Главная | Форум | Партнеры![]() ![]() |
|
АнтиКвар![]() |
КиноКартина![]() |
ГазетаКультура![]() |
МелоМания![]() |
МирВеры![]() |
МизанСцена![]() |
СуперОбложка![]() |
Акции![]() |
АртеФакт![]() |
Газета "Культура" |
|
№ 31 (7592) 9 - 15 августа 2007г. |
Рубрики разделаАрхивСчётчики |
![]() |
Первая полоса"Его святая к музыке любовь..."Владимиру Федосееву - 75 Евгения КРИВИЦКАЯ
"Волшебник с дирижерской палочкой", "исключительное явление в музыкальной сфере" - такие эпитеты постоянно встречаются в отзывах зарубежной прессы на выступления нашего замечательного современника, выдающегося дирижера Владимира Ивановича Федосеева. Его восхождение на музыкальный Олимп шло постепенно, но неуклонно. В 1957 году артист окончил Институт имени Гнесиных в Москве по классу баяна, затем аспирантуру при Московской консерватории по специальности "симфоническое дирижирование" у профессора Лео Гинзбурга. В 1959 году В.Федосеев возглавил Оркестр русских народных инструментов Всесоюзного радио: в золотом фонде - концерты под его управлением, где солировали С.Лемешев, Б.Штоколов, И.Архипова, Т.Милашкина. Общение с великими голосами эпохи сформировало у молодого артиста вкус к кантилене, пению, которое он впоследствии успешно реализовал на ниве симфонического оркестра. В те же годы постепенно разворачивается его карьера симфонического дирижера, в которой поистине судьбоносной стала встреча с прославленным Евгением Мравинским и оркестром Ленинградской филармонии. "Хотя я непосредственно не учился у него, но все же считаю Мравинского своим духовным учителем. Я старался перенять его терпимость, профессионализм, неустанные поиски в музыке. Он для меня был и остается высоким примером служения искусству", - говорит В.Федосеев. Встав тогда за пульт заслуженного коллектива республики, В.Федосеев блестяще продирижировал Четвертой симфонией П.Чайковского, композитора, с творчеством которого будут связаны впоследствии наивысшие достижения дирижера. В 1974 году В.Федосеев стал главным дирижером ведущего коллектива России - Большого симфонического оркестра радио и телевидения (БСО) имени Чайковского. И уже 33 года вместе дирижер и его музыканты. Это годы упорного труда, поиски своего "лица", узнаваемого стиля игры. Главное для маэстро - это особый звук, певучие струнные, широкая кантилена, на которую способны только русские оркестры. И еще - культ репетиций, кропотливые поиски, вслушивание, рождение не сиюминутных, но выстраданных интерпретаций. Теперь, признается дирижер, "всех их объединяет со мной и между собой любовь к музыке, служение ей, а не себе, открытие ее глубинных тайн, а не своих возможностей, ответственность и восторг перед ней". За эти годы сыграно немало, и даже трудно отдать пальму первенства какому-то одному композитору или эпохе. Пожалуй, в случае с В.Федосеевым мы сталкиваемся с тем редко встречающимся универсализмом, когда музыканту подвластно все. Этому дирижеру в равной степени удается и русская классика, и западноевропейский классицизм, романтика... Последние монографические циклы концертов, посвященные П.Чайковскому, Л.Бетховену, Й.Брамсу, - лучшее тому подтверждение. А ведь маэстро блестяще исполняет партитуры и наших современников. Георгий Свиридов, Валерий Гаврилин, Борис Чайковский, ныне живущие композиторы московской школы - их сочинения раскрылись именно в интерпретации БСО под управлением В.Федосеева. Особая глава жизни юбиляра связана с оперой. К сожалению, деятельность Федосеева - оперного дирижера протекает в основном на Западе. Ла Скала, Венская Опера, Цюрихский оперный театр, престижнейший Международный оперный фестиваль в Брегенце распахивают двери перед выдающимся российским маэстро. С ним сотрудничают великие певцы современности: Паваротти, Гяуров, Френи, а В.Федосеев в свою очередь знакомит Запад с лучшими российскими голосами. Список опер, которыми на Западе продирижировал В.Федосеев, впечатляет: конечно, здесь вся русская классика - от Глинки до Прокофьева и Шостаковича. Но там же и Верди, Берлиоз, Массне, Барток, Яначек... Столь же востребован В.Федосеев и как симфонический дирижер, выступающий с лучшими оркестрами мира. Но, конечно, особые отношения его связывают с Венским симфоническим оркестром, который он возглавлял с 1997-го по 2004 год. Федосеева там боготворят и поныне, он награжден Серебряным крестом за заслуги перед Австрийской Республикой, Золотой звездой почетного гражданина Вены. И своего рода историческим событием стало выступление концертмейстера Венского симфонического оркестра, приветствовавшего маэстро на юбилее БСО на Новой сцене Большого театра. "Бог, Любовь, Родина..." - эти понятия являются краеугольными для Владимира Федосеева, который говорит об этом так: "Человеку, чтобы им быть, необходима внутренняя гармония как "несущая конструкция добра", а это могут дать ему только вера и культура". Эта этическая позиция находит выход в широкой благотворительной деятельности: БСО под управлением В.Федосеева дает разнообразные благотворительные концерты в пользу малоимущих, инвалидов, выступает в Первой градской больнице, Бакулевском центре. Наконец, уже несколько сезонов существуют "Общедоступные симфонические абонементы", абсолютно оправдывающие свое название, - лучшая классическая музыка по доступным ценам. И это вовсе не проза жизни, а звенья одной цепи, главного дела жизни Владимира Федосеева и его оркестра: возрождения духовного начала в жизни общества. Также в рубрике:
|