Главная | Форум | Партнеры![]() ![]() |
|
АнтиКвар![]() |
КиноКартина![]() |
ГазетаКультура![]() |
МелоМания![]() |
МирВеры![]() |
МизанСцена![]() |
СуперОбложка![]() |
Акции![]() |
АртеФакт![]() |
Газета "Культура" |
|
№ 31 (7592) 9 - 15 августа 2007г. |
Рубрики разделаАрхивСчётчики |
![]() |
ПалитраОбъективная реальность, данная нам в комиксах"Австрийская история" Георгия Литичевского и Георгия Острецова Федор РОМЕР
Московский музей современного искусства в самом деле стал таковым - музеем современного искусства. Экспозиции, может, и без звездных имен, но довольно известных художников. Без решительных открытий, но с понятными и традиционными темами для contemporary art. Смерть (Александр Забрин), бытовой мусор (Терхи Хейно), политика, умноженная на социокультурную мифологию (Георгий Литичевский и Георгий Острецов). Стало не стыдно рекомендовать для посещения любопытствующему здание ММСИ в Ермолаевском переулке: такие выставки летом можно обнаружить в любом европейском Кунстхалле. Рутина арт-процесса. Но в России этой рутины нужно было добиться сверхчеловеческими усилиями. И процесс пошел. Добро пожаловать в Ермолаевский, 17. Два Георгия, Литичевский и Острецов, первыми из наших современных художников начали эксплуатировать эстетику комикса. Именно эстетику, а не практику, ставшую сегодня журнальной повседневностью. Литичевский, дипломированный историк и искусствовед, и Острецов, дизайнер, модельер, выпускник Театрально-художественного училища при Большом театре, вдруг почувствовали странный интерес к китчу, к низовой графической культуре. И ввели дурашливые (если не дурацкие) рисунки в отечественное современное искусство.
Объяснять значение комикса для contemporary art можно долго, непринужденно и глубокомысленно. Тут и лубочная ироническая традиция, и захват территории массмедиа, и ерническое передразнивание обывательского развлечения, и эксперименты поп-арта (для Роя Лихтенштайна, например, фрагменты комиксов стали источником вдохновения и воспроизведения). Но главное - вложенная в комикс непосредственность при передаче условного сюжета, балансирование на грани детской добродушной искренности и строгих цеховых правил, конфликт языка (все эти реплики- "облачка" в устах героев) и изображения. Вернее, симбиоз последних: комикс и рассматривают, и читают одновременно. Вообще, превратить низкое в высокое - главная задача искусства XX века. Так что валоризация (придание ценности) комикса не могла не стать задачей современных художников. Правда, привычных комиксов на выставке Литичевского и Острецова в Московском музее современного искусства нет. Комиксов - как картиночек с подписями. Есть лишь их смешливый дух, которым проникнут отчет об австрийских гастролях художников-партнеров в провинциальном Граце. По технике - это очень сложный проект: картины, объекты, тряпичные скульптуры, картонная и зеркальная инсталляции, видеофильмы. Две придуманные сказки, накладывающиеся друг на друга. Масса подтекстов и коннотаций. Но все равно иначе как материализовавшимся комиксом все увиденное не назовешь. Тут вот что еще важно: комикс как газетно-журнальный продукт осваивал еще и социально-политическую реальность (вспомните большого друга Страны Советов датчанина Херлуфа Бидструпа). И Литичевский с Острецовым благополучно вплетают в вязь своего незатейливого комиксового письма гражданский подтекст. У Острецова сказочная Белоснежка становится лидером левого крыла демократической партии, выступающей за легализацию цвергов - гномов-троллей, которых так любят в Австрии и ставят их скульптурки в садах. И на видео есть политическая демонстрация этих самых комичных цвергов перед мэрией на городской главной площади, и магический процесс превращения похищенного мифическим (тоталитарным) Новым Правительством гнома в его обычное обличье, и восстановление естественного обращения между людьми и фантасмагорическими уродами. И чудесная песенка с припевом "Налей! Налей!! Ты цвергу поскорей!". Честно говоря, наливать следует зрителю, поскольку этот абсурдный фарс без ритуальных 100 грамм кажется полным бредом. Несмотря на высочайшее техническое качество экспозиции, сделанной с мастерством не цверга, а художника-декоратора Острецова. Песня является украшением и той части "Австрийской истории", за которую отвечал Георгий Литичевский. Его "Коровий вальс" до сих пор крутится в моих ушах: "Корова, корова, корова // - На вершину горы дорога, // Травяной аромат, // обнимать всех подряд // - Мы друг друга поймем с полуслова". Взрослый мужик в соломенной шляпе и пальто рвется в коровье стадо с девизом "Каждая корова - художник". Парнокопытные об этом не знают и шарахаются от мольберта, мыча "му-му-му". Однако навязчивый автор сам начинает мычать, надевает на голову бумажную коровью голову, ложится на лужок ("травяной аромат"), и... грацевские коровки подходят понюхать московского гостя. Видеодокументацию этого безобразия сопровождают картины Литичевского и два коровьих муляжа, слившиеся в вальсе. На самом деле более изощренной пародии на современное искусство я давно не видел. Комикс есть комикс: с доходчивой наглядностью Литичевский рассказывает о Йозефе Бойсе (акция "Обучение истории искусства мертвого зайца") и Энди Уорхоле (лозунг "Каждый человек имеет право на 15 минут славы": если человек имеет право, то почему не корова?). Мелодика изысканна, визуальность глуповата. Но зато у нас сейчас провозглашен кризис этой самой визуальности. А экологическая тема превалирует не только в газетах, но и в арт-журналах. Если ко всему вышенаписанному еще добавить тот факт, что именно в Граце начался российский перестроечный арт-туризм (великий Илья Кабаков первый раз устроил свою первую легальную выставку за границей именно в этом городишке), то "мычание" и "наливание" Литичевского и Острецова все больше и больше дополняются вторичными смыслами. За которыми теряется объективная реальность комиксообразной экспозиции. Да и бог с ней, с реальностью. Также в рубрике:
|