Главная | Форум | Партнеры![]() ![]() |
|
АнтиКвар![]() |
КиноКартина![]() |
ГазетаКультура![]() |
МелоМания![]() |
МирВеры![]() |
МизанСцена![]() |
СуперОбложка![]() |
Акции![]() |
АртеФакт![]() |
Газета "Культура" |
|
№ 31 (7592) 9 - 15 августа 2007г. |
Рубрики разделаАрхивСчётчики |
![]() |
МузыкаПеллеас и Мелизанда в оживленном садуКритики подводят итоги оперно-балетного и концертного сезона Отдел музыки
Сезон 2006/07 года завершен. В преддверии нового мы по традиции обратились к обозревателям центральных изданий и независимым музыкальным и балетным критикам с просьбой ответить на вопросы анкеты: 1. Событие сезона. 2. Антисобытие сезона. 3. Тенденция сезона. 4. Театр сезона. 5. Дебют сезона. 6. Персона сезона. Мария БАБАЛОВА, "Известия"1. Выступление трех оркестров: Венского филармонического с Даниэлем Баренбоймом, Национального оркестра Франции во главе с Риккардо Мути и Оркестра Accademia di Santa Cecilia с Антонио Паппано. 2. Конкурс Чайковского. Много пафоса, огромный бюджет, а "воз и ныне там". За державу обидно... 3. Какую-то ярко выраженную тенденцию трудно обнаружить. По большому счету, сезон получился похожим на три-четыре предыдущих. 4. Несмотря на массу оговорок, связанных с двумя крайне спорными, точнее, неудачными премьерами ("Травиата", "Евгений Онегин"), театром сезона можно все-таки назвать Музыкальный театр имени Станиславского и Немировича-Данченко, проведший свой первый сезон дома в здании на Большой Дмитровке. А главное - вместе с великолепным французским дирижером Марком Минковским сделавший спектакль высочайшего музыкального уровня - "Пеллеас и Мелизанда".
5. Екатерина Щербаченко (Татьяна) в "Евгении Онегине" Большого театра. Замечательная юная певица, хоть и "забракованная" отборочной комиссией Конкурса Чайковского, оказалась еще и прекрасной актрисой. 6. Михаил Фихтенгольц - продюсер, кардинально изменивший принцип формирования афиши. Делая ставку не на супердорогих и часто взбалмошных мегазвезд, а на высококлассных и успешных молодых исполнителей, чьи имена в России пока еще совсем неизвестны, за сезон он собрал несколько очень заметных и качественных концертных проектов. Екатерина ВАСЕНИНА, "Новая газета"1. "Чайка" Джона Ноймайера. 4. Музыкальный театр имени Станиславского и Немировича-Данченко - громкое возвращение. Вадим ГАЕВСКИЙ, "Театр"1. Реконструкция сцены "Оживленный сад" в балете "Корсар" - гениальной композиции Мариуса Петипа, идущей и у нас, и на Западе в искаженном и обедненном виде. 2. Таких скандальных премьер, как в драме ("Figaro. События одного дня"), слава богу, не было. 3. Их несколько: 1. Открытые двери, то есть обращение наших театров к зарубежной классике ХХ века: Ноймайер в Москве ("Чайка" в Музыкальном театре имени Станиславского и Немировича-Данченко), Роббинс в Перми, Твайла Тарп в Большом театре. 2. Растущий интерес к реконструкции русской классики ХIХ века: "Корсар" в Москве, "Пробуждение Флоры" в Петербурге - вопреки лени, инерции, змеиному шипению завистливых конкурентов. 3. Появление новой генерации балетных критиков, статьи которых вызывают у меня оторопь. В одной из статей, открывающих номер уважаемого журнала "Балет", "Лебединое озеро" Мариинского театра высоко оценивается за то, что там наличествует "сталинский ампир". "Лебединое" и ампир, к тому же сталинский, - это, как говорят мои студенты, "круто". 4. Большой театр - со своим разнообразным в этом сезоне репертуаром. 5. Ульяна Лопаткина в "Кармен-сюите", Валерия Муханова в "Чайке", совместное выступление Екатерины Крысановой и Натальи Осиповой в "Светлом ручье". 6. Юрий Бурлака, сопостановщик "Корсара", реконструировавший "Оживленный сад". Анна ГАЛАЙДА, "Большой театр", "Ведомости"1. "Корсар" Большого театра: быстро уловив возвращение интереса к старине, он совместил его с собственными традициями. 2. Мариинский театр в затянувшемся состоянии витязя на распутье. 3. Хотя все больше балетных театров осознают, что на наборе "продуктов первой необходимости" в виде "Лебединого" и "Жизели" не уедешь, и пытаются оживить репертуар (Ноймайер в Театре Станиславского, Роббинс в Перми, "Аполло" Баланчина и Эдвард Льянг из New York City Ballet в Новосибирске), они остаются лебедем, раком и щукой, которые даже не пытаются объединить усилий. 4. Большой - в нем проектные мощности наконец стали обеспечивать премьерное качество практически бесперебойно. 5. Выделить один невозможно. Легче обозначить круг танцовщиков, которые интересны в любых проявлениях. Это Ульяна Лопаткина, впервые станцевавшая Кармен и, наверное, в тысячный - "Лебединое озеро", но так, что смотришь его не отрываясь, как триллер; Андрей Меркурьев, показавший почти два десятка собственных премьер, среди которых особенно выделила бы "Треуголку", "Болт", "Misericordes"; Анастасия Яценко, блеснувшая неожиданно в "Серенаде" и предсказуемо - в "Misericordes", а также повторившая через год после премьеры "Золушку" так, что все вокруг танцевали с ощущением праздника; Наталья Осипова, вкладывающая балеринский блеск в каждую вариацию и нашедшая собственный подход к затанцованному "Среднему дуэту"; Дмитрий Гуданов, незабываемый в "Misericordes". В Мариинском театре "большую тройку" прим стремительно нагоняли Виктория Терешкина, эталонно танцующая Баланчина, и Екатерина Кондаурова, великолепная в балетах Форсайта. 6. Юрий Бурлака - выбравшись из глуши Кузьминок, он продемонстрировал талант и уровень интеллекта, которые в дефиците в столицах. Анна ГОРДЕЕВА, "Время новостей", "Time out Москва"1. У сезона было несколько точек кульминации, несколько самых важных событий. Реконструкция Сергеем Вихаревым "Пробуждения Флоры" в Мариинке; сделанный Алексеем Ратманским и Юрием Бурлакой "Корсар" в Большом; воспроизведенный там же Михаилом Мессерером "Класс-концерт" Асафа Мессерера; "Болеро" Брониславы Нижинской, возникшее в проекте Андриса Лиепы; "Баядерка" на Мариинском фестивале, где главные роли исполнили Ульяна Лопаткина, Мария Александрова и Николай Цискаридзе; "Misericordes" Кристофера Уилдона в Большом театре. 2. Назвать антисобытием это слишком громко, но самый дурацкий и пошлый спектакль - "Ходжа Насреддин" в Камерном балете "Москва". 3. Она видна из списка событий: все-таки сезон сделали реконструкции, обращение к старым спектаклям. 4. В соревновании Большого и Мариинки нет победивших и проигравших: да, у московского театра больше качественных премьер, зато у Мариинки - балетный фестиваль, каждый год собирающий замечательную коллекцию артистов. Кроме того, на звание театра сезона вполне может претендовать и Театр имени Станиславского и Немировича-Данченко: после сокрушительных для балетной труппы скитаний по городам и весям сложнейшая ноймайеровская "Чайка" вышла в очень приличном качестве. 5. Дебют Вячеслава Самодурова в качестве хореографа ("+/- 2" на "Мастерской новой хореографии" в Большом). Весь курс Школы-студии МХАТа, дебютировавший в полностью танцевальном спектакле, сделанном Аллой Сигаловой ("Кармен"). Иван Васильев (в роли дебютанта-харизматика в Большом театре). Лейла ГУЧМАЗОВА, "Русский репортер"1. "Корсар": старинный штиль без лоска новодела присыпан какой-то мягкой европейской иронией к старому балету. Работа в архивах стала хорошей "архподготовкой" - впервые в большеформатной реконструкции ощущается работа команды. Еще тонкий, очень прочувствованный и обдуманный "Евгений Онегин". 2. Опыт позволяет прогнозировать, а служба - игнорировать. Тянет назвать антисобытием топорную "Серенаду" Большого, но не будем - за то, что труппа хотя бы "отметилась". 3. Придумать можно; на самом деле не вижу. В Москве по-прежнему мало премьер, но какая же это тенденция? 4. По-прежнему мобильный и любопытный ко всему Мариинский. Хороший сезон у Большого. Понемногу набирает обороты Театр имени Станиславского и Немировича-Данченко. 5. Юрий Бурлака ("Корсар") обидится за звание дебютанта, но ведь в большом формате он действительно дебютировал, и сделал это удачно. Отмечу чудо с косичкой Олесю Новикову в балете Форсайта и очень адекватную Наталью Осипову в "Комнате наверху" Твайлы Тарп. 6. Пина Бауш. Столько сердца, ума и наблюдательности, что не любить невозможно. Елизавета ДЮКИНА, "Музыкальное обозрение"1. Открытие Основной сцены Музыкального театра имени Станиславского и Немировича-Данченко после длительной реконструкции. Международный Чеховский фестиваль с его огромной и разнообразной программой и прежде всего премьера "Пеллеаса и Мелизанды" Дебюсси - спектакль высокого европейского уровня с замечательным дирижером Марком Минковским. Мировая премьера оперы М.Вайнберга "Пассажирка" в Доме музыки. Спектакль Савонлиннского оперного фестиваля "Всадник" А.Саллинена, показанный на Новой сцене Большого театра. 2. XIII Международный конкурс им. Чайковского в разделе "Сольное пение". Жюри под председательством Ирины Богачевой, отсеяв многих интересных и перспективных певцов, превратило третий тур в певческое соревнование в лучших традициях советского периода, когда только одна Альбина Шагимуратова оказалась достойной звания лауреата Первой премии некогда престижного конкурса. Спектакль Музыкального театра имени Станиславского и Немировича-Данченко "Травиата" Верди в постановке Александра Тителя, продемонстрировавший дурновкусие и убогость режиссерской мысли. 3. Значительно повышается интерес федеральных и местных властей к нуждам музыкального театра. Выдаются гранты: президентский в Казани и в Чебоксарах. Выделяются деньги на строительство новых зданий оперных театров в Нижнем Новгороде, Йошкар-Оле, Астрахани. Полным ходом идет реконструкция здания Самарского оперного театра. Оперные театры России все больше обращаются к произведениям композиторов ХХ века. 4. Бесспорным лидером является Мариинский театр с огромным количеством премьер, с масштабными фестивалями. Среди театров других российских городов хочется выделить Татарский театр имени М.Джалиля, работающий на высоком творческом уровне в Казани и во время длительных европейских гастролей. 5. Альбина Шагимуратова на Конкурсе Чайковского и солист Большого театра Анна Аглатова в партии Лю в "Турандот" Пуччини. 6. Валерий Гергиев. Борис Александрович Покровский, отметивший свое 95-летие новой премьерой. Наталия ЗВЕНИГОРОДСКАЯ, "Независимая газета"1. а) "Русские сезоны" Аллы Сигаловой; б) гастроли Мари Шуинар. Если имею право сказать и об опере, то "Пеллеас и Мелизанда". 2. "Маугли" у Касаткиной и Василева. 3. Возобновления и реконструкции. 4. Большой театр. 5. Анна Ребецкая ("Корсар", Danse des Forbans). Наталья ЗИМЯНИНА, "Культурный слой"1. "Евгений Онегин" Дмитрия Чернякова. И музыка Чайковского звучала свежо, и отношения героев волновали, и пели все прекрасно. А по размаху, в который вот уже второй год трудно поверить, - Фестиваль оркестров мира в Колонном зале. 2. "Евгений Онегин" в Музыкальном театре имени Станиславского и Немировича-Данченко, совпавший с премьерой же "Бориса Годунова" в Большом театре. Два таких неожиданных удара подряд - совпадение, бьющее по вкусу и нервам. 3. Возрождение балета как актуального, немузейного искусства. Здесь - аплодисменты Большому театру, Мариинке, Театру Станиславского и Немировича-Данченко. В нашем балете теперь появилось все: от стилизованной архаики, западной классики ХХ века и советского ретро до оригинальных современных постановок. Среди музыкальных исполнителей все больше зарубежных гастролеров - благодаря Московской филармонии, ММДМ, Центру оперного пения Вишневской, агентству "Жар-птица", видимо, личным идеям дирижера Теодора Курентзиса, стараниям РНО, БСО, НФОРа и других крупных оркестров. 4. Музыкальный театр имени Станиславского и Немировича-Данченко. Шикарное новое здание приняло два новых спектакля, перевернувших музыкальную Москву, - балет Джона Ноймайера "Чайка" и оперу "Пеллеас и Мелизанда" Дебюсси в постановке Оливье Пи. В последнем не только божественная музыка (дирижер Марк Минковский), соответствующая действию, но, главное, действие на сцене, соответствующее музыке, - редкость в наше время. 5. Полноценно дебютировал в Москве, в Большом зале консерватории, при большом стечении народа всемирно известный пианист Аркадий Володось. Нерасхожая программа, высокий интеллект, виртуозность и музыкальность уровня Горовица. На XIII Международном конкурсе имени Чайковского в Москве сыграл 20-летний санкт-петербургский пианист Александр Лубянцев (III премия). По большому счету, самый тонкий, необычный музыкант конкурса. Неброско независимый. Вызывающе непосредственный. Настоящее открытие. 6. Героический Мстислав Ростропович. Вот бы делать жизнь с кого. Валерий КИЧИН, "Российская газета"1. Выход на DVD фирмы "Columbia" российского фильма-оперы "Норма" режиссера Бориса Айрапетяна - первый случай признания западными фирмами усилий отечественного кино в области академической музыки. 2. Долгожданная версия "Бориса Годунова" в Большом театре, поразившая не только суровой пышностью режиссерского решения, но и низким качеством вокала. 3. Продолжение агрессии формального "режиссерского театра", ставящего оригинальность выше здравого смысла ("Евгений Онегин" в ГАБТ). 4. Театр имени Станиславского и Немировича-Данченко, оправившийся после катаклизмов как плановых, так и стихийных и предложивший новое качество работы репертуарного театра - выпустив мирового уровня контрактный спектакль и впервые показав Москве оперного Дебюсси. 5. Александр Сокуров в Большом театре. 6. Дмитрий Белов: своим "ремикс-мюзиклом" "Figaro" в Свердловском театре музыкальной комедии он пробил скорлупу опереточного жанра и открыл ему новые перспективы. Сергей КОРОБКОВ1. VII Фестиваль имени Чехова в Москве. И не потому, что посвящен Канаде, а, скорее, наоборот - потому что представил широкую панораму всего мирового искусства, причем на высшем уровне. Следует признать, что Чеховский фестиваль теперь уже действительно стал главным отечественным фестивалем. 2. Все "анти" не касаются творчества, а связаны с переделом театрального имущества. Люди театра хватаются за голову - никогда-де не думали, что что-нибудь подобное придет в культуру, и не только придет, а посеет рознь в среде самих деятелей культуры. То, что произошло в Санкт-Петербурге - имею в виду фактическое изгнание с поста главного балетмейстера МАЛЕГОТа Николая Николаевича Боярчикова, - позор для всей театральной России. И все почему-то молчат, мы что, в страну палачей возвращаемся? 3. Смотри предыдущий вопрос. А добавить надо характерное для последних сезонов: вымещение режиссуры дизайном, человека - куклой, критики - журналистикой. Все вместе убивает душу, а значит, и театр. Превосходно сказала в программе, посвященной юбилею Петра Фоменко, Людмила Максакова: "Сначала из театра стали выкидывать слово, теперь - человека"... Этот ряд нетрудно продолжить в отношении музыкальной сцены: сначала - музыку, теперь - чувство... 4. Сезонным может быть только салат. А театр - живой организм, развивающийся во времени. Лучше других развивается Мариинский, что неудивительно. 5. Много хорошей молодежи в Театре имени Станиславского и Немировича-Данченко, но о ней надо заботиться, чтобы не растерять. 6. Сезон обрушился уходом таких персон, как Ростропович, Лавров, Ульянов. No comments. Екатерина КРЕТОВА, "Московский комсомолец"1. Два концерта Венского филармонического оркестра с Даниэлем Баренбоймом. Высший бал Московской филармонии за их организацию. 2. Концерт "Lacrimosa" в рамках фестиваля "Территория" (дирижер Теодор Курентзис исполнил три сочинения современных авторов). 3. Весьма позитивна: к нам все чаще стали приезжать по-настоящему интересные зарубежные гастролеры. 4. Театр имени Станиславского и Немировича-Данченко, выпустивший несколько премьер на любой вкус: от эпатажно-попсового "Онегина" до изысканного "Пеллеаса". 5. Назову не имя, а целый фестиваль: "Музыкальное сердце театра". Впервые в Москве была проведена всероссийская перепись мюзикла и зрители получили возможность увидеть, что маргинальный жанр в стране все-таки развивается. 6. Композитор Владимир Дашкевич, представивший в БЗК литургию "Семь зарниц Апокалипсиса", а в Новосибирском театре оперы и балета мировую премьеру оперы "Ревизор" и тем самым смело расширивший представления о жанрах современной оратории и оперы. Евгения КРИВИЦКАЯ1. Из симфонических концертов на первом месте - выступления Венского филармонического оркестра с Даниэлем Баренбоймом. В то же время, безусловно, событием сезона следует считать и концерт Лондонского симфонического оркестра с Валерием Гергиевым. Нельзя обойти вниманием и Второй фестиваль симфонических оркестров мира хотя бы как факт продолжения важной и нужной инициативы - поддержки классической музыки на высшем государственном уровне. Ну и, конечно же, Международный конкурс имени Чайковского. Это событие мы все ждали 5 лет, и те, кто имел возможность "окунуться" в ход прослушиваний, получили и наслаждение от встречи с интересными молодыми артистами, и самые острые эмоции, которые приносит любое соревнование. В сфере музыкального театра - "Пеллеас и Мелизанда" Дебюсси в рамках Чеховского фестиваля. 2. "Евгений Онегин" П.Чайковского в постановке Большого театра. 3. Президентом и Правительством РФ были выделены гранты избранным коллективам Москвы и Петербурга. Это послужило не только поводом для пересудов и критических высказываний, но и сильнейшим стимулом для творческого роста. 4. Театр имени Станиславского и Немировича-Данченко. В этом сезоне, открыв после ремонта Основную сцену, театр показал, что сумел сохранить и оперную труппу, и балет, и оркестр. Пусть пока идет не все гладко, но последняя премьера - опера "Пеллеас и Мелизанда", где Марк Минковский дирижировал оркестром театра и сумел добиться поистине выдающейся интерпретации, - говорит о том, что потенциал театра огромен. Естественно, что оркестр был уже подготовлен предшествующими работами под управлением главного дирижера Феликса Коробова, который сумел реально поднять качественный уровень своих музыкантов. 5. Из отечественных артистов назвать совсем новое яркое имя, пожалуй, сложно. Но "живое" знакомство с французским артистом Марком Минковским оставило глубочайший след. 6. а) Шостакович и Стравинский - юбиляры 2006/07 года. Их творчество безусловно доминировало по всем направлениям. б) Генеральный директор Московской филармонии Алексей Шалашов. Свое желание сделать филармоническую афишу самой лучшей, самой разнообразной он блестяще претворяет в жизнь. Причем добивается этого путем консолидирования музыкальных коллективов, а теперь еще и концертных организаций. Музыкальный форум как некая ярмарка творческих идей и контактов - удачная инициатива филармонии. КОММЕНТАРИЙ Минувший сезон, особенно сравнительно с предыдущим, оказался успешным не только в концертной, но и в оперно-балетной сфере. Заслуживающих внимания событий, особенно в опере, было столько, что далеко не все оказалось отмеченным или даже просто упомянутым в ответах наших респондентов. Что касается выбора главного события по каждому из разделов, то здесь мнение большинства участников опроса полностью совпадает с нашими собственными оценками и прогнозами. Главным событием концертного сезона стали, безусловно, гастроли в Москве Венского филармонического оркестра с Даниэлем Баренбоймом. В опере это - совместная с Чеховским фестивалем премьера "Пеллеаса и Мелизанды" Дебюсси в Музыкальном театре имени Станиславского и Немировича-Данченко под управлением Марка Минковского. В балете - "Корсар" Большого театра. Два голоса получила "Чайка" Джона Ноймайера в Театре имени Станиславского и Немировича-Данченко, а поскольку она не раз поминается в позитивном контексте по другим номинациям, то можно, наверное, говорить о почетном втором месте. В опере же "Пеллеас" заметно опережает "Онегина" Дмитрия Чернякова в Большом, эйфория по поводу которого, в начале сезона охватившая большинство оперных критиков, стала, похоже, несколько остывать. Лишь двое оперных критиков да еще один балетный (у которых - своя система координат) отнесли его к событиям сезона, один - к антисобытиям, а еще один отметил как тенденцию "продолжения агрессии формального "режиссерского театра", ставящего оригинальность выше здравого смысла". В разряде антисобытий у балетных критиков лидирует "Ходжа Насреддин" в Камерном балете "Москва", получивший четыре "черных шара". У оперных такой определенности нет, и это неудивительно, поскольку совсем уж откровенных неудач, на наш взгляд, в прошедшем сезоне в столице практически и не было: каждая из премьер имела свои сильные стороны (признать антисобытием, например, ту же "Травиату" при всей солидарности с оценкой режиссуры этого спектакля, данной Е.Дюкиной, мешают два обстоятельства: Хибла Герзмава в главной роли и дирижерская работа Феликса Коробова, ставшая одной из лучших в сезоне). Вообще-то, формулируя вопрос анкеты как "антисобытие", а не "провал сезона", мы имели в виду нечто более сущностное, чем чья-то неудача. И в этом смысле наиболее точным представляется ответ С.Коробкова, который привел действительно вопиющий пример - изгнание с поста главного балетмейстера МАЛЕГОТа Николая Боярчикова при полном безмолвии театральной общественности. На самом деле данный пример отнюдь не является единичным. Вспомним, что в столь же беспардонной форме в начале сезона буквально был "выдавлен" с поста главного дирижера Екатеринбургской Оперы Евгений Бражник. Ситуации в конкретных театрах, требовавшие перемен, - вопрос иной. В любом случае неуважительно-бесцеремонное обращение с мастерами такого уровня и масштаба, по меньшей мере, - признак бескультурья. Обилие кадровых перемен вполне можно было бы посчитать одной из характерных тенденций сезона. Если же из организационной плоскости вернуться в творческую, то одной из очевидных тенденций стал возросший интерес театров к произведениям композиторов и хореографов XX столетия. Но, пожалуй, именно в балете отмеченные участниками опроса тенденции выстраиваются в некую целостную картину, демонстрирующую позитивную динамику развития. Результаты опроса вселяют надежду на то, что кризис хореографической мысли России (явный итог прошлогоднего анкетирования) близок к преодолению. Театром сезона по совокупности голосов оперных и балетных критиков стал Музыкальный театр имени Станиславского и Немировича-Данченко - за яркое возвращение после долгой реконструкции. Вместе с тем у балетных критиков его с ощутимым перевесом опережает Большой, признанный лидером за разнообразие качественных премьер. В балете, как никогда, много претендентов на номинацию "Дебют года". Лидируют здесь Ульяна Лопаткина, дебютировавшая в партии Кармен в Большом театре (один из опрошенных, впрочем, посчитал ее выступление антисобытием, что лучше оставить без комментариев), а также собственные солистки Большого Наталья Осипова и Екатерина Крысанова. Имена кубинца Карлоса Акосты и петербурженки Екатерины Кондауровой встречаются сразу в нескольких номинациях. Всего же названо свыше пятнадцати имен, что свидетельствует: танцовщиков новой генерации стало значительно больше, и этот факт не может не радовать. Заметим попутно, что само понятие "дебют" - и в балете, и в опере - нередко подменяется понятием "ввод", а то и просто участием в премьере. В отличие от балета, в опере и в концертной сфере ни один из называемых дебютантов не набрал более одного голоса. К названным участниками опроса можно было бы добавить также имена геликоновки Карины Григорян (формально она дебютировала в конце сезона предыдущего, но именно в этом привлекла к себе внимание исполнением партии Абигайль в "Набукко" и особенно Розины в недавней премьере "Севильского цирюльника") и режиссера Андрея Жагарса, успешно дебютировавшего в Москве постановкой "Набукко" в Новой Опере. Персонами сезона стали Мстислав Ростропович (посмертно) и Юрий Бурлака. Еще два голоса набрала немецкая гостья Пина Бауш. Таковы в общих чертах итоги опроса. К итогам же сезона, особенно оперного, мы предполагаем вернуться в ближайших номерах газеты. Майя КРЫЛОВА1. Выступление солиста Ковент-Гарден Карлоса Акосты в спектакле Большого театра "Спартак". Гость показал хозяевам, как надо исполнять эту роль, чтобы балет оставался актуальным. Балет "Корсар" в Большом театре. Счастливое сочетание уважения к старине и заботы о зрителе XXI века. И более чем достойный уровень большинства исполнителей. Гастроли труппы Мориса Бежара, который и в 80 лет удивляет. Приезд Балета Монте-Карло со спектаклем "Золушка" - образец отлично поставленной сказки для взрослых. Хореограф Жан-Кристоф Майо сумел талантливо, средствами современного искусства, без пластического консерватизма, назидательности и скуки воспеть не чернуху, а семейные ценности. Норвежский спектакль "Госпиталь" на фестивале NET. Великолепная трагикомедия для движенческого театра, построенная на идее "Человек выразительнее, когда он несчастен". Уровень балетной труппы Мариинского театра на гастролях в Москве: и в "Ундине", и в балетах Форсайта полистилисты-питерцы были на высоте. 2. Балет "Ходжа Насреддин" в Русском камерном балете "Москва". 3. Хорошая тенденция - впервые за многие годы по-новому построенный выпускной концерт МАХУ. Хочется надеяться, что приглашение хореографа Дэвида Бомбано (он привил выпускникам академии новую для них координацию и иные, чем классика, способы танца) - это новые горизонты в профессиональном обучении, которые наконец-то стали заметны. Две плохие тенденции балетного театра, которые перекочевали из прежних сезонов в нынешний. В современной российской хореографии по-прежнему нет притока свежей крови и новых идей и в области классического танца, и в "контемпорари данс". И наши исполнители, как правило, с трудом вживаются в новые (читай - иноземные) пластические и танцевальные стили. Оттого и Баланчин у нас - не совсем Баланчин, и Твайла Тарп - пока еще не Твайла. 4. Большой и Мариинский. 5. Наталья Осипова в балетах Большого театра "Серенада" и "Комната наверху". Екатерина Крысанова в балете Большого театра "Светлый ручей". Вячеслав Лопатин - ввод в партию Алена в балете Большого театра "Тщетная предосторожность". Геннадий Янин - Исаак Ланкедем в балете Большого театра "Корсар". 6. Карлос Акоста. Екатерина Кондаурова в балетах Форсайта на гастролях Мариинского театра в Москве. Диана Вишнева в спектакле Большого театра "Жизель". Такого умного и тонко сделанного романтического образа мы не видели давно. Пина Бауш. Ее спектакль "Мазурка фого" (в рамках Чеховского фестиваля) показал, что Бауш интересна и своими повторами. Татьяна КУЗНЕЦОВА, "Коммерсантъ"1. "Корсар" в Большом театре. Труднейшая и серьезнейшая работа, увенчавшаяся успехом всего коллектива: и труппы, и балетмейстеров-постановщиков, и художников, и постановочной части - сцена кораблекрушения не знает аналогов в советской истории балета. 2. Сама постановка вопроса звучит угрожающе, в то время как ничего серьезного, что могло бы обрушить вполне пристойную балетную ситуацию, я пока не вижу. Пожалуй, стоит назвать главный курьез сезона: балет "Ходжа Насреддин" в Камерном балете "Москва". Осел, толкающий со сцены речи о Зурабове и Касьянове, - такого в балете еще не было. 3. Ясно, что во всем мире пошла мода на сюжетный балет. Впрочем, москвичи так и не успели толком приобщиться к бессюжетным одноактовкам, так что теперь со своим всегдашним стремлением ставить большие повествовательные балеты угадали мировую тенденцию (Большой театр с "Корсаром", Музыкальный театр Станиславского и Немировича-Данченко с ноймайеровской "Чайкой" и виноградовской "Золушкой", "Эсмеральда" в Кремлевском балете). Мариинский театр, верный своей ориентации на бессюжетный балет, в этом сезоне, по-моему, проиграл - все его премьеры-одноактовки нельзя назвать ценными приобретениями. 4. Большой театр со своими пятью очень разными премьерами оказался главным ньюсмейкером. Но и Театр Станиславского в первый послеремонтный сезон заставил обратить на себя пристальное внимание. 5. Карлос Акоста в "Спартаке" Юрия Григоровича. 6. Юрий Бурлака, возродивший в "Корсаре" хореографическую картину Петипа "Оживленный сад". Светлана НАБОРЩИКОВА, "Известия"1. "Чайка" Джона Ноймайера. 2. "Серенада" в Большом. 5. Ульяна Лопаткина и Иван Козлов в "Кармен-сюите" Большого театра. 6. Джон Ноймайер. Марина НЕСТЬЕВА, "Музыкальная академия"1. "Пеллеас и Мелизанда" Дебюсси, совместная продукция Театра имени Станиславского и Немировича-Данченко с французской группой постановщиков и исполнителей. 2. Решение режиссера К.Балакина "Пиковой дамы" Чайковского в Ростовском театре оперы и балета. Притом что в спектакле были очень неплохие артистические работы. 3. Во многих отношениях плодотворной тенденцией мне кажутся концертные исполнения опер на разных площадках и с разными исполнителями. Эта тенденция корреспондирует с постепенным осознанием музыкально-театральной общественностью, как это ни странно звучит, необходимости качественного звучания музыки на музыкальной сцене. 5. Ярко проявил себя в разных ролях, в частности в роли Ленского в "Евгении Онегине" Большого театра, в опере Р.Щедрина "Боярыня Морозова", Эндрю Гудвин как очень перспективный певец и артист. 6. Дирижер Феликс Коробов. Наиболее ценное и редкое его качество - трактовать музыку в зависимости от особенностей постановочного решения, что сказывается в темповых, динамических и тембровых тонкостях звучания партитуры. Петр ПОСПЕЛОВ, "Ведомости"1. Гастроли Венского филармонического оркестра. 2. Исполнение Валерием Гергиевым неоклассических произведений Стравинского. 3. Рост денежных вливаний в концертную жизнь, не сопровождающийся появлением интеллектуальных проектов (примеры - Фестиваль оркестров мира, выдача так называемых "грантов" оркестрам и др.). 5. Сергей Неллер, автор оперы "Тентажиль" 6. Ростропович. Ярослав СЕДОВ, "Газета"1. Гастроли труппы Мориса Бежара в Москве ("Искусство быть дедушкой", "Адажиетто", "Смерть ли это?", "Вена, Вена..."). За отсутствием отдельного пункта запишем в события и два спектакля редкого по нынешним временам типа - новые сюжетные балеты на специально написанную для них музыку: "Гойя" Валерии Бесединой (Челябинск), "Маугли" Алекса Прайера (Москва). 2. Ульяна Лопаткина в "Кармен-сюите" Большого театра. 3. Вытеснение творчества усилиями по созданию "событий". 4. Екатеринбургский театр оперы и балета, получивший в музыкальные руководители дирижера Михаэля Гюттлера и сделавший два крупных творческих прорыва. В постановке оперы "Снегурочка" это сценография петербургского мэтра Игоря Иванова. В постановке балета "Корсар" - первое в ХХI веке представление изначальной партитуры Адана и удачный дебют Михаэля Гюттлера как балетного дирижера; первый многоактный спектакль, поставленный звездой Парижской Оперы Жаном-Гийомом Баром; великолепная работа премьера Парижской Оперы Стефана Буйона в роли Конрада. 5. Карлос Акоста в "Спартаке" Большого театра. 6. Ольга Васильевна Лепешинская, отметившая юбилей. Валерия УРАЛЬСКАЯ, "Балет"1. Хореографическая программа Чеховского фестиваля. 2. "Ходжа Насреддин" (Балет "Москва"). 3. Многонаправленная репертуарная и фестивально-гастрольная политика театров. Это свидетельствует о поисковых творческих тенденциях, даже если не все бесспорны. 4. Не думаю, что в этом сезоне один какой-либо театр выступает лидером. Каждый предложил проекты поисков себя во времени. 5. Дебют - всегда событие для данного исполнителя и зависит от степени его вхождения в профессию. Для московских артистов событием были стремительно-активный успех Н.Осиповой, Е.Крысановой в репертуаре Большого театра, выход в партии Жизели Н.Кобахидзе, В.Муханова в балете "Чайка" и вводы в спектакли Театра имени Станиславского и Немировича-Данченко О.Сизых. Не будем отдавать предпочтений, так как иногда выход в "двойке" - шаг в будущее. И наверное, самое принципиальное утверждение в новом для творческой линии направлении Ульяны Лопаткиной. 6. Сердце и мозг Чеховского фестиваля Валерий Шадрин. Сергей ХОДНЕВ, "Коммерсантъ"1. Последнее выступление Мстислава Ростроповича на концерте в честь 100-летия со дня рождения Шостаковича. "Евгений Онегин" Большого театра. 2. Конкурс имени Чайковского - вместе с его официозностью, атмосферой и результатами. 3. Кажется, музыкальная жизнь по-прежнему организована скорее хаотично и слишком полна случайных событий и обстоятельств, чтобы можно было усмотреть какую бы то ни было определяющую тенденцию, во всяком случае, долговременную. Впрочем, я бы отметил отличный уровень, на котором держится все больше проектов Московской филармонии. Кроме того, Фестиваль симфонических оркестров мира, как выяснилось, всерьез собирается стать непременной частью московского сезона - причем частью весьма важной. 4. Безусловно, Театр имени Станиславского и Немировича-Данченко, который удачно провел свой первый после реконструкции сезон. Помимо пусть спорной, но неплохой музыкально "Травиаты", был ведь довольно изящный "Онегин" - и это не говоря о "Пеллеасе и Мелизанде". 6. Симона Кермес. Все-таки мало кто из европейских артистов такого уровня наезжает к нам настолько часто. Общим счетом три раза: помимо сольного концерта с моцартовскими ариями и выступления вместе с Кристофом Дюмо в конце сезона, было еще грандиозное исполнение Девятой Бетховена в КЗЧ (по случаю юбилея Михаила Плетнева). Также в рубрике:
|