не вписывающиеся вообще ни в какие классификации. Например, московский "Пролетарий с мобильником" на площади Крестьянская Застава. Статуя рабочего, держащего в руках что-то очень похожее на современный сотовый телефон, изваяна знаменитым скульптором Андреевым аж в 1925 году!.. Или памятник Обезьяне и Медведю на Байкале (!). А ижевский памятник Крокодилу? Спрашивают: какому крокодилу? Крокодилу, жившему, по преданию, в большом городском пруду? Крокодилу Гене? "Крокодилу" Достоевского? Каждый решает для себя. Конечно, людям, лишенным чувства юмора, как говорится, в социально опасной форме, все эти крокодилы и кони в пальто - нож острый. Но новые "нетрадиционные" памятники - это и новые пласты городского фольклора, и новые туристические маршруты (а значит, и прибыль казне), и, наконец, просто повод улыбнуться ближнему в не слишком оборудованных для веселья современных городах. И кто, наконец, составит первый свод оригинальных памятников России? Давно пора. А труд такой, несомненно, окупится сторицей. Также в рубрике:
|