Главная | Форум | Партнеры

Культура Портал - Все проходит, культура остается!
АнтиКвар

КиноКартина

ГазетаКультура

МелоМания

МирВеры

МизанСцена

СуперОбложка

Акции

АртеФакт

Газета "Культура"

№ 31 (7592) 9 - 15 августа 2007г.

Рубрики раздела

Архив

2011 год
№1 №2 №3
№4 №5 №6
№7 №8 №9
№10 №11 №12
№13 №14 №15
№16 №17 №18
№19 №20 №21
№22 №23 №24
№25    
2010 год
2009 год
2008 год
2007 год
2006 год
2005 год
2004 год
2003 год
2002 год
2001 год
2000 год
1999 год
1998 год
1997 год

Счётчики

TopList
Rambler's Top100

Первая полоса

"Его святая к музыке любовь..."

Владимиру Федосееву - 75

Евгения КРИВИЦКАЯ
Фото Виктора АХЛОМОВА


В.Федосеев

"Волшебник с дирижерской палочкой", "исключительное явление в музыкальной сфере" - такие эпитеты постоянно встречаются в отзывах зарубежной прессы на выступления нашего замечательного современника, выдающегося дирижера Владимира Ивановича Федосеева. Его восхождение на музыкальный Олимп шло постепенно, но неуклонно. В 1957 году артист окончил Институт имени Гнесиных в Москве по классу баяна, затем аспирантуру при Московской консерватории по специальности "симфоническое дирижирование" у профессора Лео Гинзбурга. В 1959 году В.Федосеев возглавил Оркестр русских народных инструментов Всесоюзного радио: в золотом фонде - концерты под его управлением, где солировали С.Лемешев, Б.Штоколов, И.Архипова, Т.Милашкина. Общение с великими голосами эпохи сформировало у молодого артиста вкус к кантилене, пению, которое он впоследствии успешно реализовал на ниве симфонического оркестра.

В те же годы постепенно разворачивается его карьера симфонического дирижера, в которой поистине судьбоносной стала встреча с прославленным Евгением Мравинским и оркестром Ленинградской филармонии. "Хотя я непосредственно не учился у него, но все же считаю Мравинского своим духовным учителем. Я старался перенять его терпимость, профессионализм, неустанные поиски в музыке. Он для меня был и остается высоким примером служения искусству", - говорит В.Федосеев. Встав тогда за пульт заслуженного коллектива республики, В.Федосеев блестяще продирижировал Четвертой симфонией П.Чайковского, композитора, с творчеством которого будут связаны впоследствии наивысшие достижения дирижера.

В 1974 году В.Федосеев стал главным дирижером ведущего коллектива России - Большого симфонического оркестра радио и телевидения (БСО) имени Чайковского. И уже 33 года вместе дирижер и его музыканты. Это годы упорного труда, поиски своего "лица", узнаваемого стиля игры. Главное для маэстро - это особый звук, певучие струнные, широкая кантилена, на которую способны только русские оркестры. И еще - культ репетиций, кропотливые поиски, вслушивание, рождение не сиюминутных, но выстраданных интерпретаций. Теперь, признается дирижер, "всех их объединяет со мной и между собой любовь к музыке, служение ей, а не себе, открытие ее глубинных тайн, а не своих возможностей, ответственность и восторг перед ней".

За эти годы сыграно немало, и даже трудно отдать пальму первенства какому-то одному композитору или эпохе. Пожалуй, в случае с В.Федосеевым мы сталкиваемся с тем редко встречающимся универсализмом, когда музыканту подвластно все. Этому дирижеру в равной степени удается и русская классика, и западноевропейский классицизм, романтика... Последние монографические циклы концертов, посвященные П.Чайковскому, Л.Бетховену, Й.Брамсу, - лучшее тому подтверждение. А ведь маэстро блестяще исполняет партитуры и наших современников. Георгий Свиридов, Валерий Гаврилин, Борис Чайковский, ныне живущие композиторы московской школы - их сочинения раскрылись именно в интерпретации БСО под управлением В.Федосеева.

Особая глава жизни юбиляра связана с оперой. К сожалению, деятельность Федосеева - оперного дирижера протекает в основном на Западе. Ла Скала, Венская Опера, Цюрихский оперный театр, престижнейший Международный оперный фестиваль в Брегенце распахивают двери перед выдающимся российским маэстро. С ним сотрудничают великие певцы современности: Паваротти, Гяуров, Френи, а В.Федосеев в свою очередь знакомит Запад с лучшими российскими голосами. Список опер, которыми на Западе продирижировал В.Федосеев, впечатляет: конечно, здесь вся русская классика - от Глинки до Прокофьева и Шостаковича. Но там же и Верди, Берлиоз, Массне, Барток, Яначек...

Столь же востребован В.Федосеев и как симфонический дирижер, выступающий с лучшими оркестрами мира. Но, конечно, особые отношения его связывают с Венским симфоническим оркестром, который он возглавлял с 1997-го по 2004 год. Федосеева там боготворят и поныне, он награжден Серебряным крестом за заслуги перед Австрийской Республикой, Золотой звездой почетного гражданина Вены. И своего рода историческим событием стало выступление концертмейстера Венского симфонического оркестра, приветствовавшего маэстро на юбилее БСО на Новой сцене Большого театра.

"Бог, Любовь, Родина..." - эти понятия являются краеугольными для Владимира Федосеева, который говорит об этом так: "Человеку, чтобы им быть, необходима внутренняя гармония как "несущая конструкция добра", а это могут дать ему только вера и культура". Эта этическая позиция находит выход в широкой благотворительной деятельности: БСО под управлением В.Федосеева дает разнообразные благотворительные концерты в пользу малоимущих, инвалидов, выступает в Первой градской больнице, Бакулевском центре. Наконец, уже несколько сезонов существуют "Общедоступные симфонические абонементы", абсолютно оправдывающие свое название, - лучшая классическая музыка по доступным ценам. И это вовсе не проза жизни, а звенья одной цепи, главного дела жизни Владимира Федосеева и его оркестра: возрождения духовного начала в жизни общества.

Также в рубрике:

ПЕРВАЯ ПОЛОСА

АКТУАЛЬНОЕ ИНТЕРВЬЮ

БАЛЕТ

КОНКУРС

КИНО

Главная АнтиКвар КиноКартина ГазетаКультура МелоМания МирВеры МизанСцена СуперОбложка Акции АртеФакт
© 2001-2010. Газета "Культура" - все права защищены.
Любое использование материалов возможно только с письменного согласия редактора портала.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Министерства Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций Эл № 77-4387 от 22.02.2001

Сайт Юлии Лавряшиной;