Главная | Форум | Партнеры

Культура Портал - Все проходит, культура остается!
АнтиКвар

КиноКартина

ГазетаКультура

МелоМания

МирВеры

МизанСцена

СуперОбложка

Акции

АртеФакт

Газета "Культура"

№ 31 (7592) 9 - 15 августа 2007г.

Рубрики раздела

Архив

2011 год
№1 №2 №3
№4 №5 №6
№7 №8 №9
№10 №11 №12
№13 №14 №15
№16 №17 №18
№19 №20 №21
№22 №23 №24
№25    
2010 год
2009 год
2008 год
2007 год
2006 год
2005 год
2004 год
2003 год
2002 год
2001 год
2000 год
1999 год
1998 год
1997 год

Счётчики

TopList
Rambler's Top100

Палитра

Объективная реальность, данная нам в комиксах

"Австрийская история" Георгия Литичевского и Георгия Острецова

Федор РОМЕР
Фото Ирины КАЛЕДИНОЙ


Г.Острецов. "Австрийская история"

Московский музей современного искусства в самом деле стал таковым - музеем современного искусства. Экспозиции, может, и без звездных имен, но довольно известных художников. Без решительных открытий, но с понятными и традиционными темами для contemporary art. Смерть (Александр Забрин), бытовой мусор (Терхи Хейно), политика, умноженная на социокультурную мифологию (Георгий Литичевский и Георгий Острецов). Стало не стыдно рекомендовать для посещения любопытствующему здание ММСИ в Ермолаевском переулке: такие выставки летом можно обнаружить в любом европейском Кунстхалле. Рутина арт-процесса. Но в России этой рутины нужно было добиться сверхчеловеческими усилиями. И процесс пошел. Добро пожаловать в Ермолаевский, 17.

Два Георгия, Литичевский и Острецов, первыми из наших современных художников начали эксплуатировать эстетику комикса. Именно эстетику, а не практику, ставшую сегодня журнальной повседневностью. Литичевский, дипломированный историк и искусствовед, и Острецов, дизайнер, модельер, выпускник Театрально-художественного училища при Большом театре, вдруг почувствовали странный интерес к китчу, к низовой графической культуре. И ввели дурашливые (если не дурацкие) рисунки в отечественное современное искусство.

Г.Литичевский. "Коровий вальс". 2007 г.

Объяснять значение комикса для contemporary art можно долго, непринужденно и глубокомысленно. Тут и лубочная ироническая традиция, и захват территории массмедиа, и ерническое передразнивание обывательского развлечения, и эксперименты поп-арта (для Роя Лихтенштайна, например, фрагменты комиксов стали источником вдохновения и воспроизведения). Но главное - вложенная в комикс непосредственность при передаче условного сюжета, балансирование на грани детской добродушной искренности и строгих цеховых правил, конфликт языка (все эти реплики- "облачка" в устах героев) и изображения. Вернее, симбиоз последних: комикс и рассматривают, и читают одновременно. Вообще, превратить низкое в высокое - главная задача искусства XX века. Так что валоризация (придание ценности) комикса не могла не стать задачей современных художников.

Правда, привычных комиксов на выставке Литичевского и Острецова в Московском музее современного искусства нет. Комиксов - как картиночек с подписями. Есть лишь их смешливый дух, которым проникнут отчет об австрийских гастролях художников-партнеров в провинциальном Граце. По технике - это очень сложный проект: картины, объекты, тряпичные скульптуры, картонная и зеркальная инсталляции, видеофильмы. Две придуманные сказки, накладывающиеся друг на друга. Масса подтекстов и коннотаций. Но все равно иначе как материализовавшимся комиксом все увиденное не назовешь.

Тут вот что еще важно: комикс как газетно-журнальный продукт осваивал еще и социально-политическую реальность (вспомните большого друга Страны Советов датчанина Херлуфа Бидструпа). И Литичевский с Острецовым благополучно вплетают в вязь своего незатейливого комиксового письма гражданский подтекст.

У Острецова сказочная Белоснежка становится лидером левого крыла демократической партии, выступающей за легализацию цвергов - гномов-троллей, которых так любят в Австрии и ставят их скульптурки в садах. И на видео есть политическая демонстрация этих самых комичных цвергов перед мэрией на городской главной площади, и магический процесс превращения похищенного мифическим (тоталитарным) Новым Правительством гнома в его обычное обличье, и восстановление естественного обращения между людьми и фантасмагорическими уродами. И чудесная песенка с припевом "Налей! Налей!! Ты цвергу поскорей!". Честно говоря, наливать следует зрителю, поскольку этот абсурдный фарс без ритуальных 100 грамм кажется полным бредом. Несмотря на высочайшее техническое качество экспозиции, сделанной с мастерством не цверга, а художника-декоратора Острецова.

Песня является украшением и той части "Австрийской истории", за которую отвечал Георгий Литичевский. Его "Коровий вальс" до сих пор крутится в моих ушах: "Корова, корова, корова // - На вершину горы дорога, // Травяной аромат, // обнимать всех подряд // - Мы друг друга поймем с полуслова". Взрослый мужик в соломенной шляпе и пальто рвется в коровье стадо с девизом "Каждая корова - художник". Парнокопытные об этом не знают и шарахаются от мольберта, мыча "му-му-му". Однако навязчивый автор сам начинает мычать, надевает на голову бумажную коровью голову, ложится на лужок ("травяной аромат"), и... грацевские коровки подходят понюхать московского гостя. Видеодокументацию этого безобразия сопровождают картины Литичевского и два коровьих муляжа, слившиеся в вальсе.

На самом деле более изощренной пародии на современное искусство я давно не видел. Комикс есть комикс: с доходчивой наглядностью Литичевский рассказывает о Йозефе Бойсе (акция "Обучение истории искусства мертвого зайца") и Энди Уорхоле (лозунг "Каждый человек имеет право на 15 минут славы": если человек имеет право, то почему не корова?). Мелодика изысканна, визуальность глуповата. Но зато у нас сейчас провозглашен кризис этой самой визуальности. А экологическая тема превалирует не только в газетах, но и в арт-журналах.

Если ко всему вышенаписанному еще добавить тот факт, что именно в Граце начался российский перестроечный арт-туризм (великий Илья Кабаков первый раз устроил свою первую легальную выставку за границей именно в этом городишке), то "мычание" и "наливание" Литичевского и Острецова все больше и больше дополняются вторичными смыслами. За которыми теряется объективная реальность комиксообразной экспозиции.

Да и бог с ней, с реальностью.

Также в рубрике:

ПАЛИТРА

Главная АнтиКвар КиноКартина ГазетаКультура МелоМания МирВеры МизанСцена СуперОбложка Акции АртеФакт
© 2001-2010. Газета "Культура" - все права защищены.
Любое использование материалов возможно только с письменного согласия редактора портала.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Министерства Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций Эл № 77-4387 от 22.02.2001

Сайт Юлии Лавряшиной;