Главная | Форум | Партнеры

Культура Портал - Все проходит, культура остается!
АнтиКвар

КиноКартина

ГазетаКультура

МелоМания

МирВеры

МизанСцена

СуперОбложка

Акции

АртеФакт

Газета "Культура"

№ 27 (7588) 12 - 18 июля 2007г.

Рубрики раздела

Архив

2011 год
№1 №2 №3
№4 №5 №6
№7 №8 №9
№10 №11 №12
2010 год
2009 год
2008 год
2007 год
2006 год
2005 год
2004 год
2003 год
2002 год
2001 год
2000 год
1999 год
1998 год
1997 год

Счётчики

TopList
Rambler's Top100

Ситуация

Конь в пальто и другие нетрадиционные животные

Своеобразные памятники стали культурным феноменом

МОНУМЕНТАЛЬНАЯ ПРОПАГАНДА

Георгий ОСИПОВ
Фото ИТАР-ТАСС


...Не проходит и недели, чтобы в прессе не появлялась информация об открытии нового памятника из разряда тех, которые принято в последнее время застенчиво величать "нетрадиционными". Самый "свежий" - слаженный из металлолома "Конь в пальто" на бульваре теперь уже олимпийского Сочи. Или, скажем, инициатива в Зеленограде, когда в общем-то любой кредитоспособный гражданин может предложить городу памятник на полюбившуюся ему тему. И главное, энтузиасты "монументальной пропаганды" находятся. Так, по инициативе крупного предпринимателя появился памятник Русской матери, прототипом которой стала собственная мать автора идеи. Что отчасти правильно - не чужой же ставить... И младенец в бронзовой колясочке, понятно, воссоздает образ самого предпринимателя в соответствующем возрасте.

"Конь в пальто" в Сочи

Но поздно ломать копья и давать категорические оценки - хороши ли, плохи ли те памятники. Они вошли в городской обиход и особенно любимы молодым поколением: надо видеть, как воистину взасос целуется детвора с неотразимо ухмыляющимся ослом с памятника Ходже Насреддину - того, что стоит у станции московского метро "Молодежная". Скажем больше: памятники эти с некоторых пор сделались весьма своеобразным культурным феноменом нашего времени. И счет им пошел на десятки, если не на сотни. О ставшем своего рода символом российской провинции городке Урюпинске уже спрашивают: "Это тот, где памятник козе-кормилице?" В Москве и Петербурге уже существуют специальные экскурсионные маршруты по оригинальным монументам. А они знай себе множатся: в Красноярске, слышно, открывают памятник Десятке - не автомобилю, а постепенно выходящей из обращения денежной купюре с изображением его памятников. В Архангельске решили установить памятник Тюленю. Ухмылки неуместны: множество стариков и детей выжило в военную пору исключительно благодаря тюленьему мясу и жиру.

Памятник беременной женщине с коляской в Зеленограде

Ученые же мужи от помянутого феномена снисходительно отмахиваются и даже памятниками в общепринятом значении всех этих "коней в пальто" не признают. В лучшем случае для них это - декоративная скульптура садово-паркового типа. Кстати, не отражает ли упорная привязанность к слову "памятник" неосознанное стремление очеловечить однообразные, как плацы и казармы, советские "спальные" районы?

А уж чтобы проследить историю "оригиналов", составить хотя бы самый приблизительный их список "по городам и весям" и хотя бы минимально систематизировать их - так ни в какую. В лучшем случае в Интернете можно найти фотографии и краткие сведения о московских оригинальных памятниках, а также не слишком подробные и ни к чему не обязывающие списки "самых оригинальных памятников России". Не более того.

Первый "Паниковский с гусем"

История непривычных и нетипичных монументов начинается, возможно, на берегу Волги, в Тверской области, - один из помещиков аж в середине позапрошлого века поставил памятник... собаке, спасшей тонувшую хозяйскую дочь. Он, заметим, появился раньше, чем альпийский монумент легендарному сенбернару Барри. Безвестной собаке - как подопытному объекту - поставил знаменитый ныне памятник в Колтушах и академик Павлов.

Памятник Букве "ё" в Симбирске

Но то было время уже не памятников, а пресловутого "ленинского плана монументальной пропаганды". С упором именно на последнее слово - памятники полагались только узкому кругу утвержденных свыше лиц, и любое отклонение считалось недопустимым "побегом" от "единственно верного" учения.

Первые "оригиналы" были в первую очередь именно стихийным, инстинктивным побегом от бесчисленных ленинских "болванчиков" с кепкой и протянутой рукой" (да и прочих многопудовых вождей и вождят) в область монументальной свободы. Тенденция ощутима до сих пор: в Саратове только что объявлен конкурс на памятник Семейному Счастью, который займет место "пролетария и пролетарки", разбрасывающих революционные листовки.

Хотя и в советские времена изредка попадались вполне соразмерные обычным людям и потому очень любимые ими памятники. Помню, как изумлял в конце 70-х привыкших к бронзовому многопудью прохожих стоящий на коленях прямо на грешной земле возле знаменитых серных тбилисских бань Нико Пиросманашвили. А если идолы были уж слишком невыносимы, острый на дело и язык народ "оживлял" их - стоит вспомнить очень популярную в годы позднего "застоя" привычку глухой ночью вешать на простертую в "светлое коммунистическое будущее" ленинскую длань то авоську с пустыми бутылками, то связку сушек, то чью-то не очень свежую майку... Или заботливо оборачивал в спасительный покров иронии: уже без малого полвека стоящего над волжским обрывом в Самаре уродца с чем-то птицеобразным в руках прозвали "памятником Паниковскому".

Одной из первых ласточек в новые времена оказался весьма известный ныне "Чижик-пыжик" работы Резо Габриадзе, без которого не обходится ни одна обзорная экскурсия по Северной столице. И мало кто из кидающих - по новой традиции - гривенник на маленькую бронзовую птичку знает, что в реальности чижиками-пыжиками называли облаченных в характерные желто-зеленые мундиры студентов расположенного поблизости Училища правоведения, среди знаменитых выпускников которого был, в частности, Чайковский. Славились "чижики", в числе прочего, и неумеренным пристрастием к крепким горячительным напиткам - потому и "на Фонтанке водку пил". Заметим попутно, что "традиционного" памятника Чайковскому в Петербурге как не было, так и нет.

Москва отставать не захотела и ответила своими "чижиками" - знаменитыми утятами у Новодевичьего пруда. Недавно возле них появилась будка охраны: на утят давно "положили глаз" охотники за дармовым металлом... Почин поддержали соседи: в Киеве, на углу Крещатика и Прорезной, "поселился" "человек без паспорта" Михаил Паниковский, очень похожий на Зиновия Гердта в классическом фильме Михаила Швейцера. Почти десять лет спустя великий актер удостоился и "настоящего" памятника у себя на родине, в Псковской области. "Имела сказать" пару монументальных слов и Одесса-мама: изваянный все тем же Резо Габриадзе бессмертный персонаж еврейских анекдотов Рабинович породил целую галерею оригинальных памятников: Невылупившийся Гений, Рыбачка Соня, Сашка-музыкант, "Антилопа Гну", 12-й стул ...

Пусть кошка погреется...

С тех пор набиравший с каждым годом силу и объем поток оригинальных монументов стал отчетливо разделяться на несколько частей. И возникают такие монументы как в мегаполисах, так и в не очень изобильных памятниками старины уездных городках. Первый, самый распространенный их тип - памятники литературным героям.

Первые меж них - памятники героям Ильфа и Петрова. Количество памятников Остапу Бендеру уже с трудом поддается исчислению, они повсюду - от Петербурга до Винницы, где якобы жил один из прототипов Великого комбинатора. Не отстают и остальные: опять-таки очень похожий на Михаила Пуговкина отец Федор и Киса Воробьянинов в Харькове, Шура Балаганов в Бердянске, исторической родине пресловутого лейтенанта Шмидта, и прочие. А "традиционного" памятника Ильфу и Петрову в бывшем СССР по-прежнему нет нигде, даже в Одессе...

Нет в Москве и памятника Венедикту Ерофееву. Зато площадь Борьбы давно украшает памятник герою поэмы "Москва - Петушки" и его возлюбленной. Если же прямой связи города и героя нет, памятник является своего рода символом какой-либо черты характера горожан: не напоминают ли столичные Мюнхгаузен и Ходжа Насреддин о московском остром языке и московском балагурстве?

Другой тип нестандартного памятника - воспоминание о каком-либо символе, типе, явлении минувшей эпохи (обычно, но необязательно советской). Примеры многочисленны - тот же памятник Московскому дворнику, памятник Городовому, многочисленные (Омск, Екатеринбург) памятники Слесарю-водопроводчику, белгородский памятник Неподкупному гаишнику... Говорят, последнего "водилы" объезжают за версту! Целый ансамбль "типов былых времен" (купец, барин, паломник, огородница) недавно появился в центре Дмитрова. Отмечают памятники и события недавние - только что появилось сообщение о новом памятнике "Скорбь по вкладам", отлитом в Виннице из советских монет.

Множатся памятники разного типа пищевым продуктам - как воспоминание об эпохе пустых прилавков. В симбирской глубинке, в городке Сенгилее, поставлен памятник Русскому Блину. На территории столичного завода, выпускающего плавленые сырки, сидят Ворона и Лисица, нежно обнимающие сырок "Дружба". В окрестностях Великого Новгорода имеется памятник Картошке, а открытый в одном из волжских городов памятник Поллитровке стал нуждаться в постоянной охране...

Любопытный тип - памятник, условно говоря, "чувствам добрым", каковых, увы, было весьма мало в памятниках советского периода. Вспоминаются кот и кошка на карнизах Малой Садовой в Петербурге, памятник дворняге Гаврюше (там же), недавний московский памятник бездомному псу Мальчику, цветы возле которого не переводятся уже несколько месяцев...

Подчас необычный памятник отражает какую-либо назревшую проблему региона. Кто не бранивал отечественных дорог? Отметили и их - посреди Петрозаводска встал памятник Русскому Бездорожью. Может, хоть он поможет?

Наконец, еще один тип - условно говоря, памятник Приоритету. Уже прославившийся памятник Букве "Ё", стоящий над Волгой, напоминает о ее отце, Николае Карамзине, уроженце Симбирска. В Самаре, где появился первый в России радиатор парового отопления, проходную местной ТЭЦ обживает возлежащая на бронзовой батарее огромная кошка.

Есть, конечно, и памятники, не вписывающиеся вообще ни в какие классификации. Например, московский "Пролетарий с мобильником" на площади Крестьянская Застава. Статуя рабочего, держащего в руках что-то очень похожее на современный сотовый телефон, изваяна знаменитым скульптором Андреевым аж в 1925 году!.. Или памятник Обезьяне и Медведю на Байкале (!). А ижевский памятник Крокодилу? Спрашивают: какому крокодилу? Крокодилу, жившему, по преданию, в большом городском пруду? Крокодилу Гене? "Крокодилу" Достоевского? Каждый решает для себя.

Конечно, людям, лишенным чувства юмора, как говорится, в социально опасной форме, все эти крокодилы и кони в пальто - нож острый. Но новые "нетрадиционные" памятники - это и новые пласты городского фольклора, и новые туристические маршруты (а значит, и прибыль казне), и, наконец, просто повод улыбнуться ближнему в не слишком оборудованных для веселья современных городах. И кто, наконец, составит первый свод оригинальных памятников России? Давно пора. А труд такой, несомненно, окупится сторицей.

Также в рубрике:

МОНУМЕНТАЛЬНАЯ ПРОПАГАНДА

"РУССКИЙ БУКЕР" - 2007

ОБРАЗОВАНИЕ

ПРИВАТИЗАЦИЯ

Главная АнтиКвар КиноКартина ГазетаКультура МелоМания МирВеры МизанСцена СуперОбложка Акции АртеФакт
© 2001-2010. Газета "Культура" - все права защищены.
Любое использование материалов возможно только с письменного согласия редактора портала.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Министерства Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций Эл № 77-4387 от 22.02.2001

Сайт Юлии Лавряшиной;