Главная | Форум | Партнеры![]() ![]() |
|
АнтиКвар![]() |
КиноКартина![]() |
ГазетаКультура![]() |
МелоМания![]() |
МирВеры![]() |
МизанСцена![]() |
СуперОбложка![]() |
Акции![]() |
АртеФакт![]() |
Газета "Культура" |
|
№ 31 (7592) 9 - 15 августа 2007г. |
Рубрики разделаАрхивСчётчики |
![]() |
ТеатрЦветы и цвета жизниИтоги детского сезона Ирина АЛПАТОВА
Право слово, не хочется начинать сей обзор с фразы, что столичный детский театральный сезон едва ли не впервые оказался на удивление хорош. Не хочется лишь по той причине, что фраза эта звучала во всех без исключения откликах на премьерные спектакли для детей. С другой стороны, как не упомянуть в качестве главной приметы сезона изменившееся отношение к подобному сценическому "ответвлению", которое вдруг обрело полноценную, качественную и вполне профессиональную жизнь. Секрет ли, что детские спектакли для многих театров, считающих себя серьезными, - обуза и тяжкая повинность что для режиссеров, что для актеров. А подобное отношение к делу непременно скажется и на зрительском восприятии - взрослым скучно, детям неинтересно. Сегодня, при отсутствии подконтрольного планирования репертуара, многие известные коллективы от подобной работы отказываются в принципе. Имеют право. Детских спектаклей нет в "Сатириконе" и "Современнике", в "Ленкоме" и "Табакерке", в Театре на Таганке и многих других. Иные же, разово исполнив повинность, отпускают детский спектакль в долгосрочное плавание, порою длиной в 20 - 30, а то и более лет. Притом стремительно меняющиеся временные реалии, влияющие на психологию детского восприятия, другие герои, темы и сюжеты в расчет как-то не берутся.
Качество детских постановок, за редкими исключениями, тоже оставляло желать лучшего. Возникшие несколько лет назад Национальная премия в области театрального искусства для детей "Арлекин" и одноименный всероссийский фестиваль поначалу испытывали явные трудности. И не только в определении победителей, но даже в элементарном формировании фестивальной афиши. Почему в последние месяцы ситуация начала меняться к лучшему? Этот вопрос еще ждет своего ответа. К тому же его стоит искать лишь в том случае, если позитивные сдвиги продолжатся и пойдут по нарастающей, а не застопорятся, как это часто у нас бывает. То ли просто звезды сошлись? То ли Год ребенка оказал свое "датское" влияние? То ли, ужаснувшись театральным вкусам и пристрастиям нынешней так называемой массовой публики, творцы поняли наконец, что перспективного зрителя нужно как-то готовить? О проблемах детского театра заговорили еще в самом начале минувшего сезона, в том числе и на очередном съезде СТД РФ, где этот вопрос был одним из основных. Да, собственно говоря, и первой премьерой сезона весьма симптоматично стал именно детский спектакль "Муми тролль и комета", представленный в Театральном центре "На Страстном" режиссером Константином Богомоловым и сборной актерской командой. Симптоматичен он еще и потому, что был сделан в условиях "свободного театра", антрепризы, где основным побудительным мотивом становится лишь собственное желание поставить и сыграть то или иное произведение. То, что желание это было направлено на сказку, весьма любопытно, а грант "Открытой сцены" позволил ему успешно осуществиться. Кстати, назвать "Муми тролля" исключительно детским спектаклем, наверное, будет не совсем правильно. Традиция создания произведений для "семейного просмотра", тщательно окученная современным американским кинематографом, потихоньку начинает возрождаться и в отечественном театре. А это значит, что мамам и папам предлагается не просто подремать пару часов, отрабатывая воскресную повинность по приобщению чада к культурным ценностям, но и самим активно включиться в просмотр. Спектакль Богомолова получился весьма многослойным - пока дети следят за приключениями и превращениями, взрослые могут оценить ироничные или меланхолические подтексты, дабы собственное время не было потрачено зря. Явно семейным спектаклем оказались и "Сказки на всякий случай", поставленные Владимиром Богатыревым в РАМТе. Это действо безоговорочно выбилось в лидеры детского сезона и уже успешно прокатилось по нескольким фестивалям. Крохотные новеллы писателя Евгения Клюева, живущего ныне в Дании, усилиями режиссера и актеров трансформировались то в скетчи, то в притчи, в волшебные истории и ироничные анекдоты. Здесь оживали пирожки и чайники, дверные ручки и прочая утварь, мечты и облака. Актеры же были наивны и темпераментны, как первокурсники, а порой мудры и печальны, как опытные мастера. Опять же дети впитывали прекрасную "ложь" волшебной сказки, а взрослые считывали намек на истинное положение вещей. И еще неизвестно, кто остался более доволен. Вообще, этот детский сезон оказался замешен на множестве открытий - драматургических, режиссерских и прочих. В качестве литературой основы часто выбирались вещи нетривиальные. Тот же Клюев для российского театра - открытие. А в Новом драматическом театре вспомнили русского писателя-эмигранта Ивана Шмелева с его философской сказкой-притчей "Догоним солнце" (режиссер Наркас Искандарова). В Театре "Эрмитаж" со сцены зазвучали детские стихи Саши Черного. И между прочим, всемирно известная Туве Янссон никогда не инсценировалась российскими театрами. А режиссер Андрей Бадулин в ЦАТРА сам написал оригинальное произведение "Похищение принцессы фей" по мотивам современных сказок. Но даже если в работу бралась хрестоматийнейшая "Золушка" в обработке Евгения Шварца, то и она подвергалась современной театральной версификации. Художественный руководитель РАМТа Алексей Бородин и сценограф Станислав Бенедиктов раскрасили известную сюжетную "картинку" в яркие цвета настоящего итальянского карнавала, придали действию некое сходство с комедией дель арте. Быть может, от этого спектакль подпитался карнавальной энергетикой и стал настолько динамичным, что не позволял отвлечься ни на секунду. Впрочем, постановки этого сезона не грешили подобострастным осовремениванием, не превращались в модные компьютерные игрища и не заставляли сказочных героев говорить на подростковом сленге. Хотя в сезоне прошлом этим немало удивили Буратино и Красная Шапочка. Быть может, отдельные постановки на этом фоне и выглядели чуть старомодно, но это последнее не оборачивалось ветхостью и банальщиной. Так, например, в спектакле "Рот без замочка" в "Эрмитаже" (режиссер Сергей Олексяк) практически отсутствовали броские постановочные приемы, но зато все эти гипертрофированные предметы мебели и оживающие игрушки были близки и понятны малышам. Кстати, эта постановка тоже по-своему уникальна, поскольку предназначена для совсем уж юных зрителей, лет этак с трех. А это у нас - великая редкость. Да и сам Театр "Эрмитаж" впервые выпустил детский спектакль, что тоже небезынтересно. Зато по части зрелищности подобные постановки могут дать фору многим другим. Оно и понятно с точки зрения психологии детского восприятия. Ну нравится детям, когда вокруг шумит праздник, все поют и танцуют, что с этим поделаешь? Немногочисленные же опыты погружения ребенка в эстетику "бедного" театра редко дают качественные результаты. Разве что небезызвестный Петр Зубарев из Театра "Желтое окошко" (Мариинск) в этом преуспел. Но он скорее исключение. А зрелищные приемы могут быть разными, как сценографическими, так и постановочными. Например, американский режиссер Роберт Олингер, ученик Камы Гинкаса, в своем спектакле "Питер Пэн" на сцене МТЮЗа научил героев летать под самыми колосниками - рискованно, но раскованно. А "Похищение принцессы фей" в ЦАТРА - умопомрачительная красочная феерия с элементами цирка и спорта (художник Михаил Смирнов). В спектакле "Догоним солнце" Нового драматического театра восхищает сказочное дефиле лесной флоры и фауны, от грибов до бабочек (художник-постановщик Мария Утробина). Естественно, названные спектакли - это лишь часть столичной детской афиши. Может быть, наиболее интересная и значимая ее часть. Конечно, были и другие постановки - кукольные, музыкальные, драматические. То, что их много, - уже достоинство. Но главнее другое - здесь нет "дежурных" работ. Детскими спектаклями в Москве сегодня занимаются и солидные худруки, и молодые модные режиссеры, и даже иностранцы. Среди сценографов имеются признанные мэтры, в частности Станислав Бенедиктов и Сергей Бархин. Территорию детских спектаклей вовсю осваивают придирчивые критики, не гнушаясь более столь несерьезным занятием. Появилась Национальная премия "Арлекин", да и грантами этот вид творчества не обойден. В общем, можем, если захотим. Главное, чтобы процесс не останавливался. Также в рубрике:
|