Главная | Форум | Партнеры

Культура Портал - Все проходит, культура остается!
АнтиКвар

КиноКартина

ГазетаКультура

МелоМания

МирВеры

МизанСцена

СуперОбложка

Акции

АртеФакт

Газета "Культура"

№ 27 (7588) 12 - 18 июля 2007г.

Рубрики раздела

Архив

2011 год
№1 №2 №3
№4 №5 №6
№7 №8 №9
№10 №11 №12
2010 год
2009 год
2008 год
2007 год
2006 год
2005 год
2004 год
2003 год
2002 год
2001 год
2000 год
1999 год
1998 год
1997 год

Счётчики

TopList
Rambler's Top100

Театр

Наш русский Макдонах, или Режиссеры - это самое важное

Фото Михаила ГУТЕРМАНА


Сцена из спектакля "Игроки"

По традиции мы завершаем театральный сезон подробной анкетой, в которой обозреватели центральных газет и журналов подводят итоги увиденного на московских (и не московских) сценах, делятся своими впечатлениями и выводами.

Коллегам предложены четыре вопроса:

1. Событие сезона (спектакль, роль, режиссура, декорация, гастроли, фестиваль, книга, организационные вопросы...).

2. Провал сезона.

3. Персона сезона.

4. Тенденция сезона.

    

Нина АГИШЕВА.

1. VII Международный фестиваль имени А.П.Чехова. Он подготовлен тщательно и с любовью, необычайно разнообразен - от modern dance до волшебного Филиппа Жанти и нестареющего Питера Брука, наконец, он откроет Москве Робера Лепажа, давно уже покорившего весь театральный мир.

3. Ирландский драматург Мартин Макдонах. И не только потому, что спектакли по его пьесам в "Сатириконе", МХТ имени А.П.Чехова и на студенческом курсе РАТИ одни из самых интересных в этом сезоне - он, как и Чехов сто лет назад, говорит что-то очень важное про современную жизнь и место в ней мыслящего человека. Он вообще какой-то очень русский по готовности обнажить душу и склонности ко всему мрачному и тяжелому.

4. На мой взгляд, тенденция в том, что в сезоне не было ни оглушительных провалов, ни потрясающих достижений. Театральному человеку приходилось собирать радости по крупицам. На спектакле "Современника" "Заяц. Love story" я сидела в первом ряду, и к моим ногам падали перышки из боа героини Нины Дорошиной - такие же и удачи на нашей сцене: воздушные, эфемерные, дунешь - и нет их.

    

Полина БОГДАНОВА, "Современная драматургия".

1. Спектакль "Самое важное" по роману М.Шишкина, постановка Е.Каменьковича, на мой взгляд, наиболее интересное событие сезона. Блестящая проза М.Шишкина, блестящие актерские работы (М.Джабраиловой, П.Кутеповой, К.Кутеповой, Г.Кашковской, Р.Юскаева, М.Крылова, Т.Моцкус, И.Верховых). Тонкая, умная, одухотворенная режиссура. Все это вполне в духе Мастерской П.Фоменко, театра, в котором умеют восхищаться жизнью и человеком.

Также очень понравился спектакль "Небожители" И.Симонова в постановке Р.Маликова. На мой взгляд, очень перспективный режиссер. Поразительно то, что в этом спектакле все хорошо играют, что для Театра "Практика", в общем, не является нормой. Другой спектакль - "Собиратель пуль" Ю.Клавдиева, поставленный Р.Маликовым, - в отношении актерских работ гораздо слабее.

Нельзя не назвать в числе удач сезона и спектакль М.Карбаускиса "Рассказ о счастливой Москве" в Табакерке. Прекрасная работа, совершенная в художественном отношении.

"Игроки" Н.Гоголя в постановке С.Женовача тоже очень достойное создание. Эту работу отличает лаконизм выразительных средств, ансамблевость исполнения, чем, собственно, и славится "Студия театрального искусства" С.Женовача.

Очень интересный опыт у Игоря Яцко в Театре "Школа современной пьесы" (спектакль "Кориолан" В.Шекспира). Яцко - один из немногих, о ком можно сказать, что он является носителем методики Васильева. Отрадно, что Яцко удалось продемонстрировать возможности молодой части труппы "Школы драматического искусства", которая до сих пор почти не выходила к зрителям.

2. Не могу назвать. Сильных провалов, на мой взгляд, не было. Не понравилась "Куба, любовь моя" М. Бартенева в постановке Т.Ахрамковой в Театре имени К.С.Станиславского. Унылое зрелище.

3. Персона сезона - Анатолий Васильев, который в этом сезоне окончательно заявил о том, что покинул Россию.

4. Одну из тенденций представляет Театр "Практика", который очень интересно развивает социальную проблематику в ряде постановок (кроме двух названных выше, хочется отметить "Пьесу про деньги" В.Никифоровой в постановке Э.Боякова). Вообще это уже третий театр (после Центра Казанцева и Рощина и Театра.doc), работающий над современной пьесой.

    

Ольга ГАЛАХОВА, газета "ДА", журнал "Станиславский".

1. Самое глубокое воспоминание о театральном событии уходящего сезона - все-таки спектакль "Самое важное" в Мастерской Петра Фоменко. Режиссер Евгений Каменькович нашел адекватную сценичность многослойной прозе Михаила Шишкина, не только густо населенной персонажами, как и полагается прозе, но и охватывающей весь ХХ век. Художник сегодня везде - эмигрант, у себя ли на родине с тяжелым прошлым и не менее безрадостным настоящим или в сытой западной стране, славящейся лучшим в мире маслом, шоколадом и самыми точными часами. Пространство творческой свободы сжато до внутреннего диалога с самим собой - это играет Иван Верховых, в котором режиссер нашел идеал актерского воплощения.

Сезон богат удачами. Лично для меня на равных, но по-разному, стоят в ряду несколько спектаклей сезона 2006/07. "Тартюф" в постановке Владимира Мирзоева с Максимом Сухановым в главной роли в "Ленкоме", "Пожары" в Театре "Et Сetera" в постановке канадского режиссера ливанского происхождения Важди Муавада, "Ревизор" в постановке Юрия Соломина в Малом. Это - спектакли, в которых современный театр отважился реагировать на состояние общества. "Ревизор" в Малом театре - это еще и органика чтения текста,

сыгранного мощной труппой, которая впадает на сцене в редкий кураж игры. Александр Потапов в роли Городничего, Эдуард Марцевич в роли Хлопова, Людмила Полякова в роли Анны Андреевны, Александр Клюквин в роли Земляники - какой блеск актерских работ! Юрий Бутусов в "Сатириконе" продолжил свою шекспириану на московской сцене, поставив "Короля Лира" с Константином Райкиным в главной роли. На равных с признанным лидером нашей сцены ведет роль Корделии Наталья Вдовина. Спектакль "Человек-подушка", поставленный Кириллом Серебренниковым в МХТ имени А.П.Чехова, - первый текст Макдонаха, который обрел самую адекватную театральность из всех "макдонахов" (шесть постановок за сезон!). Смею предположить, что и для самого режиссера эта пьеса ирландского автора - значимый этап его творческой биографии. Наконец, Серебренников нашел в этом авторе союзника-идеолога. Верные режиссеру актеры Анатолий Белый, Алексей Кравченко, Юрий Чурсин с особой силой чувствуют эту мрачную и страстную поэтику. Постановка Миндаугаса Карбаускиса в Театре п/р О.Табакова - "Рассказа о счастливой Москве" Андрея Платонова, - где анатомируется процесс распада человека, настроенного на счастье. На главную роль девушки Москвы Честновой, вдохновенно входящей в жизнь, он берет актрису Ирину Пегову, с мощной витальной силой, с удивительным обаянием, здоровой красотой.

2. Мне кажется, что провал случается не у спектаклей, а у целых театров, причем из сезона в сезон у одних и тех же: в Театре имени К.С.Станиславского, в Театре на Малой Бронной. Что происходит с филиалом Театра имени Вл.Маяковского?

3. Иван Вырыпаев и Полина Агуреева.

4. Театр ждет рождения драматурга.

    

Елена ГРУЕВА.

1. Во-первых: премьера Театра п/р О.Табакова "Рассказ о счастливой Москве" - Карбаускис сделал очень самостоятельную по отношению к Платонову версию истории, рассказанной в романе, но при этом не потерял восторга перед его прозой и сумел добиться удивительно органичного ее звучания на сцене (что прежде казалось невозможным). Конечно, многое определяет личность Ирины Пеговой - стопроцентное попадание, но она не затмевает очень тонкой и яркой работы Александра Яценко.

Гастроли Нового Рижского театра со спектаклем "Соня" по прозе Татьяны Толстой. Херманису, при всей откровенной театральности приема и грубоватой, даже спекулятивной иронии текста, удалось достичь какой-то давно забытой кристальной чистоты нежности.

2. Провалом справедливее всего было бы назвать сам сезон: ни одного приличного спектакля на большой сцене (за исключением двух-трех сцен, пронзительно сыгранных Константином Райкиным в "Короле Лире").

3. Миндаугас Карбаускис.

4. Мне кажется, что в Москве появилось сразу несколько молодых актерских компаний, которые многое обещают. Но если будущее "женовачей" и курса Юрия Погребничко в Щукинском училище (очень стильный спектакль они показали "Старый забытый..." в Театре "Около") вызывает только азартное любопытство, то судьба отличного курса Кудряшова (спектакль "Снегири", показанный в Театре Наций), молодежи Малого театра и "Сатирикона" (после второго провала с одним и тем же режиссером - Мариной Брусникиной) внушает тревогу - своего режиссера они не нашли. Но по потенциалу могли бы явно образовать несколько ярких, очень не похожих друг на друга театров.

    

Марина ДАВЫДОВА, "Известия".

1. Главные события этого сезона для меня связаны в основном с фестивалями. В первую очередь, конечно, с Чеховским. После того как поглядел "Лебединое озеро" Мэтью Боурна или "Край земли" Филиппа Жанти, скучно всерьез говорить о текущей театральной рутине. Шкала оценок резко меняется. А ведь впереди у нас еще и Пина Бауш, и Робер Лепаж, и прекрасный спектакль Деклана Доннеллана "Цимбелин", который, по счастливой случайности, мне удалось посмотреть в Лондоне, и волшебный, как рассказывают, канадский цирк... Но и помимо Чеховского были в нашей жизни радости. Например, гастроли в рамках "Золотой Маски" "Берлинер ансамбль" с "Карьерой Артуро Уи". Пытаюсь вспомнить, когда в последний раз мне довелось видеть и слышать в театре такую овацию, какой удостоился Мартин Вуттке. В рамках же "Золотой Маски" был показан и прекрасный спектакль Алвиса Херманиса "Соня". Раз уж даже национальный театральный фестиваль делает такую впечатляющую международную программу, значит, театральная Москва и впрямь превращается потихоньку в часть театральной Европы.

Два самых сильных впечатления минувшего московского сезона связаны у меня не с драматическим театром, а с музыкальным - это "Евгений Онегин" Дмитрия Чернякова в Большом и "Чайка" Джона Ноймайера в Театре им. Станиславского и Немировича-Данченко. "Стасик", к слову сказать, в этом году составил Большому театру серьезную конкуренцию по части интересных международных проектов.

2. Если иметь в виду залп отрицательных рецензий при высоком уровне критических ожиданий, таким провалом можно счесть "Фигаро. События одного дня" Кирилла Серебренникова. Я лично полагаю это какой-то аберрацией. Все вдруг разом забыли, что "Фигаро" - спектакль, сделанный в антрепризе. Он с самого начала был заявлен как коммерческий театральный продукт. И в этом смысле он сделан очень качественно. В нем даже пульсирует социальная мысль, без которой антрепризный спектакль вполне может обойтись. Меня лично совершенно не возмущает появление антрепризного спектакля в антрепризе. И гламурный антураж не смущает. И простодушный зрительский успех радует. Это все, как говорится, входит в стоимость путевки. Меня возмущает появление откровенно коммерческой продукции на сценах дотационных репертуарных театров. Вот это совершенно ненормальное явление. Это именно то, что и должна клеймить критика. Но поскольку это появление кенов людвигов и реев куни на сцене репертуарных театров стало делом повсеместным, критика, подустав, просто перестала обращать на них какое бы то ни было внимание.

3. Дмитрий Крымов, получивший одну из самых престижных наград, "Золотую Тригу" на Пражской квадриеналле. Ничего подобного Россия не получала уже более тридцати лет.

4. Сразу же бросается в глаза, что почти все удачи нынешнего сезона ("Рассказ о счастливой Москве", "Самое важное", "Игроки", "Июль", "Демон. Вид сверху", "Королева красоты" в "Сатириконе", "Человек-подушка"...) сделаны в пространстве Малой сцены. На Большой сцене я могу вспомнить только один действительно интересный спектакль - "Много шума из ничего" Константина Богомолова в Театре на Малой Бронной. Режиссеры как-то инстинктивно побаиваются больших залов. Они в их сознании уже прочно связаны с театральной коммерцией. То и дело наблюдаешь, как один и тот же постановщик в пространстве Малой сцены работает как вдумчивый художник, в пространстве большой - как грубый ремесленник. И это не просто тенденция сезона. Это подлинная беда нашей сцены.

    

Ольга ЕГОШИНА, "Новые Известия".

1. "Жизнь и судьба" в постановке Льва Додина в МДТ - Театре Европы.

2. Их было столько, что все не упомнишь.

3. Евгений Каменькович, который поставил два хороших спектакля и явно стал одним из наиболее заметных режиссеров Москвы.

4. Досадное отсутствие более-менее внятных постановок на больших сценах. Смешно, но в столице нет в этом сезоне спектакля, который можно было хотя бы номинировать на "Золотую Маску".

    

Марина ЗАЙОНЦ, "Итоги".

1. В этом сезоне просто хороших спектаклей не так уж много было, а на пафосное слово "событие" как-то уж и вовсе ничто не отзывается. Назову все, что понравилось сильнее других, - "Самое важное" Евгения Каменьковича в "Мастерской Петра Фоменко", "Демон. Вид сверху" Дмитрия Крымова, "Рассказ о счастливой Москве" Миндаугаса Карбаускиса в "Табакерке", "Игроки" Алексея Левинского в Театре "Около", "Человек-подушка" Кирилла Серебренникова в МХТ имени А.П.Чехова, "Много шума из ничего" Константина Богомолова в Театре на Малой Бронной (спектакль, можно сказать, изумил, настолько точно, подробно до мельчайших деталей, а главное, абсолютно логично придумана неожиданная история поверх шутливо-комедийного текста Шекспира). А вот, пожалуй, и событие - творческое оживление после многолетней спячки и уныния в Театре на Малой Бронной. Два спектакля, поставленные молодыми режиссерами ("Горячее сердце" Романа Самгина и особенно - "Много шума из ничего" Константина Богомолова), произвели серьезное впечатление. Там и артисты (правда, в обоих спектаклях - половина приглашенных) хорошо заиграли, осмысленно, с куражом, и оба режиссера резко вперед двинулись, художественный прорыв, можно сказать, совершили. Так богом забытый театр стал оживать, в себя приходить, жизнь (а не дурную имитацию, как это у них уже много лет происходило) на сцене обнаруживать.

2. Как всегда, этого добра у нас много, так уж сразу не выберешь. Вот, может быть, "Фигаро. События одного дня" Кирилла Серебренникова назову, очень уж громко и много обещали. Ну и Евгений Миронов в роли Фигаро разочаровал. А так-то, наверное, этот спектакль ничуть не хуже множества других, в изобилии мелькнувших и не оставивших следа в памяти, одну досаду.

3. Пожалуй, ирландский драматург Мартин Макдонах, которого в этом сезоне московские театры буквально нарасхват разрывали-ставили. И по большей части удачно. Тут, кроме "Человека-подушки" (самая, на мой взгляд, сильная пьеса у этого автора), в МХТ имени А.П.Чехова еще и два хороших спектакля Константина Райкина в "Сатириконе" надо назвать - "Королева красоты" (с очень хорошим Денисом Сухановым в роли вредной матери-старухи) и "Сиротливый Запад". Макдонах и пишет хорошо, умело, и нишу современной пьесы удачно заполняет.

4. Те режиссеры, кого принято было держать на вторых, так сказать, ролях. Евгений Каменькович. Роман Самгин, Константин Богомолов как-то резко рванули вперед. У нас ведь любят выбрать пару-тройку имен и именно от них и ждать удач и радостей. А все остальные - так уж как-то, в стороне скромно стоят, их чаще всего и не замечают. Сложилось мнение, и ладно, чего там ждать, каких новостей, откуда? А тут вот они, новости. Считаться придется. А еще совсем молодые актеры в этом сезоне очень хорошо показались. Имею в виду студентов мастерской Марка Захарова, отлично играющих в "Горячем сердце" на Малой Бронной и в студенческом спектакле "Калека с острова Инешмаан". И недавних выпускников мастерской Олега Кудряшова в РАТИ. В их дипломном спектакле "Снегири", который теперь идет в Театре Наций, все хорошо играют, но актер Евгений Ткачук прямо-таки в самое сердце поразил. Этих талантливых ребят в хорошее дело направить бы, да где его взять? Вот вопрос, в этом сезоне ставший одним из главных.

    

Григорий ЗАСЛАВСКИЙ, "Независимая газета", "Станиславский".

1. Ответ, увы, почти не имеет альтернативы: событие, вернее, события, которые так и тянет вновь вернуть в "единственную форму" - событие, - это потери, вправду невосполнимые, вправду трагические. Ульянов, Лавров, Гвоздицкий. Из "чисто" театральных событий назову Чеховский фестиваль, хоть он еще и в самом начале, но предвкушения Лепажа, Жанти и уже состоявшееся событие - Боурн, - впечатляют. Говорят, что бюджет Чеховского фестиваля скромнее некоторых более молодых его коллег. Если так, тем большее уважение вызывает Валерий Шадрин и вся его фестивальная команда.

2. Все-таки "Фигаро", именно оттого, что участие Миронова по-прежнему гарантирует качество, но главное - честность отношения к профессии. Почему не получилось, не получилось совсем? А главное - прежде актеры, кажется, сознавали, где победа, а где поражение. Тут же - какая-то сугубая убежденность в том, что так и надо. Как хочется ошибиться!

3. Наверное, Туминас, согласившийся взвалить на плечи вахтанговский "воз". Мне очень понравились несколько спектаклей - "Евгений Онегин" в Большом, "Самое важное" в "Мастерской Петра Фоменко". Это, пожалуй, главная удача, чтобы на таком сложнейшем материале выстроить такую понятную и стройную историю, с очень высоким уровнем актерских работ. Очень хочется продолжения жизни Мастерской Дмитрия Крымова. Где? На Поварской? На Сретенке? Я бы отдельно отметил "Ревизора" Юрия Соломина: давно меня так не веселила эта пьеса, в которой актерам по-прежнему есть что играть!

4. Помню, однажды Татьяна Константиновна Шах-Азизова воспользовалась, тогда казалось, весьма уязвимой мыслью Чехова: "Только то прекрасно, что серьезно". А ведь правы оба.

    

Павел ПОДКЛАДОВ, РТВ "Подмосковье".

1. Потрясений в сезоне было чрезвычайно мало. Событиями, на мой взгляд, стали спектакли в небольших театрах. В начале сезона на фестивале "Новая драма" в потоке мата и чернухи настоящим бриллиантом оказались удивительные спектакли Сергея Федотова в Пермском театре "У моста" по пьесам Макдонаха с потрясающими актерскими работами Ивана Маленьких и пронзительный спектакль Владимира Панкова "ДОК. ТОР" по пьесе Елены Исаевой с замечательным Андреем Заводюком в главной роли. Запомнились провинциальные спектакли, и прежде всего "Сон в летнюю ночь" в Марийском театре имени М.Шкетана, увиденный на фестивале финно-угорских народов. Очень интересной стала работа Алексея Левинского по пьесе В.Дурненкова "Хозяйка анкеты" в Ермоловском театре. Открыл для себя в этом спектакле тонкую и стильную актрису Светлану Дикаанидас. Новой страницей истории "Студии театрального искусства" стали "Игроки" Сергея Женовача. Порадовал чудесный, щемящий спектакль Юрия Погребничко "Старый забытый", в котором артисты старшего поколения Театра "Около" как бы передают эстафету молодежи. Запомнился приезд в Москву питерского Пушкинского центра под руководством В.Рецептера, прежде всего работами молодых артистов Григория Печкысева и Анны Курочкиной в "Горе от ума". Видел потрясающий спектакль в зеленоградском "Ведогонь-театре" - "Царь Федор Иоаннович" в постановке великолепного мастера - Александра Кузина. Павел Курочкин играет Федора по-фоменковски - "до полной гибели всерьез".

2. Не хочется говорить о каких-то конкретных провалах. Ибо основная масса среднеарифметических спектаклей не давала ничего ни уму ни сердцу. Но если говорить о неприятных сюрпризах, то до сих пор ужасно обидно за "Трамвай "Желание" Генриетты Яновской и ее уникальную актрису Елену Лядову, не удостоившихся даже поощрительного приза на "Золотой Маске". Назначение Евгения Миронова худруком Театра Наций вызвало удивление публики, да, впрочем, по-моему, и его самого. Остается надеяться, что известный артист сможет совместить административную работу со своими съемками и театральными ролями. Конечно, печально, что никак не придут к "консенсусу" Комитет по культуре Москвы и прославленный режиссер Анатолий Васильев. Отрадно, что стали активно работать в своем театре ученики Васильева - режиссеры Игорь Яцко и Александр Огарев.

3. Сергей Женовач. Три "Маски" - это триумф.

4. Творческие тенденции уловить сложно, но это, наверное, логично. Полет мысли художников непредсказуем. Неизвестно, чего ждать от них дальше. Вполне возможно, после того, как уляжется повальное увлечение Макдонахом, умами режиссеров завладеет кто-то другой. Например, Еврипид. Или Брехт.

    

Павел РУДНЕВ, интернет-газета "Взгляд", арт-директор Центра имени Вс.Мейерхольда.

1. "Июль" Ивана Вырыпаева в "Практике" и копродукция Центра Казанцева и Театра.doc "Трусы" - качественное изменение движения современной пьесы, высвободившегося из собственного обременительного канона.

В афише немосковских театров событиями стали "Гамлет" в "Коляда-театре" (Екатеринбург), "Гроза" Льва Эренбурга в Магнитогорске, "Последние" Вячеслава Кокорина в Нижегородском ТЮЗе и "Кроткая" Юлии Паниной в петербургском Театре "Особняк".

2. Настолько значительных, достойных упоминания, не было.

3. Алвис Херманис, Мартин Макдонах, Кшиштоф Варликовский

4. Власть и культура. Радикально-непопулярные решения власти (Театр Наций, Театр "Школа драматического искусства", Дмитрий Крымов) на фоне бездействия и беспомощности власти (директорат Театра на Малой Бронной и Театра имени К.С. Станиславского, ситуация с "Коляда-театром", длительная и позорная ситуация "отказной невесты" в Театре имени Евг. Вахтангова).

    

Марина ТИМАШЕВА, радио "Свобода".

1. "Фауст" литовского Театра "Мено Фортас" в режиссуре Эймунтаса Някрошюса (показан сперва на фестивале "Балтийский дом", потом - на фестивале Фонда Станиславского). В роли Фауста - выдающийся литовский актер Владас Багдонас, в роли Маргариты - молодая и фантастически одаренная Эльжбета Латенайте. "Три сестры" Вильнюсского Малого театра и Римаса Туминаса (видела его на "Балтийском доме"). Иногда думаешь, что театр движется двумя путями. Одни играют с формой и доставляют зрителю эстетическое удовольствие. Другие исследуют человеческие переживания, они эмоциональны, но совершенно бесформенны. "Три сестры" Римаса Туминаса - редчайший образец театра, в котором одно не противостоит другому. "Король Лир" МДТ - Театра Европы и Льва Додина (показан в рамках фестиваля Фонда Станиславского, потом "Золотой Маской"). Спектакль - обо всем. О том, что молодость и старость враждебны друг другу. О том, что грехи отцов падут на детей, а дети станут заслуженным их отцами наказанием. О том, следует ли винить во всем природу или ответственность за деяние лежит на самом человеке. О том, что такое человек - двуногое животное или венец творения. О том, добр ли Бог. Замечательны все актеры, не только П.Семак и А.Девотченко.

Спектакль "Эрмон и Рамона. А если локомотивы встречаются" Культурного центра Резо Габриадзе из Тбилиси (сыгран на "Другой сцене" "Современника" в рамках фестиваля "Черешневый лес"). В объятиях Резо Габриадзе помещается весь мир. Он - гений!

Спектакль "Евгений Онегин", отлично поставленный А.Тителем в Театре Станиславского и Немировича-Данченко.

"На краю земли" Театра Филиппа Жанти (в рамках Международного чеховского фестиваля). Фантазия безгранична, настоящий поэтический театр, чистая лирика, поэма, а не спектакль. Волшебный театральный иллюзион. "Игроки" Сергея Женовача. Умная режиссура, отличный актерский ансамбль, уважение к зрителю и к автору.

2. Провалов я не заметила, да и особых ставок не делала. Разочаровал спектакль Тбилисского театра имени Шота Руставели "Сладковато-печальный запах ванили". Неприятный осадок оставила история смены руководства Театра Наций. Про театр Анатолия Васильева уже говорила в прошлом опросе.

А так (заодно перехожу к тенденциям последних сезонов): ненавижу все то, что матерится, занимается онанизмом на сцене, кажет с нее голые задницы и "передницы", представляет весь мир скопищем ублюдков. Ненавижу все то, что относится к классике как к поношенным шмоткам, и позволяет себе ее на свое убогое усмотрение перелицовывать. Ненавижу все то, что рассчитано на один день, что называет себя "актуальным искусством". Искусство не бывает актуальным.

3. Да, собственно, все люди, имеющие отношение к спектаклям, перечисленным в ответе на первый вопрос, и есть персоны.

4. См. вопрос второй. В дополнение замечу, что почти все самые сильные впечатления второй половины этого сезона связаны не с московскими спектаклями, а с гастролями, фестивалями или с разовыми акциями.

КОММЕНТАРИЙ

Одиннадцать театральных критиков, в чьи служебные обязанности входит едва ли не каждодневный поход на премьеры, выбрали, не сговариваясь, несколько фаворитов сезона. Лидерами (по пять голосов) стали спектакли Мастерской Петра Фоменко "Самое важное" по М.Шишкину (режиссер Е.Каменькович), Студии театрального искусства - "Игроки" Н.Гоголя (режиссер С.Женовач) и ирландский драматург Мартин Макдонах (его пьесы поставлены в МХТ имени А.П.Чехова, "Сатириконе", на выпускном курсе РАТИ). Следом (по 4 голоса) идут впечатления от нынешнего Международного фестиваля им. Чехова, спектакли К.Серебренникова "Человек-подушка" (МХТ) и М.Карбаускиса "Рассказ о счастливой Москве" (Табакерка). Многие называют в числе удач "Июль" И.Вырыпаева в театре "Практика", "Соню" Нового рижского театра в постановке Алвиса Херманиса (показана в рамках "Золотой Маски"), спектакль Малого театра "Ревизор" (режиссер - Ю.Соломин), постановку Игоря Яцко "Кориолан" ("Школа драматического искусства"), "Демон. Вид сверху" Дмитрия Крымова и его учеников, работу К.Райкина в "Короле Лире" "Сатирикона". Единственной, пожалуй, точкой разногласий стала нашумевшая постановка К.Серебренникова "Фигаро" с Е.Мироновым в заглавной роли. В остальном же специалисты приветствовали то, на что прежде всего ориентированы их интересы и вкусы. Не пересекались, но и не спорили между собой. Кому-то ближе западный театр, кому-то спектакли Льва Додина (МДТ) или Эймунтаса Някрошюса (Menofortas), кто-то предан Ю.Погребничко и театру "Около" или делится впечатлениями о театрах российской провинции, либо отмечает в целом успехи театра "Практика" в освоении новой драматургии. Отмечали и "сопредельные территории" ("Евгений Онегин" в Большом и "Стасике"). Такая картина - общее свидетельство перенасыщения "рынка театральных предложений". "Много", разумеется, не означает высоты качества, однако налицо широта выбора. Зато по части отрицательных эмоций редкий из респондентов не назвал историю с театром "Школа драматического искусства", оставшимся без Анатолия Васильева. Или ситуацию режиссерской чехарды в Театре на Малой Бронной, а также быструю смену руководства в Театре Наций. Суммарно напрашивается вывод: наша кадровая политика в отношении ряда московских театров вызывает явное разочарование. В частности, в связи с Театром на Малой Бронной респонденты отмечают удачные постановки молодых режиссеров: "Много шума из ничего" К.Богомолова (упомянут двумя респондентами), "Горячее сердце" Р.Самгина (этот режиссер называется еще и в связи со студенческим спектаклем "Калека с острова Инешмаан", победившим на фестивале "Твой шанс"). Проблема режиссерской смены, которой, казалось бы, все озабочены, становится все острее, но решать ее, видимо, не торопятся. Да и с новой отечественной драматургией театр пребывает в позе ожидания. Согласно опросу, против ирландца Макдонаха нынче стоит один Иван Вырыпаев, но Макдонах в этом сезоне явно побеждает числом постановок и количеством поклонников.

    

Отдел театра

Также в рубрике:

Главная АнтиКвар КиноКартина ГазетаКультура МелоМания МирВеры МизанСцена СуперОбложка Акции АртеФакт
© 2001-2010. Газета "Культура" - все права защищены.
Любое использование материалов возможно только с письменного согласия редактора портала.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Министерства Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций Эл № 77-4387 от 22.02.2001

Сайт Юлии Лавряшиной;