Главная | Форум | Партнеры![]() ![]() |
|
АнтиКвар![]() |
КиноКартина![]() |
ГазетаКультура![]() |
МелоМания![]() |
МирВеры![]() |
МизанСцена![]() |
СуперОбложка![]() |
Акции![]() |
АртеФакт![]() |
Газета "Культура" |
|
№ 31 (7592) 9 - 15 августа 2007г. |
Рубрики разделаАрхивСчётчики |
![]() |
КиноАЛЕКСАНДР МИНДАДЗЕ: "Я готов быть режиссером, когда нет другого выхода"Беседу вел Геннадий БЕЛОСТОЦКИЙ
Недавно завершился III Севастопольский международный кинофестиваль. Его жюри возглавлял "генетический" сценарист, сын знаменитого кинодраматурга Анатолия Гребнева, лауреат Государственной премии и множества кинематографических наград Александр МИНДАДЗЕ. Его собственный фильм "Отрыв", ставший режиссерским дебютом, отобран для участия в "Неделе критики" 64-го Венецианского кинофестиваля, который откроется в конце августа.
- Почему Гран-при Севастопольского фестиваля вы присудили картине Валерия Огородникова "Путина", а не какой-то другой? - Картина Огородникова хоть и недоделана, но в ее несовершенстве есть пластическое движение, которое лично меня впечатляет. В ней есть свежесть, в ней больше правды, чем во многих других картинах. Интересно, как режиссер пытается рассказать о людях. У меня вообще сложилось хорошее впечатление о Севастопольском фестивале, он разнообразно представил кино, старое и новое, и зрителей в кинозалах было много.
- Для всех, кто мало-мальски интересуется кино, вы и Вадим Абдрашитов воспринимаетесь как единое целое. И вдруг фильм по вашему сценарию "Космос как предчувствие" снимает не он, а Алексей Учитель. И вдруг вы сами сняли фильм по собственному сценарию. Или не вдруг? - Не вдруг... Постепенно назрела необходимость расшифровать тот замысел, который у меня возник. Только я сам мог выразить пластически то, что хотел сказать, что видел, когда писал "Отрыв".
- А раньше подобные мысли возникали? - Наверное, не возникали, раз только теперь я решился взяться за режиссуру, - просто не было такой потребности.
- А почему "Космос" ушел к Учителю? - Эти вопросы мне задавали множество раз, и у меня стало возникать ощущение, что нынче круг интересов журналистской братии резко дал крен в сторону желтизны. Все ищут конфликт, скандал. Да не было у нас с Вадимом никакого конфликта! И нет здесь никакой тайны. Так сложились обстоятельства: Абдрашитов не мог снимать "Космос как предчувствие" по той простой причине, что к тому времени мы уже жили "Магнитными бурями" и не могли разорваться. А работа Учителя над картиной затянулась, и она вышла на экраны позже, чем "Бури". То, что я сейчас пишу, более условно, более субъективно, слишком много сказанного между строк - это я не мог объяснить словами ни в сценарии, ни в простой беседе, многое здесь из области чувств, ассоциаций, образов. И я решил, что нет другого выхода - надо снимать самому.
- Процесс создания сценариев подчинен каким-то закономерностям? Или это каждый раз происходит по-разному? - Закономерность в том, что окружающий мир меняется и я меняюсь вместе с ним, пытаюсь его как-то отразить. Не стараюсь - это происходит неосознанно. Само время подает мне какие-то сигналы, дает толчок воображению, направляет руку и ум, управляет процессами, которые во мне происходят. Замысел возникает в результате стечения самых разных обстоятельств. Если взять "Космос", то я долго хотел придумать историю о человеке, кажущемся сегодня умным и дальновидным, но в будущем воспринимаемом как неумный и недальновидный. А рядом с ним другой человек, который казался наивным, а оказался прозорливым. То есть два героя словно меняются местами в течение времени. Вот эта диалектика мне показалась интересной. Постепенно история обрастала нюансами, возникло конкретное время, профессии моих героев, их характеры, место действия. Однажды в Сухуми я увидел на заборе надпись: "Здесь живут казаки", и из этого вырос сценарий "Время танцора".
- А из чего вырос "Отрыв"? - Были полуосознанные, внутренние ощущения, вылившиеся в смутное желание проследить путь человека в разных, иногда полярных его проявлениях. Мне показалось интересным экстремальное, в каком-то смысле кощунственное освобождение от обстоятельств собственной жизни, в том числе и личных. Он оказывается без жены, вне тех обязательств, которые нес каждый день, то есть вне повседневности, и... обретает непривычную для себя свободу. Он испытывает внезапную вспышку азарта, вкуса к жизни, становится тем, кем был, когда родился, тем, каким должен был стать по своему предназначению, да вот не стал... Все эти ощущения и размышления постепенно сложились в сюжетную завязку (в авиакатастрофе гибнет жена героя), и стал складываться сценарий. Работа над ним началась два с половиной года назад, и по ходу этой работы я все больше склонялся к тому, что мне самому надо реализовать этот замысел.
- Насколько "режиссерским" был ваш литературный сценарий? - Я видел в своем воображении то, о чем писал, вплоть до мизансцен, в деталях, в общих и крупных планах, фактически я уже тогда "снимал" и потому непосредственно на съемках не испытывал особых затруднений в поиске пластических решений, четко знал, чего мне добиваться от актеров и как добиваться.
- В "Отрыв" вы пригласили людей из провинции, их имена многим ни о чем не говорят. Это ваша позиция или скромный бюджет не позволил задействовать звезд? - Бюджет здесь ни при чем - мне были интересны, с одной стороны, типажи, люди, которые по всем параметрам соответствовали моим представлениям о героях, с другой стороны, нужны были свежие лица, лишенные шлейфа сыгранных ролей - пусть даже и очень хороших. В противном случае возник бы совершенно ненужный контрапункт между тем, что я задумал, и тем, что привнесли бы эти люди, рождающие ассоциации и запечатленные в нашем сознании образами, созданными ими ранее.
- Актерские работы - одна из самых сильных сторон вашей картины, это точное попадание в типаж или результат работы с актерами? - Процесс поиска ничем особым не отличался. Мы искали, где только можно. Мне эти лица показались наиболее подходящими. Откуда естественность и органичность на экране? В немалой степени, наверное, мои актеры почувствовали, поняли, чего я от них добиваюсь, и прониклись замыслом, им было интересно, мы стали соавторами.
- Ваша картина не вписывается в то, что нынче принято называть мейнстримом. Она изначально была ориентирована на не массовую аудиторию? - Мои фильмы никогда не были кассовыми. У нас с Абдрашитовым всегда были свои зрители, но я не скажу, что их было мало, что это элитарная публика. Что касается этого замысла... Это, конечно, некоммерческое кино, не кино для развлечения. Когда я писал, я не думал о зрителе. Мне казалось, что если это волнует меня, то обязательно найдутся люди, которые поймут, почувствуют то же, что и я. Никакого желания быть заумным, непонятным и непонятым у меня не было. Я ориентировался на собственное состояние души, на свое понимание времени, в котором живу.
- Вас лично не тревожит то, как развивается наше кино, каким путем оно пошло? Снимается очень много бездарных, непрофессионально сделанных фильмов... - Да, тревожит. Но примерно такая же картина во всем мире, хотя, может быть, и не в столь тревожных пропорциях. Коммерческая составляющая в кинематографе повсюду диктует погоду на рынке. И не только в кинематографе - в мире все меньше и меньше настоящего искусства. Это касается и театра, и литературы, и живописи, и музыки. Но если в других странах эти тенденции воспринимаются как данность, то мы не можем спокойно это созерцать, потому что совсем недавно в нашей стране было по-другому. В советские времена в искусстве, при всех его издержках, всегда на первом месте было человеческое содержание. Часто наивное и демагогическое, но человеческое, а не товарно-коммерческое. Но никуда не деться от этих тенденций: все меньше и меньше - в процентном отношении от вала - фильмов для души, и нам остается только надеяться, что этот ручеек не пересохнет.
- Мы говорим о коммерциализации, однако коммерческое кино может быть талантливым и бездарным, снятым профессионально и непрофессионально. - Мне кажется, здесь нет причин для тревоги - просто надо переболеть. У нас на этом поприще нет ни традиций, ни опыта. Мы пока учимся, часто просто слепо копируем не лучшие западные образцы. Но рано или поздно научимся. Кстати, и в других областях нашей жизни идет переломный процесс, и идет несколько диковато. Мы все переживаем последствия огромного исторического разлома, обрушившегося на нашу страну, в общем-то революции, которая произошла. И естественно, это не может не отражаться на искусстве. Этим болен и кинематограф, который все сильнее и сильнее связан с большими деньгами. А раз идут большие деньги, то люди, которые владеют этими деньгами, хотят любой ценой получить пригодный для продажи товар и о качестве, а тем более об искусстве, думают в последнюю очередь.
- А нельзя ли как-то бороться с этой болезнью? - Государство, слава богу, продолжает финансово поддерживать киноотрасль, и поддерживать весомо, и это самое сильное лекарство. Не могу себе даже представить, что было бы, если б государство не давало деньги. Сейчас хоть время от времени появляются приличные фильмы, хоть десяток в год, а тогда, уверяю вас, и этих не было бы.
- Подчас диву даешься: с благословения государства снимался заведомо провальный фильм по беспомощному сценарию... - У меня такая позиция: нельзя слишком много требовать от государства, не требуя ничего от людей, которые являются посредниками между государством и художником, а именно от продюсеров. Если раньше художник получал деньги от государства напрямую, то теперь он зависит от продюсера, который к государственным добавляет деньги частных инвесторов и заказывает музыку, - вот ведь в чем дело. Он нанимает художника, выдвигает перед ним те или иные требования, лучше или хуже обеспечивает условия работы. И конечный результат во многом зависит от компетентности, вкусов, организаторских способностей, наконец, порядочности этого человека.
- От продюсеров и режиссеров не раз слышал: беды нашего кино во многом оттого, что нет свежих сценарных идей, мол, хороший сценарий днем с огнем не сыщешь... - К сожалению, это закономерно. В советские времена у нас была сценарная школа, были традиции, плодотворно работали талантливые, замечательные кинописатели. А сейчас все меньше нужен человек с богатым внутренним миром, фантазией, человек, мыслящий образами, способный рождать оригинальные идеи, и все больше простой исполнитель, ремесленник, мастерящий по лекалам то, что можно кое-как прокатать и продать телевизионным каналам. Опять все зависит от того, кто заказывает музыку, - от продюсера. Ему кажется, что это нужно, что люди это будут смотреть, а он заработает. И очень часто - в девяти случаях из десяти - ошибается. Когда я учился во ВГИКе, нас призывали творить, и мы пытались, старались творить, писали исповеди, были романтиками. И в конце концов некоторые из нас становились полноценными кинописателями. Сейчас, насколько мне известно, другой подход - прагматический. Готовят по западному образцу людей для удовлетворения огромных потребностей сериальной индустрии, людей, которые умеют писать диалоги, разбивать примитивные сюжетные линии на последовательность эпизодов. Это тоже профессия - быть "закройщиком", "портным". Замечательно, что люди получают возможность заработать на жизнь, но вряд ли кто-нибудь из них напишет исповедь. Вот одна из причин, почему плохо обстоят дела с новыми сценарными идеями и с хорошими сценариями.
- А почему вы сами не преподаете? - Как говорили замечательные сценаристы Валерий Фрид и Юлий Дунский, талантливого человека научить нельзя - ему не нужны твои советы, потому что он и так талантлив. А человеку неталантливому не нужны, потому что он никогда не сможет ими воспользоваться. Мне жалко своего времени - мне кажется, что я сам еще могу чему-то научиться и что-то написать. Это одна причина, но не главная. А главная, что я не могу отвечать за своих студентов. Представьте, несколько лет я им морочу голову, убеждаю: это, мол, хорошо, а это плохо. И вот они окончили институт, устроились на работу, и выясняется, что мое "хорошо" - вовсе не хорошо, это для них не годится, а то, что в моем понимании плохо и стыдно, на самом деле востребовано. И помочь им я никак не смогу. Это раньше мастер мог взять заявку своего ученика, отнести на студию - и с ним заключат договор. А теперь ученик сам вынужден барахтаться, потому что разорвана связь между творческим вузом и производством, реальной жизнью.
- Как вы считаете, не мешает ли нашему кино то, что многие режиссеры предпочитают снимать по собственному сценарию? - Так было всегда, хотя, может быть, и не в таких масштабах. И дело не только в амбициях, ставших частью бизнеса: если ты не будешь демонстрировать свои амбиции, тебя хуже будут покупать. Все сложнее. Есть режиссеры, которые могут снимать только то, что сами придумали. Но если они при этом не Тарковские и не Висконти?.. Они думают, что самодостаточны и в результате проигрывают вдвойне. Большинство режиссеров и хотели бы снимать по чужим сценариям, но что делать, если не могут найти подходящие? А не могут найти, потому что их очень мало. А мало потому, что в кино не приходят новые кинописатели. У тех же, кто сложился в советскую эпоху и продолжает работать, свой круг, свой мир. Юрий Арабов, допустим. Его экранизируют несколько режиссеров.
- Насколько мне известно, далеко не всегда его удовлетворяет то, как его экранизируют... - И это совершенно естественно, но, как я себе представляю, есть большой элемент везения в том, что они с Сокуровым нашли друг друга. "Солнце", например, очень интересно и сценарно, и режиссерски. И "Молох", и "Телец"... Но Арабов - явление уникальное, а типично то, что вокруг сценаристы, которые научились или учатся обслуживать. Причем не очень хорошо обслуживать. Потому что обслуживать - тоже профессия. В титрах западных фильмов, как правило, несколько сценаристов. Но есть среди них и личности. Гуэрра, Дзаватини, который, по сути, является автором итальянского неореализма.
- Вот уже несколько лет в нашей стране сериальный бум. Это благо для кинодраматургов или вред? - Не хочу быть категоричным: для кого-то благо, для кого-то вред. Для художника - вред, потому что он легко может потерять свой голос. Выжил бы в этих условиях, например, Гена Шпаликов, которого я хорошо помню, поскольку он был рецензентом моего дипломного сценария? Поточное производство съедает, поглощает таких людей. И не только у нас. Много в Америке "штучных" сценаристов? Да человек пять! Три-четыре на всю Европу! Мы привыкли, что у нас всегда было с десяток первоклассных кинописателей, но сейчас почти не осталось достойных упоминания, ярких имен.
- Вы считаете, что кинописатели у нас уже и не появятся? - Личности не могут не появиться, но прошлое, к сожалению, не вернешь. Только у нас сценарии писались прозой и представляли собой литературу, художественные произведения. И даже издавались как литература. И имели успех у читателей. Это всегда поражало западных кинодраматургов. Теперь же у нас пишут по-американски, "лесенкой" - чисто утилитарный, предназначенный только для кинематографического потребления подход. В общем, профессия сценариста умирает, если уже не умерла. Профессия не как ремесло, а в "штучном" виде, в том виде, в каком ее представляли Габрилович, Шпаликов, Григорьев, Гребнев, Клепиков...
- Все ваши совместные с Абдрашитовым фильмы становились событием, были отмечены многими наградами. А "Отрыв", если судить по "Кинотавру", не вызвал такого резонанса. Не потому ли, что сценариста Миндадзе в какой-то степени подвел режиссер Миндадзе? - Да, на "Кинотавре" фильм не "прозвучал", но скорее можно гордиться обществом отвергнутых картин, чем победивших, - не по вкусу жюри пришлись и Кира Муратова, и Алексей Балабанов, и Валерий Тодоровский. Я думаю, что мне удалось достойно реализовать свой замысел, и ни минуты не жалею, что взялся за это дело. А о вкусах не спорят. Вот на предстоящем Венецианском фестивале картина пришлась ко двору.
- Так, значит, у вас не иссякло желание и дальше заниматься режиссурой? - У меня нет цели быть режиссером. И не быть сценаристом. Я готов быть режиссером только тогда, когда понимаю, что нет другого выхода. Но прежде должна быть идея, которая меня вдохновит. Также в рубрике:
|