Главная | Форум | Партнеры![]() ![]() |
|
АнтиКвар![]() |
КиноКартина![]() |
ГазетаКультура![]() |
МелоМания![]() |
МирВеры![]() |
МизанСцена![]() |
СуперОбложка![]() |
Акции![]() |
АртеФакт![]() |
Газета "Культура" |
|
№ 31 (7592) 9 - 15 августа 2007г. |
Рубрики разделаАрхивСчётчики |
![]() |
ПровинцияДух, спрятанный в сосудеКак инженер стал гончаром ПРОМЫСЛЫЯна ПАВЛОВА
Гончар Александр Поверин возродил древнерусский промысел чернолощеной керамики. Как и тысячу лет назад, он замешивает глину с водой, создает форму, высушивает и обжигает ее. "Новое в гончарстве не в отрицании традиций, - уверяет Александр, - а в глубоком их постижении. Главный мой судья - глина, решающая, принимается то, что я задумал, или нет". Глядя на чернолощеные кринки или рукомойники, люди нередко спрашивают: "Это что, чугун? Откуда это - из Грузии или из Греции?" Русские традиционные сосуды, которым не одна сотня лет, сегодня воспринимаются как экзотика. Археологи находят чернолощеную керамику III - V веков в Коломне, деревне Дьяково и многих других местах. Последняя российская гончарная экспедиция, зарегистрировавшая 750 очагов гончарного искусства, состоялась в далеком 1919 году. Из этих 750 треть были отмечены как традиционные народные промыслы с яркими стилистическими особенностями. Сейчас остались разве что Гжель и скопинская керамика под Рязанью. В Скопине - древнем центре гончарного ремесла - в 1934 году была основана фабрика художественных изделий, насколько возможно по сей день сохранившая традиции. "Теперь ее пытаются продать, - говорит Александр. - Стиль скопинский лепной, немножко вычурный, но совершенно оригинальный. Это достояние нашего государства, как и любой промысел, уходящий корнями в бездну лет". Удивительно, но когда рухнул Советский Союз, в разных местах - в Вологде, Санкт-Петербурге, Череповце, Омске, Смоленске, подмосковных селах - появились люди, которые, не сговариваясь, друг с другом не общаясь, сели за гончарный круг. Каждый по-своему занялся местной керамикой.
Первый съезд российских гончаров прошел в 1997 году в Твери, приехало около 40 человек, по большей части молодых. Потом подобные встречи были в Смоленске, Скопине, Вологде. Два года назад на съезд приехали уже человек 200. А на предстоящий в сентябре съезд в Скопине, по прогнозам, соберется еще больше. Прежде чем стать гончаром, Александр получил образование инженера-строителя, серьезно занимался скульптурой, художественными переводами, издал книгу стихов, писал прозу - рассказы, новеллы, повести. Но гончарное ремесло так сильно увлекло его, что он организовал артель "Покровская керамика", а потом, погружаясь в это дело все глубже, выпустил несколько учебников, по которым теперь студенты Московского государственного университета культуры и искусства учатся гончарным премудростям. Гончарит Александр пятнадцатый год и свою задачу видит в том, чтобы вернуть то, что утрачено, заставить людей ХХI века почувствовать и принять гончарное творчество. В артели, расположенной в деревне Покровской Истринского района, четыре мастера, каждый работает свободно, но общение помогает создавать вещи в едином - чернолощеном стиле. Глина становится темной и лощеной, приближаясь по свойствам к стеклу при бескислородном обжиге. Угарный газ в печи придает ей особый блеск и цвет с различными оттенками. Делают опарницы, макитры, бочонки для масла, кашники, кумочки, кисельницы, луковники, кубышки - около 50 видов посуды. Раньше для каждого продукта - каши, лука, картошки, кваса - полагался горшок особой формы. Почему бы и сегодня не воспользоваться этим опытом? Круг, которому 4000 лет, - великая вещь. Это и инструмент, и тренажер, и настройщик души. Занятие с ним кардинально меняет человека. "Сделаешь из куска глины красивый сосуд и обретаешь душевное равновесие. Постоянное вращение круга заставляет смотреть на мир философски, действует терапевтически", - говорит Александр. В Истринском районе в 1923 году вышла брошюра местного мастера "Промыслы Воскресенского уезда", где сказано: "Гончар селения Сычевка крынку делал за 5 - 7 минут". Но тогда были ножные круги, сейчас круги механические, и скорость заметно выросла. За день хороший гончар может сделать без особого напряжения до 300 изделий. Теперь в продаже итальянские, новгородские, украинские гончарные круги. Но лучше всех для Александра тот, который делает по собственной разработке его знакомый Александр Цитронов. Его изобретение уже оценили и другие: недавно пришел заказ из Суздаля на целую партию цитроновских кругов. Шедевры гончарного искусства выставлены в музеях Ростова, Суздаля, но все разбросано, разобщено. "Теперь гончаров довольно много, - говорит он. - Надо бы уже и государству подключиться, обратить на нас внимание. Черновую работу мы сделали, набрали скорость, возродили технологию, растим учеников. Почему бы не открыть Центр гончарного искусства, школу, наладить производство гончарных кругов по разумной цене, которыми можно пользоваться не в специальном помещении, а дома, чтобы они стояли там, как рояль или гитара..." Но порывы пока отклика не находят. Сколько раз обращался Александр Поверин к областному министру культуры, к мэрам Москвы, Красногорска, к губернатору Подмосковья, к многочисленным муниципальным службам. Первая реакция обычно благосклонная. Так глава г. Дмитрова очень обрадовался идее создания гончарного музея с небольшим производством, нашлось и здание внутри Дмитровского кремля, но в конце концов все заморозили. И все же есть редкие примеры поддержки со стороны богатых людей. Суздальский успешный предприниматель по фамилии Дымов, выпускающий знаменитые колбасы, увлекся гончарным ремеслом: приобрел немецкие печи, отреставрировал старое здание, разыскал мастеровых людей. Для него это отдохновение от основного бизнеса, а окружающим радость: изделия с удовольствием покупают туристы. Когда-то под Торжком была большая слобода, которая называлась Гончарный Двор. Посредине деревни стояли огромные печи - общие на всех. Затем обозами сделанное отправлялось в Москву, Петербург, Тверь, Псков, Великий Новгород. А в 1928 году пришли люди с маузерами, печи разбили и погнали всех в колхоз. Коллективизация коснулась прежде всего промыслов, безжалостно уничтожая частные мастерские. Постепенно все вымерли и в том селе. А глина в тех местах замечательная, чистая. Ведь промысел зарождается там, где есть сырье. Артель Александра глину покупает. Раньше добывали сами, но это отнимает столько времени и сил (найти, выкопать, привезти, перемять 10 раз, высушить, замочить, отмучить), что на все остальное их уже не остается. Глина - таинственный минерал. Ее нужно познавать и ни в коем случае не насиловать. Она обладает памятью и платит добром тому, кто не стремится ее победить. Глиняная посуда прекрасно хранит продукты, держит и холод, и тепло, молоко в ней долго не киснет. Запасов глины у нас гораздо больше, чем нефти, газа или руды. Это материал, из которого можно делать что угодно - от чашек до облицовки "Бурана" или "Шаттла". Ценно и то, что керамика не засоряет окружающую среду. Глина самый прочный природный материал. Бог знал, из чего слепить человека. Также в рубрике:
|